СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Труд, занятость, безработица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

коспект комбинированного урока по обществознанию в 8 классе. основные понятия и термины даны в процессе системно-деятельностного подхода к обучению. используется опоар на практические знания учащихся и их жизненный опыт.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Труд, занятость, безработица"»

Муниципальное казенное учебное заведение

«Песковская основная общеобразовательная школа 2

имени Героя Советского Союза Д.А. Теплякова»







Открытый урок

обществознания в 8 классе




Труд,

занятость, безработица.


Конспект урока












Подготовила: Потапова Л.И.

учитель истории

и обществознания





Пески – 2014-2015 учебный год

Целевая установка урока:



































Тип урока:


Формы работы с учащимися:


Методы обучения:



Оборудование:


Формирование ценностных ориентаций учащихся в ходе освоения ими знаний о:

  • трудовой деятельности в обществе и ее категориях;

  • формах вознаграждения за труд.

Разъяснить сущность такого явления, как безработица и ее влияние на жизнь людей. Систематизация знаний по теме «Экономика» в целом.

Продолжить формирование умений:

  • сравнивать основные категории труда;

  • находить информацию об уровне безработицы и профессиях, востребованных в регионе;

  • раскрывать причинно-следственные связи выбора профессии и востребованности ее в обществе;

  • анализировать рисунки и составлять схемы;

  • выражать свою точку зрения, обосновывать ответ, создавать высказывания в устном виде;

  • оценивать  изученный материал (с позиции личной значимости) и свои достижения;

  • работать с понятийным аппаратом темы;

  • развивать приемы аналитического мышления;

  • развивать навыки работы с различными источниками информации.

Воспитывать

  • навыки делового сотрудничества и критической оценки своей деятельности и полученных результатов;

  • стимулировать развитие познавательного интереса;

  • уважения к труду;

  • сориентировать учащихся в выборе будущей профессии


комбинированный

  • Индивидуальная

  • Фронтальная


  • Объяснительно – иллюстративный

  • Частично-поисковый

  • Проблемный


  • Презентация «Труд».

  • Карточки с индивидуальными заданиями. Приложение 1,

  • Индивидуальные домашние проекты по группам: презентация «Бюджет семьи», плакаты, эссе,

  • Имитация бумажных купюр

  • Листы А4 и маркеры для написания профессии.

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент


Концентрация внимания учащихся посредством беседы, проверка подготовки учеников к уроку.

Определяется значимость рассматриваемых тем в разделе «Экономика», важность практического применения знаний по теме.

Приветствуют учителя.

2.

Разминка по теме «Эконо

мика»

слайды 2-3

  • Связанный мамой шарф. Товар? Не товар?


  • Получение денег из банкомата. Какая функция денег обозначена этим процессом?


  • Д – Т – Д‘ В чем смысл этой формулы?


  • Зарплата человека 10000 рублей. Какой будет налог? Зачем его платить?


  • Ажиотажная скупка товаров в связи с ростом курса валют. Какой экономический закон действует?


  • Если он предназначен для продажи

  • Средство обращения

  • Цель бизнеса: получение прибыли

  • 1300р. Чтобы могло существовать государство

  • Рост спроса влечет рост предложения.

3.

Проверка домашнего задания.

по теме «Бюджет»


слайды 4-5

1.Раздает тестовый материал для индивидуальной работы


2.Работа с классом:

  • Что такое бюджет, каков план составления бюджета?

  • Чем государственный бюджет отличается от бюджета семьи?

  • Схемы по балансу бюджета. Объяснить

Выполняют тестовые задания

См. приложение №1


Ответы по § 15

4

Защита групповых проектов

по теме «Бюджет»

Слайд 6

  • Бюджет моей семьи

  • Как снизить семейные расходы?

  • Эссе «Чего нельзя допускать при планировании семейного бюджета?»

  • Сколько % семейного бюджета уходит на содержание машины?

Каждой группе предлагается до

2 минут времени на защиту проектов.

5

Актуали

зация знаний.

Жизнь человека устроена таким образом, чтобы выжить он должен удовлетворять свои потребности.

  • Вспомните: какие это потребности?

  • А с помощью чего человек может это сделать?


На основе ответов учащихся формулирует тему урока «Труд» и записывает на доске.




Эпиграф: «Труд – это то, что, что избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды».

Называют потребности по иерархии Маслоу

Варианты ответов: «труд», «работа».


Формулируют цель деятельности

Записывают тему урока в тетради


Читают в качестве эпиграфа задание

№1 в ПТ


6

Изучение нового материала.

  1. Труд


Слайд 7





















  1. Работа


Слайд 8





Слайд 9




  1. Заработная плата






Слайд 10








  1. Досуг.

Задаёт вопрос:

Слайд 11







  1. Безработица

Слайд 12-14

Наш урок я хочу начать с цитаты Ф Энгельса: «Труд создал человека»

  • Что имел в виду известный ученый?

  • Попытайтесь сформулировать определение понятию «труд».

  • Сравнивают с определением на слайде


Труд

-это деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей и производство товаров и услуг

производительный непроизводительный

40 - 20% 60 - 80%


  • Приведите примеры профессий, характерных для каждой категории труда.

  • Как вы считаете, какой труд более важен и значим для человека?

Нет никакого различия в значимости производительного и непроизводительного труда, они в равной степени нужны обществу, но в современном мире сфера услуг все больше теснит производство, занимая от 60 до 80 % объема всей экономики, и чем больше развитым является общество, тем больше там сектор обслуживания.


Проблемное задание:

Какое вознаграждение ожидает человек, когда выполняет определенную работу?

  • Саша, который стирает свою рубашку?

  • Маляр Петров, который делает ремонт по договору подряда г-ну Иванову?

  • Маша, готовящая обед для родственников и знакомых ?

  • Бизнесмен Петров, заключивший сделку с фирмой «В»?

Вознаграждение за работу может быть материальным и нематериальным. За натуральную плату трудился крестьянин до революции и в 90-ые годы XX века на многих предприятиях России расплачивались с персоналом продуктами производства. Но основным видом вознаграждения является заработная плата, выдаваемая деньгами.


Акцентирует внимание учащихся на формах оплаты труда по схеме на слайде.

Отмечает, что учащиеся хорошо потрудились, и предлагает немного отдохнуть.




  • Как называется время, свободное от труда?

Досуг – это зеркало работы. Исследования показали, что стиль досуга тесно связан с характером труда. Занятые однообразно повторяющейся работой в свободное время предпочитают бывать в людных местах, а творческой – в уединенных местах, где меньше шума и суеты. В досуге человек переключается на другие социальные роли: спортсмен, актер и т.д.

Иногда в жизни у человека встречается тоже время свободное от труда, но оно сильно отличается от досуга – это безработица.

  • Кого можно считать безработным?

  • Почему люди теряют работу?

  1. Экономическая конкуренция

на рынке труда.

  1. Кризис

  2. Несовпадение спроса и предложения рабочей силы по профессиям.

  3. Личное нежелание трудиться


Краткая справка о состоянии безработицы в России.

Высказывают предположения.

Дают определение


Идет синхронная запись конспекта в тетрадь

Чертят схему в тетради



Приводят примеры



Высказывают предположения










Определяют вид заработной платы.













Читают определение «заработная плата».


составить в тетради схему «Формы оплаты труда».


Вывешивают на доску листы с предварительным заданием: названиями выбранных профессий. Немного подвигались.







Отвечают на вопросы.

Дают определение понятию «безработный «и «безработица».


Записывают в тетради причины безработицы, анализируют полученные  данные и делают выводы:


7

Закрепление знаний

Слайд 15


1.Задание №3( с 109 ) после параграфа

2. ответить на вопросы:

  • Можно ли считать домохозяйку Олю, ухаживающей за своим ребенком и находящуюся на иждивении мужа, безработной?

  • Можно ли считать студента Иванова безработным, если он учится в ВУЗЕ и живет за счет родителей?

  • Можно ли считать 14- летнего Олега безработным, если он не имеет работы , но хочет найти ее?

3. Анализ профессий выбранных детьми на предмет востребованности.



Нет. Оля не имеет работы и не хочет ее найти.


Нет.


Нет. Возраст, с которого осуществляется прием на работу, устанавливается с 16л.

8

Подведение итогов занятия

Слайд 16


Подводит итоги и выставляет оценки за урок. домашнее задание

§16, ПТ №3,4, Проблема стр. 109.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!