Этап. Актуали зация знаний (5 - 6 мин.) | Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях. Учитель читает стихотворение: Всякий раз, когда едим, О здоровье думаем: «Мне не нужен жирный крем, Лучше я морковку съем» В жизни нам необходимо Очень много витаминов. Всех сейчас не перечесть, Нужно нам их больше есть. Вы не пейте газировку, Ведь она вам вред несет, А попейте лучше воду- Она полезней во сто крат. Мясо, овощи и фрукты- Натуральные продукты, А вот чипсы, знай всегда, Это вредная еда! Беседа по вопросам: -Назовите тему изучаемой нами главы учебника. -Что такое питание? -Какую роль играет пищеварение в жизнедеятельности организма? -Какое понятие «питание» или «пищеварение» является более общим? Докажите свою точку зрения. -Что такое продукты питания и питательные вещества? -Какие вещества необходимы человеку? -Как организм использует питательные вещества? Выполнение задания в тетради: Учитель предлагает выполнить задание: классифицируйте питательные вещества по заданному признаку Просит одного из обучающихся у доски выполнить это задание, комментируя ход своих действий. Предлагает обучающимся выполнить задание в тетрадях. Организует класс на оценивание работы ребенка у доски. При необходимости корректирует ответ. | Слушают стихотворение Вспоминают ранее изученный материал (понятия) Отвечают на вопросы. Знакомятся с заданием, осмысливают его. Выполняют задание (классифицируют объекты, по заданному признаку). Вспоминают, изученный ранее материал (понятия). | Познавательные УУД: - учатся давать определения понятиям; -учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Коммуникативные УУД: -учатся выслушивать и устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; -учатся объективно оценивать другого. Регулятивные: контроль, коррекция |
Этап. Целеполагание (3-4 мин.) | Организует работу по формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний. Учитель читает стихотворение: В магазин ходить нельзя - продается химия На прилавке Е, Е, Е, натуральных нет нигде! Обхожу я стороной хлеб пшеничный и ржаной, А в мясном отделе птица продается с белизной. Рыба тоже не годится - вся облитая водой. Молоко, творог, сметана – очень много в них обмана! Что же делать, как нам быть? Чем семейство накормить? Завести свое хозяйство, огородик развести… Только вот с утра пораньше, льют кислотные дожди! Остается подождать… Только как ни есть, ни спать? В голове сплошной туман… Кто способен на обман? Что нам есть и что нам пить? В магазин, какой ходить? Проводит подводящий диалог: - Что вы думаете об опасениях автора стихотворения? -Действительно ли так страшно обстоят дела с продуктами питания? - А как можно оценить продукты питания, с точки зрения безопасности? -Можем ли мы сами, покупая продукты, оценить их полезность и безопасность? (Обычно затруднение) - Каков главный вопрос нашего урока? - Какова цель? Выслушивает предположения детей, совместно формулируют тему и цель урока. | Слушают стихотворение Отвечают на вопросы, высказывают свои пред положения. Формулиру ют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего зат руднения. Предлагают и согласовывают с учите лем тему (главный воп рос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности. | Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека; - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока). |
Этап. «Открытие» нового знания (7-8 мин.) | Формирует основы теоретического мышления, развивает умение находить общее и отличное, развивает способности к обобщению. Организует работу детей с дополнительной литературой по подготовке их выступлений с сообщениями Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь Учитель: У вас на столах есть текст задания, необходимо внимательно слушать меня и своих одноклассников и вносить пропущенные слова. Проблема обеспечения населения продовольствием была и остается одной из важнейших в жизни большинства стран. Производство продуктов питания всегда было трудоемким, поэтому производители всячески стремятся к увеличению выпуска продукции при снижении ее себестоимости. Способы повышения интенсивности производства продовольствия (удобрения; гербициды и ядохимикаты - для борьбы с вредителями и болезнями растений; белковые антибиотики - для увеличения производства продуктов животноводства и т.д.) снижают качество продуктов, а иногда приводят, к появлению в них небезопасных для человека веществ. Для увеличения сроков хранения скоропортящихся продовольственных товаров применяются различные технологии: консервирование, замораживание, пастеризация, высушивание и др., многие из которых предполагают использование специальных добавок, улучшающих внешний вид, вкусовые качества и способствующих увеличению срока хранения продукта. Это красители, подсластители, эмульгаторы, антиоксиданты, консерванты и т.п. На мировом рынке существует три категории качества продовольственных товаров, различающиеся исходным сырьем и особенностями технологии производства. В продовольственных товарах первой категории количество и типы спецдобавок строго регламентированы. Качество второй категории контролируется менее строго. (Слайд №5)Они производятся с учетом требований страны-импортера. Так, например, наличие на упаковке знака РСТ означает соответствие российскому стандарту. На товары третьей категории не распространяются многие ограничения на использование спецдобавок, себестоимость их гораздо ниже, а производство выгоднее. К этой категории относится до 80% продуктов питания, сигарет и напитков, поставляемых на мировой рынок. Теперь послушаем сообщения обучающихся, подготовленные на основе материалов периодической печати. Сообщение №1 «Сухие напитки, соки». (Слайд №6) Еще недавно сухие соки называли «очевидным фактором прогресса, необходимым в ассортименте продуктов». Однако в последнее время в торговую сеть поступает множество сухих напитков, лишь имитирующих натуральный высушенный экстракт фруктовых и овощных соков. Это продукты «иллюзорные»: их искусственные компоненты подобраны так, чтобы создавать иллюзию натурального сока. Важнейшую роль в них играют красители, подсластители и другие пищевые добавки. Так в «Зуко», «Юпи» и других напитках половина или 2/3 сахара заменены на искусственный подсластитель цикламат, а в американском «Инвайте» вместо сахара используются сахарин и аспартам. В США цикламат был официально запрещен еще в 1969 г., так как было доказано, что он, как сахарин и аспартам, вызывает у крыс рак мочевого пузыря. В 1979 г. всемирная организация здравоохранения реабилитировала цикламаты, признав их безвредными. В России использование всех этих подсластителей -сахарина (Е954), цикламата (Е952) и аспартама (Е951) -разрешено. Поэтому покупать или нет такие сухие напитки - дело потребителя Сообщение 2. «Гадание на кофейной банке». (Слайд №7) В настоящее время на рынке можно найти много сортов настоящего растворимого кофе, однако встречаются его подделки. Это можно определить по некоторым признакам упаковки. Упаковка подделок обычно изготовлена из картона, легкой жести или полиэтилена, наклеенная бумажная этикетка имеет блеклые тона. На упаковке приведен минимум информации, в графе «Производитель» указано только название фирмы, а то и этого нет - лишь броская надпись «Сделано в...». Цифры штрих-кода, как правило, взяты с потолка. Настоящий же кофе обычно продается в металлических или стеклянных банках с яркой красочной этикеткой, на которой приведено много полезной информации: название марки, тип продукта (сублимированный, гранулированный кофе с удаленным кофеином и т.д.), фирма-изготовитель с указанием страны и адреса, штрих-код, дата выработки и срок реализации. Учитель: (Слайды №8, №9, №10)Продукт не содержит искусственных красителей и консервантов - вот одна из самых действенных рекламных характеристик любого современного продукта питания. К сожалению, научно-технический прогресс принес нам не только блага цивилизации - комфорт и безопасность, но и новые подходы в производстве продуктов питания, которые зачастую негативно сказываются на нашем здоровье. История применения пищевых добавок насчитывает тысячелетия. Первоначально это были всем известные специи - соль, сахар, уксус. С развитием химической и пищевой промышленности в наш обиход вошло великое множество пищевых добавок, которые на этикетках продуктов обозначаются буквенные кодом Е. Современные пищевые добавки выполняют две главные задачи: увеличивают срок хранения продуктов питания, что необходимо для их транспортировки в разные уголки земного шара; придают продуктам питания необходимые и приятные свойства - красивый цвет, привлекательный вкус и аромат, густую консистенцию. По мнению производителей продуктов питания, в современных условиях невозможно обойтись без применения пищевых добавок для производства вкусных и красивых продуктов с длительным сроком хранения. Сейчас в пищевой промышленности используется около 500 различных пищевых добавок, а в сочетании друг с другом их становится в несколько раз больше. Как искусственные добавки влияют на наше здоровье - вот главный вопрос, который волнует современных потребителей. Существует целый список солидных международных и российских организаций, которые занимаются исследованием влияния пищевых добавок на организм человека. В России государственный контроль за качеством пищевых добавок осуществляется органами Госсанэпиднадзора Российской Федерации. Согласно закону РФ «О защите прав потребителя» на упаковке (этикетке) пищевого продукта должна содержаться вполне определенная информация о свойствах продукта, причем на русском языке. Это наименование производителя и его адрес; наименование товара и его масса; состав, а при необходимости и химический состав; дата изготовления и срок годности или реализации; обозначение стандарта; предупреждения об опасности и рекомендации по применению наличие спецдобавок. Важно также, чтобы информация на упаковке (этикетке) соответствовала штриховому коду, а на консервной банке и штампу По штампу также можно определить срок изготовления консервированного продукта. Послушаем теперь сообщения обучающихся. Сообщение 3. Штриховой код: как его расшифровать) В последнее время на прилавках магазинов появляется все больше товаров, снабженных штрих-кодом. Специалисты называют несколько причин его введения, но основной является то, что он позволяет легко контролировать качество продукции, ее соответствие первоначальному образцу. Штриховые коды позволяют автоматизировать ввод информации о товарах в компьютерные системы. Сканер штрих-кода в магазине определяет товар, и выдает кассиру полную информацию об этом товаре. Штрих-код - это ряд вертикальных черных и белых полос, под которыми расположено 1 3 цифр. Товары, имеющие небольшие размеры, могут иметь укороченный код - 8 цифр. Первые 2 цифры обозначают страну-изготовителя или продавца продукта, за ними следует 5 цифр кода предприятия-изготовителя. Следующие 5 цифр кодируют наименование товара, его потребительские свойства, размеры, массу, цвет. Последняя цифра - контрольная, используемая для проверки правильности считывания штрихов сканером. Используется также штрих-код, в котором стране соответствуют 3 цифры, а предприятию-изготовителю - 4. В 1987 г. ассоциация EAN (Европейская Ассоциация Товарной Нумерации) закрепила за СССР десять трехзначных кодов - с 460-го по 469-й. Эти же цифры принадлежат России. Главное - определить соответствие штрих-кода названию страны изготовителя, указанному на упаковке, - его наличие служит залогом того, что товар не фальсифицирован. Сообщение 4. «Штамп на консервной банке»( Для продукции, изготовленной на территории России, предусмотрена единая маркировка металлических консервных банок. У некоторых из них на донышке выбито два ряда цифр, у других - три. Трехрядная маркировка характерна для мясных, рыбных и овощных консервов. В первом ряду указана дата изготовления, во втором - номер смены. Третий ряд - тип консервов и номер предприятия: «Р» - рыбные, «Д КП», «ПС», «МС», «ОХ» - мясные. Маркировка сгущенного молока - двухрядная. В первом ряду - буква «М» - индекс молочных продуктов, во втором ряду - номер смены (до трех цифр), месяц (2 цифры) и год изготовления (2 цифры). Штамп на консервной банке позволяет узнать дату изготовления, по которой легко определить срок реализации, указанный на упаковке (этикетке). Организует и проводит физкультминутку: Не сутультесь, грудь вперед, Плечи разверните. (Рывки руками перед грудью.) А теперь рывки руками. Снова повторите. Достаём рукой носочек — Правой — левый, левой — правый. Вертолёт летит, стрекочет, Винт работает исправно. (Наклониться вперёд и коснуться правой рукой левой ступни, потом наоборот, левой рукой — правой ступни.) А теперь, как будто мячик, Все на месте мы поскачем. Отдохнули, посвежели И на место снова сели. (Дети садятся.) Организует работу по проверке выполненного задания, уточняются определения понятий с помощью словарей | Слушают учителя, заполняют пропуски в тексте задания, которое находится на столах обучающихся Слушают одноклассника, заполняют пропуски в тексте, один из них выступает с сообщением Слушают одноклассника, заполняют пропуски в тексте, один из них выступает с сообщением Слушают учителя, заполняют пропуски в тексте Слушают одноклассника, заполняют пропуски, один из них выступает с сообщением Слушают одноклассника, заполняют пропуски, один из них выступает с сообщением Выполняют упражнения По очереди зачитывают предложения с пропущенными определениями, при необходимости пользуются словарями | Познавательные УУД: - учатся работать с дополнительной литературой, словарями, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение); - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи; -учатся осуществлять расширенный поиск информации с использова нием ресурсов библиотек, Интернета, сообщений обучающихся; -учатся давать определение понятиям; Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека; - формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. |
Этап. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (6-8 мин.) | Организует работу по выполнению практической работы в парах по заданиям инструктивной карточки Учитель. В начале урока я рассказала вам о категориях продовольственных товаров на мировом рынке. Как правило, на упаковках (этикетках) нет сведений о том к какой категории качества относится товар, но обычно указано, какие спецдобавки он содержит. Спецдобавки обозначены буквенно-цифровым кодом. Многие из добавок далеко не безопасны для здоровья. Теперь вам предстоит провести первичную экологическую экспертизу продуктов питания по упаковке, имеющейся у вас на столе. При выполнении этой практической работы (алгоритм - на столах) вы с помощью, имеющийся у вас таблицы можете определить опасность для здоровья спецдобавок, указанных на упаковке (этикетке). Кроме того, на столах у вас имеются некоторые коды стран по данным Международной ассоциации EAN и требования к оформлению практической работы. Организует работу по подведению итогов практической работы. Ответ на вопросы, поставленные вначале урока. Вывод: Продукты питания иногда бывают не безопасными, но мы можем себя уберечь, если будем тщательно выбирать продукты, оценивая информацию упаковок и этикеток. Не надо допускать паники по поводу «ужасных продуктов» | Осмысливают задание (определяют последовательность действий). Отвечают на вопросы (осмысливают и проговаривают основные этапы своей деятельности, распределяют обязанности в паре, выполняют задания, корректируют свои записи, делают выводы | Познавательные УУД - учатся работать по заданиям инструктивной карточки; -учатся находить и использовать нужную информацию; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи; -учатся проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека; - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли; -учатся вести диалог, вырабатывая общее решение; -учатся осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; -учатся работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. -учатся |