СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа работы с одаренными детьми «Школа»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение.  Выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности.

Программа предполагает систематизацию работы учителя-словесника.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа работы с одаренными детьми «Школа»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 п.г.т. Актюбинский»

Азнакаевского муниципального района РТ








Авторская программа

работы с одаренными детьми

«Школа»


























2018 год





Пояснительная записка.


Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, района в ближайшей перспективе. Выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности.

Программа предполагает систематизацию работы учителя-словесника.

Данная программа рассчитана на подростковый период развития школьника. Этот период характеризуется резко проходящими качественными изменениями, как психо-эмоциональными, так и сензитивными. Формирующаяся качественно новая Я-концепция одаренного ребенка требует качественно положительного социального опыта. Программа нацелена на формирование социализации личности.

Система работы с одаренными детьми основывается на внедрении

проектной технологии, технологии развивающего обучения Эльконина-Давыдова, которые тесно связаны с поисково-исследовательскими методами, методом критического мышления.

Программа построена на следующих принципах отечественной педагогики:

- систематичность, преемственность и последовательность;

- взаимосвязь теоретической направленности педагогического процесса с практической деятельностью;

- научность;

- учет возрастных особенностей учащихся.

Программа направлена на совершенствование образовательной среды, предполагающей переход от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» к вопросу «Какие условия необходимо создать для учения одаренного ребенка?» и способствующей реализации индивидуальности личности обучающихся.

Цели и задачи программы

Цель программы: формирование системы выявления, поддержки и развития одарённых детей.

Задачи программы:

1.Выявление и создание банка одаренных детей.

2.Систематизация работы учителя – словесника с одаренными детьми.

3. Создание педагогических условий для формирования интереса учащихся к  личностно-творческой  самореализации.


Концепция работы с одарёнными детьми.


1. Понятие одаренности и создание банка данных об одаренных детях


Планируя работу с одаренными, необходимо определиться с самим понятием одаренный ребенок. Позиция автора программы: одаренные дети – это дети с высокими способностями и дети с очень высокими способностями. Следовательно, задача учителя на первом этапе - выявить эти способности и определить уровень их развития.

Наблюдение как способ выявления одаренности необходим для констатации факта «необычности» того или иного ребенка. Психологи, изучающие одаренных и талантливых детей, отмечают, что одаренные часто выделяются среди остальных. Их непохожесть объясняется не только яркостью и неповторимостью таланта, оригинальностью и своеобразием мышления. Многие ученые едины в своем мнении: одаренный ребенок нередко быстрее взрослеет, у него раньше формируется личность, и в среде сверстников он отличается благодаря наличию определенных личностных качеств и свойств.

Выделяют четыре вида одаренности (по В.С.Юркевич):

- интеллектуально - академически одаренные дети;

- социально-лидерски одаренные дети;

- художественно-эстетически одаренные дети;

- спортивно и физически одаренные дети.

Следовательно, необходимо использовать конкретные методики, позволяющие выявить одаренного ребенка. Это тесты Айзенка, Векслера; методики, направленные на выявление организаторских способностей; успешность в каких-либо областях художествен­ного творчества; высокий уровень фи­зической подготовки, перевыполнение спортивных нормативов.

Создание банка данных необходимо для систематизации одаренных детей. На данном этапе предпочтительны анкетирование (см. приложения №1«Мои способности», №2«Способности моего ребенка»), беседы с родителями с целью выявления природных задатков, психолого-педагогические тесты, направленные на выявление уровня развития памяти, мышления, внимания, восприятия.

Одаренные дети обладают отличной памятью, они рано начинают говорить, что в свою очередь приводит к развитому абстрактному мышлению. Они наблюдательны, и это проявляется в умении фантазировать. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Как правило, они начитанны, с удовольствием придумывают неологизмы, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Далее следует оценка работ (экзаменационных в том числе), достижений, школьной успеваемости учащихся, претендующих на одаренность, и психологическое тестирование. Оно осуществляется школьным психологом.

2.Психологические особенности подростка

Самым непростым периодом в жизни одаренных детей является подростковый период. Этот период характеризуется резко проходящими качественными изменениями. Во-первых,     подросток начинает ''дистанцироваться'' от взрослых. При этом ожидает от взрослых понимания своих стремлений и желаний, поддержки, доверия. Непонимание сторон приводит к конфликтным ситуациям. Во-вторых, для подростков ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. Желая занять в группе ровесников достойное место, подросток делается более конформным к действиям и ценностям членов группы. В-третьих, формируется качественно новая Я-концепция. Подросток активно ищет себя, сопоставляя себя со взрослыми и сверстниками. Он начинает понимать собственную ценность, уникальность и неповторимость. В-четвертых, слабая социализация одаренного ребенка может привести его к негативному отношению к школе и учебе; нарушению отношений с родителями; низкой самооценке; склонности к фантазированию; отсутствию самодисциплины и неспособность нести ответственность за свои действия; к эмоциональной неуравновешенность.

Поэтому выстраивая работу с одаренным учеником, необходимо учитывать его психо-эмоциональное состояние и обязательно создавать так называемую «ситуацию успеха», которая обязательно должна сопутствовать социализации личности.


3.Методы и формы работы с одаренными детьми


При работе с одаренными учащимися необходимо использовать методы творческого характера:

 - проблемные;

 - поисковые;

 - эвристические;

 - исследовательские;

 - проектные в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. 

Формы работы учителя-словесника заключаются в симбиозе урочных и внеурочных занятий. Урочная система предполагает использование проектных, развивающих технологий для углубленного изучения тем, на уроках –дифференциация для способных учеников с заданиями олимпиадного уровня. Приоритет отдается формированию теоретических знаний и способов умственных действий. Преподавание ведется на высоком уровне сложности. Особое внимание уделяется рабочим программам, включающим темы повышенной трудности и формирующим ЗУНы профильного уровня. Внеурочная деятельность состоит из трех этапов: первый – теоретико-образовательный, второй – апробация полученных знаний и демонстрация их на школьном уровне с целью приобретения положительного социального опыта на данном этапе, третий – выход на районный, республиканский и российский уровни.

План работы учителя - словесника

уровень

мероприятия


1 чет

2 чет

3 чет

4 чет

теоретико-образовательный уровень

5 класс

кружок «Занимательная грамматика»

8 класс

спецкурс «Классическая музыка в русской литературе»

10-11 класс

спецкурс «Русская словесность»

индивидуальные занятия с одаренными учениками по индивидуальным образовательным маршрутам

апробация знаний и умений на школьном уровне

5-11 кл

















редколлегия



5-11 кл


«Рейтинг книг»

«Неделя русского языка»

школьная конференция «Мое открытие»

школьные олимпиады по русскому языку и литературе

читательская конференция

конкурс чтецов




«Грамотей-спринт»




мероприятие с этнокультурным компонентом («Здравствуй, Масленица!»)





выпуск газеты «Русская словесность»

конкурсы сочинений

выход на районный, республиканский , российский уровни

9-11кл


районные олимпиады по русскому языку и литературе

республиканские олимпиады по русскому языку и литературе




КФУ - интернет олимпиады по русскому языку. Отборочный тур

КФУ - интернет олимпиады по русскому языку. Очный тур




интернет-олимпиада «Ломоносов». Отборочный тур.

интернет-олимпиада «Ломоносов». Очный тур.

научно-практическая конференция имени Л. Толстого (КФУ)





районная научно-практическая конференция «Открытие»

научно-практическая конференция «Юный лингвист» (КФУ)



участие в всероссийских дистанционных конкурсах

Планируемый результат реализации программы

Целостный подход к решению проблемы выявления и поддержки детской одаренности позволяет осуществить управление этим феноменом:

  • создание авторских педагогических технологий работы с одаренными детьми;                 

  • повышение профессиональной компетентности педагогов по работе с одаренными детьми;

  • налаживание сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями п.г.т. Актюбинский, системы взаимодействия с высшими учебными заведениями, что способствует социализации одаренных детей;

Использованная литература

  1. Савенков А.И. Одаренный ребенок в школе и дома. Потенциал личности и программа развития.-Екатеринбург: У-Фактория, 2004

  2. Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. - 1997.- №1.- с.59.

3. Богоявленская Д.Б. и др. Рабочая концепция одаренности. -М.,2003


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!