СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока для 5 класса по теме: "Правописание чередующихся корней -раст-, -ращ-, -рос-"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение нового материала по теме: "Правописание чередующихся корней -раст-, -ращ-, -рос-, отработка правила.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока для 5 класса по теме: "Правописание чередующихся корней -раст-, -ращ-, -рос-"»

План-конспект урока по русскому языку

5 класс

«Буквы а-о в корне -раст- - -рос- - -ращ-»

Бакурская Юлия, 441 группа


Тип урока – урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

Образовательные:

  • формирование представления о правильном написании чередующихся гласных в корнях –раст- –

-рос- - -ращ-;

  • формирование способности к написанию чередующихся гласных.


Развивающие:


  • развитие орфографической зоркости;

  • Развитие памяти, воображение, речи.


Воспитательные:


  • Воспитание интереса и любви к русскому языку.



Ход урока

  1. Организационный этап, приветственное слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Давайте улыбнёмся друг другу и настроимся на плодотворную работу.



  1. Актуализация полученных ранее знаний:


Итак, давайте вспомним, что такое орфограмма?


(Орфограмма – это место в слове, в котором можно сделать ошибку. Данное место требует знаний определенных правил, при помощи которых возможно не ошибиться)


Хорошо, а в каких частях слова может присутствовать орфограмма?


(В любой части слова)


Согласна с вами. Давайте вспомним, какие орфограммы мы изучали на прошлых уроках?


(Чередование о/а в корнях –лаг-/-лож-, чередование з-/с- в приставках)


Согласна, вспомните пожалуйста, когда в приставке мы пишем с-, а когда з-?


(с- пишется на конце приставки перед глухой согласной в корне; з- пишется на конце приставки перед звонкой согласной корня)


Хорошо, давайте вспомним, когда пишется –а-? И приведите пожалуйста примеры.


(Буква –а- пишется в корнях перед согласной г, и при наличии суффикса –а-. Например: предлагать)


Согласна. А когда пишется гласная –о-?


(Гласная –о- пишется в корнях перед согласной ж и без суффикса –а-. Например: предложить)


Согласна с вами! А теперь давайте поработаем с этими правилами.


(Задание читается с листка. Дети у доски по очереди работают с предложениями. Вставляются орфограммы, объясняются)


Молодцы! А теперь давайте обратимся еще к нескольким картинкам. Итак, перед нами несколько иллюстраций и слов, которые их описывают. Давайте попробуем вставить пропущенные буквы, а потом проверим, что получилось. Свой выбор нужно объяснить.


  1. Кухонное р…стение;

  2. Девочка подр…сла;

  3. Овощи, выр…щенные бабушкой;

  4. Р…стительное масло;

  5. Зар…сли камыша


(Детям предложены картинки и слова, описывающие их. Дети вставляют буквы, пытаются объяснить свой выбор. Далее происходит проверка)


Возникли ли трудности, при выборе гласной?


(Да, корни похожи, а буквы разные)


  1. Объяснение нового материала:


Ваши размышления верны. Проверить орфограммы трудно, а корни похожи. Как вы думаете, как же правильно писать такие слова?


(Дети предполагают, что есть правило написания подобных слов)


Вы абсолютно правы. Сегодня мы познакомимся с новым правилом, которое можно найти в учебнике на стр. 34. Обратите внимание на особые слова, которые являются исключениями. В нашем учебнике их дано гораздо меньше, чем есть на самом деле. Давайте запишем эти исключение на пальчиках, чтобы потом было проще вспомнить. Всего таких слов 5:


  1. Росток

  2. Ростов

  3. Ростислав

  4. Ростовщик

  5. Отрасль


(Дети открывают учебники, читают правило, далее производится фронтальный опрос, фиксирование правила в памятках)



  1. Первичное закрепление:


Хорошо, вы огромные молодцы! Теперь попробуем применить полученные знания на практике.

Откройте учебники на стр. 35. Обратимся к упражнению №451.


(Фронтальная работа. Дети вызываются к доске по поднятой руке. Один работает у доски, остальные записывают в тетради)


  1. Подведение итогов урока:


Итак, сегодня мы с вами познакомились с новым правилом. Давайте еще раз вспомним, когда в корне пишется буква -а, а когда -о.

(Дети повторяют правило)

  1. Запись домашнего задания:

Молодцы. Запишите пожалуйста домашнее задание. (Упражнение 453, стр. 35. Учебник под ред. Т.А. Ладыженской).

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!