СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных чик – щик.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный: повторение пройденного материала по теме «НЕ с именами существительными»; изучение новой темы «Правописание суффиксов –чик- -щик-»

Просмотр содержимого документа
«Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных чик – щик.»



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

ШКОЛА № 606

с углубленным изучением английского языка

Пушкинского района Санкт-Петербурга

имени Героя Российской Федерации К.Ю. Сомова










Конспект урока русского языка в 5 классе

Тема урока :

Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных чик – щик.



Учитель: Салтанова Т.В.



Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с правилом написания букв ч, щ в суффиксах существительных

–чик и –щик,

  • познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик; 

  • научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик, -щик;

  • расширить кругозор учащихся о профессиях.

Развивающие:

  • развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать;

  • развивать орфографическую зоркость и творческие способности учащихся;

  • продолжать работу по развитию критического, образного мышления;

  • создать условия для развития коммуникативных навыков.

Воспитательные:

  • воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи;

  • воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать мнение других;

  • совершенствование навыков этичного межличностного общения;

  • продолжить формирование уважительного отношения к различным видам профессий.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.


Оборудование:  учебник «Русский язык» 5 класс под редакцией М.М. Разумовской, презентация «Правописание суффиксов -чик- -щик-», индивидуальные карточки с тестами, диск – приложение к учебнику, электронный словарь С.И.Ожегова

Тип урока: комбинированный: повторение пройденного материала по теме «НЕ с именами существительными»; изучение новой темы «Правописание суффиксов –чик- -щик-»; формирование ЗУН; первичный контроль.
















Организационная структура урока


Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации взаимодействия

Формируемые умения

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

В начале урока просит обратить внимание на лист самооценки. На что похож рисунок? Как можно его назвать? Какова наша задача сегодня? Каждое правильно выполненное задание позволит нам подняться на одну ступеньку выше. А таким смайликом мы будем отмечать, насколько успешно мы справились с заданием.

Итак, мы на первой ступеньке лестницы успеха.

Слушают учителя, участвуют в диалоге, рассматривают рисунок (лестница успеха)

фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности;

Регулятивные: принимают и сохраняют задачу, планируют вместе с учителем необходимые действия и операции

Устные ответы

2.актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях

Учитель предлагает выполнить тестовую работу в программе «Русский язык».

(задание на диске «русский язык», словарная работа №3) по теме «правописание суффиксов существительных)

Выполняют тестовую работу, вспоминают правила о правописании суффиксов существительных.

Анализируют свои трудности

Индивидуальная

(используется мобильный компьютерный класс)

фронтальная

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут причины их и пути преодоления

Лист оценки результатов – лестница успеха

3.целеполагание. изучение новой темы

Беседа по вопросам

Прием «Облако мысли»

Учитель предлагает девиз урока:

Друзья, берегите минуту и час
    Любого из школьных дней!
    Пусть станет профессором каждый из вас
    В профессии нужной своей.

    (М. Раскатов.)

Просит объяснить смысл предложения. Выделить ключевые слова и объяснить их.

Учитель задает вопрос: что такое профессия?

Смотрят презентацию, на слух воспринимают информацию, объясняют смысл предложения через выделение ключевых слов и составления цепочки ассоциаций

Рисуют облако мыслей (Берегите – цените, используйте с толком, узнавайте больше; профессор – знаток, умелец;

Объясняют значение слова – профессия, ищут объяснение слова в словаре, выделяют орфограмму


Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию;

Регулятивные:

планируют необходимые действия;

коммуникативные:

строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность.

Устные ответы, работа в тетрадях, работа со словарем


Обращение к субъектному опыту учащихся

Показывает слайд с фотографиями родителей учеников:

Учитель, программист, библиотекарь, сцепщик вагонов. Спрашивает, каким способом образованы эти слова?

Говорит: Ребята! Мы с вами сегодня продолжим знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, т.к. они образовывают новые слова и обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет своё определённое значение, учит нас видеть характер слов.


Смотрят презентацию, отвечают на вопросы, вспоминают способы образования слов, вспоминают названия профессий, слова, образованных суффиксальным способом.

фронтальная

Познавательные:

извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания;

регулятивные: контролируют учебные действия,

личностные: узнают новое, получают мотивацию к учебной деятельности;

коммуникативные:

отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли.

Устные ответы

Постановка проблемы, выявление затруднения

Беседа по вопросам. Иллюстрация природы изучаемой проблемы

Учитель демонстрирует слайд с изображением профессий (летчик, сварщик, носильщик, переводчик). Спрашивает, с помощью каких суффиксов образованы слова. Просит назвать затруднения, переходит к теме урока

Называют профессии, называют суффиксы, с помощью которых слова образованы.

Делают вывод о том, что не знают, в каких случаях писать –чик, в каких – щик. Осознают затруднения, формулируют тему урока, цель урока, планируют совместно план деятельности

Фронтальная

П: систематизируют собственные знания, извлекают нужное из слов учителя и высказываний одноклассников,

Р: осознают недостаточность своих знаний;

К.: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность

Устные ответы

4. Актуализация и пробное учебное действие

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.

Учитель предлагает слова распределить на две группы. Предлагает подумать над вопросом, от чего зависит выбор суффикса

Докладчик

Грузчик

Прокатчик

Разносчик

Советчик

Перебежчик

Танцовщик

Болельщик

Паромщик

носильщик

просит ответить на вопрос, что обозначают суффиксы в этих словах). Предлагает изобразить правило в виде схемы


Читают слова и, сопоставляя их, распределяют по группам, формулируют правило о правописании суффикса –чик- -щик-. Отмечают значение суффиксов. Читают правило в учебнике, сопоставляют со своими выводами.

Правило изображают в виде схемы

Индивидуальная

групповая

Л.: осознают свои возможности в учении, приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся;

Р: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно его используют в решении учебной задачи.

К.: осуществляют совместную деятельность, задают вопросы и отвечают на вопросы


Лист самооценки

5.Самостоятельная работа с самопроверкой

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа. Проверка выполнения

Предлагает самостоятельно выполнить упражнение (вставить пропущенные буквы) электронное приложение к учебнику «Русский язык» 5класс,

Выполняют упражнение, сверяются с правилом,

Индивидуальная

парная

Л.: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий;

П.: устанавливают причинно-следственные связи, систематизируют собственные знания

Лист самооценки

6.Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных знаний

Учитель предлагает поиграть в игру «Корректор». Спрашивает, знают ли ребята значение слова, знают ли, в чем заключается задача этой профессии. На слайде слова:

Работать грузщиком. (грузчик)

Являться рассказщиком (рассказчик)

Юный барабанщик (нет ошибки)

Ответственный приказщик (приказчик)

Опытный резщик (резчик)

Подлый доносчик (нет ошибки)

Профессиональные обходщики (обходчики)

Он стал подписщиком (посдписчик)

Усталый фонарьщик (фонарщик)

Учитель спрашивает, все ли слова известны ученикам.

Объясняют значение слова «корректор», находят слово в словаре, выполняют упражнение

парная

Л.:приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся;

П.: устанавливают причинно-следственные связи;

Р.: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно его используют в решении учебной задачи

Лист самооценки



Учитель предлагает объяснить значение устаревших слов: поденщик, бакенщик, ямщик, челобитчик через установление соответствия между рисунком и словом.

Ребята работают в группах. Устанавливают соответствие и проверяют себя по словарю

Групповая работа

К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения


7. Обобщение изученного

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

Учитель обращает внимание на листы оценок. Предлагает написать на верхней ступеньке лестницы, в какой профессии хотели бы ребята быть профессорами. Читает отрывок из стихотворения В.Маяковского «Кем быть?»

У меня растут года,
будет и семнадцать,
Где работать мне тогда,
чем заниматься?

Спрашивает у ребят, задумывались ли они о том, какую профессию выберут. Спрашивает, какие новые профессии знают.

Делятся своими мыслями о будущей профессии, рассуждают о важности выбора профессии, вспоминают названия современных профессий, составляют цепочку этих слов

Фронтальная

Л.: осознают важность выбора профессии,

П.: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни;

Р.: оценивают свою работу;

К.: формулируют собственные мысли и высказывают свою точку зрения


8.Этап информации о домашнем задании


Учитель предлагает на выбор

Решить кроссворд;

Самостоятельно составить кроссворд на тему «Профессия»;

В обратном словаре найти слова с суффиксом чик –щик, выписать самые интересные


Учащиеся записывают домашнее задание, выбирают задание

Индивидуальная

Р.: планируют необходимые действия


9. Рефлексия

Заключительная беседа с использованием методики «Незаконченное предложение»

Учитель предлагает закончить предложения

Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу…

Я научился…
У меня получилось

Было трудно…




Определяют свое эмоциональное состояние.

Определяют уровень приобретенных знаний

Фронтальная

Р: умение оценивать свое состояние и уровень приобретенных знаний












4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!