СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чередующиеся А и О в корне -раст-, -рос-

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в условиях реализации ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«Чередующиеся А и О в корне -раст-, -рос-»


Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

в 5 классе по теме:

«Буквы О - А в корне « раст- ращ -рос».

Тип урока: введение нового знания.

Технология: деятельностный метод обучения.


Основные цели:

1)сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне РАСТ- РАЩ- РОС,

научить умению определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания;

2)закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание; 3)тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.


Ход урока


Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность.


- Добрый день, ребята! Я рада пригласить вас в очередное увлекательное путешествие в удивительный мир русского языка.

- Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

- С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках? (Орфограмма).


-Что такое орфограмма? (слабая позиция в слове). А для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми). Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? (да, конечно). Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют). С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке? (лаг-лож).


Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы:


Изл..гать, тр..па, прил..жить, схв..тить, р..стение, в..дяной, пол..жение


Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? (не совсем, возникли затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем? (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием раст-рос).


Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить? (Дети высказываются, формулируют тему урока и ставят перед собой задачи).


2. «Открытие нового знания» .


Результатом этого этапа будет формирование ориентировочной основы действий.


Способы: диалог, парная работа.


Принцип деятельности.


УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).


-Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием РАСТ- РОС? (можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности).


Предлагаю следующее задание выполнить в парах.


Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.


Растение выращенный вырос

Вырастать взращенный подросли


Все ли справились с заданием? (да). Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях РАСТ-РАЩ-РОС? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных.


3.Первичное закрепление.


Результатом этого этапа будет комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма.


-Ребята, давайте составим алгоритм, чтобы легче запомнить правило. ( Дети проговаривают шаги алгоритма).

(выделить корень; подчеркнуть согласную корня: перед «СТ, Щ» пишем «А», а перед «С» - «О».

А теперь откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом. (дети высказываются).

-Что нового вы узнали из определения ? (Слова исключения: росток, отрасль,ростовщик, Ростов, Ростислав).

Выполним упражнение №451 на новое правило из учебника. Ученики проговаривают в парах условия написания корней РАСТ-РАЩ-РОС и осуществляют взаимопроверку.


- Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (нужно поработать самостоятельно).


4.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя».


Предлагаю написать буквенный диктант. (о-а). Те ученики, которые правильно написали буквы в продиктованных словах, усвоили правило и не сделали ни одной ошибки. Учитель показывает (с помощью ПК) правильный ответ.


Выр..стили ,подр..сли , отр..сль ,взр..щённый , р..стки , разр..статься


пор..сль , вр..сли


5.Тренировочное упражнение с творческим заданием.


Результатом этого этапа будет отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия. Упр.454


Включение в систему знаний


- Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? (Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)


- А теперь тем, кто справился с работой отлично и уверен в своих новых знаниях, я предлагаю выполнить более сложное задание.


Дополнительное задание на ПК


Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора гласных в корнях: Долго р..сло р..стение, выр..щенное р..стовщиком из Р..стова по имени Р..стислав, пока р..сток не перер..с возр..стной барьер, прор..с выше, пройдя сквозь все р..стительные преграды, став добычей работников пищевой отр..сли.


- А те, кто испытал затруднения и допустил ошибки, обратитесь к эталону проверки и выполните упражнение из учебника №... (одно из заданий учебника, по которому идет работа, аналогичное заданию самостоятельной работы. Пока ученики, допустившие ошибки, выполняют упражнение, ребята, работавшие со сложным заданием, по цепочке зачитывают ответы.)


Рефлексия деятельности (итог урока).


Урок заканчивается, значит, надо подвести итог.


Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с корнями ЛАГ-ЛОЖ ( излагали, предполагали, проложили и т.д.).


Домашнее задание по выбору: 1. Выполнить упражнение 455 из учебника. 2. Написать небольшой рассказ «В саду», употребляя


слова и словосочетания с корнями РАСТ-РАЩ-РОС. 3.Составить карточку для соседа на изученное правило.(10 слов с пропущенными буквами в корнях);


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!