Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1.Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная ,психологичес- кая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала Воспроизведе-ние ранее изученного. | Вступительное слово: - Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Гульшат Ильфаковна. -Ребята, сегодня мы продолжаем с вами путешествие по стране Русского Языка. В этой стране много достопримечательностей Сегодня нам предстоит интересная и непростая работа. Но для начала вспомним материал предыдущего урока. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку. Отвечают на вопросы. | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. | Устные ответы. |
2.Актуализа-ция знаний. | Воспроизведе-ние ранее изученного. | Итак. Вопросы - Что такое окончание? - Что такое основа слова? - Что такое суффикс? - Что такое приставка? - Что такое корень? А теперь выполните вот эти задания : Сделайте морфемный разбор слов: Снежок, зимний, подморозил. Молодцы. Вот мы с вами и повторили материал предыдущих уроков. А сейчас продолжаем изучение русского языка | Ответы детей Выполняют письменно задания. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные:выполняют учебно-познавательные действия, в материализован-ной и умственной форме;осуществляют для решения учебных задач операции анализа,синтеза,сравнения,классификации,устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. | |
3.Целеполо-гание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися. _Ребята, посмотрите на экран. Там записаны слова. Перепишите эти слова к себе в тетрадь и расставьте ударения. Пчёлка Шёлковый Щёчка Шёпот Крыжовник Шорты шорох -Что общего в этих словах? (во всех словах есть шипящие буквы) -Подчеркните их 2 черточками. -Какие гласные стоят после них? ( Ё-О) Почему же пишутся разные буквы? Вот на этот вопрос мы с вами сегодня постараемся найти ответ вместе. Наша цель на этом уроке - узнать какую букву о или ё писать в корне после шипящих. Работа в тетрадях и на доске Подберите и запишите к этим словам однокоренные слова с буквой Е. Например, пчёлка – пчела (подбирают) -Молодцы. - Ко всем ли словам смогли подобрать однокоренные слова ? (нет) - Зависит ли это от ударения? (нет) - Какую особенность заметили ? (Если в однокоренных словах пишется Е, значит в корне пишем Ё, если нельзя подобрать слово с Е - пишем О). Вывод: есть такие слова,в которых гласная под ударением пишется так же, как и слышится. Это гласная О. Такие слова называются словами-исключениями. Их надо запомнить. Составьте с ними словосочетания. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы, строят высказывания. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учебной деятельности . Познавательные:извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану . Коммуникатив-ные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом учебно-познавательных задач. | Устные ответы |
| Физкульт-минутка Домашняя работа | Ребята, вы любите сказки? (да) А какие бывают сказки? (волшебные, сказки о животных и бытовые) А ещё? (авторские, народные) Творческое задание. Я вам предлагаю стать сказочниками и написать небольшую сказку с теми словами, которые я вам предложу крыжовник, шёпот, шорох, пчёлы ,шёлковый. Написать сказку (10 предложений) | Выполняют элементарные упражнения | фронтальная | | |
4.Практичес-кая деятельность по реализации построенного маршрута | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Наблюдение и анализ языковых единиц. составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа. | Работа в тетрадях и на доске. - Давайте запишем предложенные слова в два столбика: с буквой Ё и буквой О - и подберем к каждому слову однокоренное слово. -Какую особенность вы заметили? (Если в однокоренных словах пишется Е, значит в корне пишем Ё, если нельзя подобрать слово с Е - пишем О. -Сформулируйте самостоятельно правило. А теперь сравните с правилом из учебника. Работа с учебником. - В сад пришел наш Буратино, А в саду крыжовник рос. Он услышал тихий шорох за кустом цветущих роз. Сразу стало интересно. Он накинул капюшон. Кто ж за розой? Неизвестно? Но не испугался он. Он вперед шагнул бесстраш-но. Треск!...И разорвался шов. «Мой капюшон! О, так ужасно!» И Буратино был таков. | Отвечают на вопросы, под руководством педагога строят план работы над заданием, распределяют слова, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы, работают с учебником. | Фронтальная,индивидуальная | Личностные: желают приобретать новые знания, умения совершенствовать имеющиеся. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания, самостоятельно находят информацию в учебниках Регулятивные: Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникатив-ные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Письменная работа |
5.Первичное закрепление. | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике . Письменная работа Словарная работа | -Чтобы не ошибиться в написании слов с этой орфограммой, мы с вами сейчас поработаем на карточках Спишите в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, в словах с пропуском выделите корень, подчеркните орфограммы: 1 вариант - Тонкая ж_рдочка, ч_рствый хлеб, тяж_лая ноша, легкий ч_лн, кривой ш_в, ож_г руку 2 вариант - тихий ш_рох, спелый крыж_вник, ш_ковая терапия, ож_г руки, ж_нглер, ж_сткая щ_тка, (обмен тетрадями) Жёрдочка Ноша Чёлн Жонглёр (план на слайде): 1.Определить часть слова. 2.Если орфограмма в корне, подобрать однокоренное слово с Е. 3.Можно подобрать такое слово-пишем Ё. Нельзя подобрать такое слово-пишем О. -Но существует одна особенность в этом правиле: Если слово с корнем -ЖЁГ- (-ЖЕГ-) является существительным-пишем О, если глаголом -пишем Ё. | Отвечают на вопросы, выполняют упражнения. | Индивидуальная | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза,сравнения,классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления. Коммуникатив-ные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устные ответы. |
6.Самостоя-тельная работа | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений. Словарная работа | Спишите и подчеркните орфограммы на изученную тему «о-ё после шипящих в корне слова», 1.У ч…рной реш…тки на ж…стком диване сидели ж…нглёр и ж…кей, ш…фёр и ш…тландец. 2.Они перебирали крыж…вник, ж…луди и ш…коладные конфеты, которые перемешались в ш…лковом мешке ж…нглёра. жокей | Отвечают на вопросы, работают с учебными пособиями, выполняют упражнения. | Индивидуальная,групповая | Личностные: оценивают усваиваемое содержание. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции по плану. Коммуникатив ные: формулируют собственные мысли,высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Письменная работа |
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке. (Итог) | Заключительная беседа по вопросам | -Какую орфограмму вы выучили? -Какие трудности у вас появились в процессе работы? -Как вы их преодолевали? -Понравилось ли вам на уроке? | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Индивидуальная | Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникатив ные: строят небольшие монологические высказывания | |