СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока "Россияне на рынке труда"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема.   Россияне на рынке труда

Цели урока:  Образовательная.  Раскрыть особенности понятия «рынок труда», «трудовые ресурсы», «экономически активное население». Вскрыть причины и следствия безработицы. Сформировать представление о требованиях к современному работнику в условиях рынка и профессиях, востребованных на сегодняшний день

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Россияне на рынке труда"»

Класс: 8

Дата_______________

Тема. Россияне на рынке труда

Цели урока:
 Образовательная.  Раскрыть особенности понятия «рынок труда», «трудовые ресурсы», «экономически активное население». Вскрыть причины и следствия безработицы. Сформировать представление о требованиях к современному работнику в условиях рынка и профессиях, востребованных на сегодняшний день.  

Развивающая. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи

Воспитательная. воспитывать необходимость постоянно заниматься самообразованием.

Планируемые результаты.

предметные: формирование представлений о рынке труда для дальнейшего выбора своей будущей профессии.

метапредметные: формировать умение ставить вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, умение формулировать и аргументировать свое мнение.

личностные: воспитывать необходимость в постоянном самосовершенствовании и самообразовании, необходимость осознанного выбора своей будущей профессии.

Тип урока: усвоения новых знаний

Оборудование: учебники, графики.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся по карте

Какова численность населения России?

Место России среди стран мира?

Площадь России, место России по площади?

Наибольшие города по численности населения - показать

Количество субъектов в РФ?

2 Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников:

Мы с вами являемся жителями самой большой мы богатой страны. Но богатство страны определяется не количеством ресурсов а тем каков его человеческий капитал.

Тема нашего урока . Россияне на рынке труда. Для вас она особенно важна. Через несколько лет вы станете взрослыми, выучитесь, получите профессию и вам необходимо будет работать.

Поэтому цель урока раскрыть особенности понятия «рынок труда»,«трудовые ресурсы», «экономически активное население». Вскрыть причины и следствия безработицы. Сформировать представление о требованиях к современному работнику в условиях рынка и профессиях, востребованных на сегодняшний день.  

Эпиграфами к сегодняшнему уроку служат слова философа Сенеки: «Если вы не знаете, в какую гавань держите путь, то ни один ветер не будет для вас попутным».

Бернард Шоу, известный драматург и мастер афоризмов, говорил:

«Постарайтесь получить то, что любите, иначе придётся полюбить то, что получили»

Герман Греф «В будущем будет колоссальный спрос на специалистов высокой квалификации, сохранится спрос на очень низкую квалификацию, которую займут в том числе мигранты, и будет трагедия для „серединки“ — людей, которые не хотят заниматься низкоквалифицированным трудом, но не готовы заниматься высококвалифицированным»
  4. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения

Работа в группах с текстом учебника

Трудовые ресурсы

Экономически

активное население

Трудоспособный возраст 76 млн. (2018)

М 16-64 года

Ж 16-59 лет

Пенсионеры 42 млн.

Занятое население

72 млн. (2018)
работающие пенсионеры

9 ,5 млн.

безработные 3.7млн (4,9%)


Работа с графиком численность трудоспособного населения





Работа по схеме «Состав трудовых ресурсов в России» на с. 59 учебника.


рынок труда- соотношение между рабочей силой и предложением рабочих рук.

Работа по рисунку стр.60 Рынок труда

«продавцы» рабочей силы - население «покупатели» рабочей -предприятия

Безработица – явление, когда предложение свободной рабочей силы больше чем спрос на нее

Причины безработицы в России

высокий естественный прирост

районы с концентрацией производства где наблюдался спад производства легкая пр, м/с)

      Последствия безработицы -беседа с учащимися

  • не производится большая часть товаров и услуг;

  • снижаются налоговые поступления;

  • снижается уровень жизни людей, потерявших работу;

  • ухудшается психологическое состояние безработного;

  • безработица обостряет политическую обстановку в стране

  • Рост безработицы может вести к росту числа преступлений.
        Проблемный вопрос  : «Существует мнение, что полная занятость всего трудоспособного населения считается тормозом развития хозяйства. Так ли это? Выскажите свою точку зрения».

   Беседа с учащимися профессиональном самоопределении

Проблема:  лучше жить на пособие по безработице или заниматься непрестижной работой? Где же выход? Свое мнение ученики должны аргументировать.

Чтение текста учебника стр. 60
Качества современного человека трудоспособного возраста:

  1. разносторонние знания;

  2. открытый любознательный взгляд на мир;

  3. отличная специальная подготовка;

  4. способность адаптироваться к новым ситуациям и постоянным изменениям;

  5. владение иностранными языками;

  6. владение компьютером;

  7. знание новых технологий.

Герман Греф «В будущем будет колоссальный спрос на специалистов высокой квалификации, сохранится спрос на очень низкую квалификацию, которую займут в том числе мигранты, и будет трагедия для „серединки“ — людей, которые не хотят заниматься низкоквалифицированным трудом, но не готовы заниматься высококвалифицированным»

Каждый школьник рано или поздно сталкивается с нелёгким выбором, от которого зависит дальнейшая жизнь, — выбор профессии.

Выбор профессии — серьёзный шаг. Необдуманность может иметь трагические последствия в будущем. Очень важно правильно и всесторонне изучить себя и свои возможности. Исследования показывают, что люди, которые недовольные профессией, не добиваются высоких результатов, чаще болеют, имеют подавленное настроение.

Выбор профессии основан на «трёх китах»

ХОЧУ, МОГУ, НАДО.

ХОЧУ — личные цели, интересы, потребности.

МОГУ — учёт своих возможностей, способностей, состояния здоровья.

НАДО — что надо сделать для достижения цели, какие усилия приложить

И если по жизни «ХОЧУ» и «МОГУ» совпадают, то можно говорить о призвании

Мозговой штурм – работа в группах-Перспективные профессии в ближайшие 10 лет:

Окончив школу, молодые люди сразу окажутся в роли продавцов. Они будут предлагать к продаже свои знания и умения. В течение всей жизни они будут стараться получить за свои навыки как можно больше.

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От того, каким он будет, зависит и личное счастье человека, и его вклад в дело общества.

Все профессии перспективны — при условии, что человек хороший специалист. Хороший специалист ценился во все времена. Чем выше уровень знаний и подготовки, тем выше квалификация, а значит, и зарплата.

Задача будущих специалистов — получить образование и стать настоящим профессионалом.

4. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного

что такое рынок труда

в качестве кого вы придете на рынок труда

что необходимо каждому из вас сегодня, чтобы не оказаться в армии безработных


5. Подведение итогов урока (рефлексия)


урок был полезен???

Унали, что делать, чтобы не оказаться безработным и не ошибиться с выбором профессии?


6.Д.з п.15 ,прочитать текст на стр.74-75 вместе с родителями написать небольшое эссе «моя будущая профессия»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!