Рабочая программа курса биологии 7 класса
«Биологическая лаборатория:
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ»
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности « Биологическая лаборатория » разработана с целью разработана на основе ФГОС ООО, образовательной программы МОУ Вербилковская СОШ.
В лабораторный практикум включены разнообразные работы по всем основным темам изучаемого курса. Работы подобраны с учетом предложенного материала в авторской программе Н.И. Сонина. Практикум может быть использован как дополнение к учебному комплексу, разработанному авторским коллективом: Н.И. Сонин, М.Р. Сапин, В.Б.Захаров, С.Г. Мамонтов и др. может быть использован и при работе с другими учебниками по биологии.
Элективный курс рассчитан на 1ч в неделю, 35 часов в год. на 2015-2016 уч.год.
Общая характеристика курса
Исследование микроскопических организмов невозможно без микроскопа, а работа с ним всегда вызывает особый интерес. Исследование живых объектов на занятиях, постановка с ними опытов активизируют познавательную деятельность школьников, развивают практические умения, углубляют связь теории с практикой.
Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов в ходе бесед, лекций. Основными формами занятий является исследовательские уроки, лабораторные и практические занятия, рефераты, защита групповых проектов. Бактерии, грибы, водоросли, дрожжи для изучения школьники выращивают сами и готовят микропрепараты.
Цель курса: расширение кругозора учащихся,
активизация их познавательной деятельности, развитие практических навыков работы с увеличительными приборами.
Задачи: - познакомить с историей развития микробиологии;
- сравнить строение одноклеточных представителей различных царств:
- бактерий, растений, животных и грибов;
- формировать практические навыки работы с микроскопом и лабораторным оборудованием;
- развить исследовательские умения.
В результате изучения элективного курса учащиеся приобретут следующие знания и умения:
Знания:
- об историческом развитии микробиологии от простейших увеличительных приборов до электронного микроскопа;
- об особенностях строения представителей различных царств живого мира;
- о значении изученных организмов в природе и жизни человека.
Умения и навыки:
- самостоятельно готовить микропрепараты;
- выращивать культуры различных бактерий и плесневых грибов;
- изучать и описывать представителей различных царств;
- наблюдать и сравнивать результаты биологического эксперимента.
Формы и методы обучения:
- лекции с элементами беседы;
- работа с дополнительной литературой и сообщения учащихся;
- лабораторный практик
- практические работы с элементами поисковой деятельности
- написание и защита проектов по изучаемой проблеме.
Перед педагогами школ постоянно возникает один и тот же вопрос: как воспитать человека полезного обществу, понимающего свое значение в развитие страны, любящего и желающего благ не только себе, но и всем окружающим его людям.
Описание ценностных ориентиров
Учащиеся должны знать: устройство микроскопа; положение клеточной теории; особенности прокариотической и эукариотической клеток; черты сходства и различия растительной и животной клеток; основные компоненты и органоиды клеток; основные этапы биосинтеза, белка в эукариотической клетке (транскрипцию и трансляцию); особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток; реакцию клеток на воздействия вредных факторов среды; определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных; строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных; иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма. Учащиеся должны уметь: работать с микроскопом и препаратами; называть составные части клетки и узнавать их на схеме или фотографии; изготавливать простейшие препараты для микроскопического исследования; определять тип ткани по фотографии; иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур; работать с биологической медицинской литературой; составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам; использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.
Данный элективный курс поможет учащимся расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках, процессах жизнедеятельности, многообразии и роли в природе и жизни человека основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; успешно пройти ОГЭ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА (35 часов)
1 Глава Биологические методы (3ч)
История открытия микроскопа. Ученые исследователи, внесшие вклад в изучение микроорганизмов. Французский микробиолог Луи Пастер (1822 – 1895г),
немецкий ученый Роберт Кох(1843 – 1910г) основоположники современной микробиологии. Основные направления современной микробиологии: генетическая и клеточная инженерия, использование микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности в промышленности, сельском хозяйстве и медицине, добыча нефти и металлов, очистка вод, почв, воздуха от загрязнителей, поддержание и сохранение почвенного плодородия. Устройство лупы, микроскопа и правила работы с ними. Правила обращения с лабораторным оборудованием.
2 Глава Живой организм (15 ч)
Позволяет учащимся самостоятельно исследовать химический состав и строение органов и тканей живых организмов. Сравнивать растительный и животный организмы. Изучать физические свойства веществ. Действие веществ на физиологические процессы протекающие в полостях, тканях и клетках.
3 Глава Многообразие живых организмов (11ч)
Учащиеся самостоятельно выращивают, выделяют, препарируют и изучают живые организмы. Изучают, описывают, зарисовывают и делают выводы о строении данного организма. Сравнивают его с другими объектами и делают анализ.
4 Глава Человек ( 6ч)
Учащиеся изучают ткани человека: особенности строения, места нахождения и функции в организме. Осуществляют мониторинг состояния собственного здоровья: подсчет пульса, измерение артериального давления и устанавливать соотношение данных с нормативными показателями. Определять есть ли отклонения от нормы. Учащиеся изучают различные отравления: их симптомы и способы лечения, а также профилактика их появлений. Учащиеся используют различные приёмы наложения повязок на места повреждений учас- тков кожи.
Тематическое планирование
№ | Глава | Кол-во часов |
1 | Глава 1. Биологические методы | 3 |
2 | Глава 2 Живой организм | 15 |
3 | Глава 3 Многообразие живых организмов | 11 |
4 | Глава 4 Человек | 6 |
5 | Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Сроки по плану | Сроки по факту | Глава, тема занятия | Кол-во часов |
| | | Глава 1. Биологические методы | 3 |
1 | | | Использование ручной лупы | |
2 | | | Использование микроскопа | |
3 | | | Микроскопические методы | |
| | | Глава 2 Живой организм | 15 |
4 | | | « Химический состав семени» | |
5 | | | « Строение растительной клетки» | |
6 | | | « Строение животной клетки» | |
7 | | | « Ткани растительных организмов» | |
8 | | | « Строение животной ткани» | |
9 | | | « Строение цветка» | |
10 | | | « Строение корневой системы» | |
11 | | | « Строение почек. Расположение их на побеге» | |
12 | | | « Простые и сложные листья» | |
13 | | | « Сухие и сочные плоды» | |
14 | | | « Строение семян» | |
15 | | | « Изучение физических свойств белков, жиров, углеводов» | |
16 | | | « Строение клеток крови лягушки и человек» | |
17 | | | « Действие слюны на крахмал» | |
18 | | | « Действие желудочного сока на белок» | |
| | | Глава 3 Многообразие живых организмов | 11 |
19 | | | « Выращивание белой плесени мукора» | |
20 | | | « Строение плесневого гриба – мукора» | |
21 | | | « Строение дрожжей» | |
22 | | | « Строение плодового тела шляпочного гриба» | |
23 | | | « Строение многоклеточной водоросли спирогиры» | |
24 | | | « Строение зеленого мха кукушкин лен, сфагнума» | |
25 | | | « Строение спороносящего папоротника» | |
26 | | | « Строение хвои и шишек хвойных растений» | |
27 | | | « Строение простейших» | |
28 | | | « Внешнее строение дождевого червя» | |
29 | | | «Строение перьев птиц» | |
| | | Глава 4 Человек | 6 |
30 | | | «Микроскопическое строение тканей тела человека: эпителиальные ткани» | |
31 | | | «Микроскопическое строение тканей тела человека: соединительные» | |
32 | | | « Подсчет пульса до и после нагрузки» « Проведение инструментального анализа и функциональных проб оценка измерения артериального давления» | |
33 | | | «Отравления» | |
34 | | | « Приемы наложения повязок на условно пораженный участки кожи» | |
35 | | | Обобщающее занятие | |
УКМ
Анисимов В.С. и др., Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека, М. « Просвещение» 1987.
Батуев А.С., Биология. Человек, М. «Просвещение», 1995
Беляев Д.К., Общая биология 10 – 11 класс, М. «Просвещение», 1992
Бровкина Е.Т., Уроки зоологии, М.» Просвещение», 1987
Блум Ф. И др, Мозг, разум, поведение, Издательство «Мир», 1988
Воронин Л.Г. и др. « Методика проведения факультативных занятий по физиологии высшей нервной деятельности и психология, М. «Просвещение»
Грин Н. Стаут У., Тейлор Д, Биология 1 – 3т., 1996
Зайцева Е.Ю., Скворцов П.М., Школьный практикум. Животные, «Дрофа», 1998
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10 – 11 класс, «Дрофа» 2001
Захаров В.Б., Сонин Н.И., Многообразие живых организмов. 7 класс, рабочая тетрадь, «Дрофа» 2001
Захаров В.Б., Сонин Н.И., Многообразие живых организмов. 7 класс, методическое пособие, «Дрофа» 2001
Колесов В.Д., Маш Р.Д., Основы гигиены и санитарии, М. «Просвещение», 1989
Козлова Т.А., Сонин Н.И., Общая биология 10 – 11 класс, методическое пособие, « Дрофа», 2001
Кузнецова В.И., Уроки биологии, М. «Просвещение», 1991
6