СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы ч - щ в суффиксе существительных -чик (– щик)/

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  русского языка в 6  классе

Тема урока: «Буквы ч - щ  в суффиксе существительных -чик (– щик) .»

Просмотр содержимого документа
«Конспект откр. урока рус. яз 6 кл»

Учитель « Юсуповская СОШ»

первой квалификационной категории

Горелова Галина Евгеньевна

Урок русского языка в 6 классе

Тема урока: «Буквы ч - щ в суффиксе существительных -чик (– щик) .»

Цели урока: познакомить учащихся с условиями выбора букв ч-щ в суффиксе  -чик (-щик); дать представление о старых и современных профессиях; развивать навыки самостоятельной работы; прививать интерес к русскому языку.

Задачи:

-развивать  умения учащихся анализировать, сравнивать языковые явления, устно и письменно аргументировано  объяснять условия выбора букв  ч-щ  в суффиксах существительных - чик-щик-.

-создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; воспитывать бережное и ответственное отношение к слову и к культуре речи.

-развивать  орфографическую зоркость, умение работать в парах и самостоятельно, выполнять самоконтроль и самооценку.

Этапы работы

Содержание этапа

1

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

Методы: словесные

-Здравствуйте, ребята. Послушайте стихотворение.

На свете много стран больших

И много малых есть,

А для народностей любых

Язык свой – это честь.

Гордиться вправе ты, француз,

Французским языком,

Ты говоришь всегда, везде

На языке своем.

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что вот на русском говорю

Уже я много лет.

Спокоен, весел и певуч,

Насмешлив и суров,

И беспощаден и могуч,

И грозен для врагов.

- Русский язык является ценнейшим нашим достоянием и величайшим достижением. Что значит любить свой язык? Это значит – глубоко, вдумчиво изучать его, говорить чистым, правильным, литературным языком, учиться грамотно писать на нем.

Сегодня на уроке мы и узнаем, насколько грамотно мы научимся писать на русском языке, применяя правила правописания.

Итак , вперед за работу!

2.

Опрос учащихся по изученному материалу.

Лингвистическая разминка.

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

показать (продемонстрировать) умение правильно определять принадлежность имен существительных к определенной группе в зависимости от значения; вызвать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Цель, которую учитель хочет достичь: проверить умения учащихся анализировать значения существительных; выявить затруднения в деятельности учащихся;

Методы организации работы: интерактивная игра «Мешки со словами», устный фронтальный опрос учащихся.

Методы стимулирования: похвала.

Методы оценивания: результаты выдает компьютер.

 Ребята, скажите, пожалуйста, изучением какой части речи мы занимаемся?

(Имя существительное)

*Что оно обозначает? ( Предмет)

* Какие предметы может обозначать имя существительное? (Явления природы, предметы быта, признак как предмет, действие как предмет…)

Я предлагаю вам провести лингвистическую разминку в виде игры, которая называется «Мешки со словами». Ваша задача быстро и правильно разнести слова по нужным мешкам.

Нам встретилось в мешке  имя существительное…………….

* Каким способом оно образовано?

(суффиксальным, с помощью суффикса –чик-)

*Что называется суффиксом?(Слайд  3)

3

А)

Б)

Изучение нового  учебного материала

Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:повторить сведения об имени существительном, для открытия новых знаний.

Цель, которую хочет достичь учительорганизовать работу по повторению сведений об имени существительном, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.

Методы и приемы: создание ситуации затруднения, беседа, сопровождающаяся проблемными вопросами..

Постановка учебной задачи

Цель: обсудить затруднение и сформулировать  цель урока.

- Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с удивительным миром суффиксов. Этой морфеме в нашем языке доверена трудная и интересная работа. Они обогащают наш язык новыми словами. Каждый суффикс имеет свои определенные значения.

*Можно ли по суффиксу определить часть речи, в которой он используется?

    Посмотрим на иллюстрацию ( слайд 4 ).

*Суффиксы каких частей речи вы видите здесь?

Слайд . Фотогалерея.

Давайте погрузимся в мир фотографий. *Кого вы видите на иллюстрациях? (Люди разных профессий). Назовите их.

Вот какие слова у нас получились.

*Как они образованы? ( С помощью суффиксов)

Запишем слово ИЗВОЗ..ИК.

  • В чем сложность при написании слова?  Какую орфографическую проблему вы обнаружили? В какой части слова она находится?

  • ПОПРОБУЙТЕ СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ НАШЕГО УРОКА.

  • Запишем ее в тетрадь. ( слайд 5  )

Правописание букв «ч-щ» в суффиксах существительных –чик-щик-.

4.


Открытие новых знаний.

Цель: создание проблемной языковой ситуации, которая вызовет интерес учащихся к решению лингвистической задачи , связанной с правописанием суффиксов –чик-щик.

Методы: учебный диалог, анализ языковых средств. .

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Цели: эмоциональная разгрузка учащихся.

 В решении этой проблемы мы должны дойти до истины, чтобы не делать ошибок. Ведь наша основная задача – научиться грамотно писать.

  Продолжаем нашу работу.

Назовите людей тех профессий, которые вы видите на экране: слайд 6

Вот какие слова у нас получились.

Каменщик, барабанщик, пулеметчик, извозчик летчик, вертолетчик, бурильщик.

- Всем ли понятно лексическое значение слов?

Работа с толковым словарем Даля. Значение слова « Извозчик»

*Что обозначают суффиксы в этих словах?

(Людей какой-либо профессии или по роду занятий.)

Значение суффиксов мы определили. А проблему еще не решили.

Еще раз внимательно посмотрите на все слова. Проанализируйте их.

 * Как вы думаете, от чего зависит правописание букв «ч-щ»?

Давайте проверим, правы ли вы и обратимся к материалам учебника. (стр.153)

 Работа с учебником.

А теперь вернемся к нашему первому слову  ИЗВОЗ..ИК.

*Какой же суффикс надо писать в слове? Докажите.

- Мы решили  учебную задачу? Составили план разбора имени существительного? Мы молодцы!

-А теперь выполните фонетический, морфемный и словообразовательный разборы этого слова.

Слайд 7  

Физкультминутка. Слайд 8  





5

Закрепление учебного материала

Цель: отработать способ действия при выборе написания букв «ч-щ» в суффиксах существительных –чик-щик-.

Цель, которую ставит перед собой учитель: развивать умения  выбирать способ для правильного написания суффиксов; развитие орфографической зоркости учащихся;

воспитание ответственного отношения к слову и культуре речи.

 Задачи:

- развивать способность учащихся работать самостоятельно и в парах; давать объективную оценку своих знаний и знаний товарищей.

Методы: репродуктивные

А теперь закрепим полученные знания.

Работа по учебнику, с.154, упр.293 с объяснением.

1)Объясните выбор букв «ч-щ» в правописании суффиксов.


2) Цифровой диктант. (слайд 9)

 

(Переводчик, наборщик, рассказчик, разносчик, фонарщик, бетонщик, перебежчик, грузчик, прокатчик)

Ключ для проверки: 1,2,1,1,2,2,1,1,1.


3) Работа по группам.

1 группа (слабые учащиеся): индивидуальная работа по РТ.: с. 31, упр. 56

Выполнить синтаксический разбор предложения:

Барабанщики яростно колотили в барабаны.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное)

Барабанщики – подлежащее, выраженное существительным; колотили – сказуемое, выраженное глаголом; второстепенные члены предложения: колотили во что? в барабаны – дополнение, выраженное существительным; колотили как? яростно – обстоятельство, выраженное наречием.

2 группа (слайд 10. «Корректор»).


4)Проверка  работы по рабочим тетрадям.

 * У кого не оказалось ошибок?

МОЛОДЦЫ!


5) Словарно - орфоэпическая работа.

* Запишите в орфоэпический словарик слово копировать, поставьте ударение.

* Запишите в орфографический словарик слово арматура, подчеркните орфограмму.

* Образуйте от слов копировать, арматура однокоренные слова, обозначающие профессии. ( Копировщик, арматурщик)

* Составьте предложение, в которое вошли бы все три слова: профессия, копировщик, арматурщик.

6

Рефлексия

Цель:  осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса

 Слайд 11    .

*Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали?

*Что нового узнали?

*От чего же зависит правописания букв «ч-щ» в суффиксах существительных?

*Какие задания выполнять было легко и интересно?

*Остались ли какие-то неясности?

 * Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом?

А все ли значения суффикса –чик- мы выяснили?

Мы об этом обязательно поговорим.

7

Домашнее задание

Цель: закрепить способ действия при выборе правильного написания суффиксов –чик-щик-.

Цель, которую хочет достичь учитель: развивать умения учащихся аргументировать правильное написание суффиксов, развивать творческие способности учащихся, их связную письменную и устную монологическую речь.

   

Материал параграфа 44(выучить правило.)

1 группа (слабые учащиеся) – упр.295.

2 группа а) составить связный рассказ

на тему «Новостройки нашего села», употребив существительные, обозначающие людей по профессии.

б) придумать и записать   лингвистическую сказку о суффиксах -чик-щик-.

Всем спасибо за сегодняшнее сотрудничество. Слайд 12





















Просмотр содержимого презентации
«презентация 6 класс»

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Лингвистическая разминка    Интерактивная игра  «Мешки со словами»

Лингвистическая разминка Интерактивная игра «Мешки со словами»

Что такое суффикс?    Суффикс  – значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов.

Что такое суффикс?

Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов.

Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов.  Можно ли по суффиксу определить часть речи, в которой он используется?  Какое лексическое значение могут иметь суффиксы?  -тель- -ер- -ник-  -чик- -щик- --ушк- -онок- -ся- -ыва- -ек- -л- -ну- -а- -ик- --ова- - ива-  --лив- -чив- -оват-  -ов- - ев- -ин- -енн-

Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов. Можно ли по суффиксу определить часть речи, в которой он используется? Какое лексическое значение могут иметь суффиксы?

-тель- -ер- -ник-

-чик- -щик-

--ушк-

-онок- -ся- -ыва-

-ек- -л- -ну- -а-

-ик- --ова- - ива-

--лив- -чив- -оват-

-ов- - ев- -ин- -енн-

Запишите слово извоз…к.  Какую орфографическую проблему вы обнаружили? В какой части слова она находится?  Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Запишите слово извоз…к. Какую орфографическую проблему вы обнаружили? В какой части слова она находится? Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Физкультминутка.   Ну-ка, школьник,  Хватит сидеть!  Время пришло  Встать. Чуть вспотеть!

Физкультминутка. Ну-ка, школьник, Хватит сидеть! Время пришло Встать. Чуть вспотеть!

Цифровой диктант.   Ключ для проверки:  1,2,1,1,2,2,1,1,1.

Цифровой диктант. Ключ для проверки: 1,2,1,1,2,2,1,1,1.

Поиграем в корректора. щ Барабанчики яростно колотили в барабаны. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре. В Нижнем буфетчик рассчитал меня. По колеблющимся мосткам сновали грузщики. Рабочие передавали сменчикам станки. Жестянчики работали на глазах всей улицы.   ч ч щ щ

Поиграем в корректора.

щ

  • Барабанчики яростно колотили в барабаны.
  • Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.
  • В Нижнем буфетчик рассчитал меня.
  • По колеблющимся мосткам сновали грузщики.
  • Рабочие передавали сменчикам станки.
  • Жестянчики работали на глазах всей улицы.

ч

ч

щ

щ

Подведём итоги:  Что нового узнали на уроке о суффиксах имен существительных? Когда же пишется суффикс -чик (-щик)? Какие задания выполнять было легко и интересно? Что вызвало затруднения? Домашнее задание: 1 группа- упр.295. 2 группа-составить связный текст на тему «Новостройки нашего села»

Подведём итоги:

  • Что нового узнали на уроке о суффиксах имен существительных?
  • Когда же пишется суффикс -чик (-щик)?
  • Какие задания выполнять было легко и интересно? Что вызвало затруднения?

Домашнее задание:

1 группа- упр.295.

2 группа-составить связный текст на тему «Новостройки нашего села»

СПАСИБО    ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!