1. | Языковая разминка. Формулирование темы и целей урока | http://fcior.edu.ru/card/1953/bukvy-ch-i-sh-v-suffikse-chik-shik.html | (открывается 4 задание модуля) - Запишите слова: Что, ширь, рюкзак. -Подчеркните написания, которые не соответствуют произношению. Что вы подчеркнули? Если вы соедините подчеркнутые буквы последовательно, то получите суффикс существительных, правописание которого будет темой нашего урока. -Что вы знаете об этом суффиксе -чик-? -А какое еще значение может придавать суффикс –чик- существительным? (Это нам предстоит узнать). | Учащиеся записывают слова, подчеркивают написания, которые не соответствуют произношению(ч, и, к). Соединят эти буквы последовательно и называют полученный суффикс, говорят о его уменьшительно-ласкательной функции.
Осмысливают тему урока. | 7 мин |
II. | Введение нового материала | http://fcior.edu.ru/card/1953/bukvy-ch-i-sh-v-suffikse-chik-shik.html | – Откройте тетради, запишите тему урока “Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик)”. А теперь, ребята, давайте попробуем образовать при помощи суффиксов -чик, -щик слова. – Вот какие слова мы образовали с буквой «ч» и с буквой «щ» в суффиксе. Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах? Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий. Значение суффиксов определили. А орфографическую проблему еще не решили. Еще раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных -чик, -щик пишется буква ч, когда – щ? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность? Учитель выслушивает ответы учащихся, руководит обсуждением. – Давайте проверим, правильно ли вы ответили. (Открывается 1задание модуля.) – Итак, делаем вывод: (Открывается 2задание модуля) в суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч; в остальных случаях пишется буква щ. Опознавательный признак орфограммы – согласной – стечение согласных.
А теперь обратимся к началу урока: какую же букву мы пишем в слове подпис…ик? Почему? признак орфограммы – согласной – стечение– стечение согласных. А теперь обратимся к началу урока: какую же букву мы пишем в слове подпис…ик? Почему? согласных. А теперь обратимся к началу урока: какую же букву мы пишем в слове подпис…ик? Почему? |
Записывают тему урока, образовывают при помощи суффиксов -чик, -щик слова.
Определяют значение суффиксов -чик, -щик.
Решают орфографическую проблему : находят закономерность в написании букв в суффиксах-чик, -щик Осмысливают правило.
| 10 мин |
III. | Закрепление изученного. | http://fcior.edu.ru/card/1953/bukvy-ch-i-sh-v-suffikse-chik-shik.html | – Давайте проверим то, как вы поняли новую тему. Для этого продолжим выполнение задание 2 модуля. - Ребята, прочитайте слова: каменщик, стекольщик, паркетчик, электросварщик, бетонщик, экскаваторщик, крановщик, водопроводчик -В каком из слов перед суффиксом пишется «ь»? Почему? -Почему другие слова нужно писать без мягкого знака? - Выясните, какие буквы пишутся в суффиксах , зафиксируйте графически « следы своих размышлений». |
Учащиеся работают парами, пишут слова, графически обозначая условия выбора изучаемой орфограммы, делают вывод о написании Ь перед суффиксом –щик: вспоминают правила: Ь – знак мягкости согласного. | 14 мин |
IV. | Самостоятельная работа | http://fcior.edu.ru/card/1953/bukvy-ch-i-sh-v-suffikse-chik-shik.html | – Следующее задание еще раз проверит, насколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему. Выполним 3 задание модуля. Учитель оказывает необходимую помощь в работе учащихся. | Учащиеся выполнят третье задание модуля, закрепляя полученные сведения по новой теме. | 7 мин |