СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Безработица. Конспект урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Безработица. Конспект урока»

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Андреевна. Прежде чем мы с вами начнем наш урок предлагаю посмотреть в окно, посмотреть друг на друга, улыбнуться своему соседу, получить заряд положительной энергии для того, чтобы наш урок прошел позитивно, и принес нам только радость общения, новые открытия.

Обратите внимание, перед вами на столе лежит пакет документов, к ним мы будем обращаться на протяжении всего урока.

Ребята, каждый человек на протяжении всей своей жизни постоянно совершает какой-либо выбор. Тем самым он стремится к своему собственному благополучию и благополучию своей семьи. Сейчас я бы хотела узнать, что вы понимаете под словом благополучие. Для этого, посмотрите на слайд, все слова вам прекрасно знакомы, среди них выберите те, которые, по вашему мнению, являются составляющими благополучия.

(слова, выбранные учениками, я прикрепляю на доску вокруг картинки семья, успех, деньги, отдых, друзья, образование, любимая работа, здоровье и т.д.) выделенные слова должны быть названы учениками обязательно).

Хорошо, скажите, пожалуйста, те слова, которые вы не выбрали, относятся к какой сфере общественной жизни? Объясните, пожалуйста, значение этих слов.

Ребята, один из критериев названных вами меня особо заинтересовал – это Работа. Очень хорошо, когда у человека есть работа, но в экономике есть такое явление, когда человек хочет, но не может устроиться на работу. Как вы считаете, как может называться это явление (безработица).

Совершенно верно, Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока.Сегодня мы будем говорить о таком актуальном явлении как Безработица, ее причинах и последствиях. Запишите, пожалуйста, число и тему в свои тетради.

А теперь, я попрошу вас взять лист № 1. Это таблица, которая содержит 3 столбца – знаю, хочу узнать, узнал. Сегодня в течение урока мы будем с ней работать. Для начала я попрошу вас заполнить первый столбик, напишите, пожалуйста, то, что вы знаете о безработице. Это могут быть предложения, определения, или даже просто синонимы, ассоциации, какие чувств у вас вызывает безработица. ( опрос 1-2 учеников).

Хорошо ребята. Надеюсь, что сегодняшний урок расширит ваши представления об этом экономическом явлении. Для этого нам с вами нужно поставить цели урока. Для этого заполните второй столбец вашей таблицы. Что бы вы хотели узнать о безработице. (причины безработицы, последствия, способы борьбы с безработицей)

Хорошо. Вот собственно почти все ваши пункты и будут являться целями сегодняшнего урока.

Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наемного рабочего и надо представлять: откуда она возникает, сколь длительной может быть и как с ней бороться.. Тема безработица рассматривается не только в курсе обществознания, но и географии, и вы ещё не раз услышите о безработице на других уроках.

У меня к вам будет один вопрос, к которому мы с вами должны будем вернуться в конце урока. Безработица это норма или недопустимое явление? Добро или зло? Я, конечно, предполагаю, что многие уже сейчас захотят однозначно ответить на этот вопрос, но предлагаю подумать и на основе полученного материала проанализировать ситуацию.

Казалось бы… у каждого человека есть право на труд. И это право закреплено в очень важном документе, имеющем высшую юридическую силу. Что это за документ? Это конституция. У вас на партах есть конституция, познакомьтесь, пожалуйста, со ст. 37 пункт 1,3

Выходит , что по закону человека никто не может ограничить в этом праве, но в реальной жизни получается, что какая-то часть людей все же остается без работы. Это явление как вы уже сказали носит название –безработица.

Безработица – положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу.( запись в тетрадь)

О какой части населения говорится в определении? (о трудоспособном)

Трудоспособное население - это люди, которые по своим возрастным и физическим показателям способны трудится. Занятые ( имеющие работу). Безработные ( работу не имеют) Добровольно не занятые.

Нетрудоспособное население: Это дети до 16 лет, п мужчины с 60, женщины с 55 лет – что это за возрат? Почему именно эти цифры:?

, а так же люди которые по состоянию здоровья не могут работать.

Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы. Просто где-то безработных больше, а где-то меньше

Существует такое понятие как уровень безработицы. Это показатель безработицы в стране или регионе в %. В экономически развитых странах этот уровень составляет до 5-6% - что является нормой. И сейчас я бы хотела вам продемонстрировать некоторые статистические данные..Но сразу обращаю ваше внимание, что в эти данные входят только те люди, которые официально заявили о своем состоянии потери работы.

На данном слайде вы видите статистику уровня безработицы на 2016 год практически по всему миру. Давайте с вами проанализируем, какая страна лидирует по количеству безработных, какие страны в этом плане более удачны. Россия.

1 слайд. Статистика по Миру низкий-средний-выше среднего.

2 слайд статистика уровня безработицы по России, по округам. К какому округу относится республика мордовия?. Какой уровень безработицы в данном округе.В республике Мордовия этот уровень составляет 4,2% от трудоспособного населения нашей республики.

3 слайд Рузаевка. А сейчас я предлагаю вам самостоятельно посчитать процент безработных в нашем городе. Итак, у меня есть справка из Центра занятости населения нашего района.В которой даны исходные данные. Ваша задача по данной формуле рассчитать процент безработных.

экономически-активное населения

556:34600*100 = 1,6%

Ребята, какой вывод мы можем сделать исходя из официальных данных ?( что уровень безработицы в нашем городе достаточно низкий)

Ребята, сейчас я предлагаю ненадолго вернуться к составляющим благополучия которые вы называли в начале урока, а точнее к такому пункту как здоровье. Предлагаю заняться сохранением такого блага прямо сейчас и провести небольшую физкультминутку.

. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, назад, влево, вправо..

А теперь небольшая зарядка для глаз – проследите взглядом по направлению этих стрелочек.

Мы с вами разобрались в том, что такое безработица, как посчитать уровень безработицы, теперь пришло самое время обозначить ее причины.Какие причины вы бы могли назвать самостоятельно?

Причины и виды безработцы безработицы (под запись)

  1. Поиск или ожидание получение рабочего места –данные причины пораждают такой вид безработицы как фрикционная .

  2. Спад производства – циклическая

  3. Изменение потребительского спроса на товары и услуги. ( спрос и предлодение) сезонная

  4. Особенности производства в отдельных отраслях = структурная



 Фрикционная _связана с поиском работы и ожиданием выхода на работу. Она кратковременна. Особенностью является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Человек, потерявший работу сегодня, обычно не может найти другую работу уже завтра. Поэтому пусть и несколько дней, но является безработным.

Структурная С изменениями отраслевой структуры экономики, причиной которых является научно-технический прогресс – со временем одни отрасли устаревают и исчезают (например, производство паровозов, карет, ,черно-белых телевизоров, керосиновых ламп), а другие появляются(производство компьютеров, , мобильных телефонов).Меняется набор профессий , требующихся в экономике. Исчезли профессии трубочиста, стеклодува, фонарщика, ямщика, но появились профессии программиста, имиджмейкера, дизайнера. Люди, имеющие профессии, не соответствующие современным требованиям, будучи уволенными, не могут найти себе работу.

Циклическаяэто безработица, связанная с экономическими циклами, и вызывается экономическим спадом.например – экономический кризис, когда многие предприниматели вынуждены увольнять часть рабочих.

Сезонная  связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет( и, следовательно снижается безработица), в другие – уменьшается ( а безработица возрастает ( например, с/х и строительство)?

ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ

Для государства:

1)​ Не производится какая-то часть товаров и услуг , которые могли бы быть произведены, если бы человек работал.

2)​ Снижаются налоговые поступления в государственную казну: работающий получает доход (зарплату), который облагается налогом.

3)​ 

)​ Безработица обостряет политическую обстановку в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днем в поисках работы.

Для общества.

4)​ Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье, и т.д.

6)​ Рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага.

Снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем зарплата.

  • Формируется мобильный «резерв» рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства;

  • усиливается трудовая дисциплина и ответственность работающих, т.к. гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду.



7. Государственная политика борьбы с безработицей

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, государство предпринимает меры для борьбы с ней.

​ В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции:

1)​ выплачивают пособия по безработице

2)​ помогают безработным найти работу

3)​ ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям.

4)​ В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы.

Перед вами лежит статья из Рузаевской газеты. Эта статья посвящена одному из способов работы центра занятости Рузаевского района. Ознакомьтесь, пожалуйста, с этой статьей. И ответьте на вопросы. Что это за способ и на сколько он эффективен?

(Ярмарка вакансий, способ эффективен, потому что……..)


Сейчас я хотела бы немного творчески с вами поработать- поиграть.

Мне нужно 3 пары участников, сидящих за одной партой. Разделитесь, пожалуйста: 1 вариант – вы будет исполнять роль работодателя, 2 вариант – вы будет исполнять роль, человека который хочет устроиться на работу.

Я вам сейчас раздам конверты, в них название вашего предприятия, а так же 1 лист резюме для работника и 1 лист требования к должности, которые предъявляет работодатель. Работодатель должен отметить, какими качествами должен обладать работник, а работник указать свои качества, не забудьте, пожалуйста, про специфику вашего предприятия. Ведь для работника офиса и, например работника звериной фермы будут совершенно разные критерии и требования. По выполнению данного задания, пожалуйста, попробуйте разыграть сцену собеседования.


Для всех остальных у меня тоже есть творческое задание. Вам нужно сейчас позаботиться о своем будущем и будущем ваших сверстников. Вам нужно составить памятку , где будут советы о том, что нужно учесть, чтобы в будущем не остаться без работы. Возможно что-то вам уже нужно начинать делать сейчас, возможно у вас есть мысли какую работу нужно выбрать, каким работником нужно быть.( задание 4 стр 171 учебника есть примеры)

Время на выполнение заданий.

Итак, творческие группы работников и работодателей готовы? Выходите, пожалуйста, к доске, назовите род деятельности и название своего предприятия. И можете начинать собеседование.

Итак, ребята, сейчас мы на примере посмотрели, что для того, чтобы не стать безработным необходимо обладать определенными качествами, которые соответствуют выбранной вами профессии. А что еще нужно учесть при выборе профессии, чтобы не стать героем нашей сегодняшней темы урока нам расскажут ребята, которые составляли памятки.

…….

Спасибо, вы хорошо постарались, я думаю, что соблюдая эти правила вы точно никогда не останетесь без работы.

Ребята, я думаю, что вы получили достаточно информации, для того чтобы заполнить третий столбик нашей таблицы, под названием «узнал» на уроке.

…..

Благодаря полученным знаниям, давайте постараемся ответить на вопрос, поставленный в начале урока. Безработица это норма или недопустимое явление?

( Для человека это негативное явление, а в экономике небольшой уровень безработицы это норма.)

Оценивая безработицу как социально-экономическое явление, нельзя однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки зрения человека, оставшегося без работы, это может оказаться трагедией. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление - объективная необходимость. Другое дело, что государство должно «амортизировать» ее негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы


Спасибо большое за ваши ответы. Сегодня вы активно поработали, я бы поставила следующие оценки за урок:

Вашим домашним заданием будет параграф 21, и придумать по 2 примера разных видов безработицы.

И закончить наш урок я бы хотела следующими словами. Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы”. Я вам желаю верить в себя и достигать поставленных целей, и тогда, наверняка, проблема безработицы вас не коснется.

Урок окончен. Спасибо за вашу работу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!