СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Буквы о-ё после шипящих в корне слова»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Буквы о-ё после шипящих в корне слова»»

Технологическая карта урока по русскому языку
Тема урока «Буквы о-ё после шипящих в корне слова»

Цель урока

Познакомить с орфограммой. « Правописание О-Ё после шипящих в корнях слов»; выработать алгоритм применения изучаемой орфограммы.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные:
знать: правило написания букв О-Ё после шипящих в корне слова, слова-исключения;
правописание слов с непроверяемыми гласными после шипящих в безударном положении;
уметь: находить и правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Метапредметные:
уметь находить, преобразовывать и передавать информацию, использовать современные телекоммуникационные технологии; уметь работать в команде.
Личностные: положительно относиться к учебе; понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, его значение в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; индивидуальная, фронтальная.

Оборудование

Интерактивная доска(экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока.

Основные понятия

Орфограмма-буква

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1.Мотивация к учебной деятельности









Эмоциональная ,психологичес-

кая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала



Воспроизведе-ние ранее изученного.





Вступительное слово:

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Гульшат Ильфаковна.
-Ребята, сегодня мы продолжаем с вами путешествие по стране Русского Языка. В этой стране много достопримечательностей

Сегодня нам предстоит интересная и непростая работа. Но для начала вспомним материал предыдущего урока.


Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку.






Отвечают на вопросы.









Фронтальная




















Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения совершенствовать имеющиеся.

Познавательные:

понимают познавательную задачу.

Регулятивные:

планируют необходимые действия, операции.

Устные ответы.

2.Актуализа-ция знаний.

Воспроизведе-ние ранее изученного.

Итак. Вопросы

- Что такое окончание?

- Что такое основа слова?

- Что такое суффикс?

- Что такое приставка?

- Что такое корень?

А теперь выполните вот эти задания :

Сделайте морфемный разбор слов:

Снежок, зимний, подморозил.

Молодцы. Вот мы с вами и повторили материал предыдущих уроков. А сейчас продолжаем изучение русского языка


Ответы детей






Выполняют письменно задания.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:выполняют учебно-познавательные действия, в материализован-ной и умственной форме;осуществляют для решения учебных задач операции анализа,синтеза,сравнения,классификации,устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу.


3.Целеполо-гание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися.

_Ребята, посмотрите на экран. Там записаны слова. Перепишите эти слова к себе в тетрадь и расставьте ударения.

Пчёлка

Шёлковый

Щёчка

Шёпот

Крыжовник

Шорты

шорох



-Что общего в этих словах? (во всех словах есть шипящие буквы)

-Подчеркните их 2 черточками.

-Какие гласные стоят после них? ( Ё-О)

Почему же пишутся разные буквы?


Вот на этот вопрос мы с вами сегодня постараемся найти ответ вместе. Наша цель на этом уроке

- узнать какую букву о или ё писать в корне после шипящих.

Работа в тетрадях и на доске

Подберите и запишите к этим словам однокоренные слова с буквой Е. Например,

пчёлка – пчела

(подбирают)

-Молодцы.

- Ко всем ли словам смогли подобрать однокоренные слова ? (нет)

- Зависит ли это от ударения? (нет)

- Какую особенность заметили ?

(Если в однокоренных словах пишется Е, значит в корне пишем Ё, если нельзя подобрать слово с Е - пишем О).
Вывод: есть такие слова,в которых гласная под ударением пишется так же, как и слышится. Это гласная О. Такие слова называются словами-исключениями. Их надо запомнить.

Составьте с ними словосочетания.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы, строят высказывания. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: осознают свои возможности в учебной деятельности . Познавательные:извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные:

планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану .

Коммуникатив-ные:

строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом учебно-познавательных задач.













Устные ответы


Физкульт-минутка





Домашняя работа






Ребята, вы любите сказки? (да)

А какие бывают сказки? (волшебные, сказки о животных и бытовые)

А ещё? (авторские, народные)




Творческое задание.


Я вам предлагаю стать сказочниками и написать небольшую сказку с теми словами, которые я вам предложу


крыжовник, шёпот, шорох, пчёлы ,шёлковый. Написать сказку (10 предложений)






Выполняют элементарные упражнения

фронтальная



4.Практичес-кая деятельность по реализации построенного маршрута

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Наблюдение и анализ языковых единиц. составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа.

Работа в тетрадях и на доске.
- Давайте запишем предложенные слова в два столбика: с буквой Ё и буквой О - и подберем к каждому слову однокоренное слово.
-Какую особенность вы заметили?
(Если в однокоренных словах пишется Е, значит в корне пишем Ё, если нельзя подобрать слово с Е - пишем О.
-Сформулируйте самостоятельно правило. А теперь сравните с правилом из учебника. Работа с учебником.




- В сад пришел наш Буратино,
А в саду крыжовник рос.
Он услышал тихий шорох за кустом цветущих роз.
Сразу стало интересно.
Он накинул капюшон.
Кто ж за розой? Неизвестно?
Но не испугался он.
Он вперед шагнул бесстраш-но.
Треск!...И разорвался шов.
«Мой капюшон! О, так ужасно!»
И Буратино был таков.



Отвечают на вопросы, под руководством педагога строят план работы над заданием, распределяют слова, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы, работают с учебником.

Фронтальная,индивидуальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания, самостоятельно находят информацию в учебниках

Регулятивные:

Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникатив-ные:

осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.




Письменная работа

5.Первичное закрепление.

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике . Письменная работа














Словарная работа

-Чтобы не ошибиться в написании слов с этой орфограммой, мы с вами сейчас поработаем на карточках

Спишите в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, в словах с пропуском выделите корень, подчеркните орфограммы:

1 вариант - Тонкая ж_рдочка,  ч_рствый хлеб, тяж_лая ноша, легкий ч_лн, кривой ш_в, ож_г руку

2 вариант -  тихий ш_рох,  спелый крыж_вник, ш_ковая терапия, ож_г руки, ж_нглер, ж_сткая щ_тка,



(обмен тетрадями)



Жёрдочка

Ноша

Чёлн

Жонглёр







(план на слайде):
1.Определить часть слова.
2.Если орфограмма в корне, подобрать однокоренное слово с Е.
3.Можно подобрать такое слово-пишем Ё.
Нельзя подобрать такое слово-пишем О.


-Но существует одна особенность в этом правиле:
Если слово с корнем -ЖЁГ-
(-ЖЕГ-) является существительным-пишем О, если глаголом -пишем Ё.



Отвечают на вопросы, выполняют упражнения.

Индивидуальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза,сравнения,классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.
Регулятивные:

адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления.
Коммуникатив-ные:

формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


Устные ответы.

6.Самостоя-тельная работа

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений.



Словарная работа


Спишите и подчеркните орфограммы на изученную тему «о-ё после шипящих в корне слова»,

1.У ч…рной реш…тки на ж…стком диване сидели ж…нглёр и ж…кей, ш…фёр и ш…тландец.

2.Они перебирали крыж…вник, ж…луди и  ш…коладные конфеты, которые  перемешались в ш…лковом мешке ж…нглёра.



жокей




Отвечают на вопросы, работают с учебными пособиями, выполняют упражнения.

Индивидуальная,групповая

Личностные:

оценивают усваиваемое содержание.

Регулятивные:

самостоятельно планируют необходимые действия, операции
по плану.
Коммуникатив

ные:

формулируют собственные мысли,высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Письменная работа

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

(Итог)

Заключительная беседа по вопросам


-Какую орфограмму вы выучили?
-Какие трудности у вас появились в процессе работы?
-Как вы их преодолевали?
-Понравилось ли вам на уроке?

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Индивидуальная

Регулятивные:
оценивают свою работу.

Коммуникатив

ные:

строят небольшие монологические высказывания







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!