СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа дополнительного образования "Литературное творчество"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: через знакомство с аспектами писательского  мастерства Ставропольских авторов  научиться самим  создавать стихи, малую прозу, анализировать художественные  произведения собственного сочинения и других авторов, научиться их интерпретации, учиться принципам общения, становясь людьми коммуникабельными, компетентными в области стихосложения, творческими личностями.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа дополнительного образования "Литературное творчество"»


Дополнительная образовательная программа

.


«Литературное творчество»


2 года

(срок реализации)

модифицированная


группа-15-16 лет



Разработала

Кубенева Марина Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

педагог дополнительного образова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Творчество-это та волшебная шапка,

под которой расцветает счастье»


С.Р. Львов

1)Направленность дополнительной образовательной программы

Предлагаемая программа художественной направленности

2) Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

В современном обществе очень важно быть уверенным человеком. Для всестороннего развития личности ребёнка недостаточно участия только в учебной деятельности, необходимо дать возможность раскрыться и тому творческому потенциалу ребёнка, который не может в полной мере проявиться в процессе обучения.

В подростковом возрасте у ребят во многом меняется восприятие и осмысление жизни. Многие начинают писать стихи, рассказы, но, боясь показаться смешными, никому их не показывают, или читают очень узкому кругу лиц. Такие дети часто замыкаются в себе, так как талант их оказывается неоценённым. Для них актуально создавать кружковую деятельность, которая позволила бы юным сочинителям не оставаться пассивными наблюдателями, а активно принимать участие в общественной жизни, в благоустройстве окружающего мира. Через создание пусть не идеальных, но собственных произведений ребенок самовыражается, ищет и находит свою творческую неповторимость. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание и хочет мир познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через сочинение собственных литературных произведений об окружающем мире помогает ребенку реализовать свои возможности. Кружковая деятельность позволит литературно одарённым детям приобрести возможность заниматься тем, что им нравится и вместе с этим не отдаляться от своих сверстников, не оставаться в стороне от всего того, что волнует молодое поколение.

Литература оказывает огромное влияние на формирование духовного облика и нравственных ориентиров людей. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии личности, в формировании миропонимания. Она обладает огромной силой воздействия. Поэтому и необходимо совершенствовать и развивать литературные способности одарённых детей. Кроме того, объединение учащихся в творческую агитбригаду будет способствовать решению проблемы занятости детей в свободное от учёбы время, организации их полноценного досуга.

3)Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель: через знакомство с аспектами писательского мастерства Ставропольских авторов научиться самим  создавать стихи, малую прозу, анализировать художественные произведения собственного сочинения и других авторов, научиться их интерпретации, учиться принципам общения, становясь людьми коммуникабельными, компетентными в области стихосложения, творческими личностями.

Основными задачами кружковой деятельности являются:

обучающие: развитие познавательного интереса к стихосложению, написанию коротких рассказов, расширение знаний о системе стихосложения; овладение более полными знаниями и умениями в области литературного творчества; приобщение учащихся к лучшим образцам лирики ; овладение навыками общения и коллективного творчества;

воспитательные: формирование активной жизненной позиции, духовно-нравственных и эстетических качеств личности; формирование более чётких ценностных ориентиров; развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования «культуры чувств»;

развивающие: совершенствование умений детей писать собственные стихотворные тексты, лозунги, сочинения и с их помощью положительно воздействовать на окружающих; развитие эстетических и творческих способностей, развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания.

4)Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы

Ведущей теоретической психолого-педагогической идеей, на которой базируется данная программа, является развитие творческих способностей обучающихся на второй и третьей ступенях обучения. Это достигается за счёт практического использования современных технологий, относящихся к гуманистически ориентированным и предусматривающим учет и развитие индивидуальных и личностных творческих особенностей обучающихся, которые были описаны в трудах философов: А.А.Мелик-Пашаева, В.С.Библера, педагогов, психологов В.И.Андреева, Л.С.Выготского, А.Маслоу, Р.Хенви, Е.В. Бондаревской, А.А.Плигина, В.А.Сластелина, И.С.Якиманской. Из анализа научных работ следует, что творчество присуще человеку и проявляется во всех видах его деятельности. Само творчество порождается деятельностью, а в деятельности проявляется активность. Творчество начинается там, где учитель вместе с учеником открывает ранее открытые знания, когда переживает сам процесс познания: рождение новых идей, развитие замысла, претворение его в жизнь; когда учитель и ученик общаются с чувством радости и ожидания, соприкосновения с тайнами поэзии, прозы.

По мнению В.А.Сластелина творчество- это целенаправленная деятельность человека по созданию новых ценностей, имеющих общественное значение. Максимальное раскрытие творческой способности в психолого – педагогической литературе рассматривается как самореализация. Творческая способность, так же, как и творческий потенциал – интегративная характеристика личности.

Творческий потенциал и творческая способность соотносятся как потенциальное и актуальное. Развитие творческого потенциала обуславливает развитие личности обучаемых в урочной и кружковой деятельности, а также на объективно формальном уровне - рост значения показателей – обученности, воспитанности, здоровья. Е.В.Бондаревская считает, что уровень развития творческого потенциала определяются суммарными результатами нахождения врожденных творческих возможностей личности и результата взаимодействия потенциала интеллекта с окружающей средой.

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Проба пера» (Викторова И. С.), программы «Хочу быть поэтом» (Семерикова А.А.).Но отличие данной программы в том, что она обучает не только созданию поэтических произведений, но и прозы, ее малых жанров. Кроме того, для анализа ребятам предлагаются произведения Ставропольских авторов.

Главная отличительная особенность данной образовательной программы от уже существующих состоит в том, что она направлена и на изучение системы стихосложения, словотворчества и на совершенствование навыков создания собственных произведений.


5)Возраст учащихся, участвующих в реализации данной дополнительной

образовательной программы


Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы «Литературная гостиная», -1-1-лет.

Важность данного периода в жизни человека объясняется тем, что в это время закладываются основы моральных и социальных установок личности. Главная потребность этого возраста – потребность в общении со сверстниками, в познании себя через других; поиск самого себя, внимание к своей внутренней жизни, самоутверждение личности. Конкретное, образное мышление все больше уступает место абстрактному, становится более самостоятельным, активным, творческим. При составлении программы учитывались именно эти возрастные особенности.

6)Сроки реализации дополнительной образовательной программы


Срок реализации дополнительной программы «Литературное творчество»- 1 год

Объём учебной нагрузки за год составляет

2 часа в неделю-72 часа в год


7)Формы и режим занятий


Занятия имеют разные формы: лекции, семинары, беседы, игры, театральные постановки, просмотры видеоматериалов и прослушивание аудиоматериалов. Для занятий объединения характерны особые и формы работы:

  • тематические занятия;

  • участие в конкурсах;

  • обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах;

  • «поэтинки» (вечера поэзии и прозы отдельных авторов и стихотворений, сочинённых самими детьми);

  • занятия - концерты, конкурсы, на которых звучат стихи собственного сочинения;

  • практикум;

  • встречи с интересными людьми;

Большинство занятий состоят из двух частей, то есть, одна половина занятия отведена изучению теоретического материала, другая отводится на сочинение небольших литературных текстов на основе полученных знаний. В дальнейшем дети смогут без затруднений браться за любую творческую работу, не стесняться быть индивидуальными и интересными.


Направления работы:

  • Творческое: сочинение стихов; сочинение коротких рассказов, эссе, очерков

  • Просветительское: выпуск бюллетеней, газет, альманаха стихов и рассказов собственного сочинения;

  • Массовое: участие в конкурсах.

Одно из условий успеха в обучении детей и развитии их творчества – индивидуальный подход к каждому учащемуся. Индивидуальный подход требует изучения внутреннего мира ребенка, анализа его опыта, условий, в которых происходило формирование его личности.

Для занятий характерны большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство с разнообразным кругом новых произведений и стилей. Они отличаются дискуссиями в ходе бесед-разборов литературных текстов, приподнятостью настроения и внутренней раскованностью учеников. Детское творчество может успешно развиваться при целенаправленном руководстве со стороны педагога. Каждое занятие предполагает развитие творческого потенциала личности ребенка. Ребята читают стихи, рассказы, анализируют, спорят, работают ради самовыражения, самоутверждения, одобрения педагога и товарищей.



8)Ожидаемые результаты и способы их проверки


Расширение литературного кругозора учащихся, овладение навыками анализа литературных произведений, знакомство с различными аспектами поэтического мастерства, расширение лингвистический кругозора, развитие творческих способностей, повышение языковой культуры, выполнение творческих заданий и письменных работ исследовательского характера, сочинение собственных стихов и прозы – все это должно стать результатом работы кружка.

К концу учебного года участники объединения «Литературное творчество» должны знать:

  1. Структуру стихотворения, выразительные средства языка, правила чтения и анализа стихотворений;

  2. Разные формы и жанры стихотворений.

  3. Законы построения текстов разных жанров и стилей


К концу учебного года объединения ребята должны уметь:


  1. представлять свою точку зрения, выступать перед публикой, комментировать стихотворения и прозу друг друга, тактично высказывать свои Предложения другим участникам;

  2. Вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;

  3. Постигать поэтическую идею;

  4. Анализировать художественные произведения;

  5. Создавать самостоятельно художественные тексты;

  6. Развивать в себе потребность к самопознанию и самосовершенствованию.


В результате реализации данной образовательной программы литературно одарённые дети расширят свои знания о поэзии, прозе. Научатся использовать их при написании собственных произведений, более чётко уяснят для себя, в русле какого литературного жанра они хотят продолжать писать. Кроме того, ребята увидят, что они не одиноки в своей любви к литературе, смогут почувствовать свой талант нужным и значимым. Формы проверки полученных знаний и умений носят игровой характер (соревнования, конкурсы). Для подведения полученных итогов осуществления рабочей программы будет проведён поэтический вечер, в ходе которого ребята выступят со своими лучшими стихотворениями.



Формы контроля


Форма проведения контроля

Сроки контроля

Объект контроля

1.Викторина «Выразительные средства языка»


Октябрь- ноябрь

Знание выразительных средств, умение находить их и заменять ими «скучные» слова.

2.Тестирование «Художественные средства языка»

октябрь

Знание выразительных средств, умение находить их.

Умение продолжить текст по заданному началу

3.Создание собственных стихотворений и прозы


Декабрь-январь

Знание структуры стихотворения, рассказа, очерка, эссе. Виды рифмы, выразительных средств языка и умение применить знания на практике

4.Выступление с собственными произведениями


Февраль-март

Умение выступать перед публикой, эмоциональное чтение

5.Издание произведений в альманахе «Литературный Благодарный»


Апрель - май

Умение отбирать свои лучшие работы, оформление альманаха.








Тематический план дополнительной образовательной программы

Методическое обеспечение



п/п

Дата проведения

Тема занятия

Форма занятия

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного (образовательного) процесса (в рамках занятия)

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы

подведения итогов

1-2


Работа по набору группы


Инструктаж по технике безопасности. Правила безопасности при работе с орг. техникой: компьютером, принтером, ксероксом


практическое занятие

практический

Инструкция по технике безопасности. Правила безопасности при работе с орг. техникой: компьютером, принтером, ксероксом


Мультимедийный проектор, компьютер


3-4


Чем отличаются стихи от прозы

семинар

объяснительно-иллюстративный

Е. В. Карсалова «Стихи живые сами говорят»

Мультимедийный проектор, компьютер


5-6


Что я помню об основах стихосложения?

фронтальная работа

Вербальный




7-8


Художественные средства выразительности. Тропы


объяснительно-иллюстративный

Е. В. Карсалова «Стихи живые сами говорят»



9-10

Р/К


Занятие по творчеству ставропольского поэта Александра Ефимовича

Екимцева на тему «Пером орлиным я прописан в горах Кавказа навсегда!»

Находим тропы


практическое занятие


текст



11-12


Проба пера: пишем стихи ко Дню пожилого человека или Дню учителя

практическое занятие

репродуктивный




13-14


Жанры и формы лирических произведений.


лекция

объяснительно-иллюстративный

Е. В. Карсалова «Стихи живые сами говорят»

Мультимедийный проектор, компьютер


15-16


Жанры и формы лирических произведений.


фронтальная работа

объяснительно-иллюстративный


Мультимедийный проектор, компьютер


17-18

Р/К


Занятие по творчеству ставропольского поэта

Александра Ефимовича Екимцева на тему

"Я в сердце светлость берегу…"; Определение жанра и формы стихотворений


практическое занятие

Вербальный

текст



19-20


Структура стихотворения. Игра «Путаница».


лекция

наглядный

Е. В. Карсалова «Стихи живые сами говорят»

Мультимедийный проектор, компьютер


21-22


Знакомство с литературной критикой.

чтение, обсуждение

объяснительно-иллюстративный


Мультимедийный проектор, компьютер


23-24


Поэтический вечер «Мой любимый поэт»

чтение, обсуждение


тексты



25-26


Виды рифмовки


Вербальный

Е. В. Карсалова «Стихи живые сами говорят»



27-28


Нахождение выразительных средств языка, рифмы в стихотворениях М. Ю. Лермонтова

практическое занятие

объяснительно-иллюстративный

тексты



29-30


Нахождение выразительных средств языка, рифмы в стихотворениях любимых Ставропольских авторов

практическое занятие

Вербальный

тексты



31-32


Нахождение выразительных средств языка, рифмы в стихотворениях Ставропольских авторов

практическое занятие

Вербальный




33-34


Выбор тем, выразительных средств для написания стихотворений.

фронтальная работа

Вербальный




35-36


Литературное кафе: читаем любимых поэтов.

чтение, обсуждение

репродуктивный


Мультимедийный проектор, компьютер


37-38


Анализ стихотворений поэта – барда Владимира Павловича Бутенко из сборника " Моя любовь- Ставрополье "


практическое занятие

объяснительно-иллюстративный




39-40


Проба пера: хочу посвятить стихи любимому поэту….

практическое занятие

репродуктивный




41-42


Создание стихотворных произведений. Средства художественной выразительности

практическое занятие

репродуктивный




43-44


Экскурсия – способ получения красочных образов

групповая работа

Вербальный




45-46


Методика «Ищем свой стиль»

фронтальная работа

репродуктивный




47-48


Типы художественных взаимодействий. Реминисценция и парафраз.

лекция

наглядный


Мультимедийный проектор, компьютер


49-50


«Проба пера» в разных видах стихотворений (буриме, бурлеск, каламбур, бесконечное стихотворение, акцентный стих, визуальный стих, видеома).

практическое занятие

объяснительно-иллюстративный


Мультимедийный проектор, компьютер


51-52


«Проба пера» в разных видах стихотворений (буриме, бурлеск, каламбур, бесконечное стихотворение, акцентный стих, визуальный стих, видеома).

практическое занятие

репродуктивный


Мультимедийный проектор, компьютер


53-54


«Проба пера» в разных видах стихотворений (буриме, бурлеск, каламбур, бесконечное стихотворение, акцентный стих, визуальный стих, видеома).

практическое занятие

Вербальный


Мультимедийный проектор, компьютер


55-56


Набор текста стихотворений, дизайн обложки альманаха.

практическое занятие

объяснительно-иллюстративный


Мультимедийный проектор, компьютер


57-58


Законы построения прозаического произведения

лекция

объяснительно-иллюстративный


Мультимедийный проектор, компьютер


59-60


Особенности художественного стиля

наблюдение над худ. средствами

наглядный




61-62

Р/К


Система образов персонажей, конфликт, психология героя.

Анализ рассказа Г. Баева «Павлюк»


практическое занятие

Вербальный




63-64


Автор и герой.

Авторская речь, внутренний монолог.

практическое занятие

объяснительно-иллюстративный




65-66


Анализ рассказа Людмилы Кошкиной «На деревню …в Италию»

практическое занятие

Вербальный




67-68


Способы выражения собственной позиции в эпическом произведении

семинар

репродуктивный




69-70


Проба пера. Создание короткого рассказа на морально- этическую тему

практическое занятие

Вербальный




71-72


Анализ рассказа Василия Никаноровича Грязева «Чумной»

практическое занятие

Вербальный




Второй год обучения

1-2


Работа по набору группы

Инструктаж по технике безопасности

практическое занятие

Вербальный




3-4


Проба пера. Создание текста на тему «Я-мы»

практическое занятие

Вербальный




5-6


Отличие публицистического текста от художественного( на материале текстов

А. Солженицына)

чтение, обсуждение

объяснительно-иллюстративный


Мультимедийный проектор, компьютер


7-8


Написание очерка об известных людях города Благодарный

практическое занятие

репродуктивный




9-10


Очерки Ставропольских авторов. Тимофей Шелухин «Из рода неприкаянных»

семинар

Вербальный


Мультимедийный проектор, компьютер


11-12


Статьи главного хранителя Государственного заповедника М. Лермонтова Николая Маркелова.

практическое занятие

наглядный




13-14


Анализ новеллы

В. Прокопенко «На крыльях на Машук»

чтение, обсуждение

Вербальный




15-16


Проба пера. Создание коротких рассказов о Благодарном

практическое занятие

Вербальный




17-18


Геннадий Янович Кузик- мастер коротких рассказов


объяснительно-иллюстративный


Мультимедийный проектор, компьютер


19-20


Жанр эссе. Работа с текстом эссе Татьяны Пляскиной «Пролог»

семинар

наглядный




21-22


Проба пера. Написание эссе «Мой…»о любом из Ставропольских авторов

практическое занятие

репродуктивный




23-24


Ксения Пронская. Ставропольская быль « Не удерживай меня, сердце». Проблематика произведения

чтение, обсуждение

Вербальный


Мультимедийный проектор, компьютер


25-26


Проба пера. Создание текста с использованием материалов газеты «Благодарненские вести»

практическое занятие

репродуктивный




27-28


Н. Сахвадзе «В гостях у Бибика» Очерк о человеке.

практическое занятие

Вербальный


Мультимедийный проектор, компьютер


29-30


Проба пера «В гостях у …»

Подражание Н. Сахвадзе.

практическое занятие

репродуктивный


Мультимедийный проектор, компьютер


31-32


Обзор творчества Василия Грязева. Анализ рассказа «Чумной»

чтение, обсуждение



Мультимедийный проектор, компьютер


33-34


Новеллы Валерия Прокопенко

чтение, обсуждение

наглядный




35-36


Создание новелл о Благодарненцах.

практическое занятие

Вербальный




37-38


Проба пера. Создание новелл на интересные для учащихся темы(темы формулируют сами)

практическое занятие

Вербальный




39-40


"Запомнит мир легендою простою, как мы за счастье проливали кровь…" (Иван Гурьянович Булкин и защитники Отечества, прославившие Ставрополье)

чтение, обсуждение

Вербальный


Мультимедийный проектор, компьютер


41-42


Сочинение. «Великая Отечественная война в творчестве Ставропольских авторов»

практическое занятие

Вербальный




43-44


Написание очерка об участнике Великой Отечественной войны

практическое занятие

репродуктивный




45-46


Анализ и рецензирование созданных текстов о людях Благодарного

практическое занятие

Вербальный




47-48


Литературная летопись Ставрополья

семинар

объяснительно-иллюстративный


Мультимедийный проектор, компьютер


49-50


Литературная летопись Ставрополья

групповая работа



Мультимедийный проектор, компьютер


51-52


Создание в 1937 году Ставропольской писательской организации. Литературный альманах «Ставрополье»

семинар

объяснительно-иллюстративный


Мультимедийный проектор, компьютер


53-54


Литературный музей им. К. Хетагурова

семинар

наглядный


Мультимедийный проектор, компьютер


55-56


Обзор Ставропольской литературы последнего десятилетия

Анализ рассказа Виктора Кустова «Милая особенность»

семинар

объяснительно-иллюстративный




57-58


Принципы создания альманаха

семинар

наглядный




59-60


Отбор материала для альманаха «Литературный Благодарный»

практическое занятие

практический




61-62


Отбор материала для альманаха «Литературный Благодарный»

практическое занятие

практический




63-64


Отбор материала для альманаха «Литературный Благодарный»

практическое занятие

практический




65-66


Отбор материала для альманаха «Литературный Благодарный»

практическое занятие

практический




67-68


Отбор материала для альманаха «Литературный Благодарный»

практическое занятие

практический




69-70


Отбор материала для альманаха «Литературный Благодарный»

практическое занятие

практический




71-72


Отбор материала для альманаха «Литературный Благодарный»

практическое занятие

практический




























































































Содержание программы


I. Актуализация знаний (6 часов)

На первых занятиях участники кружка вспоминают основы стихосложения и выразительные средства языка, учатся подбирать красивые синонимы к привычным словам и выражать свои эмоции посредством слова.


Основы стихосложения. Законы создания поэтического произведения.

Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, анапесте, гекзаметре, амфибрахии. Понятие о рифме, Рифма мужская и женская, полная, неполная. Рифма парная, перекрестная, окольцовка.

Понятие о строфе. Разновидность строф. Онегинская строфа.

Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола.

Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание.

Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, элегия, песня.

II. Тренировочные занятия (16 часов)

Во время тренировочных занятий большое внимание уделяется практической работе, так как многие основы необходимых знаний уже усвоены детьми.

В игре « Путаница» дети вспоминают о структуре стихотворения, интуитивно и логически перестраивая текст в стихотворение, преобразуя «скучные» слова, дети подходят к практической работе над выразительными средствами языка.

Игры « Доскажи словечко» и «По строчке» учат детей работать в группе, находить и отстаивать свою позицию в коллективе, взаимодействовать с участниками кружка. Эти игры так же показывают значимость каждого слова в стихотворении, учат стремиться находить самые яркие образы и делиться с окружающими.

 Знакомство с литературной критикой (анализ поэтического содержания стихотворения Л. Мартынова "Богатый нищий" и "В ядре").
"Я знаю силу слов…" Беседа о назначении поэта и поэзии. Выступления учащихся с сообщениями о любимых поэтах. Решение проблемы: как понимать - "Поэтом можешь ты не быть"?
"Поэзия и мы". Чтение учащимися стихотворений собственного сочинения.

Литературная дискуссия. (О, раскройте глаза свои шире, нараспашку вниманье и слух, - это ж самое дивное в мире, чем вас жизнь одаряет вокруг!) "Что такое поэзия?" Внимательность и воображение читателя поэзии. Рекомендации по комплексному анализу текста. Поэзия и штампы. Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).

III. Активизация поисковой деятельности (12 часов)

Большое внимание уделяется написанию собственных стихотворений, выбора темы и выразительных средств, поиску литературы для информативного содержания стихотворения, умению передавать свои эмоции к явлениям и предметам.

Поэтический вечер – любимая форма выражения своей позиции к поэзии у детей. Поэтому планируется частое проведение поэтических вечеров различных поэтов. Планируется, что каждый поэтический вечер будет посвящен любимому поэту ребенка. В этом случае у ребенка появляется шанс реализоваться, представить своего любимого поэта (биография) и прочитать именно то стихотворение, которое понравилось ему больше всего.


Методическое обеспечение программы

Условия эффективной реализации программы:

  1. Создание максимальных условий для реализации способностей и интересов учащихся.

  2. Соответствие содержания программы дидактическому принципу доступности, наглядности, учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.


Перечень оборудования


Для реализации программы не требуется особенных средств. Главное условие - наличие поэтических текстов и справочной литературы по стихосложению. Однако, процесс обучения будет идти проходить успешнее при наличии следующих аппаратных средств:


Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.


Проектор, подсоединяемый к компьютеру повысит уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всем.


Принтер – позволит издать в результате работы кружка поэтический сборник «Полёт души».

Устройства вывода звуковой информации как средство эмоционального воздействия.





Литература:

Список использованной литературы для учителя:

  1. Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности. – М., 2001.

  2. Гаврилова Т.Н. Маленькое чудо. – М., 2001

  3. Карсалова Е. В.. "Стихи живые сами говорят…". – М., 2003.

  4. Каплан И. Е. Анализ произведений русской классики. – Сб., 1999.

  5. Попов М.Н. Ступеньки к творчеству. – М., 2003.

  6. Ратникова М.С. Солнышко между строк». – М., 2002.

  7. Эткинд Е. Разговор о стихах.

  8. Викторова И. С. «Проба пера» (uoivanteevka.ucoz.ru/publ/konkurs_quot_kalejdoskop_metodicheskikh_idej_quot/rabochaja_programma_vneuchebnoj_dejatelnosti/rabochaja_programma_po_kruzhku_quot_proba_pera_quot/28-1-0-9).

  9. Семерикова А.А. «Хочу быть поэтом» (nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/programma-kruzhka-khochu-byt-poetom).


Список рекомендуемой литературы для учащихся:

  1. Воителева Т.М.. Русский язык. Дидактические материалы. – М., 2002.

  2. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. – М., 2001.

  3. Матвеева Т.В. От звука до текста. – Волгоград, 2005.





Финалист всероссийского конкурса в области педагогики "За нравственный подвиг учителя",

участник ХХ11 Международных Рождественских образовательных чтений в г. Москве,

 

обладатель многочисленных дипломов различных конкурсов, в том числе  краевых и региональных.

Стаж педагогической работы 23 года. Окончила филологический факультет Чечено-Ингушского государственного университета им. Л.Н. Толстого с красным дипломом в 1989 году. Педагогическую деятельность начала в городе Грозном. В Ставрополе с 1994 года. Десять лет учила детей русскому языку и литературе в средней школе № 3 (ныне гимназии № 3) города Ставрополя. С 2005 года работаю в МОУ лицее № 10

 

Подробнее

  • Методический кабинет

    • Программы

      • Электив. курс по литер.

      • Лекция 1

      • Лекция 8

      • Программа для родит.

      • Электив. курс по русс

      • Литература Став. края

    • Готовимся к ЕГЭ

      • Контрольная по русс.

      • Контрольная по литер.

      • Для подготовки

    • Готовимся к ГИА

    • Уроки

      • Урок-КВН 5 класс

      • Орфограф. нормы

  • Творческая мастерская

    • Работы учащихся

    • Пишу сама

главная

это ясно...



Награды и достижения

посмотреть...



обо мне

почитать...



Внеклассная работа

посмотреть...



Каталог статей

посмотреть...



Фотоальбом

посмотреть...



Программа элективного курса по литературе

 

«Литература Ставрополья»

 

Пояснительная записка.

   Элективный курс по литературе «Литература Ставрополья» рассчитан на 105 часов. Предполагается изучение региональной литературы в течение 3 учебных лет (5-7 классы), 1 часа в неделю, 35 часов в году. Необходимость такого курса обусловлена тем, что в последние годы подрастающее поколение практически утратило представление о малой родине, ослабли чувство патриотизма и желание знать культуру и литературу родного города, края, региона. Несмотря на то что на уроках обязательно уделяется время для изучения регионального компонента, нужен дополнительный курс для более глубокого исследования ставропольской литературы.

     В основу элективного курса заложены теоретические и практические положения общегосударственного стандарта по литературе, предусмотренные государственными стандартами для общеобразовательных учебных заведений России. Курс тесным образом связан с традициями, обычаями, культурой, искусством, историей, экономикой местного региона. Изучение литературных произведений края строится на историко-литературной основе, то есть с опорой на исторические события, происходившие на Ставрополье. Формы учебной работы определяются в соответствии с общими государственными стандартами.

 

Цели курса:

- привлечь внимание подрастающего поколения к региональной литературе и культуре;

- сформировать у учащихся историческое видение преемственности литературы нашего края с литературой Х1Х века и первой половины ХХ века, а также представление о ее месте и роли в развитии литературы братских народов Северного Кавказа;

- воспитывать у учащихся патриотические чувства, уважение к своей культуре, к обычаям и традициям народов Ставропольского края и Северного Кавказа.

 

Задачи курса:

- научить анализировать и оценивать художественные произведения с опорой на знания о внутреннем мире и строении произведения;

- научить объяснять связь произведения с эпохой написания и нашим временем; обнаруживать сходство проблематики и героев в произведениях разных писателей;

- развивать умение пересказывать (устно и письменно) подробно, сжато, выборочно, с изменением лица рассказчика эпические произведения и их фрагменты;

- формировать умение давать устный развернутый ответ на вопрос о героях и проблемах произведения, находить аналоги из истории Ставрополья;

- формировать навык написания отзыва о прочитанном произведении;

- формировать навык написания работ литературно-творческого характера (очерки, зарисовки, портреты и другие);

- развивать навык выразительного чтения прозаического и поэтического текстов;

- формировать умение находить в произведениях ставропольских писателей и в народном творчестве «вечные темы» и «вечные образы».

 

Курс рассчитан на три этапа изучения региональной литературы.

 

Первый этап. 5 класс. «Учимся понимать прекрасное».

Первое полугодие: «От фольклора к литературной сказке» (17 часов).

Второе полугодие: «Ставропольские авторы о родине, природе и подвиге» (18 часов).

Итого: 35 часов.

 

Второй этап. 6 класс. «На пути к анализу литературного произведения».

Первое полугодие: «Как много скажет поэтическое слово…» (17 часов).

Второе полугодие: «Малые жанры в ставропольской литературе» (18 часов).

Итого: 35 часов.

 

Третий этап: 7 класс. «Гости Ставрополья».

Первое полугодие: Поэты и писатели Х1Х века на ставропольской земле. (17 часов).

Второе полугодие: «Художники слова ХХ века и зарубежные авторы на Кавказе» (18 часов).

Итого: 35 часов.

     На занятиях элективного курса «Литература Ставрополья» на основе изученных произведений необходимо обращать внимание учащихся на процесс становления личности положительного героя, воспитывать подростков на примере жизни земляков, которые боролись за идеи свободы и независимости Родины, за процветание Ставрополья. У детей продолжают формироваться представления о гуманности, доброте, справедливости, чести, долге, трудолюбии и коллективизме, воспитываются лучшие человеческие качества.

 

Содержание элективного курса «Литература Ставрополья».

 

Первый этап. 5 класс. "Учимся понимать прекрасное".

Введение. Писатели Ставрополья для детей. Обзор детской литературы. Писатели-сказочники: К.Г. Черный, С.П. Бойко, Г.Н. Пухальская. Разнообразие тематики в прозе Г.К. Баева, М.В. Усова, В.С. Колесникова и других авторов. Поэтические образы А.Е. Екимцева, И.В. Кашпурова, В.В. Ходарева, Г.С. Фатеева и др.

Фольклор Ставрополья. Жанры устного народного творчества. Особенности творчества народов, населяющих Ставропольский край. Тесная связь фольклора с историей региона. Пословицы и поговорки. Разнообразие тематики. Загадки (о животных, растениях, птицах и др.). Народные песни. Разнообразие тематики, идейно-нравственное содержание. Историко-героические, лирические песни. Язык, художественные особенности песен. Песни ставропольских поэтов (В. Слядневой, В. Бутенко, Г. Колесникова и др.). Их близость с народными казачьими песнями. Устное народное творчество казаков. Его своеобразие. Жанры и художественные особенности.

Мифы, легенды, поверья, сказки народов Северного Кавказа. Народные мифы, легенды, поверья, сказки, собранные в Ставропольском крае. "Каменное кольцо". "Два верных стража" и др. Кабардинская сказка "Трудовые деньги". Значение труда в жизни человека. Воспитание трудом. Отец и сын-лентяй в сказке. Осетинская сказка "Что дороже?" Друзья - главное богатство человека. В чем счастье? Два друга. Тема дружбы и правильности выбора. Туркменская сказка "Гора самоцветов". К чему приводит жадность и жестокость?Русская сказка "Пастушья дудочка". Тема народной удали и смекалки.

   Литературная сказка. Особенности жанра. Литературные сказки К.Г. Черного. "Путешествие в страну запрещенных улыбок". Вечные темы в произведении. Кто помог Защитнику Людей спасти Думающего Человека? Почему Мелкие Плясуны убивали Думающего Человека? Почему мальчик Саша взял себе имя Защитника Людей? Вечная борьба Добра со Злом в сказке. Воспитательное значение сказки. Литературные сказки С.П. Бойко. "Чудесные зонтики Оле Лукойе". "Красная шапочка". Известные герои в новой сказочной ситуации. Художественноесвоебразие сказок писателя. Литературные сказки Г.Н. Пухальской. "Бабушкины сказки". "За ужином". "Письмо к внуку". "Прощенное воскресенье" и др. Герои сказок и их выбор. Особенности сюжета.

   Мир поэтических образов ставропольских авторов. А.Е. Екимцев, Г.С. Фатеев, В.В. Ходарев и др. детям и о детях. Обзор. А.Е. Екимцев. Слово о поэте. Загадки для детей. "Полет багряного листа", "Пожелтела длинная трава", "Светите, белые березы" , "Туча", "Куст" и другие стихотворения о природе и родине. Многообразие тем и образов в сборнике "Белый ливень".

Г.С.Фатеев. Слово о поэте. "Турник", "Мы играем в светофор", стихотворения о Ставрополе и Ставрополье. Тема родной природы и родины в творчестве.

   И.В. Кашпуров. Слово о поэте. Стихи для детей. Образ Ставрополя и пейзажи Ставрополья в лирике поэта. "Звенят колосья", "Песня Ставрополю", "Ставрополье", "Поющая степь" и другие стихотворения (по выбору). Сборник "Нас обольщают сто дорог". Многообразие тем и образов.

   В.В. Сляднева. Слово о поэте. Сборники "Чаша жизни", "Одолень-трава". Тема Ставрополя в творчестве. Образность стиха, лиризм.

   В.В. Ходарев. Слово о поэте. Стихи для детей. Фольклорная основа произведений поэта. Темы и образы лирики.

   В.С. Колесников. Слово о писателе. Рассказы о животных. "Линда". Отношение к животным в рассказе. Сборник "Поля, полные перепелов".

   Рассказы для детей Г.К. Баева, М.В. Усова и других авторов. Образы животных, любовь к родной земле в произведениях писателей.

   Тема Великой Отечественной войны и подвига человека в лирике ставропольских поэтов. В.А. Ащеулов. Сборник "По следу памяти". Стихотворения "Прифронтовая полоса", "Солдатские сны". И.В. Кашпуров. "Солдаты шли", У памятника Вечной Славы". А.Е. Екимцев. "В самый первый день войны", "Баллада о фотографии", "Из детства". Г.С. Фатеев. "Скифский курган", "Молчат сурово мраморные плиты" и др.

   В.И. Туренская. Слово о писателе. Тема войны в произведении "Трудный диктант". Война и дети. Трагичность звучания темы войны в произведении Я.И. Бернарда "Мальчик из Освенцима".

 

Тематическое планирование элективного курса «Литература Ставрополья».

 

5 класс

занятия

Тема занятия

Колич. часов

Ключевые компетенции

1

Введение. Писатели Ставрополья для детей.

1

Знать: писателей Ставрополья, которые посвятили свое творчество детям.

Уметь: отличать понятия региональная литература, краеведение.

2-3

Фольклор Ставрополья. Пословицы и поговорки.

2

Знать: понятие фольклор, жанры устного народного творчества, особенности творчества народов, населяющих Ставрополье.

Уметь: объяснять значимость фольклора в культуре народов, использовать пословицы и поговорки в речи.

4

Фольклор Ставрополья. Загадки.

1

Знать: народные загадки, собранные в Ставропольском крае.

Уметь: использовать загадки в речи, находить отгадки.

5

Народные песни Ставрополья. Песни ставропольских поэтов.

1

Знать: народные песни родного края, о влиянии их на развитие патриотических чувств.

Уметь: понимать идейное содержание народных песен, их героев, нравственную основу, художественные особенности.

6

Устное народное творчество казаков. Своеобразие и художественные особенности.

1

Знать: фольклор казаков, жанры, художественные особенности.

Уметь: понимать особенности творчества казаков.

7

Мифы, легенды, поверья, сказки народов Северного Кавказа.

1

Знать: мифы, легенды, поверья, сказки народов Северного Кавказа, их художественное своеобразие.

Уметь: понимать содержание этих произведений, их нравственную основу и назидательный характер.

8

Народные мифы, легенды, поверья, сказки, собранные в Ставропольском крае. "Каменное кольцо". "Два верных стража" и др.

1

Знать: мифы,легенды, поверья, сказки, собранные в Ставропольском крае.

Уметь: определять тематику и проблематику народных произведений, характеризовать героев и их поступки, видеть назидательный характер народного творчества.

9

Кабардинская сказка "Трудовые деньги". Значение труда в жизни человека.

1

Знать: творчество народов, населяющих Ставропольский край и Северный Кавказ.

Уметь: определять тематику и проблематику народных произведений, характеризовать героев и их поступки, видеть назидательный характер народного творчества.

10

Осетинская сказка "Что дороже?" Друзья - главное богатство человека.

1

Знать: творчество народов, населяющих Ставропольский край и Северный Кавказ.

Уметь: определять тематику и проблематику народных произведений, характеризовать героев и их поступки, видеть назидательный характер народного творчества.

11

Туркменская сказка "Гора самоцветов". К чему приводит жадность и жестокость?

1

Знать: творчество народов, населяющих Ставропольский край и Северный Кавказ.

Уметь: определять тематику и проблематику народных произведений, характеризовать героев и их поступки, видеть назидательный характер народного творчества.

12

Русская сказка "Пастушья дудочка". Тема народной удали и смекалки.

1

Знать: творчество народов, населяющих Ставропольский край и Северный Кавказ.

Уметь: определять тематику и проблематику народных произведений, характеризовать героев и их поступки, видеть назидательный характер народного творчества.

13

Литературные сказки К.Г. Черного. "Путешествие в страну запрещенных улыбок". Вечные темы в произведении. Кто помог Защитнику Людей спасти Думающего Человека?

1

Знать: особенности жанра литературной сказки; произведения К.Г. Черного, написанные в жанре литературной сказки.

Уметь: анализировать литературные сказки.

14

Литературные сказки С.П. Бойко. "Чудесные зонтики Оле Лукойе". "Красная шапочка". Известные герои в новой сказочной ситуации.

1

Знать: особенности жанра литературной сказки; произведения С.П.Бойко, написанные в жанре литературной сказки.

Уметь: анализировать литературные сказки.

15-16

Литературные сказки Г.Н. Пухальской. "Бабушкины сказки". "За ужином". "Письмо к внуку". "Прощенное воскресенье" и др. Герои сказок и их выбор. Особенности сюжета.

2

Знать: особенности жанра литературной сказки; произведения Г.Н. Пухальской, написанные в жанре литературной сказки.

Уметь: анализировать литературные сказки.

17

Творческий час. Сочинение-зарисовка, сочинение-путешествие на тему "По следам сказочных героев..."

1

Знать: народные и литературные сказки Ставрополья.

Уметь: выполнять творческую работу на заданную тему.

18

Мир поэтических образов ставропольских авторов. А.Е. Екимцев, Г.С. Фатеев, В.В. Ходарев и др. детям и о детях. Обзор.

1

Знать: о творчестве поэтов Ставрополья, посвятивших свои произведения детям.

Уметь: рассказывать о творчестве поэтов Ставрополья, выразительно читать их произведения.

19-20

А.Е. Екимцев. Слово о поэте. Загадки для детей. "Полет багряного листа", "Пожелтела длинная трава", "Светите, белые березы" и другие стихотворения о природе и родине. Многообразие тем и образов в сборнике "Белый ливень".

2

Знать: творчество А.Е. Екимцева, о его роли в развитии ставропольской литературы и литературы для детей.

Уметь: выразительно читать стихотворения поэта, объяснять значение поэтических образов, чувств, видеть художественные особенности языка произведений.

21-22

Г.С.Фатеев. Слово о поэте. "Турник", "Мы играем в светофор", стихотворения о Ставрополе и Ставрополье. Тема родной природы и родины в творчестве.

2

Знать: творчество Г.С. Фатеева, о его роли в развитии ставропольской литературы и литературы для детей.

Уметь: выразительно читать стихотворения поэта, объяснять значение поэтических образов, чувств, видеть художественные особенности языка произведений.

23-24

И.В. Кашпуров. Слово о поэте. Стихи для детей. Образ Ставрополя и пейзажи Ставрополья в лирике поэта. "Звенят колосья", "Песня Ставрополю", "Ставрополье", "Поющая степь" и другие стихотворения.

2

Знать: творчество И.В. Кашпурова, о его роли в развитии ставропольской литературы и литературы для детей.

Уметь: выразительно читать стихотворения поэта, объяснять значение поэтических образов, чувств, видеть художественные особенности языка произведений.

25-26

В.В. Сляднева. Слово о поэте. Сборники "Чаша жизни", "Одолень-трава". Тема Ставрополя в творчестве. Образность стиха, лиризм.

2

Знать: творчество В.В.Слядневой, о ее роли в развитии ставропольской литературы.

Уметь: выразительно читать стихотворения поэтессы, объяснять значение поэтических образов, чувств, видеть художественные особенности языка произведений.

27

В.В. Ходарев. Слово о поэте. Стихи для детей. Фольклорная основа произведений поэта. Темы и образы лирики.

1

Знать: творчество В.В.Ходарева, о его роли в развитии ставропольской литературы и литературы для детей.

Уметь: выразительно читать стихотворения поэта, объяснять значение поэтических образов, чувств, видеть художественные особенности языка произведений.

       28

Творческий час. Сочинение "Мое Ставрополье" (на основе материала занятий).

   1

Знать: произведения ставропольских поэтов о Ставрополе и Ставрополье.

Уметь: выполнять творческую работу на заданную тему.

     29

В.С. Колесников. Слово о писателе. Рассказы о животных. "Линда". Отношение к животным в рассказе. Сборник "Поля, полные перепелов".

   1

Знать: произведения писателя, о его роли в развитии ставропольской литературы и литературы для детей.

Уметь: выразительно читать прозу, понимать ее темы и образы.

       30

Рассказы для детей Г.К. Баева, М.В. Усова и других авторов. Образы животных, любовь к родной земле в произведениях писателей.

   1

Знать: произведения писателей, об их роли в развитии ставропольской литературы и литературы для детей.

Уметь: выразительно читать прозу, понимать ее темы и образы.

   31-32

Тема Великой Отечественной войны и подвига человека в лирике ставропольских поэтов.

   2

Знать: произведения ставропольских поэтов о Великой Отечественной войне.

Уметь: выразительно читать поэтические произведения, понимать их содержание, темы и идеи, видеть особенности языка.

     33

В.И. Туренская. Слово о писателе. Тема войны в произведении "Трудный диктант". Война и дети.

   1

Знать: о творчестве писателя, произведение "Трудный диктант".

Уметь: выразительно читать прозу, понимать ее темы и образы.

     34

Трагичность звучания темы войны в произведении Я.И. Бернарда "Мальчик из Освенцима".

   1

Знать: о творчестве   Я.И. Бернарда, произведение "Мальчик из Освенцима", стихотворения.

Уметь: выразительно читать и обсуждать произведения о войне.

       35

Творческий час. Выразительное чтение наизусть стихотворений о Великой Отечественной войне. Сочинение-миниатюра "Слово о войне".

   1

Знать: произведения о Великой Отечественной войне ставропольских авторов.

Уметь: выразительно читать наизусть поэтические произведения, выполнять творческие работы на заданную тему.

 

 

Второй этап. 6 класс. «На пути к анализу литературного произведения».

Первое полугодие: «Как много скажет поэтическое слово…» (17 часов).

Второе полугодие: «Малые жанры в ставропольской литературе» (18 часов).

Итого: 35 часов.

 

Содержание курса.

Введение. Истоки и становление ставропольской поэзии. Тема Родины и природы в поэзии И.В. Кашпурова. «Ставрополь», «Стрижамент», «Степь», «Тополя» и др. стихотворения поэта. Тема Родины и природы в лирике Г.С. Фатеева. «Куда бы я от дома ни уехал», «Золотая медаль», «Я о России песню напишу» и др.Г.М. Колесников. Тема Родины и природы в лирике. «Тополя», «Родина», «Мимо поля…» и др.

Великая Отечественная война в творчестве В.А. Ащеулова. Тема подвига и мужества солдат.Великая Отечественная война в творчестве А.Е. Екимцева. Тема подвига и мужества солдат.

Р.р. Учимся анализировать поэтический текст. Художественные образы. Лирический герой. Выразительные средства. Обращаемся к поэзии Ставрополья.Великая Отечественная война в творчестве А.Е. Екимцева. Тема подвига и мужества солдат.

«Малые жанры» в ставропольской литературе. Авторы. Темы. Художественные особенности. Обзор. Рассказы Г.К. Баева. «Встреча», «Собака не виновата», «Павлюк. Разнообразие тем. Осуждение жестокости и бездуховности в рассказе «Павлюк». «Малая родина», трагедия войны в произведении Л.И. Харченко «Шел мальчишкам в ту пору…» Особенности новелл С.С. Дроздова «На дороге военной». Сила воли и духа человека. Тема Родины и тема войны в рассказах Л.И. Бехтерева. «С врагами воюют все». Рассказы о животных В.С. Колесникова. Тема любви к природе и животным. Красота окружающего мира. Характеристика литературного героя. Образ маленького героя в рассказе В.И. Кожевникова «Тепло сердец». Особенности сюжета рассказа В.И. Кожевникова «Среди людей». Реальность и фантастика в рассказах В.С. Чернова. Мастерство писателя. Особенности языка произведений. Проза Г.М. Шумарова. Особенности изображения войны в рассказе «Улица, которую я любил». Язык произведения.

 

Тематическое планирование.

     № занятия

                         Тема занятия

Кол-во часов

Ключевые компетенции

 

Введение. Истоки и становление ставропольской поэзии.

 

     2

Знать: историю развития ставропольской поэзии.

Уметь: рассказывать о становлении ставропольской поэзии.

 

Р.р. Учимся анализировать поэтический текст. Тема и идея. Обращаемся к поэзии Ставрополья.

 

     1

Знать: понятия темы и идеи лирического произведения.

Уметь: определять тему и идею поэтического текста.

 

Тема Родины и природы в поэзии И.В. Кашпурова. «Ставрополь», «Стрижамент», «Степь», «Тополя» и др. стихотворения поэта.

 

     2

Знать: стихотворения И.И. Кашпурова о Родине и природе.

Уметь: определять тему и идею стихотворений И.В. Кашпурова, выразительно читать поэтический текст, рассказывать наизусть.

 

Тема Родины и природы в лирике Г.С. Фатеева. «Куда бы я от дома ни уехал», «Золотая медаль», «Я о России песню напишу» и др.

 

   2

Знать: стихотворения Г.С. Фатеева о Родине и природе.

Уметь: определять тему и идею стихотворений Г.С. Фатеева, выразительно читать поэтический текст, рассказывать наизусть.

 

Г.М. Колесников. Тема Родины и природы в лирике. «Тополя», «Родина», «Мимо поля…» и др.

 

     2

 

Знать: стихотворения Г.М. Колесникова о Родине и природе.

Уметь: определять тему и идею стихотворенийГ.М. Колесникова, выразительно читать поэтический текст, рассказывать наизусть.

 

Великая Отечественная война в творчестве В.А. Ащеулова. Тема подвига и мужества солдат.

 

     2

Знать: стихотворения   В.А. Ащеулова о Великой Отечественной войне.

Уметь: определять тему и идею стихотворений В.А. Ащеулова, выразительно читать поэтический текст, рассказывать наизусть.

 

Великая Отечественная война в творчестве А.Е. Екимцева. Тема подвига и мужества солдат

 

     2

Знать: стихотворения А.Е. Екимцевао Великой Отечественной войне.

Уметь: определять тему и идею стихотворенийА.Е.Екимцева, выразительно читать поэтический текст, рассказывать наизусть.

 

Р.р. Учимся анализировать поэтический текст. Художественные образы. Лирический герой. Выразительные средства. Обращаемся к поэзии Ставрополья.

     2

Знать: понятия художественные образы, герой лирического произведения.

Уметь: видеть художественные образы поэтического текста, анализировать лирическое стихотворение.

 

Зачет (тест) по поэтическому творчеству ставропольских авторов.

     2

Знать: поэтов Ставрополья и их произведения на разные темы.

Уметь: анализировать поэтический текст.

 

«Малые жанры» в ставропольской литературе. Авторы. Темы. Художественные особенности. Обзор.

     1

Знать: «малые жанры» в ставропольской литературе. Авторов. Темы. Художественные особенности.

Уметь: определять особенности «малых жанров» в ставропольской литературе.

 

Р.р. Учимся анализировать прозу. «Малые жанры». Тема и идея.

     2

Знать: понятия «малые жанры», тема, идея произведения. Рассказ. Новелла. Сказ. Быль.

Уметь: определять тему и идею произведения.

 

Рассказы Г.К. Баева. «Встреча», «Собака не виновата», «Павлюк. Разнообразие тем. Осуждение жестокости и бездуховности в рассказе «Павлюк».

     2

Знать: творчество Г.К. Баева.

Уметь: анализировать рассказы художника.

 

«Малая родина», трагедия войны в произведении Л.И. Харченко «Шел мальчишкам в ту пору…»

     2

Знать: творчество Л.И. Харченко.

Уметь: анализировать рассказы художника.

 

Особенности новелл С.С. Дроздова «На дороге военной». Сила воли и духа человека.

     2

Знать: творчество С.С. Дроздова.

Уметь: анализировать новеллы художника.

 

Тема Родины и тема войны в рассказах Л.И. Бехтерева. «С врагами воюют все».

     2

Знать: творчество Л.И. Бехтерева.

Уметь: анализировать рассказы художника.

 

Рассказы о животных В.С. Колесникова. Тема любви к природе и животным. Красота окружающего мира.

     2

Знать: творчество В.С. Колесникова.

Уметь: анализировать рассказы художника.

 

Характеристика литературного героя. Образ маленького героя в рассказе В.И. Кожевникова «Тепло сердец».

       1

Знать: творчество В.И. Кожевникова.

Уметь: анализировать рассказы художника.

 

Особенности сюжета рассказа В.И. Кожевникова «Среди людей».

       1

Знать: творчество В.И. Кожевникова.

Уметь: анализировать рассказы художника.

 

Реальность и фантастика в рассказах В.С. Чернова. Мастерство писателя. Особенности языка произведений.

       1

Знать: творчество В.С. Чернова.

Уметь: анализировать рассказы художника.

 

Проза Г.М. Шумарова. Особенности изображения войны в рассказе «Улица, которую я любил». Язык произведения.

       1

Знать: творчество Г.М. Шумарова.

Уметь: анализировать рассказы художника.

 

Зачет. Рецензия на произведение «малого жанра» ставропольского писателя.

       1

Знать: особенности написания рецензии, творчество писателей «малого жанра» ставропольской литературы.

Уметь: анализировать произведения «малого жанра», писать рецензию на произведение.

 

                                                          
Список литературы.

 

Ащеулов В.А. По следу памяти: Стихотворения. - М.: Литер. фонд России, 1999. - 48с. - (Б-ка писателей Ставрополя для школьныков).

   Бернард Я.И. Межзвездная арка: Сто сонетов. - Cтаврополь, 1999. - 47 с.

   Бойко С.П. Чудесные зонтики Оле Лукойе: Биография волшебных героев. - Ставрополь: Ставропольская краев.типография, 1996. - 288 с.

Екимцев А.Е. Кому чего хочется: Стихи. Сказки. Загадки. Поэма. - Ставрополь: Сервисшкола, 1999. - 160 с.

   Гогоберидзе Г.М., Кунижева У.М., Найденко С.Г., Толпаева Г.П., Фесенко О.П. Литературное краеведение Ставрополья. 5-8: Региональный учебник для 5-8 классов общеобразовательных учреждений. - Ставрополь, 2001. -236 с.

   Гора самоцветов: Сказки народов СССР в пересказе М. Булатова. - М., Дет.лит. , 1984. - 416 с.

Екимцев А.Е. Белый ливень: Стихотворения и поэмы. - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1979. - 151 с.

Кашпуров И.В. Высокий свет: Стихи, поэмы. - Ставрополь: Кн. изд-во, 1982. - 378 с.

Кашпуров И.В. Нас обольщают сто дорог: Стихи. - Ставрополь, 2000. - 48 с.

   Колесников В.С. Поля, полные перепелов: Рассказы.- Ставрополь, 1999. - 56 с.

   Литературный Ставрополь: Альманах №1. - Ставрополь, 1998. - 238 с.

Сляднева В.В. Чаша жизни: Стихи. - Ставрополь, 2000. - 48 с.

   Фатеев Г.С. Глядит Россия на Кавказ: Стихи. - Ставрополь: Ставроп. фонд культуры, 1993. - 160 с.

Черный К. Путешествие в страну запрещенных улыбок: Сказка. - Ставропольское книжное издательство, 1975. - 79 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!