Разработка урока в свете требований ФГОС
на тему:
«Буквы «ч» и « щ» в суффиксе имен существительных «- чик-» - «- щик-»
Цель: познакомить учащихся с суффиксом -чик (-щик) и правилом написания букв Ч и Щ в суффиксах.
Задачи: научиться узнавать суффиксы -чик (-щик); развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся; вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
-Добрый день, дорогие ребята, можете садиться. Начинаем наш урок. Попрошу вас быть максимально внимательными и активными, постарайтесь показать то, чему вы научились за это время. На уроке у нас присутствуют гости: обернитесь, рассмотрите их внимательно, чтобы не отвлекаться для этого во время урока. Наши гости пришли, чтобы убедиться в ваших знаниях и активности на уроке.
Начинаем урок. Все необходимые принадлежности (книги, тетради, ручки) должны лежать на столе.
-Открываем тетради, записываем число, «Классная работа». Как всегда оставляем 2 строчки для записи темы урока. Пишем красиво, аккуратно. Про поля не забываем.
Актуализация.
А)Фронтальный опрос.
-Ребята, цель этого этапа урока - вспомнить пройденный ранее материал. Скажите мне, какую часть речи мы с вами начали изучать (имя существительное)
-Какую часть слова мы изучили на последнем уроке? (суффикс)
-А что такое «суффикс»? (значимая часть слова, которая служит для образования новых слов).
-Замечательно, мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов.
Б) Формулировка темы и целей урока.
-Следующая наша цель - постараться определить тему урока, но первоначально обращаюсь к вам за помощью. Мне надо правильно написать слово «ПЕРЕПИС,,,ИК»(на доске). Я не знаю, какую букву мне нужно написать в суффиксе. Вы мне подскажите?
…(варианты ответов)
-Так какую же букву писать: Ч или Щ? Какую орфографическую проблему Вы обнаружили?
А) Посмотрите инсценировку небольшой лингвистической сказки, которую подготовили ваши одноклассники:
"Жили-были суффиксы - ЧИК и - ЩИК , разводили вместе пчел на пасеке. Дело в том, что оба очень любили кушать мед. Как ни странно, одного из них постоянно жалили пчелы, они налетали на него, жужжа: "Д-Т-З-С-Ж, Д-Т-З-С-Ж". Суффикс - ЩИК убегал от них в слезах. А вот его брата, суффикс - ЧИК , пчелы очень любили и угощали медом. С недавних пор суффиксы договорились, что собирать мед будет только - ЧИК , а ЩИК будет приходить к нему в гости и вдоволь наедаться любимым лакомством. Однако до сих пор - ЩИК обходит пасеку стороной. Как только услышит "Д-Т-З-С-Ж" - бежит со всех ног прочь, так что бывает в гостях у брата очень редко".
-Сказка понравилась? Мне тоже, молодцы, ребята.
-Кто может сформулировать тему урока?
(Буквы « ч» и «щ» в суффиксе имен существительных «- чик» («- щи»).
- Как вы думаете, каковы цели нашего сегодняшнего занятия? (научиться находить суффиксы -чик (-щик), научить правильно писать суффиксы -чик (-щик); объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах; находить по опознавательным признакам места применения правил).
3. Работа по новой теме:
А) Наблюдение.
-Ребята, сейчас наша цель - пронаблюдать и выявить закономерность правописания суффиксов -ЧИК-
/-ЩИК-, чтобы не допускать ошибки в будущем.
-Т.О, на что следует обратить внимание при выборе суффикса (на конечную букву корня).
Б) Формулировка вывода самими учащимися.
Кто сформулирует вывод? (перед д-т,з-с,ж пишем ч, опознавательный признак-стечение согласных).
-Давайте сравним с правилом: чтение правила. Мы что-то пропустили, формулируя вывод?
-Обратимся к подсказке в учебнике на с.15 после правила. Кто ее прокомментирует?
- Есть еще один вариант подсказки в виде «звезды». Кто сможет расшифровать ее?
-Давайте срисуем ее в наши тетради для правил. А звезду-подсказку я вывешу на ближайшие уроке на доске, чтобы у вас была возможность даже просто непроизвольно запомнить правило.
- А теперь вернемся к началу урока: какую же букву мы напишем в слове ПЕРЕПИСЧИК? Почему?
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Если я назову слово, где надо писать -чик- -, вам нужно будет 1 РАЗ СЕСТЬ, -щик- - сделать 2 ПРЫЖКА, нет таких суффиксов -3 ХЛОПКА.
Слова: Груз…ик, свар…ик, заказ…ик, клю…ик, вкладчик, мя..ик.
Развитие орфографических умений.
А) Лексический диктант
- Предлагаю вам лексический диктант, оформленный в виде кроссворда. Ваша цель - по лексическому значению определить слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности; объяснить написание букв ч и щ в суффиксе, записать слово, обозначить орфограмму:
1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик.
2. Рабочий, специалист по бетонным работам – бетонщик.
3. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь – подносчик.
4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке – каменщик.
5. Рабочий по проходке горных выработок – проходчик.
6. Рабочий, специалист по типографскому набору – наборщик.
7. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь – учётчик.
8. 1) Лицо, которое снимает, арендует помещение; 2) тот, кто делает съёмку местности – съёмщик.
9. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик.
10. Работник бани, обслуживающий посетителей – банщик.
В) Игра «корректор»
-предлагаю поиграть в корректора (исправить допущенные ошибки в предложениях). Наша цель -найти и исправить ошибки.(по 1 предложению, устно с сигнальными карточками)
Г) Работа на доске и в тетрадях.
5. Итоги.
-Над какой орфограммой мы работали? (тема)
-Что нового узнали на уроке (что когда пишется)
-О чем Вам должны напомнить буквы д,т,з,с,ж?(пишем чик)
-С какими пчелками дружит суффикс –чик-?
За работу на уроке ставлю 5:….4:…3:….
6.Домашнее задание
7. Рефлексия
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Урок окончен, можете быть свободными.
Выходной контроль
слушателя курса
с 09.01. по 15.01. 2014 г.
с. Бижбуляк
Саметовой Людмилы Викторовны
Известная русская пословица гласит: «Смысл слов зависит от того, каким тоном они сказаны».
Действительно, человек часто употребляет слова в переносном значении, передавая смысловые оттенки при помощи интонации.
Для подтверждения сказанного обратимся к тексту А. Лиханова. Так, в предложении 6 используется сравнительный оборот «как хорошая повязка», который характеризует трепетное отношение тети Груни к раненому Алексею. Её слова не только «мягкие» по смыслу, но оказывают еще и целительную силу. А в предложении 19 тетя Груня показана другой. Наречие «сердито» в словах автора подчеркивает возмущение тети Груни к предложению Пряхина «рассчитываться за жилье».
Таким образом, отношение к происходящему человек выражает не только словами, но и своим тоном, интонацией.