Обобщение по теме «Человек и его природа»
Вопросы и задания
1. Что следует понимать под обществом в широком и узком смысле слова?
2. Какова взаимосвязь общества и природы? В чем выражается специфика общественных явлений?
3. Почему общество можно характеризовать как систему?
4. Каковы основные сферы жизнедеятельности общества? Проследите связи между ними.
5. Что понимается под общественным отношениями? Какова их классификация?
6. Зачем каждому человеку нужны знания об обществе, в котором он живет?
7. Известный американский социолог прошлого века Г. Спенсер утверждал, что измерением социального прогресса выступает переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному целому, к такому состоянию, при котором общество «служит» составляющим его индивидам.
Можно ли согласиться с этим утверждением? Свой ответ обоснуйте. Какие иные подходы к определению критериев общественного прогресса вам известны? .
8. Какие науки изучают общество? В чем специфика познания социальных явлений?
9. Существует точка зрения, согласно которой обществознание нельзя отнести к строгой науке, так как оно неразрывно связано с интересами людей, с существующими идеологическими течениями. Каково ваше отношение к этой позиции?
10. Нужны ли особенные условия для жизни и воспитания сверходаренной личности?
11. Если справедливо следующее утверждение: «Личность каждой эпохи - все равно, что чужой язык, подлежащий изучению», то не противоречит ли оно положению о социальной сущности человека?
12, Оцените следующие высказывания: «Сократ – характерный представитель античной личности»; «Лучше не пользоваться странными словосочетаниями: «античная личность», «феодальная личность» и т. д., а говорить о соотношении общечеловеческих характеристик с признаками конкретной историко-культурной эпохи»; «Говорить о средневековой или о раннегреческой личности нелепо - люди во все времена любили,
ненавидели, сомневались, завидовали и т. д.».
13. Почему общество заинтересовано в разработке проблем человекознания? Существует ли аналогичная потребность у личности?
14. В чем состоят особенности естественно-научного и гуманитарного познания человека?
15. Выскажите собственное суждение по поводу следующего утверждения: «Проблема человека - центральная проблема человеческой истории». Что понимается под «Проблемой человека»?
16. Составьте схему, отражающую ваше представление о многообразии связей человека с окружающим миром. Выделите существенные связи. Объясните, почему именно эти.
17. Что имеют в виду, когда говорят о проблеме «человека не на своем месте»? Что чувствует такой человек? По каким признакам окружающие делают подобные выводы?
18. Художникам предложили высокую плату за каждую написанную картину на любую тему, присвоение самых высоких титулов и премий, разные жизненные блага при одном условии: их картины никогда не увидит ни один человек, все они останутся в руках авторов. Художники единодушно отказались. Почему? Как бы поступили вы?
19. Попробуйте охарактеризовать типичные, черты современной молодежи (личности), стараясь не употреблять признаков «вечного порядка», т. е. присущих людям всех веков и народов. Результаты работы прокомментируйте.
ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ,
СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ
1. Человек отличается от любого животного тем, что:
А. производит свою собственную окружающую среду;
Б. изменяет окружающий мир;
В. производит себе подобных;
Г. способен действовать универсально;
Д. действует по своим потребностям;
Е. может действовать не только по потребностям, но и по своей воле и фантазии.
2. Приматы - это:
А. примитивные растения;
Б. простейшие живые существа;
В. человекообразные обезьяны;
Г. простейшие грибки и споры.
З. Для человеческого общения свойственно:
А. обмен информацией;
Б. обмен знаниями;
В. обмен эмоциями;
Г. формирование индивидуальности;
д. передача опыта и знаний.
4. Социальная сущность человека
А. всегда была присуща человеку как виду;
Б. неизменна и составляет его отличительное качество;
В. имеет конкретно-исторический характер;
Г. является абстрактом, присущим отдельному индивиду;
Д. является выражением совокупности всех общественных отношений.
5. Какое из приведенных ниже слов пропущено в следующем предложении?
....... - это процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку.
А. познание; Б. сознание;
В. деятельность; Г. творчество.
6. Заниматься самообразованием - это значит:
А. самостоятельно работать с литературой;
Б. посещать факультативные занятия;
В. добросовестно выполнять домашние задания;
Г. работать в школе по индивидуальному плану;
7. Положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом,
полом, происхождением, семейным положением, - это:
А. социальная роль;
Б. социальный статус;
В. семейное положение;
Г. социальная стратификация.
8. Различают три в общем-то близких понятия: человек, индивид, личность.
Человек представляет собой:
А. свободно-творческое и морально-ответственное существо;
Б. лицо, обладающее общими для всех людей качествами и чертами;
В. субъект деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт,
свойств, качеств;
Г. неповторимое сочетание особенностей характера и психического склада, отличающее одного индивидуума от другого.
9. Какие потребности человека являются социальными:
А. в общении с другими; Б. в получении образования;
В. в достижении определенного успеха;
Г. в добывании пищи;
Д. в организации частной жизни.
10. Тип мировоззрения, формирующийся в решающей мере под влиянием жизненных обстоятельств и опирающийся на личный опыт и здравый смысл, - ...
А обыденный тип; Б. научный тип;
В. религиозный тип; Г. гуманистический тип.
11. Из перечисленных способностей отметьте ту, которая
отличает человека от животных:
А способность к общению; Б. способность к игре;
В. способность к подражанию;
Г. способность к сотрудничеству (совместному изготовлению и использованию орудий труда).
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОВЕДЕНИЕ
1. Предметы труда - это...
А. все то, что создано природой;
Б. то, что получается в результате трудовой деятельности;
В. средства, которые используются в процессе производства; .
Г. все то, на что человек направляет свой труд.
2. Наиболее полное определение труда - есть следующее...
А. целесообразная, осознанная деятельность людей, направленная на производство материальных и нематериальных благ;
Б. затраты мускульной и нервной энергии человека на производство материальных и нематериальных благ;
В. совокупность духовных и физических сил, которые тратит человек на производство благ;
Г. умения и навыки людей.
З. Выберите правильное определение практики (практической деятельности):
А. чувственное познание мира с помощью наблюдения и эксперимента;
Б. совокупность реальных действий и поступков субъекта, направленных на достижение
поставленных целей;
В. система необходимых приспособительных действий человека как живого существа;
Г. деятельность, направленная на производство средств к жизни и связанное
с этим преобразование общества и природы.
4. К видам деятельности, характерной только для человека, относится...
А. труд; Б. Игра В. научное творчество; Г. преобразование природы.
5. Социальные нормы поведения людей, установленные государством, реализация которых обеспечивается принудительной силой, - это...
А. традиционные нормы; Б. моральные нормы;
В. политические нормы; Г. правовые нормы.
6. Коммуникация отличается от общения...
А. обменом информацией между партнерами;
Б. однонаправленностью передачи информации от одного (отправителя) к другому (получателю);
В. наличием обратной связи в процессе обмена информацией всеми участниками;
Г. равноправием участников в обмене информацией.
Раздел 2 Понятие об обществе
№ ур | Наименование урока | Источник |
8 | Вводный урок | § 7 |
9-10 | Формы общности людей. Государство. Виды и типы государства | §§ 8-9 |
11-12 | Понятие цивилизации. Цивилизации прошлого. Современная цивилизация. | §§ 10-11 |
13 | Итоговый урок – практикум | |