СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Биологическая лаборатория"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся на практических занятиях учатся выполнять манипуляции с биологическими объектами.

Просмотр содержимого документа
«"Биологическая лаборатория"»

Рабочая программа курса биологии 7 класса


«Биологическая лаборатория:

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ»



Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности « Биологическая лаборатория » разработана с целью разработана на основе ФГОС ООО, образовательной программы МОУ Вербилковская СОШ.

В лабораторный практикум включены разнообразные работы по всем основным темам изучаемого курса. Работы подобраны с учетом предложенного материала в авторской программе Н.И. Сонина. Практикум может быть использован как дополнение к учебному комплексу, разработанному авторским коллективом: Н.И. Сонин, М.Р. Сапин, В.Б.Захаров, С.Г. Мамонтов и др. может быть использован и при работе с другими учебниками по биологии.


Элективный курс рассчитан на 1ч в неделю, 35 часов в год. на 2015-2016 уч.год.



Общая характеристика курса


Исследование микроскопических организмов невозможно без микроскопа, а работа с ним всегда вызывает особый интерес. Исследование живых объектов на занятиях, постановка с ними опытов активизируют познавательную деятельность школьников, развивают практические умения, углубляют связь теории с практикой.


Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов в ходе бесед, лекций. Основными формами занятий является исследовательские уроки, лабораторные и практические занятия, рефераты, защита групповых проектов. Бактерии, грибы, водоросли, дрожжи для изучения школьники выращивают сами и готовят микропрепараты.


Цель курса: расширение кругозора учащихся,


активизация их познавательной деятельности, развитие практических навыков работы с увеличительными приборами.


Задачи: - познакомить с историей развития микробиологии;

- сравнить строение одноклеточных представителей различных царств:

- бактерий, растений, животных и грибов;

- формировать практические навыки работы с микроскопом и лабораторным оборудованием;

- развить исследовательские умения.

В результате изучения элективного курса учащиеся приобретут следующие знания и умения:

Знания:

- об историческом развитии микробиологии от простейших увеличительных приборов до электронного микроскопа;

- об особенностях строения представителей различных царств живого мира;

- о значении изученных организмов в природе и жизни человека.

Умения и навыки:

- самостоятельно готовить микропрепараты;

- выращивать культуры различных бактерий и плесневых грибов;

- изучать и описывать представителей различных царств;

- наблюдать и сравнивать результаты биологического эксперимента.



Формы и методы обучения:

- лекции с элементами беседы;

- работа с дополнительной литературой и сообщения учащихся;

- лабораторный практик

- практические работы с элементами поисковой деятельности

- написание и защита проектов по изучаемой проблеме.

Перед педагогами школ постоянно возникает один и тот же вопрос: как воспитать человека полезного обществу, понимающего свое значение в развитие страны, любящего и желающего благ не только себе, но и всем окружающим его людям.


Описание ценностных ориентиров


Учащиеся должны знать: устройство микроскопа; положение клеточной теории; особенности прокариотической и эукариотической клеток; черты сходства и различия растительной и животной клеток; основные компоненты и органоиды клеток; основные этапы биосинтеза, белка в эукариотической клетке (транскрипцию и трансляцию); особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток; реакцию клеток на воздействия вредных факторов среды; определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных; строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных; иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма. Учащиеся должны уметь: работать с микроскопом и препаратами; называть составные части клетки и узнавать их на схеме или фотографии; изготавливать простейшие препараты для микроскопического исследования; определять тип ткани по фотографии; иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур; работать с биологической медицинской литературой; составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам; использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.

Данный элективный курс поможет учащимся расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках, процессах жизнедеятельности, многообразии и роли в природе и жизни человека основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; успешно пройти ОГЭ.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА (35 часов)



1 Глава Биологические методы (3ч)


История открытия микроскопа. Ученые исследователи, внесшие вклад в изучение микроорганизмов. Французский микробиолог Луи Пастер (1822 – 1895г),


немецкий ученый Роберт Кох(1843 – 1910г) основоположники современной микробиологии. Основные направления современной микробиологии: генетическая и клеточная инженерия, использование микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности в промышленности, сельском хозяйстве и медицине, добыча нефти и металлов, очистка вод, почв, воздуха от загрязнителей, поддержание и сохранение почвенного плодородия. Устройство лупы, микроскопа и правила работы с ними. Правила обращения с лабораторным оборудованием.

2 Глава Живой организм (15 ч)

Позволяет учащимся самостоятельно исследовать химический состав и строение органов и тканей живых организмов. Сравнивать растительный и животный организмы. Изучать физические свойства веществ. Действие веществ на физиологические процессы протекающие в полостях, тканях и клетках.

3 Глава Многообразие живых организмов (11ч)

Учащиеся самостоятельно выращивают, выделяют, препарируют и изучают живые организмы. Изучают, описывают, зарисовывают и делают выводы о строении данного организма. Сравнивают его с другими объектами и делают анализ.

4 Глава Человек ( 6ч)

Учащиеся изучают ткани человека: особенности строения, места нахождения и функции в организме. Осуществляют мониторинг состояния собственного здоровья: подсчет пульса, измерение артериального давления и устанавливать соотношение данных с нормативными показателями. Определять есть ли отклонения от нормы. Учащиеся изучают различные отравления: их симптомы и способы лечения, а также профилактика их появлений. Учащиеся используют различные приёмы наложения повязок на места повреждений учас- тков кожи.



Тематическое планирование



Глава

Кол-во часов

1

Глава 1. Биологические методы

3

2

Глава 2 Живой организм

15

3

Глава 3 Многообразие живых организмов

11

4

Глава 4 Человек

6

5

Итого

35









Календарно-тематическое планирование


Сроки по плану

Сроки по факту

Глава, тема занятия

Кол-во часов




Глава 1. Биологические методы

3

1



Использование ручной лупы


2



Использование микроскопа


3



Микроскопические методы





Глава 2 Живой организм

15

4



« Химический состав семени»


5



« Строение растительной клетки»


6



« Строение животной клетки»


7



« Ткани растительных организмов»


8



« Строение животной ткани»


9



« Строение цветка»


10



« Строение корневой системы»


11



« Строение почек. Расположение их на побеге»


12



« Простые и сложные листья»


13



« Сухие и сочные плоды»


14



« Строение семян»


15



« Изучение физических свойств белков, жиров, углеводов»


16



« Строение клеток крови лягушки и человек»


17



« Действие слюны на крахмал»


18



« Действие желудочного сока на белок»






Глава 3 Многообразие живых организмов

11

19



« Выращивание белой плесени мукора»


20



« Строение плесневого гриба – мукора»


21



« Строение дрожжей»


22



« Строение плодового тела шляпочного гриба»


23



« Строение многоклеточной водоросли спирогиры»


24



« Строение зеленого мха кукушкин лен, сфагнума»


25



« Строение спороносящего папоротника»


26



« Строение хвои и шишек хвойных растений»


27



« Строение простейших»


28



« Внешнее строение дождевого червя»


29



«Строение перьев птиц»





Глава 4 Человек

6

30



«Микроскопическое строение тканей тела человека: эпителиальные ткани»


31



«Микроскопическое строение тканей тела человека: соединительные»


32



« Подсчет пульса до и после нагрузки»

« Проведение инструментального анализа и функциональных проб оценка измерения артериального давления»


33



«Отравления»


34



« Приемы наложения повязок на условно пораженный участки кожи»



35



Обобщающее занятие









































УКМ


    1. Анисимов В.С. и др., Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека, М. « Просвещение» 1987.

    2. Батуев А.С., Биология. Человек, М. «Просвещение», 1995

    3. Беляев Д.К., Общая биология 10 – 11 класс, М. «Просвещение», 1992

    4. Бровкина Е.Т., Уроки зоологии, М.» Просвещение», 1987

    5. Блум Ф. И др, Мозг, разум, поведение, Издательство «Мир», 1988

    6. Воронин Л.Г. и др. « Методика проведения факультативных занятий по физиологии высшей нервной деятельности и психология, М. «Просвещение»

    7. Грин Н. Стаут У., Тейлор Д, Биология 1 – 3т., 1996

    8. Зайцева Е.Ю., Скворцов П.М., Школьный практикум. Животные, «Дрофа», 1998

    9. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10 – 11 класс, «Дрофа» 2001

    10. Захаров В.Б., Сонин Н.И., Многообразие живых организмов. 7 класс, рабочая тетрадь, «Дрофа» 2001

    11. Захаров В.Б., Сонин Н.И., Многообразие живых организмов. 7 класс, методическое пособие, «Дрофа» 2001

    12. Колесов В.Д., Маш Р.Д., Основы гигиены и санитарии, М. «Просвещение», 1989

    13. Козлова Т.А., Сонин Н.И., Общая биология 10 – 11 класс, методическое пособие, « Дрофа», 2001

    14. Кузнецова В.И., Уроки биологии, М. «Просвещение», 1991



6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!