План-конспект урока по русскому языку
5 класс
«Буквы а-о в корне -раст- - -рос- - -ращ-»
Бакурская Юлия, 441 группа
Тип урока – урок «открытия» нового знания.
Цели урока:
Образовательные:
-рос- - -ращ-;
Развивающие:
развитие орфографической зоркости;
Развитие памяти, воображение, речи.
Воспитательные:
Ход урока
Организационный этап, приветственное слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Давайте улыбнёмся друг другу и настроимся на плодотворную работу.
Актуализация полученных ранее знаний:
Итак, давайте вспомним, что такое орфограмма?
(Орфограмма – это место в слове, в котором можно сделать ошибку. Данное место требует знаний определенных правил, при помощи которых возможно не ошибиться)
Хорошо, а в каких частях слова может присутствовать орфограмма?
(В любой части слова)
Согласна с вами. Давайте вспомним, какие орфограммы мы изучали на прошлых уроках?
(Чередование о/а в корнях –лаг-/-лож-, чередование з-/с- в приставках)
Согласна, вспомните пожалуйста, когда в приставке мы пишем с-, а когда з-?
(с- пишется на конце приставки перед глухой согласной в корне; з- пишется на конце приставки перед звонкой согласной корня)
Хорошо, давайте вспомним, когда пишется –а-? И приведите пожалуйста примеры.
(Буква –а- пишется в корнях перед согласной г, и при наличии суффикса –а-. Например: предлагать)
Согласна. А когда пишется гласная –о-?
(Гласная –о- пишется в корнях перед согласной ж и без суффикса –а-. Например: предложить)
Согласна с вами! А теперь давайте поработаем с этими правилами.
(Задание читается с листка. Дети у доски по очереди работают с предложениями. Вставляются орфограммы, объясняются)
Молодцы! А теперь давайте обратимся еще к нескольким картинкам. Итак, перед нами несколько иллюстраций и слов, которые их описывают. Давайте попробуем вставить пропущенные буквы, а потом проверим, что получилось. Свой выбор нужно объяснить.
Кухонное р…стение;
Девочка подр…сла;
Овощи, выр…щенные бабушкой;
Р…стительное масло;
Зар…сли камыша
(Детям предложены картинки и слова, описывающие их. Дети вставляют буквы, пытаются объяснить свой выбор. Далее происходит проверка)
Возникли ли трудности, при выборе гласной?
(Да, корни похожи, а буквы разные)
Объяснение нового материала:
Ваши размышления верны. Проверить орфограммы трудно, а корни похожи. Как вы думаете, как же правильно писать такие слова?
(Дети предполагают, что есть правило написания подобных слов)
Вы абсолютно правы. Сегодня мы познакомимся с новым правилом, которое можно найти в учебнике на стр. 34. Обратите внимание на особые слова, которые являются исключениями. В нашем учебнике их дано гораздо меньше, чем есть на самом деле. Давайте запишем эти исключение на пальчиках, чтобы потом было проще вспомнить. Всего таких слов 5:
Росток
Ростов
Ростислав
Ростовщик
Отрасль
(Дети открывают учебники, читают правило, далее производится фронтальный опрос, фиксирование правила в памятках)
Первичное закрепление:
Хорошо, вы огромные молодцы! Теперь попробуем применить полученные знания на практике.
Откройте учебники на стр. 35. Обратимся к упражнению №451.
(Фронтальная работа. Дети вызываются к доске по поднятой руке. Один работает у доски, остальные записывают в тетради)
Подведение итогов урока:
Итак, сегодня мы с вами познакомились с новым правилом. Давайте еще раз вспомним, когда в корне пишется буква -а, а когда -о.
(Дети повторяют правило)
Запись домашнего задания:
Молодцы. Запишите пожалуйста домашнее задание. (Упражнение 453, стр. 35. Учебник под ред. Т.А. Ладыженской).