СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Инновационные формы работы в дополнительном образовании школы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

«Инновационные формы работы в дополнительном образовании школы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Учитель начальных классов

 МБОУ «СОШ №8 г. Лениногорска»

Эскина Татьяна Владимировна

 

 

 

 

 

г. Лениногорск.

 2015 год.

 

 

«Педагог живёт до тех пор, пока он учится».

Константин Дмитриевич Ушинский

 

          Учиться каждый день и заниматься самообразованием - главная задача педагога.

         Мне хотелось бы познакомить вас с новыми формами своей  работы.

 Что такое инновация в дополнительном образовании школы?

«Инновация имеет место, когда кто-либо использует изобретение — или использует что-то уже существующее новым образом — для изменения образа жизни людей». В данном случае изобретением может быть новая концепция, устройство или другие вещи, которые облегчают деятельность, а инновационность не связывается с тем, получил ли организатор инновации какую-либо выгоду и принесла ли она позитивный эффект.

Существуют различные формы дополнительного образования в школе:  ансамбль, группа, кружок, клуб, мастерская, студия, театр.

        

 В своей работе я использую разные формы: кружок по русскому языку, танцевальный  коллектив-группу, мастерскую умелых ручек, студию-класс « Арлекин», клуб весёлых и находчивых  - КВН.

Цель работы:

Формирование творческих способностей учащихся  инновационными формами работы в школе.

Развитие, воспитание и формирование определенных творческих способностей детей в моём классе ведётся по разработанным мною авторским  и апробированным программам  утвержденных школой.

 

Творческая  способность, которую мы развиваем в детях  включает в себя:

- самостоятельность

- новизну

- способы деятельности

- оригинальность

 

Показатели сформированности творческой активности детей:

 

-  Высокий уровень интереса к занятиям

-  Способность к фантазированию, воображению

-  Проявление догадливости и сообразительности

-  Проявление радостных эмоций в процессе работы

-  Умение преодолевать возникшие трудности

-  Стремление к оригинальности

-  Проявление самостоятельности в работе.

 

В потоке различного рода инноваций нередко происходило и сегодня еще имеет место а автоматическое переименование кружков в более «красивые, более весомые» формы, которые не вносят принципиальных изменений в образовательный процесс.

 

Проектирование системы работы с детским объединением должно опираться на особенности желаемого облика коллектива, что чаще всего и выражено в специфике формы образовательного объединения. Тем самым, определение этой специфики значительно облегчит и сделает более осмысленным педагогическое проектирование.

 

Позвольте познакомить вас с новыми формами активизации творческой деятельности учащихся в дополнительном образовании.

Как правило, форма работы  это сложившаяся система, обладающая специфическими свойствами; установленный образец чего-либо. Но наша главная задача, расширить границы работы  в школе, чтобы дополнительное образование, несущее в себе,  развивающий, воспитательный и обучающий характер, открывало новые грани детской личности.

 

Основания для дифференциации форм

1 . Приоритет и уровень педагогических задач.

 

2. Содержание образовательного процесса: широта и глубина содержания, количество предметов, их интегрирование.

 

3. Особенности организации образовательного процесса: условия и принципы набора детей, наличие ступеней обучения, система учета и контроля ЗУН, структура объединения и т.д.

 

4. Уровень (качество) образовательных результатов: учебные, воспитательные результаты, творческие достижения учащихся и пр.

 

Специфика форм

Группа – это относительно устойчивые объединения детей и педагога на основе единой цели. сходных интересов, потребности в общении и совместной деятельности.

 

Кружок – традиционная форма добровольного объединения детей в системе дополнительного образования, расширяющая и углубляющая предметные знания, приобщающая детей к разнообразным социокультурным видам деятельности и расширяющая коммуникативный опыт.

 

Клуб – объединение детей на основе совпадения интересов, стремления к общению, совместному проведению досуга и отдыха.

 

Мастерская – это форма детского образовательного объединения, имеющая принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства и ориентированная на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий.

 

Студия – творческий коллектив в определенном виде деятельности, объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, эмоциональным характером межличностных отношений.

 

Кружок является наиболее распространенной, традиционной, базовой формой добровольного объединения детей в школе.

 

Внедряйте необычные формы деятельности, такие как актёрские тренинги, психологические портреты, тесты, игры, защиту, этюды импровизации и драматизации (более подробно в презентации).

 

Возможные подходы к классификации  форм деятельности.

 

  1. По приоритету вида деятельности:
  2. По степени выраженности профиля деятельности:

      3.   По возрастному признаку членов: 

      4.   По временному фактору:

      5.   По степени постоянства состава:

 

Отличительные признаки:

 

1. Профиль деятельности (содержание) имеет принадлежность к определенному виду искусства или творчества (изобразительное, театральное, хореографическое искусство, литературное творчество и т.д.).

 

2. Основной целью деятельности является развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка и развитие.

 

3. Углубленное изучение содержания образования. В основе содержания – доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним.

 

4. Сочетание экспериментальных (поиск эффективных методик развития творческих способностей детей, изучение и использование новых приемов в искусстве) и практических педагогических задач и форм работы с коллективом.

 

5. Система деятельности по демонстрации детских практических достижений.

 

6. Высокое качество творческого «продукта» детей.

 

 

 

Возможные характеристики:

 

1. Специальные условия набора в( студию, группу, коллектив, кружок) с предварительным выявлением задатков и склонностей детей.

 

2. Ступени обучения, завершенные по содержанию и времени

 

3. Общественный орган студии по оценке качества творческих достижений: художественный совет, диспут, дискуссия, вечер бесед.

 

Возможные подходы к классификации ( студии, группы, коллектива, кружка):

 

1. По масштабу содержания обучения:

а) Однопредметные

б) Полипредметные

2. По структурному оформлению:

а) как первичный коллектив в составе какого-либо учреждения.

б)  как структурное подразделение учреждения.

 

Отличительные признаки:

 

1. Основная цель – развитие творческих способностей детей.

2. Исследовательский, поисковый, изобретательский компонент в образовательной деятельности. Педагог направляющий, помощник, координатор исследования.

3. В основе содержания детской учебной деятельности – конкретная область научных знаний или проблема, имеющая межпредметный характер.

 

Главными принципами организации деятельности детских объединений называются те, которые определяют и гарантируют каждому ребенку право свободного выбора:

 

1.      Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких

 объединениях, менять их.

 

2.  Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или по комплексным, интегрированным программам.

 

3.  Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяются Уставом учреждения.

 

4.  Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения.

 

5.  Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, с учетом пожеланий родителей, возрастных особенностей детей

и установленных санитарно-гигиенических норм.

 

6.  В работе объединений могут участвовать совместно с детьми их родители без включения в основной состав, при наличии условий и согласия руководителя.

 

Однако практика богата самыми разными примерами инноваций в области формообразования детских объединений. Имеющаяся пестрота и разнообразие названий, действующих в структуре школ дополнительного образования детских объединений, отражает все то же стремление педагогов и детей к своему индивидуальному самоопределению, которое часто проходит только на поверхностном уровне внешней формулировки. При этом нередко возникает прямое несоответствие между организацией деятельности, содержанием и технологиями, результатами образования с формой объединения. Подобная ситуация не только дезориентирует деятельность детей и педагога, но и дискредитирует саму практику дополнительного образования детей в школе.

Проектирование системы работы с детским объединением не может не опираться на осознанный выбор адекватной формы образовательного объединения. Точное определение этой формы значительно облегчает весь последующий процесс педагогического проектирования.

 

 !Обозначенный подход к представлению и пониманию детского объединения дополнительного образования должен являться для педагога ориентиром педагогического поиска в моделировании образовательного процесса, в проектировании инновационных форм и преобразовании образовательных объединений. В данном процессе видится, как минимум, два варианта:

 

1. Проектирование от «формы», т.е. от замысла преобразовать детский коллектив в иную содержательно-структурную модель. В этом случае прогнозирование результатов, отбор содержания и педагогических технологий будут осуществляться в соответствии требованиям, предъявляемым формой.

 

2.Внедрение представленных  форм доп.образования на основе выводов о состоянии образовательного процесса педагога и  условий  его работы и возможностей.

 

«Давайте будем заботиться о росте того маленького зёрнышка добра, который есть в каждом человеческом сердце, - оно обязательно превратится в солнце добра, которое сделает и мир наш добрее, и каждого из нас - добрее, милосерднее и щедрее».

 

 

 

 

 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Лениногорска» муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" РТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
««Инновационные формы работы в дополнительном образовании школы»»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Лениногорска» муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" РТ














Доклад


«Инновационные формы работы в дополнительном образовании школы»













Выполнила

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №8 г. Лениногорска»

Эскина Татьяна Владимировна






г. Лениногорск.

2015 год.



«Педагог живёт до тех пор, пока он учится».

Константин Дмитриевич Ушинский


Учиться каждый день и заниматься самообразованием - главная задача педагога.

Мне хотелось бы познакомить вас с новыми формами своей работы.

Что такое инновация в дополнительном образовании школы?

«Инновация имеет место, когда кто-либо использует изобретение — или использует что-то уже существующее новым образом — для изменения образа жизни людей». В данном случае изобретением может быть новая концепция, устройство или другие вещи, которые облегчают деятельность, а инновационность не связывается с тем, получил ли организатор инновации какую-либо выгоду и принесла ли она позитивный эффект.

Существуют различные формы дополнительного образования в школе: ансамбль, группа, кружок, клуб, мастерская, студия, театр.

В своей работе я использую разные формы: кружок по русскому языку, танцевальный коллектив-группу, мастерскую умелых ручек, студию-класс « Арлекин», клуб весёлых и находчивых - КВН.

Цель работы:

Формирование творческих способностей учащихся инновационными формами работы в школе.

Развитие, воспитание и формирование определенных творческих способностей детей в моём классе ведётся по разработанным мною авторским и апробированным программам утвержденных школой.


Творческая способность, которую мы развиваем в детях включает в себя:

- самостоятельность

- новизну

- способы деятельности

- оригинальность


Показатели сформированности творческой активности детей:


- Высокий уровень интереса к занятиям

- Способность к фантазированию, воображению

- Проявление догадливости и сообразительности

- Проявление радостных эмоций в процессе работы

- Умение преодолевать возникшие трудности

- Стремление к оригинальности

- Проявление самостоятельности в работе.


В потоке различного рода инноваций нередко происходило и сегодня еще имеет место а автоматическое переименование кружков в более «красивые, более весомые» формы, которые не вносят принципиальных изменений в образовательный процесс.


Проектирование системы работы с детским объединением должно опираться на особенности желаемого облика коллектива, что чаще всего и выражено в специфике формы образовательного объединения. Тем самым, определение этой специфики значительно облегчит и сделает более осмысленным педагогическое проектирование.


Позвольте познакомить вас с новыми формами активизации творческой деятельности учащихся в дополнительном образовании.

Как правило, форма работы это сложившаяся система, обладающая специфическими свойствами; установленный образец чего-либо. Но наша главная задача, расширить границы работы в школе, чтобы дополнительное образование, несущее в себе, развивающий, воспитательный и обучающий характер, открывало новые грани детской личности.


Основания для дифференциации форм

1 . Приоритет и уровень педагогических задач.


2. Содержание образовательного процесса: широта и глубина содержания, количество предметов, их интегрирование.


3. Особенности организации образовательного процесса: условия и принципы набора детей, наличие ступеней обучения, система учета и контроля ЗУН, структура объединения и т.д.


4. Уровень (качество) образовательных результатов: учебные, воспитательные результаты, творческие достижения учащихся и пр.


Специфика форм

Группа – это относительно устойчивые объединения детей и педагога на основе единой цели. сходных интересов, потребности в общении и совместной деятельности.


Кружок – традиционная форма добровольного объединения детей в системе дополнительного образования, расширяющая и углубляющая предметные знания, приобщающая детей к разнообразным социокультурным видам деятельности и расширяющая коммуникативный опыт.


Клуб – объединение детей на основе совпадения интересов, стремления к общению, совместному проведению досуга и отдыха.


Мастерская – это форма детского образовательного объединения, имеющая принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства и ориентированная на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий.


Студия – творческий коллектив в определенном виде деятельности, объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, эмоциональным характером межличностных отношений.


Кружок является наиболее распространенной, традиционной, базовой формой добровольного объединения детей в школе.


Внедряйте необычные формы деятельности, такие как актёрские тренинги, психологические портреты, тесты, игры, защиту, этюды импровизации и драматизации (более подробно в презентации).


Возможные подходы к классификации форм деятельности.


  1. По приоритету вида деятельности:

  2. По степени выраженности профиля деятельности:

3. По возрастному признаку членов:

4. По временному фактору:

5. По степени постоянства состава:


Отличительные признаки:


1. Профиль деятельности (содержание) имеет принадлежность к определенному виду искусства или творчества (изобразительное, театральное, хореографическое искусство, литературное творчество и т.д.).


2. Основной целью деятельности является развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка и развитие.


3. Углубленное изучение содержания образования. В основе содержания – доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним.


4. Сочетание экспериментальных (поиск эффективных методик развития творческих способностей детей, изучение и использование новых приемов в искусстве) и практических педагогических задач и форм работы с коллективом.


5. Система деятельности по демонстрации детских практических достижений.


6. Высокое качество творческого «продукта» детей.




Возможные характеристики:


1. Специальные условия набора в( студию, группу, коллектив, кружок) с предварительным выявлением задатков и склонностей детей.


2. Ступени обучения, завершенные по содержанию и времени


3. Общественный орган студии по оценке качества творческих достижений: художественный совет, диспут, дискуссия, вечер бесед.


Возможные подходы к классификации ( студии, группы, коллектива, кружка):


1. По масштабу содержания обучения:

а) Однопредметные

б) Полипредметные

2. По структурному оформлению:

а) как первичный коллектив в составе какого-либо учреждения.

б) как структурное подразделение учреждения.


Отличительные признаки:


1. Основная цель – развитие творческих способностей детей.

2. Исследовательский, поисковый, изобретательский компонент в образовательной деятельности. Педагог направляющий, помощник, координатор исследования.

3. В основе содержания детской учебной деятельности – конкретная область научных знаний или проблема, имеющая межпредметный характер.


Главными принципами организации деятельности детских объединений называются те, которые определяют и гарантируют каждому ребенку право свободного выбора:


1. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких

объединениях, менять их.


2. Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или по комплексным, интегрированным программам.


3. Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяются Уставом учреждения.


4. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения.


5. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, с учетом пожеланий родителей, возрастных особенностей детей

и установленных санитарно-гигиенических норм.


6. В работе объединений могут участвовать совместно с детьми их родители без включения в основной состав, при наличии условий и согласия руководителя.


Однако практика богата самыми разными примерами инноваций в области формообразования детских объединений. Имеющаяся пестрота и разнообразие названий, действующих в структуре школ дополнительного образования детских объединений, отражает все то же стремление педагогов и детей к своему индивидуальному самоопределению, которое часто проходит только на поверхностном уровне внешней формулировки. При этом нередко возникает прямое несоответствие между организацией деятельности, содержанием и технологиями, результатами образования с формой объединения. Подобная ситуация не только дезориентирует деятельность детей и педагога, но и дискредитирует саму практику дополнительного образования детей в школе.

Проектирование системы работы с детским объединением не может не опираться на осознанный выбор адекватной формы образовательного объединения. Точное определение этой формы значительно облегчает весь последующий процесс педагогического проектирования.


!Обозначенный подход к представлению и пониманию детского объединения дополнительного образования должен являться для педагога ориентиром педагогического поиска в моделировании образовательного процесса, в проектировании инновационных форм и преобразовании образовательных объединений. В данном процессе видится, как минимум, два варианта:


1. Проектирование от «формы», т.е. от замысла преобразовать детский коллектив в иную содержательно-структурную модель. В этом случае прогнозирование результатов, отбор содержания и педагогических технологий будут осуществляться в соответствии требованиям, предъявляемым формой.


2.Внедрение представленных форм доп.образования на основе выводов о состоянии образовательного процесса педагога и условий его работы и возможностей.


«Давайте будем заботиться о росте того маленького зёрнышка добра, который есть в каждом человеческом сердце, - оно обязательно превратится в солнце добра, которое сделает и мир наш добрее, и каждого из нас - добрее, милосерднее и щедрее».









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!