Класс: 8
Дата_______________
Тема. Россияне на рынке труда
Цели урока:
Образовательная. Раскрыть особенности понятия «рынок труда», «трудовые ресурсы», «экономически активное население». Вскрыть причины и следствия безработицы. Сформировать представление о требованиях к современному работнику в условиях рынка и профессиях, востребованных на сегодняшний день.
Развивающая. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи
Воспитательная. воспитывать необходимость постоянно заниматься самообразованием.
Планируемые результаты.
предметные: формирование представлений о рынке труда для дальнейшего выбора своей будущей профессии.
метапредметные: формировать умение ставить вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, умение формулировать и аргументировать свое мнение.
личностные: воспитывать необходимость в постоянном самосовершенствовании и самообразовании, необходимость осознанного выбора своей будущей профессии.
Тип урока: усвоения новых знаний
Оборудование: учебники, графики.
Ход урока
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся по карте
Какова численность населения России?
Место России среди стран мира?
Площадь России, место России по площади?
Наибольшие города по численности населения - показать
Количество субъектов в РФ?
2 Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников:
Мы с вами являемся жителями самой большой мы богатой страны. Но богатство страны определяется не количеством ресурсов а тем каков его человеческий капитал.
Тема нашего урока . Россияне на рынке труда. Для вас она особенно важна. Через несколько лет вы станете взрослыми, выучитесь, получите профессию и вам необходимо будет работать.
Поэтому цель урока раскрыть особенности понятия «рынок труда»,«трудовые ресурсы», «экономически активное население». Вскрыть причины и следствия безработицы. Сформировать представление о требованиях к современному работнику в условиях рынка и профессиях, востребованных на сегодняшний день.
Эпиграфами к сегодняшнему уроку служат слова философа Сенеки: «Если вы не знаете, в какую гавань держите путь, то ни один ветер не будет для вас попутным».
Бернард Шоу, известный драматург и мастер афоризмов, говорил:
«Постарайтесь получить то, что любите, иначе придётся полюбить то, что получили»
Герман Греф «В будущем будет колоссальный спрос на специалистов высокой квалификации, сохранится спрос на очень низкую квалификацию, которую займут в том числе мигранты, и будет трагедия для „серединки“ — людей, которые не хотят заниматься низкоквалифицированным трудом, но не готовы заниматься высококвалифицированным»
4. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения
Работа в группах с текстом учебника
Трудовые ресурсы | Экономически активное население |
Трудоспособный возраст 76 млн. (2018) М 16-64 года Ж 16-59 лет Пенсионеры 42 млн. | Занятое население 72 млн. (2018) работающие пенсионеры 9 ,5 млн. безработные 3.7млн (4,9%) |
Работа с графиком численность трудоспособного населения
Работа по схеме «Состав трудовых ресурсов в России» на с. 59 учебника.
рынок труда- соотношение между рабочей силой и предложением рабочих рук.
Работа по рисунку стр.60 Рынок труда
«продавцы» рабочей силы - население «покупатели» рабочей -предприятия
Безработица – явление, когда предложение свободной рабочей силы больше чем спрос на нее
Причины безработицы в России
высокий естественный прирост
районы с концентрацией производства где наблюдался спад производства легкая пр, м/с)
Последствия безработицы -беседа с учащимися
не производится большая часть товаров и услуг;
снижаются налоговые поступления;
снижается уровень жизни людей, потерявших работу;
ухудшается психологическое состояние безработного;
безработица обостряет политическую обстановку в стране
Рост безработицы может вести к росту числа преступлений.
Проблемный вопрос : «Существует мнение, что полная занятость всего трудоспособного населения считается тормозом развития хозяйства. Так ли это? Выскажите свою точку зрения».
Беседа с учащимися профессиональном самоопределении
Проблема: лучше жить на пособие по безработице или заниматься непрестижной работой? Где же выход? Свое мнение ученики должны аргументировать.
Чтение текста учебника стр. 60
Качества современного человека трудоспособного возраста:
разносторонние знания;
открытый любознательный взгляд на мир;
отличная специальная подготовка;
способность адаптироваться к новым ситуациям и постоянным изменениям;
владение иностранными языками;
владение компьютером;
знание новых технологий.
Герман Греф «В будущем будет колоссальный спрос на специалистов высокой квалификации, сохранится спрос на очень низкую квалификацию, которую займут в том числе мигранты, и будет трагедия для „серединки“ — людей, которые не хотят заниматься низкоквалифицированным трудом, но не готовы заниматься высококвалифицированным»
Каждый школьник рано или поздно сталкивается с нелёгким выбором, от которого зависит дальнейшая жизнь, — выбор профессии.
Выбор профессии — серьёзный шаг. Необдуманность может иметь трагические последствия в будущем. Очень важно правильно и всесторонне изучить себя и свои возможности. Исследования показывают, что люди, которые недовольные профессией, не добиваются высоких результатов, чаще болеют, имеют подавленное настроение.
Выбор профессии основан на «трёх китах»
ХОЧУ, МОГУ, НАДО.
ХОЧУ — личные цели, интересы, потребности.
МОГУ — учёт своих возможностей, способностей, состояния здоровья.
НАДО — что надо сделать для достижения цели, какие усилия приложить
И если по жизни «ХОЧУ» и «МОГУ» совпадают, то можно говорить о призвании
Мозговой штурм – работа в группах-Перспективные профессии в ближайшие 10 лет:
Окончив школу, молодые люди сразу окажутся в роли продавцов. Они будут предлагать к продаже свои знания и умения. В течение всей жизни они будут стараться получить за свои навыки как можно больше.
Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От того, каким он будет, зависит и личное счастье человека, и его вклад в дело общества.
Все профессии перспективны — при условии, что человек хороший специалист. Хороший специалист ценился во все времена. Чем выше уровень знаний и подготовки, тем выше квалификация, а значит, и зарплата.
Задача будущих специалистов — получить образование и стать настоящим профессионалом.
4. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного
что такое рынок труда
в качестве кого вы придете на рынок труда
что необходимо каждому из вас сегодня, чтобы не оказаться в армии безработных
5. Подведение итогов урока (рефлексия)
урок был полезен???
Унали, что делать, чтобы не оказаться безработным и не ошибиться с выбором профессии?
6.Д.з п.15 ,прочитать текст на стр.74-75 вместе с родителями написать небольшое эссе «моя будущая профессия»