СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа с детьми "Мои права и обязанности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Беседа с детьми "Мои права и обязанности"»

6


Беседа:

«Мои права и обязанности»


Цель: познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство. Учить применять правовые знания в повседневной жизни.

Задачи: разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей. Воспитывать уважение к правам других людей. Способствовать формированию активной жизненной позиции.

Оборудование: компьютер, «Мои права и обязанности»,цветок «Права и обязанности детей» для игры.

Ход занятия:


1. Игра «Имена»

Каждый из вас по цепочке должен назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на туже букву, что и имя. Например, Наталья – надежная.


2. Интерактивная беседа «Право на имя»

Воспитатель: 

  • Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?

  • А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?

  • Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще записано, кто знает?

  • Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами РФ. А это значит, что наше государство защищает ваши права. А какие у детей есть еще права, где они записаны, кто их утверждал?


3. Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»

Воспитатель:  Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Какие же права есть у всех детей мира?

Воспитатель, читает записи с презентации.

Воспитатель: Дети имеют право на:

  • Право на жизнь

  • Право на имя при рождении

  • На воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, обеспечит им наилучший уход

  • На медицинский уход

  • На достаточное питание и достаточное количество чистой воды

  • Право на отдых

  • Право говорить на своём родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры

  • Право выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов

  • Дети не должны использоваться в качестве дешёвой рабочей силы

  • Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение

  • Право на безопасные условия жизни ,право не подвергаться жестокому или небрежному обращению


Воспитатель: Но кроме прав у вас есть и обязанности. Обязанности перед родителями, перед друзьями, перед обществом в целом. И перед учителями и школой. Последние прописаны в таком документе, как «Устав школы». Что такое устав школы? Устав школы – это документ в котором прописаны права и обязанности школьников (презентация).


4. «Консультация»

Воспитатель:  Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем в игру. Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей.

Игра «Разрешается – запрещается»


             Петь, рисовать и танцевать,

            Уроки в школе посещать,

            Свои таланты развивать –

            Это … разрешается.

 

            Эта грань обозначает:

            Мать с ребенком разлучают –

            Это … запрещается.

 

            С мамой дети жить должны,

            Ей цветы всегда дарить –

            Это … разрешается.

 

            Здесь ремень вокруг дитя,

            Как лента, извивается,

            Бить, наказывать – всегда

            Запрещается!

 

            Вот ребенок груз несет,

            Тащит, надрывается,

            В детстве тяжкая работа

            Запрещается!

            Вместе дружно в мире жить.

            С разными детьми дружить –

            Это … разрешается.

 

            Бегать, прыгать и учиться,

            Если заболел – лечиться.

            Это … разрешается.

 

            Этот слабый горбит спину,

            Пред сильным преклоняется.

            Быть рабом у господина

            Строго … запрещается.



5. Разбор ситуаций «Права и обязанности»

Воспитатель:  У каждого человека есть права, но и есть обязанности, которые не менее важны. А пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Ситуация 1.

Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Дочь: Я имею право на отдых и досуг! Я привыкла отдыхать с громкой музыкой.

  • Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?

Ситуация 2.

Воспитатель: Саша, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.

Саша: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.

  • Объясните, пожалуйста, Саше в чем он не прав.

Ситуация 3.

Воспитатель: Петров, ты опять разрисовал парту в кабинете ! Ведь дети ее только что помыли!

Петров: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!

- Разъясните Петрову его права и обязанности.

Давайте выведем простые правила взаимообщения:

    1. Нужно знать свои права.

    2. Нужно уважать права других людей.

    3. Нельзя забывать об обязанностях

Воспитатель: читает ститхотворение - шутку

Мои права (стихотворение-шутка)

У ребёнка право есть
Кашу манную не есть,
Да ещё просить при этом
Шоколадную конфету.
Право прыгать и шалить,
На салфетку чай пролить,

Драться с братиком подушкой,
Разбросать свои игрушки.
Исчеркать картинки в книжке,
Дёрнуть за ухо братишку,
Вот как много разных прав!
Разве я, друзья, не прав?


Воспитатель: Прав герой этого стихотворения? Почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это не права, а желания мальчика. Желания у каждого разные и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить. Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что – то делать, осуществлять, иметь. Их не нужно покупать, зарабатывать. Они одинаково принадлежат всем людям. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах – права человека считаются «всеобщими». Давайте вспомним некоторые из них.

Стихотворение "Наши права".

  1. В своих правах мы все равны:
    И взрослые и дети.
    Все расы, веры, языки – 
    Все люди на планете.

  2. На любовь имеют право
    Все ребята на Земле,
    На заботу и на ласку,
    Право жить в своей семье.

  3. В дом без спроса к вам никто
    Заходить не может.
    Ваши вещи и добро
    Брать не может тоже.

  4. Сохранить своё здоровье – 
    Право есть у нас такое.
    Заболеть, когда случиться – 
    Каждый вправе полечиться.

  5. Если вдруг захочет кто-то
    Запретить ходить вам в школу,
    Знайте сразу – он не прав – 
    Не дано таких им прав.

  6. Никто не может вас пытать,
    Делать больно, обижать.
    Вы запомните одно –
    Бить людей запрещено.

  7. О правах своих послушал
    И запомни крепко их.
    Только знай, что очень нужно
    Уважать права других.

  8. Этих прав лишить не может
    Вас никто и никогда.
    Право каждое поможет
    Быть счастливым вам всегда!

Упражнение собери цветок «Права и обязанности детей»(дети выходят по одному и прикрепляют лепесток на доску, на которых написаны права детей).

Воспитатель: Ребята, а почему человек должен знать свои права? (ответы детей)

Воспитатель:  Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Ребята, давайте почувствуем, что значит быть сильным, уверенным человеком.

6. Подведение итогов (рефлексия)


- Для чего надо знать и соблюдать права и обязанности гражданина России?

-Где записаны эти права?

(Дети получают памятки  с правами и обязанностями в семье.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!