Программа
курса внеурочной деятельности
«Биологическая лаборатория»
Составитель:
Абдуразакова В.П.
учитель биологии
ГБОУ СОШ с. Дмитриевка
с. Дмитриевка 2018 год
Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «Биологическая лаборатория» (далее – курс) предназначен для обучающихся 6 класса и преследует цель развития исследовательских способностей школьников, социальной, коммуникативной и познавательной компетентности ученика основной школы.
Курс направлен на решение следующих задач:
- развитие познавательной активности учащихся;
- формирование позитивного отношения к окружающему миру;
-развитие инструментальных навыков работы с лабораторным оборудованием, расходными материалами;
- развитие способности к получению информации, ее критическому анализу, самостоятельной формулировке выводов.
Курс «Биологическая лаборатория» является компонентом плана внеурочной деятельности, программа рассчитана на 68 часов, 2 часа занятий в неделю.
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода: с помощью проведения различных исследований, простейших опытов, экспериментов, приобретают не только умения работать с лабораторным оборудованием, но и умения описывать, сравнивать, анализировать полученные результаты и делать выводы.
Программа курса реализуется с использованием учебного издания Пугал Н.А., Козлова Т.А. Лабораторные и практические занятия по биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: 6 кл. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 г. – 48 с.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
- знание основных правил экологически целесообразного отношения к живой природе;
- развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, проводить наблюдения, давать описание объектов (явлений), сравнивать, анализировать, делать выводы и т.д.);
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов
- формирование эстетического отношения к живым существам.
Метапредметные:
- начальное овладение основными составляющими исследовательской деятельности в области биологии: получение информации, её обобщение, постановку эксперимента, анализ полученных результатов, их представление;
- умения видеть проблему, выдвигать предположения (гипотезу), наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умения работать с различными источниками информации: находить информацию инструктивных материалах, научно-популярной литературе, справочниках, в Интернет;
- первоначальные навыки выбора целевых и смысловых установок в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- навыки использования речевых средств для аргументации своей позиции, сравнение разных точек зрения.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Разделы | Содержание разделов | Формы организации деятельности | Виды деятельности |
Введение | Знакомство с правилами поведения в лаборатории, вводный инструктаж по технике безопасности, знакомство с лабораторным оборудованием. | Инструктаж, игра | Познавательная: Формулируют правила поведения в лаборатории, правила ТБ Игровая: Познавательный аукцион лабораторного оборудования |
Раздел 1. Техника и методика работы с микроскопом | Правила работы с микроскопом. Подбор оптики для исследования. Изобретение первых микроскопов. Как различить изучаемый объект и пузырьки воздуха. Л.р. «Приготовление микропрепарата перекрёста волос. Волокна ваты и пузырьки воздуха под микроскопом». | Работа в группах Практикум Исследование | Познавательная: Формулируют правила работы с микроскопом, последовательно выполняют операции, составляют таблицу «Увеличение микроскопа», осуществляют поиск информации об изобретении первых микроскопов. Поиск информации в инструкции. Поиск информации в Интернет. Изготовляют и исследуют микропрепарат |
Раздел 2. Простейшие наблюдения и исследования. Обучающий практикум «Растительная клетка» | Простейшие наблюдения и исследования на примере изучения особенностей строения растительной клетки, её органоидов и включений с использованием методов – наблюдение, эксперимент, сравнение. Объяснение результатов исследования. Оформление портфолио работ и выставки «Растительная клетка» в кабинете биологии Л.р. «Сравнение клеток кожицы лука и лепестка фуксии» Л.р. «Обнаружение антоциана в листьях и его свойства» Л.р. «Строение клеток листа элодеи» Л.р. «Обнаружение бесцветных пластид в клетках кожицы листа традесканции» Л.р. «Изучение клеток томата» Л.р. «Клетки клубня сырого и варёного картофеля» Л.р. «Запасные вещества клетки. Обнаружение крахмала» Л.р. «Кристаллы солей в клеточном соке» | Исследование Индивидуальная работа Групповая деятельность | Познавательная: Анализируют, сравнивают и оценивают информацию. Наблюдают, проводят эксперимент Регулятивная: Формулируют цель исследования с помощью руководителя Делают выводы с помощью руководителя Работают по алгоритму под наблюдением руководителя Оформляют отчёт о работе в виде зарисовки микропрепарата по образцу Коммуникативная: Работают в группе - оформляют индивидуальное портфолио по теме, оформляют выставку зарисовок микропреператов |
Раздел 3. Наблюдение и эксперимент. Практикум «Ткани растений» | Тренинги целеполагания, планирования, формулировки наблюдений и выводов, рефлексии. Оформление портфолио работ и выставки «Ткани растений» в кабинете биологии. Л.р. «Конус нарастания стебля и корня» Л.р. «Строение пробкового слоя клубня картофеля» Л.р. «Строение эпидермиса листа герани» Л.р. «Разнообразие волосков листьев растений» Л.р. «Механические и проводящие ткани листа» | Практикум Исследование Индивидуальная работа Групповая деятельность | Познавательная: Анализируют, сравнивают и оценивают информацию. Наблюдают, проводят эксперимент Регулятивная: Тренируются в умении формулировать цель исследования, работать по алгоритму, делать выводы, оформлять отчёт о работе в виде зарисовки микропрепарата Коммуникативная: Работают в группе - оформляют индивидуальное портфолио по теме, оформляют выставку зарисовок микропреператов |
Раздел 4. Самостоятельные исследования по теме «Морфологическое и анатомическое строение органов растения и их функции» | Выбор тем самостоятельных исследований. Работа с источниками информации. Планирование практической части индивидуальных работ. Проведение индивидуальных исследований. Индивидуальные консультации по темам исследования. Подготовка текста работ. Рецензирование работ Подготовка презентаций Оформление выставки в кабинете биологии «Мои исследования». Примерные темы для исследований: - Разнообразие древесных побегов - Строение листовых и цветочных почек разных растений - Пигменты листа. Разделение пигментов зелёного листа. - Образование крахмала в листьях на свету - Выделение кислорода зелёными растениями на свету -Влагопоглотительная способность листьев мха - Пыльца растений под микроскопом и др. | Практикум Исследование Эксперимент Индивидуальная работа Работа в парах Групповая работа | Познавательная: Анализируют, сравнивают и оценивают информацию. Осуществляют поиск информации в различных источниках для достижения цели исследования. Наблюдают, проводят исследование, эксперимент Регулятивная: Конкретизируют тему работы, формулируют цель исследования, проблему, планируют, работают по плану, делают выводы, оформляют отчёт об исследовательской работе, Коммуникативная: Тренируются в общении, поведении при подготовке к защите исследовательской работы. Работают в группе - оформляют индивидуальное портфолио, оформляют выставку исследовательских работ |
Раздел 5. Защита исследовательских работ. Подведение итогов | Тренинг общения. Защита индивидуальных исследовательских работ на «Малой научной конференции». Подведение итогов работы «Биологической лаборатории». Праздник «Удивительный мир растений». Планирование работы на лето. | Конференция Праздник Выставка | Познавательная: Анализируют, сравнивают и оценивают информацию. Регулятивная: Тренируются в умении общаться, презентовать исследовательскую работу, отвечать на вопросы и задавать вопросы. Проводят самоанализ деятельности и анализируют результаты работы группы. Разрабатывают сценарий праздника. Планируют работу на лето Коммуникативная: Работают в группе - оформляют помещение и проводят праздник |
Тематическое планирование
№ темы | Наименование темы, раздела | Количество часов |
| Введение. | 2 |
Раздел 1. | Техника и методика работы с микроскопом. | 4 |
Раздел 2 | Простейшие наблюдения и исследования. Обучающий практикум «Растительная клетка». | 20 |
Раздел 3. | Наблюдение и эксперимент. Практикум «Ткани растений». | 14 |
Раздел 4. | Самостоятельные исследования по теме «Морфологическое и анатомическое строение органов растения и их функции». | 16 |
Раздел 5. | Защита исследовательских работ. Подведение итогов. | 12 |
| Итого | 68 |
Приложение
к программе
курса внеурочной деятельности
«Биологическая лаборатория»
2018 г.
Календарно-тематичекое планирование
курса внеурочной деятельности
6 класс
№№ занятия | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
Всего | Теория | Практика | План | Факт |
Введение. 2 часа |
1,2 | Правила поведения в лаборатории. Интеллектуальный аукцион «Лабораторное оборудование». | 2 | 1 | 1 | 06.09 06.09 | |
Раздел 1. Техника и методика работы с микроскопом. 4 часа |
3,4 | Правила работы с микроскопом. Подбор оптики для исследования. | 2 | 0,5 | 1,5 | 13.09 13.09 | |
5,6 | Учимся различать изучаемый объект Л.р. «Приготовление микропрепарата перекрёста волос. Волокна ваты и пузырьки воздуха под микроскопом». | 2 | 0,5 | 1,5 | 20.09 20.09 | |
Раздел 2. Простейшие наблюдения и исследования. Обучающий практикум «Растительная клетка» 20 часов |
7,8 | Учимся сравнивать. Л.р. «Сравнение клеток кожицы лука и лепестка фуксии» | 2 | 0,5 | 1,5 | 27.09 27.09 | |
9,10 | Учимся проводить эксперимент. Л.р. «Обнаружение антоциана в листьях и его свойства» | 2 | 0,5 | 1,5 | 04.10. 04.10. | |
11,12 | Учимся сравнивать. Л.р. «Строение клеток листа элодеи» | 2 | 0,5 | 1,5 | 11.10 11.10 | |
13,14 | Учимся наблюдать. Л.р. «Обнаружение бесцветных пластид в клетках кожицы листа традесканции» | 2 | 0,5 | 1,5 | 18.10 18.10 | |
15,16 | Разнообразие пластид в растительных клетках. Л.р. «Изучение клеток томата» | 2 | 0,5 | 1,5 | 25.10 25.10 | |
17,18 | Учимся объяснять результат эксперимента. Л.р. «Клетки клубня сырого и варёного картофеля» | 2 | 0,5 | 1,5 | 08.11 08.11 | |
19,20 | Исследование Л.р. «Запасные вещества клетки. Обнаружение крахмала» | 2 | 0,5 | 1,5 | 15.11 15.11 | |
21,22 | Проводим наблюдения. Л.р. «Кристаллы солей в клеточном соке» | 2 | 0,5 | 1,5 | 22.11 22.11 | |
23,24 | Оформление портфолио «Растительная клетка» | 2 | | 2 | 29.11 29.11 | |
25,26 | Оформление выставки «Растительная клетка» в кабинете биологии | 2 | | 2 | 06.12 06.12 | |
Раздел 3. Наблюдение и эксперимент. Практикум «Ткани растений». 14 часов |
27,28 | Тренинг целеполагания. Л.р. «Конус нарастания стебля и корня» | 2 | | 2 | 13.12 13.12 | |
29,30 | Тренинг планирования Л.р. «Строение пробкового слоя клубня картофеля» | 2 | | 2 | 20.12 20.12 | |
31,32 | Тренинг «Мои наблюдения». Л.р. «Строение эпидермиса листа герани» | 2 | | 2 | 27.12 27.12 | |
33,34 | Тренинг «Выводы по работе». Л.р. «Разнообразие волосков листьев растений» | 2 | | 2 | 10.01 10.01 | |
35,36 | Тренинг рефлексии Л.р. «Механические и проводящие ткани листа» | 2 | | 2 | 17.01 17.01 | |
37,38 | Оформление портфолио «Ткани растений» | 2 | | 2 | 24.01 24.01 | |
39,40 | Оформление выставки «Ткани растений» | 2 | | 2 | 31.01 31.01 | |
Раздел 4. Самостоятельные исследования по теме «Морфологическое и анатомическое строение органов растения и их функции». 16 часов |
41,42 | Выбор тем самостоятельных исследований. Работа с источниками информации | 2 | | 2 | 07.02 07.02 | |
43,44 | Планирование практической части индивидуальных работ | 2 | | 2 | 14.02 14.02 | |
45,46 | Проведение индивидуальных исследований. Индивидуальные консультации по темам исследования | 2 | | 2 | 28.02 28.02 | |
47,48 | Проведение индивидуальных исследований. Индивидуальные консультации по темам исследования | 2 | | 2 | 07.03 07.03 | |
49,50 | Подготовка текста работ. Рецензирование работ | 2 | | 2 | 14.03 14.03 | |
51,52 | Подготовка презентаций | 2 | | 2 | 21.03 21.03 | |
53,54 | Подготовка презентаций | 2 | | 2 | 04.04 04.04 | |
55,56 | Оформление выставки в кабинете биологии «Мои исследования» | 2 | | 2 | 11.04 11.04 | |
Раздел 5. Защита исследовательских работ. Подведение итогов. 12 часов |
57,58 | Тренинг общения | 2 | 2 | | 18.04 18.04 | |
59,60 | Защита индивидуальных исследовательских работ на «Малой научной конференции» | 2 | | 2 | 25.04 25.04 | |
61,62 | Подведение итогов работы «Биологической лаборатории» | 2 | 2 | | 02.05 02.05 | |
63,64 | Праздник «Мир растений – наш мир!» | 2 | | 2 | 16.05 16.05 | |
65,66 | Планирование работы на лето | 2 | | | 23.05 23.05 | |
67,68 | Планирование работы на лето | 2 | | | 26.05 26.05 | |