СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

“Человек без мечты, что птица без крыльев”

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«“Человек без мечты, что птица без крыльев”»

Методическая разработка урока литературы в рамках введения Итогового сочинения как формы государственной итоговой аттестации обучающихся по направлению “Мечта и реальность”, тема “Человек без мечты, что птица без крыльев” в 10(11) классе.

Цели:

1)Образовательная:

- познакомиться с процедурой написания сочинения;

- выявить требования к итоговому сочинению;

- рассмотреть основные аспекты написания сочинения;

- создать образцы заготовок (вариантов) к сочинению по предложенной теме, используя представленные аргументы из рассмотренных литературных произведений;

- провести краткий анализхудожественного строя литературных произведений, предложенных в качестве аргументов для сочинения (“Крыжовник” А.П. Чехова, “Обломов” И.А. Гончарова, “Гранатовый браслет” А.И. Куприна).

2)Развивающая:

- развить коммуникативные навыки, диалогическую и монологическую речь, аналитическое мышление;

- совершенствовать навыки работы с художественным текстом;

- уметь высказывать свою точку зрения, аргументировать высказывания.

3)Воспитательная:

- отношение человека к мечте, как к одной из величайших ценностей, определяющих его духовный мир;

- каждый человек имеет право мечтать;

- мечты помогают человеку познать самого себя.

По итогам данного урока учащиеся должны:

- иметь представление о структуре итогового сочинения;

- иметь представления о требованиях к сочинению;

- знать алгоритм написания сочинения;

- понимать значение слова “мечта” и ответить на вопрос:“Почему человек без мечты, как птица без крыльев?”;

- усовершенствовать умение анализировать художественный текст в единстве формы и содержания.

Тип урока: Комбинированный.

Вид урока:Развернутая беседа с классом.

Методическая оснащённость:

- тексты художественных произведений;

- компьютер;

- экран;

- ватман для рисования.

Методы:

-эвристический, частично-поисковый;

- самостоятельная работа;

Методические приёмы:

- рассказ учителя;

- выразительное чтение;

- аналитическая беседа;

- проблемные вопросы.

Виды деятельности учащихся:

- подбор материала из художественного произведения для ответа на заданный учителем вопрос;

- выразительное чтение отрывков-характеристик , анализ портретов героев;

- пересказ эпизодов повести с элементами анализа текста;

- анализ образа героя;

- самостоятельная формулировка выводов.





План урока:

  1. Знакомство с алгоритмом Итогового сочинения.

  2. Знакомство с направлениями сочинения 2018-2019 года.

  3. Определение темы сочинения.

  4. Работа над тезисом сочинения “Что такое мечта?”.

  5. Работа над аргументами к сочинению.

  6. Создание рабочих набросков к сочинению (вступление, аргумент-1, аргумент-2, заключение.)

  7. Рефлексия.

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Итоговое сочинение по литературе является предварительным экзаменом – допуском к итоговой аттестации в формате ЕГЭ.

Основные требования: (Слайд №2)

Время: 3 часа 55 минут;

Объём: от 350 слов (250 – минимум; если слов недостаточно, сочинение оценивается в 0 баллов. Максимальное количество слов не устанавливается.)

1) Основное требование - раскрыть предложенную тему с привлечением литературных аргументов.

2) Литературный аргумент должен подтверждать Вашу позицию по проблеме.

3) Соблюдение композиции сочинения.

Сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по следующим критериям:

1. Соответствие теме;

2. Аргументация. Привлечение литературного материала;

3. Композиция и логика рассуждения;

4.Качество письменной речи;

5.Грамотность.

Критерии 1 и 2 является основными.
Сочинение без литературных аргументов оценивается в ноль баллов.

- Не стоит выбирать тему, в рамках которой вы не сможете сформулировать литературный аргумент, который подтвердит вашу позицию по проблеме.

- Выбирайте самую простую и понятную тему.

Когда вы выбрали тему, постарайтесь сформулировать основной тезис – мысль, которую вы будете обосновывать в своём сочинении. Важно придерживаться изначально выбранной мысли и темы сочинения.

Направление – это не тема самого сочинения, а лишь вектор, в котором будет сформированы темы.

Например:

-“Отцы и дети” – соперники или союзники?;

-“Искусство и ремесло” Когда кончается ремесло и начинается искусство?;

-“Мечта и реальность” Человек без мечты, что птица без крыльев.

Сегодня я предлагаю вам поработать над последним направлением и предлагаемой темой.

- Давайте зададимся вопросом: что такое мечта?

- Как вы считаете?

- У меня такое определение: (Слайд №16)

Мечта- предмет желаний, то, что находится в нашем воображении.
Человеку нужна мечта. Именно с нее начинаются все великие открытия и изобретения, она является движущей силой любого начинания. В ней мы рисуем свое будущее, раскрываем свои способности и таланты, убеждаемся в том, что мы можем сделать многое.
- Вы согласны с ним?

Каждый человек наделён воображением. С самого раннего детства воображение начинает владеть нашими мыслями. Оно, словно кисть, благодаря которой мы можем нарисовать вещи и явления, которых ещё никогда не видели.

И именно благодаря воображению у человека появляются мечты.

Сначала они совсем простые и легко осуществимы.

- Вспомните, о чём вы мечтали в детстве? (ответы учащихся).

Человек начинает расти и познавать мир, он расставляет приоритеты, у него появляются свои предпочтения. И вместе с человеком растут и его мечты. Они становятся более конкретными, количество их может расти.

- А как изменились ваши мечты сейчас, когда вы повзрослели? (ответы учащихся).

- Конечно, в соответствии с возрастом растут и наши потребности, появляются новые желания, стремления и цели.

- А может быть такое, что у человека не одна мечта, а несколько? (ответы учащихся).

- Да, я думаю, в мире гораздо больше мечтаний, чем людей.

- Можно ли сказать, что с возрастом мечты становятся более конкретными? Почему? (ответы учащихся).

- Мы взрослеем, учимся планировать, конкретизируем, расставляем приоритеты.

- В своём сочинении вы должны обосновать главную мысль, которая звучит как? (см. название темы)

- Почему человек без мечты в цитате сравнивается с птицей без крыльев? (ответы учащихся)

- Потому что трудно представить себе птицу без крыльев, без них она не сможет летать, то есть выполнять одну из своих функций, предназначенных природой. Так и человека затруднительно представить без мечты, она очень нужна ему, именно с мечты начинаются все великие открытия и изобретения, она является движущей силой любого начинания, даёт раскрыть свои способности и таланты.

- А встречаются ли всё-таки люди, у которых мечты нет? (ответы учащихся).

Ведь есть же птицы, у которых есть крылья, но летать они не могут… Или не хотят?!? (например: страусы, пингвины, бакланы, султанки)

- А отчего зависит, исполнится ли мечта или нет?

От многих обстоятельств:

  1. От окружающей действительности;

  2. Образования, политической обстановки;

3.Мировоззрения человека

4.Семьи, друзей, поддержки окружающих.

Но, главное, прежде всего от самого человека.(слайд №17).

-Итак, как мы уже сказали выше, в сочинении нам нужны два аргумента из литературы.

Я хочу предложить вам три столбика, в каждом из которых перечислены фамилии героев конкретного произведения.

(Слайд №18). (Три столбика с фамилиями, учащиеся должны назвать произведения).







1.
-Н. И Чимша-Гималайский;
-П.К. Алехин;
-Буркин.

2.
-И.И. Обломов ;
-А.М. Пшеницына;
-А. Штольц;
-О. Ильинская.

3.
-В.Н. Шеина;
-Генерал Аносов;
-Г.С.Ж.;
-Н.Н. Булат-Тугановский;
-В. С. Шеин.

Итак, вы совершенно верно определили названия произведений:

  1. «Крыжовник» А.П.Чехова

  2. «Обломов» И.А.Гончарова

  3. «Гранатовый браслет» А.И.Куприна

Давайте назовем фамилию одного из героев в каждом столбике, история жизни которого может служить нам доказательством, аргументом для темы нашего сочинения.
а) Г-н Желтков
б) Обломов И.И.
в) Н.И. Чимша-Гималайский.
Сегодня я пригласила ученицу одиннадцатого класса, которая на протяжении многих лет занимается творчеством и обучается в образцовой художественной школе. Сейчас она создаст на ваших глазах портретные зарисовки, вам надо будет предположить, угадать, назвать, кому из выше названных героев они принадлежат.(Ученица рисует портреты).
Итак, это были портреты, по которым вы легко угадали героев. Что вам помогло это сделать? Ведь у каждого из них есть свои особенности.
-Давайте по составленным характеристикам героев определим, кому конкретно они принадлежат.

(Слайд №19).

-Мечты пусты, но наполнены теплом и духовностью.

-Апатичен.

-Теряется в простых житейских задачах.

-Сохранил чистое сердце, душевную наполненность, доброту.

-Все время проводил на диване в восточном халате, только лишь предаваясь мечтаниям, но так и не сделал ничего для того, чтобы мечта стала явью. (Мечта о своей семье, жене, детях, о искренних и верных друзьях, которые будут его навещать, о приятном времяпрепровождении на природе.)

(Слайд№20)

-Небогатый, незначительный чиновник превращается в самодовольного барина, который заботится только о своем благополучии.

-Его мечты можно обозначить как низкие (жизнь в собственном имении, в котором обязательно должен расти крыжовник на участке рядом с домом.)

-Особенное счастье он чувствует , когда берет с тарелки крыжовник, кладёт его в рот, приговаривая: “Как вкусно!”

На самом деле ягоды кислые и жесткие, но герой счастлив: он воплотил свои мечты в жизнь… а как– неважно…

(Слайд№21)

-Любящий самозабвенно и кротко, самоотверженно и… безнадежно.

-Громадная трагедия души.

-Разве виноват он в любви, и разве можно управлять таким чувством, как любовь?

-Сила любви способна вызвать преображение души, совершенствование личности и духовного мира любящего человека, и одновременно того, кто понял и принял эту любовь.

-Любовь-мечта, даже если она неразделенная, зато он в свою мечту смог посвятить другого человека и осчастливить его, дать ему понять и изведать, что такое настоящее чувство и, таким образом, реализовать своё самое сокровенное желание




-Вернемся к слайду, на котором у нас кластер- схема “Человек и мечта”(слайд №17).

-Кто из указанных героев к какой категории схемы подходит?
Высокая мечта- Желтков;
Пытался, но не….- Обломов;
Неизменные, примитивные желания- Чимша- Гималайский.

Как мы можем использовать эти характеристики в сочинении?

Подводя итоги урока, хочу сказать, что мечты – это билеты в будущую жизнь, и каждый должен воспользоваться этими билетами.

Мечты наполняют нашу жизнь красками, помогают познать нам самих себя. Никогда нельзя лишать себя мечты, ведь человек не может без неё существовать, как и птица без крыльев.

И ещё: где мы в сочинении можем использовать выводы нашего урока?
Конечно, в заключительной его части

И ещё хочу заметить, что я только предложила аргументы, но вы их можете найти сами в других художественных произведениях не только русской, но и зарубежной литературы.

Я могу предоставить дополнительный список литературы, произведениями из которого вы также можете воспользоваться как источником для аргументов. (Слайд №22).

А. Грин «Алые паруса»;

И. Гончаров «Обломов»;

А. Чехов «Крыжовник»;

А. Куприн «Гранатовый браслет»;

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»;

А. Пушкин «Капитанская дочка»;

М. Горький «На дне»;

А. Чехов «Вишневый сад»;

Н. Гоголь «Шинель»;

И. Бунин «Господин из Сан-Франциско»;

А. Островский «Гроза»;

А. Чехов «Ионыч»;

А. Грин «Зеленая лампа»;

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»



Заключительный этап урока

Мечта и реальность связаны между собой.
Когда мы мечтаем о чём-либо, то, несомненно, стремимся к тому, чтобы наши мечты воплотились в действительность, стали реальными.
По теме сегодняшнего сочинения про мечту я подобрала несколько высказываний известных людей. Прочитайте их и оцените. Какое из них вам понравилось больше и почему?
Аргументируйте


1. “Бедный человек не тот, у которого нет ни гроша в кармане, а тот у которого нет мечты.”
© Сократ.

2. “Отсутствие мечты губит народ”
© Джон Кеннеди.

3. “Для тех, кто мечтает о великом и не сомневается в своём мужестве, найдётся место на вершине”
© Шарп Джеймс.

4. “Нам нужны мечтатели. Пора избавиться от насмешливого отношения к этому слову. Многие ещё не умеют мечтать, и, может быть, поэтому они никак не могут встать в уровень со временем.”
© К.Г. Паустовский.

Мечты – не уход от действительности, а средство приблизиться к ней.

-А какую еще цитату, в которой говорится о человеке и птице вы можете вспомнить? Она очень близка к нашей теме. Это цитата
“Человек создан для счастья, как птица для полёта.”

- Какие аналогии можно провести на основе этих двух цитат:
“Человек создан для счастья, как птица для полёта” и “Человек без мечты, что птица без крыльев”?
Что необходимо человеку?
Мечта, её исполнение…. А это и есть счастье.
Мечта и счастье. Без них любой из нас как птица без крыльев.


- Итак, подведем итоги урока:
- реализованы ли поставленные нами цели?
- Получили ли вы, ребята, представление о том, каким должно быть итоговое сочинение?
(Слайд №23).
Согласны ли вы с утверждением,которое заложено в названии сочиненеия ?

Антоль Франс говорил:
“Любая мечта значительно превосходит реальность и, возможно ли, наоборот, если она и есть самая высокая реальность”

Согласны ли вы с его утверждением?

Мечтайте!!! Мечтайте всегда!!! Ведь мы рождены для счастья.
И пусть всегда ваши мечты исполняются !



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!