СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Буквы «ч» и « щ» в суффиксе имен существительных «- чик-» - «- щик-»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научиться различать суффиксы чик щик. Развивать орфографическую зоркость.

Просмотр содержимого документа
««Буквы «ч» и « щ» в суффиксе имен существительных «- чик-» - «- щик-»»

Разработка урока в свете требований ФГОС

на тему:

«Буквы   «ч»  и  « щ»  в   суффиксе   имен   существительных  «- чик-» - «- щик-»

Цель: познакомить учащихся с суффиксом -чик (-щик) и правилом написания букв Ч и Щ в суффиксах.

Задачи: научиться узнавать суффиксы -чик (-щик); развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся; вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

-Добрый день, дорогие ребята, можете садиться. Начинаем наш урок. Попрошу вас быть максимально внимательными и активными, постарайтесь показать то, чему вы научились за это время. На уроке у нас присутствуют гости: обернитесь, рассмотрите их внимательно, чтобы не отвлекаться для этого во время урока. Наши гости пришли, чтобы убедиться в ваших знаниях и активности на уроке.

Начинаем урок. Все необходимые принадлежности (книги, тетради, ручки) должны лежать на столе.

-Открываем тетради, записываем число, «Классная работа». Как всегда оставляем 2 строчки для записи темы урока. Пишем красиво, аккуратно. Про поля не забываем.

  1. Актуализация.

А)Фронтальный опрос.

-Ребята, цель этого этапа урока - вспомнить пройденный ранее материал. Скажите мне, какую часть речи мы с вами начали изучать (имя существительное)

-Какую часть слова мы изучили на последнем уроке? (суффикс)

-А что такое «суффикс»? (значимая часть слова, которая служит для образования новых слов).

-Замечательно, мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром  суффиксов.

Б) Формулировка темы и целей урока.

-Следующая наша цель - постараться определить тему урока, но первоначально обращаюсь к вам за помощью. Мне надо правильно написать слово «ПЕРЕПИС,,,ИК»(на доске). Я не знаю, какую букву мне нужно написать в суффиксе. Вы мне подскажите?

…(варианты ответов)

-Так какую же букву писать: Ч или Щ? Какую орфографическую проблему Вы обнаружили?

А) Посмотрите инсценировку небольшой лингвистической сказки, которую подготовили ваши одноклассники:

"Жили-были суффиксы - ЧИК  и - ЩИК , разводили вместе пчел на пасеке. Дело в том, что оба очень любили кушать мед. Как ни странно, одного из них постоянно жалили пчелы, они налетали на него, жужжа: "Д-Т-З-С-Ж, Д-Т-З-С-Ж".  Суффикс  - ЩИК  убегал от них в слезах. А вот его брата,  суффикс  - ЧИК , пчелы очень любили и угощали медом. С недавних пор суффиксы договорились, что собирать мед будет только - ЧИК , а  ЩИК  будет приходить к нему в гости и вдоволь наедаться любимым лакомством. Однако до сих пор - ЩИК  обходит пасеку стороной. Как только услышит "Д-Т-З-С-Ж" - бежит со всех ног прочь, так что бывает в гостях у брата очень редко".

-Сказка понравилась? Мне тоже, молодцы, ребята.

-Кто может сформулировать тему урока?

(Буквы  « ч»   и  «щ»  в   суффиксе   имен   существительных  «- чик» («- щи»).

- Как вы думаете, каковы цели нашего сегодняшнего занятия? (научиться находить суффиксы -чик (-щик), научить правильно писать суффиксы -чик (-щик); объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах; находить по опознавательным признакам места применения правил).

3. Работа по новой теме:

А) Наблюдение.

-Ребята, сейчас наша цель - пронаблюдать и выявить закономерность правописания суффиксов -ЧИК-

/-ЩИК-, чтобы не допускать ошибки в будущем.

-Т.О, на что следует обратить внимание при выборе суффикса (на конечную букву корня).

Б) Формулировка вывода самими учащимися.

Кто сформулирует вывод? (перед д-т,з-с,ж пишем ч, опознавательный признак-стечение согласных).

-Давайте сравним с правилом: чтение правила. Мы что-то пропустили, формулируя вывод?

-Обратимся к подсказке в учебнике на с.15 после правила. Кто ее прокомментирует?

- Есть еще один вариант подсказки в виде «звезды». Кто сможет расшифровать ее?

-Давайте срисуем ее в наши тетради для правил. А звезду-подсказку я вывешу на ближайшие уроке на доске, чтобы у вас была возможность даже просто непроизвольно запомнить правило.

- А теперь вернемся к началу урока: какую же букву мы напишем в слове ПЕРЕПИСЧИК? Почему?

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Если я назову слово, где надо писать -чик- -, вам нужно будет 1 РАЗ СЕСТЬ, -щик- - сделать 2 ПРЫЖКА, нет таких суффиксов -3 ХЛОПКА.

Слова: Груз…ик, свар…ик, заказ…ик, клю…ик, вкладчик, мя..ик.

  1. Развитие орфографических умений.

А) Лексический диктант

- Предлагаю вам лексический диктант, оформленный в виде кроссворда. Ваша цель - по лексическому значению определить слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности; объяснить написание букв ч и щ в суффиксе, записать слово, обозначить орфограмму:

1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик.
2. Рабочий, специалист по бетонным работам – бетонщик.
3. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь – подносчик.
4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке – каменщик.
5. Рабочий по проходке горных выработок – проходчик.
6. Рабочий, специалист по типографскому набору – наборщик.
7. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь – учётчик.
8. 1) Лицо, которое снимает, арендует помещение; 2) тот, кто делает съёмку местности – съёмщик.
9. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик.
10. Работник бани, обслуживающий посетителей – банщик.

В) Игра «корректор»

-предлагаю поиграть в корректора (исправить допущенные ошибки в предложениях). Наша цель -найти и исправить ошибки.(по 1 предложению, устно с сигнальными карточками)

Г) Работа на доске и в тетрадях.

5. Итоги.

-Над какой орфограммой мы работали? (тема)

-Что нового узнали на уроке (что когда пишется)

-О чем Вам должны напомнить буквы д,т,з,с,ж?(пишем чик)

-С какими пчелками дружит суффикс –чик-?

За работу на уроке ставлю 5:….4:…3:….

6.Домашнее задание

7. Рефлексия

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Урок окончен, можете быть свободными.











Выходной контроль

слушателя курса

с 09.01. по 15.01. 2014 г.

с. Бижбуляк

Саметовой Людмилы Викторовны







Известная русская пословица гласит: «Смысл слов зависит от того, каким тоном они сказаны».

Действительно, человек часто употребляет слова в переносном значении, передавая смысловые оттенки при помощи интонации.

Для подтверждения сказанного обратимся к тексту А. Лиханова. Так, в предложении 6 используется сравнительный оборот «как хорошая повязка», который характеризует трепетное отношение тети Груни к раненому Алексею. Её слова не только «мягкие» по смыслу, но оказывают еще и целительную силу. А в предложении 19 тетя Груня показана другой. Наречие «сердито» в словах автора подчеркивает возмущение тети Груни к предложению Пряхина «рассчитываться за жилье».

Таким образом, отношение к происходящему человек выражает не только словами, но и своим тоном, интонацией.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!