СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биологическое и социальное в человеке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биологическое и социальное в человеке

Просмотр содержимого документа
«Биологическое и социальное в человеке»

6 класс 2ур. Биологическое и социальное в человеке.

Цель урока: способствовать формированию понятия биосоциальной сущности человека

Задачи:

1.образовательная – сформировать представления о двойственной природе человека, о различиях биологического и социального в человеке;

2. развивающая – развивать умения учащихся анализировать информацию, составлять и читать схемы, обобщать и делать выводы;

3.воспитательная – способствовать росту личностного самосознания ученика.

План изучения нового материала:

1.Что такое человек? Происхождение человека

2.Биологическое и социальное в человеке.

3.Наследственность – биологическая сущность людей

4.Роль общества в формировании человека.

Ход урока

I . Организационный момент. Знакомство с новым предметом, учебником (главными понятиями: «Общество», «Человек», «Объект», «Субъект»)

II. Мотивационный этап.

Начнем изучение нашей первой темы со стихотворения

Когда хороший человек рождается на свет,

На нём отметки « хорошо » нигде, конечно, нет.

Но он живёт, растёт, творит, он делает добро,

И каждый, встретившийся с ним, сказал: " Мне крупно повезло! "

Мне повстречался человек отзывчивый такой,

С большой и светлою душой и умной головой.

И если б каждый был таким, жилось бы так светло!!!

Сама Земля сказала б им: " Мне крупно повезло ".

Учитель:

-Как вы понимаете смысл стихотворения?

-Что значит «хороший человек»?

-Почему, если встретился в жизни такой человек, то значит «повезло»?

-Хорошим человеком рождаются или становятся?


Ученики формулируют ответы, пытаются дать точные определения , в результате вступительной беседы приходят к выводу о существовании в человеке черт, данных природой и черт, полученных в результате воспитания и влияния других людей.


Тема нашего урока «Биологическое и социальное в человеке».

-Что означает данная формулировка?

-Какие вопросы мы должны с вами рассмотреть, чтобы разобраться в данной теме?


III. Целеполагание

Проблемный вопрос урока - Что такое «Человек»? Чем человек отличается от животных?

IV. Стадия осмысления.

-Вспомним, когда появился человек на планете? Как изменился в процессе эволюции? Что отличало человека от животных?

Учитель вместе с учениками вспоминает изученное на истории в 5 кл. Ученики дополняют друг друга.

Материал для воспоминания:

С момента появления на Земле и до начала XXI в. века человек прошел длительный путь развития. Если мы мысленно посмотрим весь пройденный путь человечества, то увидим, какие огромные изменения произошли в образе жизни людей, в их внешнем облике, формах общения и в окружающей среде. Ученые уверены, что ни одно живое существо на планете за это время так сильно не изменилось. Только человек смог столь значительно преобразиться сам и преобразовать окружающий мир. Существует множество версий появления человека на Земле. Наиболее распространенными из них являются божественная, космическая и эволюционная теории.

Божественная теория утверждает, что человек, как и все живое на нашей планете, был создан Богом. Космическая теория говорит о том, что жизнь на нашу планету была привнесена из космоса, из иных миров.

Эволюционная теория отмечает, что человек возник в ходе естественной и длительной эволюции жизни на Земле. Но, несмотря на такое многообразие теорий по проблеме происхождения человека, наука с достаточной степенью достоверности утверждает, что древнейшие люди появились на Земле около 2 миллионов лет тому назад в Африке. При этом, первобытный человек значительно отличался от современных людей. Он не умел говорить, а лишь издавал звероподобные звуки, его внешний вид сильно напоминал обезьяну (низкий, скошенный лоб, выдающаяся вперед челюсть, сильно выраженные надбровные дуги, сутулость), объем его мозга был значительно меньше, чем у человека нашего времени. Но при этом, древнейшие люди жили и трудились сообща и отличались от животных умением изготовлять и использовать простейшие орудия труда. По мнению ученых, именно трудовая деятельность способствовала выделению человека из мира животных.


Формирование человека современного вида шло следующими путями:

1) прямохождение;

2) совершенствование руки;

3) совершенствование мозга;

4) формирование трудовых навыков.

Такой человек (в науке его называют «homo sapiens» — «человек разумный») появился около 40 тыс. лет тому назад. К этому времени человек научился говорить, добывать огонь, шить одежду и строить жилище. В коллективной трудовой деятельности человек развивался как существо общественное, социальное.

Заполните таблицу.

Свойства, присущие

Только животным

Только человеку

И человеку, и животному




Свойства: 1)словесная речь 2)сезонная линька 3)строительство жилища 4)обучение потомства 5)потребность в пище 6)зимняя спячка 7)прямохождение 8)потребность в общении 9)умение фантазировать 10)густой покров шерсти 11)способность к действиям по плану

Ученики вносят в таблицу правильные ответы.

Проверяем «Свойства, присущие и ж, и ч», «Свойства, присущие только животному», «Свойства, присущие только человеку».


Учитель: Так мы подошли с вами к пониманию биологического( данного природой) и социального ( появившегося в результате воздействия общества) в человеке

Прочитайте текст в учебнике на стр. 6-10, делая пометки карандашом (смысловое чтение) V - знал это раньше ? вызвало затруднения + новое, не знал раньше.

Дети делятся: что вызвало у них затруднение!

Что нового узнали!

Какое особенное отличие вы нашли человека от животного? (есть в человеке то, что ему не дается при рождении, а чему он должен сам научиться)

ПРИМЕР С БАЛЛУ (зачитать)

В отличие от животных, человек обладает членораздельной речью, сознанием, самосознанием и абстрактным (логическим) мышлением. Человек — единственное существо на планете, в котором соединились природа и дух, он — биосоциальное существо. Биологическое в человеке — это то, что дано ему от природы — физические особенности возраст, пол, вес, внешность, инстинкты, темперамент и т.д. Как природное биологическое существо человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает.

Социальное в человеке — это то, что приобретается им в процессе жизни в обществе: речь, мышление, культурные навыки, навыки общения и т.д. Главным отличием выступает сознание. Сознание — это отражение в головном мозге человека окружающего мира. Сознание включает в себя психику (чувства, память, эмоции, волю) и мышление.

Задание для обучающихся. Назовите пять таких профессий, представители которых ежедневно жертвуют своей жизнью, преодолевая основной инстинкт страха.

Самые яркие примеры преодоления основного инстинкта даёт война. Казалось бы, солдаты, повинуясь инстинкту самосохранения, должны бежать с поля боя и прятаться от опасности, но они идут в бой под огнём противника, идут на смерть ради идеи защиты Родины (что в этот момент преобладает в них? Биологическое или социальное?)

Человека от животного отличают следующие черты (?):

- человек относится осмысленно к своей жизнедеятельности, целенаправленно изменяет и планирует свои действия.

· человек производит свою собственную окружающую среду (жилища, орудия труда предметы быта);

· человек изменяет окружающий мир не только по потребностям, но и по законам нравственности и красоты;

· человек может действовать не только по потребностям, но и по своей воле, фантазии и выбору;

· человек способен действовать универсально, а не только применительно к конкретным обстоятельствам;

Человек способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы: ему свойственен альтруизм, он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, он способен к самопожертвованию. Таким образом, человек — не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире — в обществе. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как биологическому виду. Человеком же разумным он становится под воздействием общества. Он обучается языку, воспринимает общественные нормы поведения, усваивает общественно значимые ценности, регулирующие общественные отношения, выполняет определенные общественные функции. Все вместе эти качества — как прирожденные, так и приобретенные в обществе — характеризуют биологическую и социальную природу человека.


Проблемный вопрос урока - Что такое «Человек»? Чем человек отличается от животных?


V.Стадия рефлексии

У: Что важнее в человеке: биологическое или социальное?

Предлагается прочитать текст учебника «Можно ли влиять на наследственность?» (стр. 10-12)

Учитель: Станет ли человек человеком без влияния общества?

Материал для учителя:

Человеческий организм - это еще не человек в социальном смысле. Ребенок, полностью изолированный от остальных людей, не научится говорить, его мышление не разовьется. Человек становится человеком только тогда, когда он развивается и живет в социальной среде. Социальная среда, семья играют огромную роль в становлении психики человека. У человека возникает особая, не зависящая от биологической природы форма связи между поколениями - преемственность традиций, культуры, науки, знаний. Все это стало возможным благодаря развитию абстрактного мышления, речи, трудовой деятельности. Опыт, накопленный человеком в индивидуальной жизни, не исчезает вместе с ним, а вливается в общечеловеческую культуру.


Подведем итоги:

Я узнал …

Я понял…

Я хотел бы…

Мне показалось сложным (непонятным)…


VI.Домашнее задание. &1 читать, мини-проект “Моя наследственность” (с помощью фотографий показать сходство между родными, написать о тех наследственных признаках, которые вы получили от родителей - цвет глаз, волос, форма лица и тд)


Всем спасибо за урок!

До свидания.








1. Человека отличает от животного наличие

1)эмоций 2)инстинктов 3)восприятия 4)самосознания

2. Примером влияния общества на природу является

1)изобретение громоотвода 2)строительство пирамид в Древнем Египте

3)загрязнение вод Мирового океана 4)открытие закона всемирного тяготения

3. Примером непосредственного влияния природы на общество может служить

1)вырубка леса под строительство жилых домов

2)восстановление почвы после ликвидации свалки отходов

3)разрушение прибрежной зоны отдыха мощным тайфуном

4)организация природного заповедника

4. И человеку, и животному свойственна способность

1)изготавливать орудия труда с помощью других орудий

2)оценивать свое поведение

3)пользоваться предметами, данными природой

4)мыслить абстрактно

5. Существуют различные понятия «общество». Под обществом в широком смысле слова понимают

1)совокупность природных и социальных сил

2)естественную среду обитания человека

3)все человечество в его прошлом, настоящем, будущем

4)патриархальную семью











1. Человека отличает от животного наличие

1)эмоций 2)инстинктов 3)восприятия 4)самосознания

2. Примером влияния общества на природу является

1)изобретение громоотвода 2)строительство пирамид в Древнем Египте

3)загрязнение вод Мирового океана 4)открытие закона всемирного тяготения

3. Примером непосредственного влияния природы на общество может служить

1)вырубка леса под строительство жилых домов

2)восстановление почвы после ликвидации свалки отходов

3)разрушение прибрежной зоны отдыха мощным тайфуном

4)организация природного заповедника

4. И человеку, и животному свойственна способность

1)изготавливать орудия труда с помощью других орудий

2)оценивать свое поведение

3)пользоваться предметами, данными природой

4)мыслить абстрактно

5. Существуют различные понятия «общество». Под обществом в широком смысле слова понимают

1)совокупность природных и социальных сил

2)естественную среду обитания человека

3)все человечество в его прошлом, настоящем, будущем

4)патриархальную семью




6.Выберете и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства человека с животным, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия человека от животного.

1)необходимость поддержания теплового баланса тела

2)осознание собственных потребностей

3)создание нового, не имеющего аналогов в природе

4)потребность в пище и питье

ЧЕРТЫ СХОДСТВА

ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ



7. Установите соответствие.

а)Врожденная форма поведения животного 1)Преемственность

б)Получение от предков определенных качеств. 2)Инстинкт

в)Механизм передачи и усвоения потомками качеств 3)Наследование

и опыта предыдущих поколений.

8.Заполните таблицу.

Свойства, присущие

Только животным

Только человеку

И человеку, и животному




Свойства: 1)словесная речь 2)сезонная линька 3)строительство жилища 4)обучение потомства 5)потребность в пище 6)зимняя спячка 7)прямохождение 8)потребность в общении 9)умение фантазировать 10)густой покров шерсти 11)способность к действиям по плану











6.Выберете и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства человека с животным, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия человека от животного.

1)необходимость поддержания теплового баланса тела

2)осознание собственных потребностей

3)создание нового, не имеющего аналогов в природе

4)потребность в пище и питье

ЧЕРТЫ СХОДСТВА

ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ



7. Установите соответствие.

а)Врожденная форма поведения животного 1)Преемственность

б)Получение от предков определенных качеств. 2)Инстинкт

в)Механизм передачи и усвоения потомками качеств 3)Наследование

и опыта предыдущих поколений.

8.Заполните таблицу.

Свойства, присущие

Только животным

Только человеку

И человеку, и животному




Свойства: 1)словесная речь 2)сезонная линька 3)строительство жилища 4)обучение потомства 5)потребность в пище 6)зимняя спячка 7)прямохождение 8)потребность в общении 9)умение фантазировать 10)густой покров шерсти 11)способность к действиям по плану






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!