Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 п.г.т. Актюбинский»
Азнакаевского муниципального района РТ
Авторская программа
работы с одаренными детьми
«Школа»
2018 год
Пояснительная записка.
Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, района в ближайшей перспективе. Выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности.
Программа предполагает систематизацию работы учителя-словесника.
Данная программа рассчитана на подростковый период развития школьника. Этот период характеризуется резко проходящими качественными изменениями, как психо-эмоциональными, так и сензитивными. Формирующаяся качественно новая Я-концепция одаренного ребенка требует качественно положительного социального опыта. Программа нацелена на формирование социализации личности.
Система работы с одаренными детьми основывается на внедрении
проектной технологии, технологии развивающего обучения Эльконина-Давыдова, которые тесно связаны с поисково-исследовательскими методами, методом критического мышления.
Программа построена на следующих принципах отечественной педагогики:
- систематичность, преемственность и последовательность;
- взаимосвязь теоретической направленности педагогического процесса с практической деятельностью;
- научность;
- учет возрастных особенностей учащихся.
Программа направлена на совершенствование образовательной среды, предполагающей переход от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» к вопросу «Какие условия необходимо создать для учения одаренного ребенка?» и способствующей реализации индивидуальности личности обучающихся.
Цели и задачи программы
Цель программы: формирование системы выявления, поддержки и развития одарённых детей.
Задачи программы:
1.Выявление и создание банка одаренных детей.
2.Систематизация работы учителя – словесника с одаренными детьми.
3. Создание педагогических условий для формирования интереса учащихся к личностно-творческой самореализации.
Концепция работы с одарёнными детьми.
1. Понятие одаренности и создание банка данных об одаренных детях
Планируя работу с одаренными, необходимо определиться с самим понятием одаренный ребенок. Позиция автора программы: одаренные дети – это дети с высокими способностями и дети с очень высокими способностями. Следовательно, задача учителя на первом этапе - выявить эти способности и определить уровень их развития.
Наблюдение как способ выявления одаренности необходим для констатации факта «необычности» того или иного ребенка. Психологи, изучающие одаренных и талантливых детей, отмечают, что одаренные часто выделяются среди остальных. Их непохожесть объясняется не только яркостью и неповторимостью таланта, оригинальностью и своеобразием мышления. Многие ученые едины в своем мнении: одаренный ребенок нередко быстрее взрослеет, у него раньше формируется личность, и в среде сверстников он отличается благодаря наличию определенных личностных качеств и свойств.
Выделяют четыре вида одаренности (по В.С.Юркевич):
- интеллектуально - академически одаренные дети;
- социально-лидерски одаренные дети;
- художественно-эстетически одаренные дети;
- спортивно и физически одаренные дети.
Следовательно, необходимо использовать конкретные методики, позволяющие выявить одаренного ребенка. Это тесты Айзенка, Векслера; методики, направленные на выявление организаторских способностей; успешность в каких-либо областях художественного творчества; высокий уровень физической подготовки, перевыполнение спортивных нормативов.
Создание банка данных необходимо для систематизации одаренных детей. На данном этапе предпочтительны анкетирование (см. приложения №1«Мои способности», №2«Способности моего ребенка»), беседы с родителями с целью выявления природных задатков, психолого-педагогические тесты, направленные на выявление уровня развития памяти, мышления, внимания, восприятия.
Одаренные дети обладают отличной памятью, они рано начинают говорить, что в свою очередь приводит к развитому абстрактному мышлению. Они наблюдательны, и это проявляется в умении фантазировать. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Как правило, они начитанны, с удовольствием придумывают неологизмы, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Далее следует оценка работ (экзаменационных в том числе), достижений, школьной успеваемости учащихся, претендующих на одаренность, и психологическое тестирование. Оно осуществляется школьным психологом.
2.Психологические особенности подростка
Самым непростым периодом в жизни одаренных детей является подростковый период. Этот период характеризуется резко проходящими качественными изменениями. Во-первых, подросток начинает ''дистанцироваться'' от взрослых. При этом ожидает от взрослых понимания своих стремлений и желаний, поддержки, доверия. Непонимание сторон приводит к конфликтным ситуациям. Во-вторых, для подростков ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. Желая занять в группе ровесников достойное место, подросток делается более конформным к действиям и ценностям членов группы. В-третьих, формируется качественно новая Я-концепция. Подросток активно ищет себя, сопоставляя себя со взрослыми и сверстниками. Он начинает понимать собственную ценность, уникальность и неповторимость. В-четвертых, слабая социализация одаренного ребенка может привести его к негативному отношению к школе и учебе; нарушению отношений с родителями; низкой самооценке; склонности к фантазированию; отсутствию самодисциплины и неспособность нести ответственность за свои действия; к эмоциональной неуравновешенность.
Поэтому выстраивая работу с одаренным учеником, необходимо учитывать его психо-эмоциональное состояние и обязательно создавать так называемую «ситуацию успеха», которая обязательно должна сопутствовать социализации личности.
3.Методы и формы работы с одаренными детьми
При работе с одаренными учащимися необходимо использовать методы творческого характера:
- проблемные;
- поисковые;
- эвристические;
- исследовательские;
- проектные в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Формы работы учителя-словесника заключаются в симбиозе урочных и внеурочных занятий. Урочная система предполагает использование проектных, развивающих технологий для углубленного изучения тем, на уроках –дифференциация для способных учеников с заданиями олимпиадного уровня. Приоритет отдается формированию теоретических знаний и способов умственных действий. Преподавание ведется на высоком уровне сложности. Особое внимание уделяется рабочим программам, включающим темы повышенной трудности и формирующим ЗУНы профильного уровня. Внеурочная деятельность состоит из трех этапов: первый – теоретико-образовательный, второй – апробация полученных знаний и демонстрация их на школьном уровне с целью приобретения положительного социального опыта на данном этапе, третий – выход на районный, республиканский и российский уровни.
План работы учителя - словесника
уровень | мероприятия |
| 1 чет | 2 чет | 3 чет | 4 чет |
теоретико-образовательный уровень | 5 класс | кружок «Занимательная грамматика» |
8 класс | спецкурс «Классическая музыка в русской литературе» |
10-11 класс | спецкурс «Русская словесность» |
индивидуальные занятия с одаренными учениками по индивидуальным образовательным маршрутам |
апробация знаний и умений на школьном уровне | 5-11 кл редколлегия 5-11 кл | | «Рейтинг книг» | «Неделя русского языка» | школьная конференция «Мое открытие» |
школьные олимпиады по русскому языку и литературе | читательская конференция | конкурс чтецов | |
| | «Грамотей-спринт» | |
| | мероприятие с этнокультурным компонентом («Здравствуй, Масленица!») | |
| | | выпуск газеты «Русская словесность» |
конкурсы сочинений |
выход на районный, республиканский , российский уровни | 9-11кл | | районные олимпиады по русскому языку и литературе | республиканские олимпиады по русскому языку и литературе | |
| | КФУ - интернет олимпиады по русскому языку. Отборочный тур | КФУ - интернет олимпиады по русскому языку. Очный тур | |
| | интернет-олимпиада «Ломоносов». Отборочный тур. | интернет-олимпиада «Ломоносов». Очный тур. | научно-практическая конференция имени Л. Толстого (КФУ) |
| | | | районная научно-практическая конференция «Открытие» | научно-практическая конференция «Юный лингвист» (КФУ) |
| | участие в всероссийских дистанционных конкурсах |
Планируемый результат реализации программы Целостный подход к решению проблемы выявления и поддержки детской одаренности позволяет осуществить управление этим феноменом:
создание авторских педагогических технологий работы с одаренными детьми;
повышение профессиональной компетентности педагогов по работе с одаренными детьми;
налаживание сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями п.г.т. Актюбинский, системы взаимодействия с высшими учебными заведениями, что способствует социализации одаренных детей;
Использованная литература
Савенков А.И. Одаренный ребенок в школе и дома. Потенциал личности и программа развития.-Екатеринбург: У-Фактория, 2004
Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. - 1997.- №1.- с.59.
3. Богоявленская Д.Б. и др. Рабочая концепция одаренности. -М.,2003