СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности «Биологическая лаборатория»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс внеурочной деятельности «Биологическая  лаборатория» предназначен для обучающихся 6 класса и преследует цель развития исследовательских способностей школьников, социальной, коммуникативной и познавательной компетентности ученика основной школы.

          Курс направлен на решение следующих задач:

- развитие познавательной активности  учащихся;

- формирование позитивного отношения к окружающему миру;

-развитие инструментальных навыков работы с лабораторным оборудованием, расходными материалами;

- развитие способности к получению информации,  ее критическому анализу, самостоятельной формулировке выводов.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности «Биологическая лаборатория»»













Программа

курса внеурочной деятельности

«Биологическая лаборатория»









Составитель:

Абдуразакова В.П.

учитель биологии

ГБОУ СОШ с. Дмитриевка













с. Дмитриевка 2018 год


Пояснительная записка


Курс внеурочной деятельности «Биологическая лаборатория» (далее – курс) предназначен для обучающихся 6 класса и преследует цель развития исследовательских способностей школьников, социальной, коммуникативной и познавательной компетентности ученика основной школы.

  Курс направлен на решение следующих задач:

- развитие познавательной активности учащихся;

- формирование позитивного отношения к окружающему миру;

-развитие инструментальных навыков работы с лабораторным оборудованием, расходными материалами;

- развитие способности к получению информации, ее критическому анализу, самостоятельной формулировке выводов.


Курс  «Биологическая лаборатория» является компонентом плана внеурочной деятельности, программа рассчитана на 68 часов, 2 часа занятий в неделю.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода: с помощью проведения различных исследований, простейших опытов, экспериментов, приобретают не только умения работать с лабораторным оборудованием, но и умения описывать, сравнивать, анализировать полученные результаты и делать выводы.

Программа курса реализуется с использованием учебного издания Пугал Н.А., Козлова Т.А. Лабораторные и практические занятия по биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: 6 кл. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 г. – 48 с.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностные:


- знание основных правил экологически целесообразного отношения к живой природе;

- развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, проводить наблюдения, давать описание объектов (явлений), сравнивать, анализировать, делать выводы и т.д.);

- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов

- формирование эстетического отношения к живым существам.


Метапредметные:


- начальное овладение основными составляющими исследовательской деятельности в области биологии: получение информации, её обобщение, постановку эксперимента, анализ полученных результатов, их представление;

- умения видеть проблему, выдвигать предположения (гипотезу), наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умения работать с различными источниками информации: находить информацию инструктивных материалах, научно-популярной литературе, справочниках, в Интернет;

- первоначальные навыки выбора целевых и смысловых установок в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

- навыки использования речевых средств для аргументации своей позиции, сравнение разных точек зрения.








Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности


Разделы

Содержание разделов

Формы организации

деятельности

Виды деятельности

Введение

Знакомство с правилами поведения в лаборатории, вводный инструктаж по технике безопасности, знакомство с лабораторным оборудованием.


Инструктаж,

игра

Познавательная:

Формулируют правила поведения в лаборатории, правила ТБ


Игровая:

Познавательный аукцион лабораторного оборудования


Раздел 1. Техника и методика работы с микроскопом


Правила работы с микроскопом. Подбор оптики для исследования.

Изобретение первых микроскопов.

Как различить изучаемый объект и пузырьки воздуха.

Л.р. «Приготовление микропрепарата перекрёста волос. Волокна ваты и пузырьки воздуха под микроскопом».


Работа в группах

Практикум

Исследование


Познавательная:

Формулируют правила работы с микроскопом, последовательно выполняют операции, составляют таблицу «Увеличение микроскопа», осуществляют поиск информации об изобретении первых микроскопов.

Поиск информации

в инструкции.

Поиск информации в Интернет.

Изготовляют и исследуют микропрепарат


Раздел 2. Простейшие наблюдения и исследования. Обучающий практикум «Растительная клетка»

Простейшие наблюдения и исследования на примере изучения особенностей строения растительной клетки, её органоидов и включений с использованием методов – наблюдение, эксперимент, сравнение. Объяснение результатов исследования.

Оформление портфолио работ и выставки «Растительная клетка» в кабинете биологии

Л.р. «Сравнение клеток кожицы лука и лепестка фуксии»

Л.р. «Обнаружение антоциана в листьях и его свойства»

Л.р. «Строение клеток листа элодеи»

Л.р. «Обнаружение бесцветных пластид в клетках кожицы листа традесканции»

Л.р. «Изучение клеток томата»

Л.р. «Клетки клубня сырого и варёного картофеля»

Л.р. «Запасные вещества клетки. Обнаружение крахмала»

Л.р. «Кристаллы солей в клеточном соке»


Исследование



Индивидуальная работа



Групповая деятельность


Познавательная:

Анализируют, сравнивают и оценивают информацию.

Наблюдают, проводят эксперимент


Регулятивная:

Формулируют цель исследования с помощью руководителя

Делают выводы с помощью руководителя

Работают по алгоритму под наблюдением руководителя


Оформляют отчёт о работе в виде зарисовки микропрепарата по образцу

Коммуникативная:

Работают в группе -

оформляют индивидуальное

портфолио по теме,

оформляют выставку зарисовок микропреператов


Раздел 3. Наблюдение и эксперимент. Практикум «Ткани растений»

Тренинги целеполагания, планирования, формулировки наблюдений и выводов, рефлексии.

Оформление портфолио работ и выставки «Ткани растений» в кабинете биологии.

Л.р. «Конус нарастания стебля и корня»

Л.р. «Строение пробкового слоя клубня картофеля»

Л.р. «Строение эпидермиса листа герани»

Л.р. «Разнообразие волосков листьев растений»

Л.р. «Механические и проводящие ткани листа»



Практикум

Исследование


Индивидуальная работа


Групповая деятельность


Познавательная:

Анализируют, сравнивают и оценивают информацию.

Наблюдают, проводят эксперимент


Регулятивная:

Тренируются в умении

формулировать цель исследования,

работать по алгоритму,

делать выводы,

оформлять отчёт о работе в виде зарисовки микропрепарата


Коммуникативная:

Работают в группе -

оформляют индивидуальное

портфолио по теме,

оформляют выставку зарисовок микропреператов


Раздел 4. Самостоятельные исследования по теме «Морфологическое и анатомическое строение органов растения и их функции»

Выбор тем самостоятельных исследований. Работа с источниками информации. Планирование практической части индивидуальных работ. Проведение индивидуальных исследований.

Индивидуальные консультации по темам исследования. Подготовка текста работ. Рецензирование работ Подготовка презентаций

Оформление выставки в кабинете биологии «Мои исследования».

Примерные темы для исследований:

- Разнообразие древесных побегов

- Строение листовых и цветочных почек разных растений

- Пигменты листа. Разделение пигментов зелёного листа.

- Образование крахмала в листьях на свету

- Выделение кислорода зелёными растениями на свету

-Влагопоглотительная способность листьев мха

- Пыльца растений под микроскопом и др.


Практикум


Исследование


Эксперимент


Индивидуальная работа


Работа в парах


Групповая работа

Познавательная:

Анализируют, сравнивают и оценивают информацию.

Осуществляют поиск информации в различных источниках для достижения цели исследования.

Наблюдают, проводят исследование, эксперимент

Регулятивная:

Конкретизируют тему работы,

формулируют цель исследования, проблему,

планируют,

работают по плану,

делают выводы,

оформляют отчёт об исследовательской

работе,


Коммуникативная:

Тренируются в общении, поведении при подготовке к защите исследовательской работы.

Работают в группе -

оформляют индивидуальное

портфолио,

оформляют выставку исследовательских работ


Раздел 5. Защита исследовательских работ. Подведение итогов

Тренинг общения. Защита индивидуальных исследовательских работ на «Малой научной конференции». Подведение итогов работы «Биологической лаборатории». Праздник «Удивительный мир растений». Планирование работы на лето.


Конференция


Праздник


Выставка

Познавательная:

Анализируют, сравнивают и оценивают информацию.


Регулятивная:

Тренируются в умении

общаться, презентовать исследовательскую работу, отвечать на вопросы и задавать вопросы.

Проводят самоанализ деятельности и анализируют результаты работы группы.

Разрабатывают

сценарий праздника.

Планируют работу на лето


Коммуникативная:

Работают в группе -

оформляют помещение и проводят праздник





Тематическое планирование


темы

Наименование темы, раздела

Количество часов


Введение.

2

Раздел 1.

Техника и методика работы с микроскопом.


4

Раздел 2

Простейшие наблюдения и исследования.

Обучающий практикум «Растительная клетка».


20

Раздел 3.

Наблюдение и эксперимент. Практикум «Ткани растений».

14

Раздел 4.

Самостоятельные исследования по теме «Морфологическое и анатомическое строение органов растения и их функции».

16

Раздел 5.

Защита исследовательских работ. Подведение итогов.


12


Итого


68



































Приложение

к программе

курса внеурочной деятельности

«Биологическая лаборатория»

2018 г.

Календарно-тематичекое планирование

курса внеурочной деятельности


6 класс



№№

занятия

Тема занятия

Количество часов

Дата

проведения

Всего

Теория

Практика

План

Факт

Введение. 2 часа

1,2

Правила поведения в лаборатории. Интеллектуальный аукцион «Лабораторное оборудование».

2

1

1


06.09

06.09


Раздел 1. Техника и методика работы с микроскопом. 4 часа

3,4

Правила работы с микроскопом.

Подбор оптики для исследования.

2

0,5

1,5


13.09

13.09


5,6

Учимся различать изучаемый объект

Л.р. «Приготовление микропрепарата перекрёста волос. Волокна ваты и пузырьки воздуха под микроскопом».

2

0,5

1,5

20.09

20.09


Раздел 2. Простейшие наблюдения и исследования. Обучающий практикум «Растительная клетка» 20 часов

7,8

Учимся сравнивать.

Л.р. «Сравнение клеток кожицы лука и лепестка фуксии»

2

0,5

1,5

27.09

27.09


9,10

Учимся проводить эксперимент.

Л.р. «Обнаружение антоциана в листьях и его свойства»

2

0,5

1,5

04.10.

04.10.


11,12

Учимся сравнивать.

Л.р. «Строение клеток листа элодеи»

2

0,5

1,5

11.10

11.10


13,14

Учимся наблюдать. Л.р. «Обнаружение бесцветных пластид в клетках кожицы листа традесканции»

2

0,5

1,5

18.10

18.10


15,16

Разнообразие пластид в растительных клетках.

Л.р. «Изучение клеток томата»

2

0,5

1,5

25.10

25.10


17,18

Учимся объяснять результат эксперимента.

Л.р. «Клетки клубня сырого и варёного картофеля»

2

0,5

1,5

08.11

08.11


19,20

Исследование

Л.р. «Запасные вещества клетки. Обнаружение крахмала»

2

0,5

1,5

15.11

15.11


21,22

Проводим наблюдения.

Л.р. «Кристаллы солей в клеточном соке»

2

0,5

1,5

22.11

22.11


23,24

Оформление портфолио «Растительная клетка»

2


2

29.11

29.11


25,26

Оформление выставки «Растительная клетка»

в кабинете биологии

2


2

06.12

06.12


Раздел 3. Наблюдение и эксперимент. Практикум «Ткани растений». 14 часов

27,28

Тренинг целеполагания.

Л.р. «Конус нарастания стебля и корня»

2


2

13.12

13.12


29,30

Тренинг планирования

Л.р. «Строение пробкового слоя клубня картофеля»

2


2

20.12

20.12


31,32

Тренинг «Мои наблюдения».

Л.р. «Строение эпидермиса листа герани»

2


2

27.12

27.12


33,34

Тренинг «Выводы по работе».

Л.р. «Разнообразие волосков листьев растений»

2


2

10.01

10.01


35,36

Тренинг рефлексии

Л.р. «Механические и проводящие ткани листа»

2


2

17.01

17.01


37,38

Оформление портфолио

«Ткани растений»

2


2

24.01

24.01


39,40

Оформление выставки

«Ткани растений»

2


2

31.01

31.01




Раздел 4. Самостоятельные исследования по теме «Морфологическое и анатомическое строение органов растения и их функции». 16 часов

41,42

Выбор тем самостоятельных исследований.

Работа с источниками информации

2


2

07.02

07.02


43,44

Планирование практической части индивидуальных работ

2


2

14.02

14.02


45,46

Проведение индивидуальных исследований.

Индивидуальные консультации по темам исследования

2


2

28.02

28.02


47,48

Проведение индивидуальных исследований.

Индивидуальные консультации по темам исследования

2


2

07.03

07.03


49,50

Подготовка текста работ. Рецензирование работ

2


2

14.03

14.03


51,52

Подготовка презентаций

2


2

21.03

21.03


53,54

Подготовка презентаций

2


2

04.04

04.04



55,56

Оформление выставки в кабинете биологии «Мои исследования»

2


2

11.04

11.04


Раздел 5. Защита исследовательских работ. Подведение итогов. 12 часов

57,58

Тренинг общения

2

2


18.04

18.04


59,60

Защита индивидуальных исследовательских работ на

«Малой научной конференции»

2


2

25.04

25.04


61,62

Подведение итогов работы «Биологической лаборатории»

2

2


02.05

02.05


63,64

Праздник «Мир растений – наш мир!»

2


2

16.05

16.05


65,66

Планирование работы на лето

2



23.05

23.05


67,68

Планирование работы на лето

2



26.05

26.05






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!