СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Библиотечные инструкции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для библиотечного урока

Просмотр содержимого документа
«"Библиотечные инструкции"»

Библиотека  МБОУ Шушенской СОШ № 8

Библиотека МБОУ Шушенской СОШ № 8

БИБЛИОТЕЧНЫЕ  ИНСТРУКЦИИ

БИБЛИОТЕЧНЫЕ ИНСТРУКЦИИ

Инструкция 1 КАК ПЕРЕЛИСТЫВАЮТ КНИГУ НЕЗНАКОМУЮ КНИГУ просматривают неторопливо и внимательно. Её кладут на ладонь правой руки, а левой перелистывают от начала к концу. Рабочий палец – большой. Для удобства его кладут по центру страницы (там, где напечатан ее номер). Подушечкой он легонько поддевает лист снизу, с ребра и начинает его переворачивать. Четыре пальца отводят назад, и лист сам ложится другой стороной – новая страница открыта. Книгу, лежащую на ладони левой руки, перелистывают указательным (или средним) пальцем правой, касаясь им верхнего края страниц ближе к уголку. ПАЛЬЦЫ ДВИГАЮТСЯ РАЗМЕРЕННО, БЕЗ ЛИШНИХ УСИЛИЙ.
  • Инструкция 1
  • КАК ПЕРЕЛИСТЫВАЮТ КНИГУ
  • НЕЗНАКОМУЮ КНИГУ просматривают неторопливо и внимательно. Её кладут на ладонь правой руки, а левой перелистывают от начала к концу. Рабочий палец – большой. Для удобства его кладут по центру страницы (там, где напечатан ее номер). Подушечкой он легонько поддевает лист снизу, с ребра и начинает его переворачивать. Четыре пальца отводят назад, и лист сам ложится другой стороной – новая страница открыта.
  • Книгу, лежащую на ладони левой руки, перелистывают указательным (или средним) пальцем правой, касаясь им верхнего края страниц ближе к уголку.
  • ПАЛЬЦЫ ДВИГАЮТСЯ РАЗМЕРЕННО, БЕЗ ЛИШНИХ УСИЛИЙ.
Если в ХОРОШО ЗНАКОМОМ тексте надо отыскать определенное место, книгу можно перелистывать очень быстро. Держа на ладони левой руки, её листают правой. Положив большой палец сверху, а четыре других снизу, захватывают часть страниц. Мягким движением четыре пальца слегка упираются в них, выгибают и подталкивают. Большой палец одновременно и придерживает листы и выпускает их – они по одному переворачиваются. Просматривая книгу с начала, действуют правой рукой, с конца – левой. ОЧЕНЬ ЦЕННЫЕ, ЛЕГКО РВУЩИЕСЯ, ТЯЖЕЛЫЕ, ТОЛСТЫЕ, С ТУГИМИ КОРЕШКАМИ КНИГИ КЛАДУТ НА СТОЛ или СТАВЯТ НА ПЮПИТР, если таковой имеется.
  • Если в ХОРОШО ЗНАКОМОМ тексте надо отыскать определенное место, книгу можно перелистывать очень быстро. Держа на ладони левой руки, её листают правой. Положив большой палец сверху, а четыре других снизу, захватывают часть страниц. Мягким движением четыре пальца слегка упираются в них, выгибают и подталкивают. Большой палец одновременно и придерживает листы и выпускает их – они по одному переворачиваются. Просматривая книгу с начала, действуют правой рукой, с конца – левой.
  • ОЧЕНЬ ЦЕННЫЕ, ЛЕГКО РВУЩИЕСЯ, ТЯЖЕЛЫЕ, ТОЛСТЫЕ, С ТУГИМИ КОРЕШКАМИ КНИГИ КЛАДУТ НА СТОЛ или СТАВЯТ НА ПЮПИТР, если таковой имеется.
НЕЛЬЗЯ: - прикасаться к книге мокрыми руками, - перелистывать её с ручкой в руке, - делать резкие движения с силой, - переворачивать страницы за уголок.
  • НЕЛЬЗЯ:
  • - прикасаться к книге мокрыми руками,
  • - перелистывать её с ручкой в руке,
  • - делать резкие движения с силой,
  • - переворачивать страницы за уголок.

 Инструкция 2 ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ КНИГИ – девиз истинного книголюба ОТЛИЧИТЬ КНИГОЛЮБА ЛЕГКО – ОН ОБРАЩАЕТСЯ С КНИГАМИ УМЕЛО И БЕРЕЖНО. ВОТ КАК ОН ЭТО ДЕЛАЕТ: Берет сухими и чистыми руками Раскрывает, не повредив корешка Перелистывает, легко прикасаясь к страницам Обертывает книги бумагой или надевает на них обложки Для отметки нужных мест в тексте пользуется тонкими закладками Фразы, которые хочет обдумать, еле заметно помечает карандашом Закончив работу, тщательно стирает эти отметки мягким ластиком Размышлениями о прочитанном делится со своим другом и дневником Возникающие при чтении мысли записывает на вложенных листочках Рисунки и схемы ксерокопирует или перерисовывает, глядя на них Текст, который ещё понадобится, выписывает или конспектирует Понравившиеся эпизоды зарисовывает в альбом Закончив чтение, кладет книгу на место Хранит на книжных полках или в шкафах Переносит в чистых портфелях и пакетах

  • Инструкция 2
  • ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ КНИГИ – девиз истинного книголюба
  • ОТЛИЧИТЬ КНИГОЛЮБА ЛЕГКО – ОН ОБРАЩАЕТСЯ С КНИГАМИ УМЕЛО И БЕРЕЖНО. ВОТ КАК ОН ЭТО ДЕЛАЕТ:
  • Берет сухими и чистыми руками
  • Раскрывает, не повредив корешка
  • Перелистывает, легко прикасаясь к страницам
  • Обертывает книги бумагой или надевает на них обложки
  • Для отметки нужных мест в тексте пользуется тонкими закладками
  • Фразы, которые хочет обдумать, еле заметно помечает карандашом
  • Закончив работу, тщательно стирает эти отметки мягким ластиком
  • Размышлениями о прочитанном делится со своим другом и дневником
  • Возникающие при чтении мысли записывает на вложенных листочках
  • Рисунки и схемы ксерокопирует или перерисовывает, глядя на них
  • Текст, который ещё понадобится, выписывает или конспектирует
  • Понравившиеся эпизоды зарисовывает в альбом
  • Закончив чтение, кладет книгу на место
  • Хранит на книжных полках или в шкафах
  • Переносит в чистых портфелях и пакетах
КАЖДЫЙ, КТО ТАК ПОСТУПАЕТ, МОЖЕТ НАЗЫВАТЬ СЕБЯ КНИГОЛЮБОМ!  КНИГОЛЮБ – ПОЧИТАТЕЛЬ И ВЕРНЫЙ ЗАЩИТНИК КНИГИ. Любя её, он пользуется ею только для чтения. Книга и грязь несовместимы, и он заботится о её чистоте. Он предусмотрителен, и в его надежных руках книге нечего опасаться. Присмотрись, и ты увидишь, как много таких людей. Возьми с них пример, и ты тоже заслужишь уважение и благодарность окружающих. Девиз истинного книголюба – ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ КНИГИ!
  • КАЖДЫЙ, КТО ТАК ПОСТУПАЕТ, МОЖЕТ НАЗЫВАТЬ СЕБЯ КНИГОЛЮБОМ! КНИГОЛЮБ – ПОЧИТАТЕЛЬ И ВЕРНЫЙ ЗАЩИТНИК КНИГИ.
  • Любя её, он пользуется ею только для чтения. Книга и грязь несовместимы, и он заботится о её чистоте.
  • Он предусмотрителен, и в его надежных руках книге нечего опасаться.
  • Присмотрись, и ты увидишь, как много таких людей. Возьми с них пример, и ты тоже заслужишь уважение и благодарность окружающих.
  • Девиз истинного книголюба – ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ КНИГИ!
Инструкция 3 КАК ВЫБИРАТЬ КНИГИ В библиотеке собраны тысячи книг. Прочесть все невозможно! Но ты сможешь читать: - именно те, которые тебе по душе, - как раз те, которые наилучшим образом помогают справляться с заданиями, - только те, в которых содержатся правдивые и ясные ответы на твои вопросы, - наверняка те, иллюстрации в которых доставляют радость и помогают лучше понимать мысли автора. ЭТО ВОЗМОЖНО, ЕСЛИ ЧИТАТЕЛЬ ИЩЕТ И ВЫБИРАЕТ КНИГИ ПРАВИЛЬНО
  • Инструкция 3
  • КАК ВЫБИРАТЬ КНИГИ
  • В библиотеке собраны тысячи книг. Прочесть все невозможно!
  • Но ты сможешь читать:
  • - именно те, которые тебе по душе,
  • - как раз те, которые наилучшим образом помогают справляться с заданиями,
  • - только те, в которых содержатся правдивые и ясные ответы на твои вопросы,
  • - наверняка те, иллюстрации в которых доставляют радость и помогают лучше понимать мысли автора.
  • ЭТО ВОЗМОЖНО, ЕСЛИ ЧИТАТЕЛЬ ИЩЕТ И ВЫБИРАЕТ КНИГИ ПРАВИЛЬНО
Как же правильно? Вот как: прежде чем приступить к поиску, постарайся в мыслях точно определить, зачем тебе книга, чего ты ждёшь от неё, то есть подумай о цели своего чтения. Например, очень часто людям хочется с помощью книги: - поднять себе настроение, - разобраться в сложной ситуации, - оценить уровень своих знаний, - понять другого человека, - сопоставить точки зрения, - отлично выполнить задание. Чтобы достичь своей цели, надо продумать ход поиска книги, определить возможные источники и выбрать из них самый удобный.
  • Как же правильно? Вот как:
  • прежде чем приступить к поиску, постарайся в мыслях точно определить, зачем тебе книга, чего ты ждёшь от неё, то есть подумай о цели своего чтения.
  • Например, очень часто людям хочется с помощью книги:
  • - поднять себе настроение,
  • - разобраться в сложной ситуации,
  • - оценить уровень своих знаний,
  • - понять другого человека,
  • - сопоставить точки зрения,
  • - отлично выполнить задание.
  • Чтобы достичь своей цели, надо продумать ход поиска книги, определить возможные источники и выбрать из них самый удобный.
БИБЛИОТЕКА ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ТЕБЕ МНОЖЕСТВО СПОСОБОВ ПОИСКА И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВЫБОРА – ИСПОЛЬЗУЙ ИХ!
  • БИБЛИОТЕКА ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ТЕБЕ МНОЖЕСТВО СПОСОБОВ ПОИСКА И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВЫБОРА – ИСПОЛЬЗУЙ ИХ!
О ТЕМЕ И ЦЕЛИ ЧТЕНИЯ Представь: два читателя хотят взять книгу на одну тему – о собаках. Оба уже нашли полку с литературой по собаководству и теперь выбирают. Один перебирает книги нерешительно, колеблется и после долгих поисков отходит от стеллажа с пустыми руками. Второй действует увереннее и, просматривая литературу, находит нужную книгу так быстро, словно кто-то ему на неё указал. Перед читателями были одни и те же книги. Почему одному из них ничего не удалось найти? Может быть, второй читатель владеет каким-то секретом успеха? Если б у него о том спросили, он ответил бы просто: «Я точно знаю, зачем мне книга по этой теме – хочу устроить своему щенку удобное жилье».
  • О ТЕМЕ И ЦЕЛИ ЧТЕНИЯ
  • Представь: два читателя хотят взять книгу на одну тему – о собаках.
  • Оба уже нашли полку с литературой по собаководству и теперь выбирают. Один перебирает книги нерешительно, колеблется и после долгих поисков отходит от стеллажа с пустыми руками. Второй действует увереннее и, просматривая литературу, находит нужную книгу так быстро, словно кто-то ему на неё указал.
  • Перед читателями были одни и те же книги. Почему одному из них ничего не удалось найти? Может быть, второй читатель владеет каким-то секретом успеха? Если б у него о том спросили, он ответил бы просто: «Я точно знаю, зачем мне книга по этой теме – хочу устроить своему щенку удобное жилье».
Оказывается, второй читатель не только сформулировал тему (о собаках), но и мысленно представил, как воспользуется полученной информацией. Секрет его удачи в целенаправленности, а помог он себе сам. Именно этого недоставало первому  читателю – тот был готов к поиску только наполовину. ЦЕЛЬ НАПРАВЛЯЕТ ПОИСК, ОНА ПОМОГАЕТ ЧИТАТЕЛЮ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В СОДЕРЖАНИИ КНИГ И ДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР.
  • Оказывается, второй читатель не только сформулировал тему (о собаках), но и мысленно представил, как воспользуется полученной информацией. Секрет его удачи в целенаправленности, а помог он себе сам. Именно этого недоставало первому
  • читателю – тот был готов к поиску только наполовину.
  • ЦЕЛЬ НАПРАВЛЯЕТ ПОИСК, ОНА ПОМОГАЕТ ЧИТАТЕЛЮ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В СОДЕРЖАНИИ КНИГ И ДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР.
Прежде чем приступить к поиску, мысленно сформулируй не только тему, но и цель чтения. ТЕМА – это тот предмет, о котором ты хочешь читать. Предположим, ты уже знаешь, О ЧЕМ тебе нужна книга. Теперь хорошенько подумай, С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ ты будешь её читать, ЗАЧЕМ тебе новая информация, КАК собираешься её использовать. Если тебе самому стало понятно, чего ждёшь от книги, ты ГОТОВ К ПОИСКУ. Теперь ты знаешь, ЧТО тебе нужно. ДЕЙСТВУЙ!
  • Прежде чем приступить к поиску, мысленно сформулируй не только тему, но и цель чтения. ТЕМА – это тот предмет, о котором ты хочешь читать. Предположим, ты уже знаешь, О ЧЕМ тебе нужна книга. Теперь хорошенько подумай, С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ ты будешь её читать, ЗАЧЕМ тебе новая информация, КАК собираешься её использовать. Если тебе самому стало понятно, чего ждёшь от книги, ты ГОТОВ К ПОИСКУ.
  • Теперь ты знаешь, ЧТО тебе нужно. ДЕЙСТВУЙ!
ПОМОЩЬ ОТ КНИГИ ПОЛУЧИТ ЛИШЬ ТОТ, КТО ЗНАЕТ, ЗАЧЕМ ЕЁ ЧИТАЕТ!
  • ПОМОЩЬ ОТ КНИГИ ПОЛУЧИТ ЛИШЬ ТОТ, КТО ЗНАЕТ, ЗАЧЕМ ЕЁ ЧИТАЕТ!

ПРАВИЛА ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ Хорошо, если в нужный момент в руках оказывается именно та книга, которая помогает справиться со сложностями. Помнишь, как герой книги Джоан Ролинг «Гарри Поттер и Кубок огня» долго-долго искал книгу, которая помогла бы ему выполнить третье задание Турнира Трёх Волшебников?  В ночь перед турниром «…Гарри с мыслью, что ещё немного и он начитается на всю оставшуюся жизнь, снова обложился пыльными книгами и принялся искать заклинание, чтобы выжить без воздуха». Просмотри книгу, ещё раз вчитайся и вдумайся в знакомые строки – опыт Гарри Поттера поможет тебе понять основные правила поиска информации.
  • ПРАВИЛА ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ
  • Хорошо, если в нужный момент в руках оказывается именно та книга, которая помогает справиться со сложностями.
  • Помнишь, как герой книги Джоан Ролинг «Гарри Поттер и Кубок огня» долго-долго искал книгу, которая помогла бы ему выполнить третье задание Турнира Трёх Волшебников?
  • В ночь перед турниром «…Гарри с мыслью, что ещё немного и он начитается на всю оставшуюся жизнь, снова обложился пыльными книгами и принялся искать заклинание, чтобы выжить без воздуха».
  • Просмотри книгу, ещё раз вчитайся и вдумайся в знакомые строки – опыт Гарри Поттера поможет тебе понять основные правила поиска информации.
Правила поиска информации ПРАВИЛО № 1 – читатель должен хорошо понимать, ЧТО ему нужно, О ЧЁМ он будет читать. ЯСНО И ЧЕТКО ОПРЕДЕЛИ ПРЕДМЕТ, ТЕМУ ЧТЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ. ПРАВИЛО № 2 – читатель должен хорошо представлять, чего он ждёт от книги, как использует полученную информацию. ОБДУМАЙ, ЗАЧЕМ БУДЕШЬ ЧИТАТЬ И МЫСЛЕННО СФОРМУЛИРУЙ ЦЕЛЬ ЧТЕНИЯ. ПРАВИЛО № 3 – читатель должен спланировать последовательность своих действий и выбрать самый короткий путь к книге. ПРОДУМАЙ ХОД ПОИСКА И ОПРЕДЕЛИ ЕГО НАИЛУЧШИЙ ИСТОЧНИК.
  • Правила поиска информации
  • ПРАВИЛО № 1 – читатель должен хорошо понимать, ЧТО ему нужно, О ЧЁМ он будет читать. ЯСНО И ЧЕТКО ОПРЕДЕЛИ ПРЕДМЕТ, ТЕМУ ЧТЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ.
  • ПРАВИЛО № 2 – читатель должен хорошо представлять, чего он ждёт от книги, как использует полученную информацию.
  • ОБДУМАЙ, ЗАЧЕМ БУДЕШЬ ЧИТАТЬ И МЫСЛЕННО СФОРМУЛИРУЙ ЦЕЛЬ ЧТЕНИЯ.
  • ПРАВИЛО № 3 – читатель должен спланировать последовательность своих действий и выбрать самый короткий путь к книге.
  • ПРОДУМАЙ ХОД ПОИСКА И ОПРЕДЕЛИ ЕГО НАИЛУЧШИЙ ИСТОЧНИК.
  • Правило № 1 кажется легко выполнимым только на первый взгляд. Если слово для определения темы найдено неточно, поиск не приведет к нужному результату. Именно так и случилось с Гарри – ему не сразу удалось сформулировать тему. Сначала он думал, что это «вода», долго просматривал книги, но нужной так и не нашел.
  • Как ты знаешь, участники турнира выполняли задания.
  • Получив какое-то задание, некоторые люди решают, что их цель только в том и состоит, чтобы выполнить его. Хорошо, что Гарри не остановился на этой мысли. После долгих раздумий у него определилась ещё одна, более важная, ЛИЧНАЯ ЦЕЛЬ – он «принялся искать заклинание, чтобы выжить без воздуха». Вот когда он до конца понял, ради чего ему стоит рыться в книгах – от них зависела его жизнь. Хотя науку поиска он освоил ещё не вполне, смысл Правила № 2 усвоил как нельзя лучше.
  • Правило № 1 Гарри выполнить не удалось, поэтому и с Правилом № 2 он тоже не справился. Он не сумел верно определить источник поиска, пришлось использовать всё – фонд библиотеки, её Особой секции, помощь друзей (он даже просил помощи у сердитой библиотекарши!). Затрачено много усилий, время уже на исходе, а нужная информация так и не найдена – путь к ней оказался слишком долгим!
  • Как видишь, поиск информации – это такая наука, которой даже волшебнику непросто выучиться.
  • Пример Гарри Поттера показал нам, что
  • - при поиске информации волшебные средства не действуют, надо полагаться только на собственные силы,
  • - поиск надо вести последовательно и по правилам,
  • - все три правила одинаково важны и каждое надо выполнить,
  • - чем больше тренируешься, тем лучше получается.
НАУЧИТЬСЯ ЭТОМУ МОЖЕТ КАЖДЫЙ – БУДЬ УВЕРЕН В СВОЕМ УСПЕХЕ!
  • НАУЧИТЬСЯ ЭТОМУ МОЖЕТ КАЖДЫЙ – БУДЬ УВЕРЕН В СВОЕМ УСПЕХЕ!
Библиотечные инструкции – большая помощь библиотекарю в обучении школьников библиотечно-библиографическим знаниям. С одной стороны, культуру чтения нельзя оставлять «на потом», ее следует осваивать одновременно с техникой чтения. Но, с другой стороны, обучающимся основной и средней школы необходимы многочисленные и разнообразные читательские навыки – для них занятия приобретают еще большую актуальность.
  • Библиотечные инструкции – большая помощь библиотекарю в обучении школьников библиотечно-библиографическим знаниям.
  • С одной стороны, культуру чтения нельзя оставлять «на потом», ее следует осваивать одновременно с техникой чтения. Но, с другой стороны, обучающимся основной и средней школы необходимы многочисленные и разнообразные читательские навыки – для них занятия приобретают еще большую актуальность.
Библиотечные инструкции предлагают сочетать: устное слово и письменные тексты; урочно-лекционную форму обучения и самообразование – самостоятельную работу обучающихся с инструктивными материалами; работу с классом и индивидуальное обучение.
  • Библиотечные инструкции предлагают сочетать:
  • устное слово и письменные тексты;
  • урочно-лекционную форму обучения и самообразование – самостоятельную работу обучающихся с инструктивными материалами;
  • работу с классом и индивидуальное обучение.
Цель использования библиотечных инструкций – убедить ребенка в необходимости освоения библиотечной грамоты и внушить ему веру в собственные силы. Если, самостоятельно выучив урок, ребенок попытается самостоятельно действовать, библиотечные инструкции достигли своей цели!
  • Цель использования библиотечных инструкций – убедить ребенка в необходимости освоения библиотечной грамоты и внушить ему веру в собственные силы. Если, самостоятельно выучив урок, ребенок попытается самостоятельно действовать, библиотечные инструкции достигли своей цели!
Для подготовки «Библиотечных инструкций» использованы материалы из журнала «Школьная библиотека» № 1-2 2005 г. («Библиотечный репетитор. Практические материалы в помощь обучению детей пользованию библиотекой». Автор Л.Н.Фомина).
  • Для подготовки «Библиотечных инструкций» использованы материалы из журнала «Школьная библиотека» № 1-2 2005 г. («Библиотечный репетитор. Практические материалы в помощь обучению детей пользованию библиотекой». Автор Л.Н.Фомина).
Автор: Данилова Светлана Викторовна, педагог-библиотекарь МБОУ Шушенской СОШ № 8
  • Автор: Данилова Светлана Викторовна, педагог-библиотекарь МБОУ Шушенской СОШ № 8


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!