СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы О-А в корне -раст-, -ращ-,-рос- урок в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Буквы О-А в корне -раст-, -ращ-,-рос-»

Цели урока:  создание  условий для рассмотрения аспектов:

  1. Познавательный : проанализировать случаи чередования гласных о-а в корне - раст- // -рос-//-ращ-; научить распознавать слова с чередующимися гласными в корне, обосновывать выбор гласных;

Развивающий: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, способствовать развитию проблемного мышления учащихся развивать умения самоконтроля;

Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии, использованные на уроке: проблемная, игровая, ИКТ, тестовая, здоровьесберегающая.

Просмотр содержимого документа
«Буквы О-А в корне -раст-, -ращ-,-рос- урок в 5 классе»

Тема урока: «Буквы О-А в корнях -раст-, -ращ-,-рос-»

Цели урока: создание условий для рассмотрения аспектов:

Познавательного : проанализировать случаи чередования гласных о-а в корнях - раст- // -рос-//-ращ-; научить распознавать слова с чередующимися гласными в корне, обосновывать выбор гласных;

Развивающего: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, способствовать развитию проблемного мышления учащихся развивать умения самоконтроля;

Воспитательного аспекта: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии, использованные на уроке: проблемная, игровая, ИКТ, тестовая, здоровьесберегающая.

Оборудование:

Компьютер, карточки для проверочной работы, учебник (Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. Организаций с прил. На электрон.носителе. В 2.ч. Ч.2/ [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.)

Ход урока.

I.Организационный этап. Слайд1

«Мудрым никто не родился, а научился»     

- Прочитайте пословицу на доске. Объясните смысл пословицы. Как это связать с нашей работой на уроке в школе?

Сегодня я желаю на уроке научиться чему-то новому, стать чуточку мудрее.

II. Актуализация знаний

А) Игра "Составь слово"(полученное слово уч-ся разбирают по составу):

- в слове наговорить уч-ся выделяют приставку

- в слове слагала-корень

- в слове писать-суффикс

- в слове решил- суффикс глагола прошедшего времени

- в слове понимала-окончание

Составленное слово-налагала. Слайд 2

Составленное слово с корнем, который мы изучали на предыдущем уроке. Что такое корни с чередованием? - Когда в корнях -лаг- лож- пишется буква А, а когда О? Можно ли подобные слова проверять ударением?

Б) Синтаксическая пятиминутка Слайд 3

  • Разберите предложение по членам

  • Объясните правописание пропущенной буквы.

  • Разберите по составу слово распол…гался.

Туристический лагерь распол…гался в прекрасном лесу в окрестностях Москвы.


III. Основная часть урока.

А) Изучение новой темы. Слайд 4

В данных словосочетаниях необходимо вставить пропущенные буквы. Пробное действие

Распол..гаться на берегу выр..стет тюльпан

Предпол..жить ответ выр..щенный сад

подр..сли на грядке

отр..сль хозяйства

Сможем ли мы сделать это безошибочно, почему? Сформулируйте тему и цель сегодняшнего урока. (Формулируют ученики) Слайд 5-6

Ученики выделяют закономерности написания гласных в корнях данных слов (на экране монитора)

произрастает выросла

выращивать заросли

растение водоросли

  • Объясните условие выбора гласных О – А в корне.

  • Ребята формулируют правило, открывают учебник и сравнивают с правилом в параграфе. Записываем несколько примеров с графическим объяснением орфограммы.

Далее на экран выводятся слова-исключения (-раст-: росток, Ростислав, Ростов, ростовщик; -рос-: отрасль; с объяснением значений незнакомых слов). Ученики записывают их в свою тетрадь. Слайд 7-8

Б) Работа с алгоритмом действий. Слайд 9

- Сможем ли мы теперь безошибочно вставить буквы в те слова, которые прозвучали в начале урока.Слайд 10

В) Вставка букв в словах на слайде.

  • Физминутка Слайд 11

IV . Тренировочные упражнения

А) Первичное закрепление во внешней речи Слайд 12

Объясните правописание гласной О – А в корне слова.

Листья р…стения, молодая пор…сль, р…сток розы, разр…стаются розы, отр…сль промышленности, мальчик Р…стислав, морские водор…сли, выр…щивание молодняка, город Р…стов, зар…сли камыша, жадный р…стовщик.

Б) Выполнение задания по карточке Слайд 13 -14


А

О

Выр..стили 



Подр..сли 


Отр..сль 



Взр..щённый 



Р..стки 



Разр..статься 



Пор..сль 



Вр..сли



Скороговорка Слайд 15

Росток рос, подрастал, произрастал и, наконец, вырос

В) Работа с приложением к учебнику на электронном носителе. Слайд 16

  • Гимнастика для глаз Слайд 17

Г) Тестовое задание Слайд 18

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

Зар…сли, прил…гать

Предпол…жение, водор…сли

Подр…стать, изл…жение

Отр…щивать, ул…жить

Д) Дополнительное задание Слайд 19

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора гласных в корнях:

Долго р..сло р..стение, выр..щенное р..стовщиком из Р..стова по имени Р..стислав, пока р..сток не перер..с возр..стной барьер, прор..с выше, пройдя сквозь все р..стительные преграды, став добычей работников пищевой отр..сли.

Е) Выполнение упражнений учебника №451(письменно), 452 (устно), 453(письменно)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия Слайд 20

  • Какую цель мы поставили на уроке?

  • Достигли ее? Докажите

  • В чем вы испытали затруднения?

  • Что вам помогло их преодолеть?

VI .Домашнее задание Слайд 21

1)параграф 85, (выучить правило),

  1. упр. 454, 455( по выбору)

  2. упр. 456 (устно)

  3. А тем, кто уверен в своих знаниях, выполнить творческое задание: придумать шуточные четверостишия с использованием слов с чередующимися гласными А и О в корнях -раст- -ращ- -рос-

Слайд 22


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!