1 | Организационный момент Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой; Методы: словесные | -Здравствуйте, ребята. Послушайте стихотворение. На свете много стран больших И много малых есть, А для народностей любых Язык свой – это честь. Гордиться вправе ты, француз, Французским языком, Ты говоришь всегда, везде На языке своем. А я судьбу благодарю, Мне выше счастья нет, Что вот на русском говорю Уже я много лет. Спокоен, весел и певуч, Насмешлив и суров, И беспощаден и могуч, И грозен для врагов. - Русский язык является ценнейшим нашим достоянием и величайшим достижением. Что значит любить свой язык? Это значит – глубоко, вдумчиво изучать его, говорить чистым, правильным, литературным языком, учиться грамотно писать на нем. Сегодня на уроке мы и узнаем, насколько грамотно мы научимся писать на русском языке, применяя правила правописания. Итак , вперед за работу! |
2. | Опрос учащихся по изученному материалу. Лингвистическая разминка. Цели, которые учитель ставит перед учениками: показать (продемонстрировать) умение правильно определять принадлежность имен существительных к определенной группе в зависимости от значения; вызвать у учащихся интерес к изучению русского языка. Цель, которую учитель хочет достичь: проверить умения учащихся анализировать значения существительных; выявить затруднения в деятельности учащихся; Методы организации работы: интерактивная игра «Мешки со словами», устный фронтальный опрос учащихся. Методы стимулирования: похвала. Методы оценивания: результаты выдает компьютер. | Ребята, скажите, пожалуйста, изучением какой части речи мы занимаемся? (Имя существительное) *Что оно обозначает? ( Предмет) * Какие предметы может обозначать имя существительное? (Явления природы, предметы быта, признак как предмет, действие как предмет…) Я предлагаю вам провести лингвистическую разминку в виде игры, которая называется «Мешки со словами». Ваша задача быстро и правильно разнести слова по нужным мешкам. Нам встретилось в мешке имя существительное……………. * Каким способом оно образовано? (суффиксальным, с помощью суффикса –чик-) *Что называется суффиксом?(Слайд 3) |
3 А) Б) | Изучение нового учебного материала Актуализация опорных знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися:повторить сведения об имени существительном, для открытия новых знаний. Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сведений об имени существительном, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока. Методы и приемы: создание ситуации затруднения, беседа, сопровождающаяся проблемными вопросами.. Постановка учебной задачи Цель: обсудить затруднение и сформулировать цель урока. | - Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с удивительным миром суффиксов. Этой морфеме в нашем языке доверена трудная и интересная работа. Они обогащают наш язык новыми словами. Каждый суффикс имеет свои определенные значения. *Можно ли по суффиксу определить часть речи, в которой он используется? Посмотрим на иллюстрацию ( слайд 4 ). *Суффиксы каких частей речи вы видите здесь? Слайд . Фотогалерея. Давайте погрузимся в мир фотографий. *Кого вы видите на иллюстрациях? (Люди разных профессий). Назовите их. Вот какие слова у нас получились. *Как они образованы? ( С помощью суффиксов) Запишем слово ИЗВОЗ..ИК. В чем сложность при написании слова? Какую орфографическую проблему вы обнаружили? В какой части слова она находится? ПОПРОБУЙТЕ СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ НАШЕГО УРОКА. Запишем ее в тетрадь. ( слайд 5 ) Правописание букв «ч-щ» в суффиксах существительных –чик-щик-. |
4. | Открытие новых знаний. Цель: создание проблемной языковой ситуации, которая вызовет интерес учащихся к решению лингвистической задачи , связанной с правописанием суффиксов –чик-щик. Методы: учебный диалог, анализ языковых средств. . ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Цели: эмоциональная разгрузка учащихся. | В решении этой проблемы мы должны дойти до истины, чтобы не делать ошибок. Ведь наша основная задача – научиться грамотно писать. Продолжаем нашу работу. Назовите людей тех профессий, которые вы видите на экране: слайд 6 Вот какие слова у нас получились. Каменщик, барабанщик, пулеметчик, извозчик летчик, вертолетчик, бурильщик. - Всем ли понятно лексическое значение слов? Работа с толковым словарем Даля. Значение слова « Извозчик» *Что обозначают суффиксы в этих словах? (Людей какой-либо профессии или по роду занятий.) Значение суффиксов мы определили. А проблему еще не решили. Еще раз внимательно посмотрите на все слова. Проанализируйте их. * Как вы думаете, от чего зависит правописание букв «ч-щ»? Давайте проверим, правы ли вы и обратимся к материалам учебника. (стр.153) Работа с учебником. А теперь вернемся к нашему первому слову ИЗВОЗ..ИК. *Какой же суффикс надо писать в слове? Докажите. - Мы решили учебную задачу? Составили план разбора имени существительного? Мы молодцы! -А теперь выполните фонетический, морфемный и словообразовательный разборы этого слова. Слайд 7 Физкультминутка. Слайд 8 |
5 | Закрепление учебного материала Цель: отработать способ действия при выборе написания букв «ч-щ» в суффиксах существительных –чик-щик-. Цель, которую ставит перед собой учитель: развивать умения выбирать способ для правильного написания суффиксов; развитие орфографической зоркости учащихся; воспитание ответственного отношения к слову и культуре речи. Задачи: - развивать способность учащихся работать самостоятельно и в парах; давать объективную оценку своих знаний и знаний товарищей. Методы: репродуктивные | А теперь закрепим полученные знания. Работа по учебнику, с.154, упр.293 с объяснением. 1)Объясните выбор букв «ч-щ» в правописании суффиксов. 2) Цифровой диктант. (слайд 9) (Переводчик, наборщик, рассказчик, разносчик, фонарщик, бетонщик, перебежчик, грузчик, прокатчик) Ключ для проверки: 1,2,1,1,2,2,1,1,1. 3) Работа по группам. 1 группа (слабые учащиеся): индивидуальная работа по РТ.: с. 31, упр. 56 Выполнить синтаксический разбор предложения: Барабанщики яростно колотили в барабаны. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное) Барабанщики – подлежащее, выраженное существительным; колотили – сказуемое, выраженное глаголом; второстепенные члены предложения: колотили во что? в барабаны – дополнение, выраженное существительным; колотили как? яростно – обстоятельство, выраженное наречием. 2 группа (слайд 10. «Корректор»). 4)Проверка работы по рабочим тетрадям. * У кого не оказалось ошибок? МОЛОДЦЫ! 5) Словарно - орфоэпическая работа. * Запишите в орфоэпический словарик слово копировать, поставьте ударение. * Запишите в орфографический словарик слово арматура, подчеркните орфограмму. * Образуйте от слов копировать, арматура однокоренные слова, обозначающие профессии. ( Копировщик, арматурщик) * Составьте предложение, в которое вошли бы все три слова: профессия, копировщик, арматурщик. |
6 | Рефлексия Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса | Слайд 11 . *Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? *Что нового узнали? *От чего же зависит правописания букв «ч-щ» в суффиксах существительных? *Какие задания выполнять было легко и интересно? *Остались ли какие-то неясности? * Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом? А все ли значения суффикса –чик- мы выяснили? Мы об этом обязательно поговорим. |
7 | Домашнее задание Цель: закрепить способ действия при выборе правильного написания суффиксов –чик-щик-. Цель, которую хочет достичь учитель: развивать умения учащихся аргументировать правильное написание суффиксов, развивать творческие способности учащихся, их связную письменную и устную монологическую речь. | Материал параграфа 44(выучить правило.) 1 группа (слабые учащиеся) – упр.295. 2 группа а) составить связный рассказ на тему «Новостройки нашего села», употребив существительные, обозначающие людей по профессии. б) придумать и записать лингвистическую сказку о суффиксах -чик-щик-. Всем спасибо за сегодняшнее сотрудничество. Слайд 12 |