Доклад
«Инновационные формы работы в дополнительном образовании школы»
Выполнила
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №8 г. Лениногорска»
Эскина Татьяна Владимировна
г. Лениногорск.
2015 год.
«Педагог живёт до тех пор, пока он учится».
Константин Дмитриевич Ушинский
Учиться каждый день и заниматься самообразованием - главная задача педагога.
Мне хотелось бы познакомить вас с новыми формами своей работы.
Что такое инновация в дополнительном образовании школы?
«Инновация имеет место, когда кто-либо использует изобретение — или использует что-то уже существующее новым образом — для изменения образа жизни людей». В данном случае изобретением может быть новая концепция, устройство или другие вещи, которые облегчают деятельность, а инновационность не связывается с тем, получил ли организатор инновации какую-либо выгоду и принесла ли она позитивный эффект.
Существуют различные формы дополнительного образования в школе: ансамбль, группа, кружок, клуб, мастерская, студия, театр.
В своей работе я использую разные формы: кружок по русскому языку, танцевальный коллектив-группу, мастерскую умелых ручек, студию-класс « Арлекин», клуб весёлых и находчивых - КВН.
Цель работы:
Формирование творческих способностей учащихся инновационными формами работы в школе.
Развитие, воспитание и формирование определенных творческих способностей детей в моём классе ведётся по разработанным мною авторским и апробированным программам утвержденных школой.
Творческая способность, которую мы развиваем в детях включает в себя:
- самостоятельность
- новизну
- способы деятельности
- оригинальность
Показатели сформированности творческой активности детей:
- Высокий уровень интереса к занятиям
- Способность к фантазированию, воображению
- Проявление догадливости и сообразительности
- Проявление радостных эмоций в процессе работы
- Умение преодолевать возникшие трудности
- Стремление к оригинальности
- Проявление самостоятельности в работе.
В потоке различного рода инноваций нередко происходило и сегодня еще имеет место а автоматическое переименование кружков в более «красивые, более весомые» формы, которые не вносят принципиальных изменений в образовательный процесс.
Проектирование системы работы с детским объединением должно опираться на особенности желаемого облика коллектива, что чаще всего и выражено в специфике формы образовательного объединения. Тем самым, определение этой специфики значительно облегчит и сделает более осмысленным педагогическое проектирование.
Позвольте познакомить вас с новыми формами активизации творческой деятельности учащихся в дополнительном образовании.
Как правило, форма работы это сложившаяся система, обладающая специфическими свойствами; установленный образец чего-либо. Но наша главная задача, расширить границы работы в школе, чтобы дополнительное образование, несущее в себе, развивающий, воспитательный и обучающий характер, открывало новые грани детской личности.
Основания для дифференциации форм
1 . Приоритет и уровень педагогических задач.
2. Содержание образовательного процесса: широта и глубина содержания, количество предметов, их интегрирование.
3. Особенности организации образовательного процесса: условия и принципы набора детей, наличие ступеней обучения, система учета и контроля ЗУН, структура объединения и т.д.
4. Уровень (качество) образовательных результатов: учебные, воспитательные результаты, творческие достижения учащихся и пр.
Специфика форм
Группа – это относительно устойчивые объединения детей и педагога на основе единой цели. сходных интересов, потребности в общении и совместной деятельности.
Кружок – традиционная форма добровольного объединения детей в системе дополнительного образования, расширяющая и углубляющая предметные знания, приобщающая детей к разнообразным социокультурным видам деятельности и расширяющая коммуникативный опыт.
Клуб – объединение детей на основе совпадения интересов, стремления к общению, совместному проведению досуга и отдыха.
Мастерская – это форма детского образовательного объединения, имеющая принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства и ориентированная на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий.
Студия – творческий коллектив в определенном виде деятельности, объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, эмоциональным характером межличностных отношений.
Кружок является наиболее распространенной, традиционной, базовой формой добровольного объединения детей в школе.
Внедряйте необычные формы деятельности, такие как актёрские тренинги, психологические портреты, тесты, игры, защиту, этюды импровизации и драматизации (более подробно в презентации).
Возможные подходы к классификации форм деятельности.
- По приоритету вида деятельности:
- По степени выраженности профиля деятельности:
3. По возрастному признаку членов:
4. По временному фактору:
5. По степени постоянства состава:
Отличительные признаки:
1. Профиль деятельности (содержание) имеет принадлежность к определенному виду искусства или творчества (изобразительное, театральное, хореографическое искусство, литературное творчество и т.д.).
2. Основной целью деятельности является развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка и развитие.
3. Углубленное изучение содержания образования. В основе содержания – доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним.
4. Сочетание экспериментальных (поиск эффективных методик развития творческих способностей детей, изучение и использование новых приемов в искусстве) и практических педагогических задач и форм работы с коллективом.
5. Система деятельности по демонстрации детских практических достижений.
6. Высокое качество творческого «продукта» детей.
Возможные характеристики:
1. Специальные условия набора в( студию, группу, коллектив, кружок) с предварительным выявлением задатков и склонностей детей.
2. Ступени обучения, завершенные по содержанию и времени
3. Общественный орган студии по оценке качества творческих достижений: художественный совет, диспут, дискуссия, вечер бесед.
Возможные подходы к классификации ( студии, группы, коллектива, кружка):
1. По масштабу содержания обучения:
а) Однопредметные
б) Полипредметные
2. По структурному оформлению:
а) как первичный коллектив в составе какого-либо учреждения.
б) как структурное подразделение учреждения.
Отличительные признаки:
1. Основная цель – развитие творческих способностей детей.
2. Исследовательский, поисковый, изобретательский компонент в образовательной деятельности. Педагог направляющий, помощник, координатор исследования.
3. В основе содержания детской учебной деятельности – конкретная область научных знаний или проблема, имеющая межпредметный характер.
Главными принципами организации деятельности детских объединений называются те, которые определяют и гарантируют каждому ребенку право свободного выбора:
1. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких
объединениях, менять их.
2. Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или по комплексным, интегрированным программам.
3. Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяются Уставом учреждения.
4. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения.
5. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, с учетом пожеланий родителей, возрастных особенностей детей
и установленных санитарно-гигиенических норм.
6. В работе объединений могут участвовать совместно с детьми их родители без включения в основной состав, при наличии условий и согласия руководителя.
Однако практика богата самыми разными примерами инноваций в области формообразования детских объединений. Имеющаяся пестрота и разнообразие названий, действующих в структуре школ дополнительного образования детских объединений, отражает все то же стремление педагогов и детей к своему индивидуальному самоопределению, которое часто проходит только на поверхностном уровне внешней формулировки. При этом нередко возникает прямое несоответствие между организацией деятельности, содержанием и технологиями, результатами образования с формой объединения. Подобная ситуация не только дезориентирует деятельность детей и педагога, но и дискредитирует саму практику дополнительного образования детей в школе.
Проектирование системы работы с детским объединением не может не опираться на осознанный выбор адекватной формы образовательного объединения. Точное определение этой формы значительно облегчает весь последующий процесс педагогического проектирования.
!Обозначенный подход к представлению и пониманию детского объединения дополнительного образования должен являться для педагога ориентиром педагогического поиска в моделировании образовательного процесса, в проектировании инновационных форм и преобразовании образовательных объединений. В данном процессе видится, как минимум, два варианта:
1. Проектирование от «формы», т.е. от замысла преобразовать детский коллектив в иную содержательно-структурную модель. В этом случае прогнозирование результатов, отбор содержания и педагогических технологий будут осуществляться в соответствии требованиям, предъявляемым формой.
2.Внедрение представленных форм доп.образования на основе выводов о состоянии образовательного процесса педагога и условий его работы и возможностей.
«Давайте будем заботиться о росте того маленького зёрнышка добра, который есть в каждом человеческом сердце, - оно обязательно превратится в солнце добра, которое сделает и мир наш добрее, и каждого из нас - добрее, милосерднее и щедрее».
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Лениногорска» муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" РТ
Просмотр содержимого документа
««Инновационные формы работы в дополнительном образовании школы»»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Лениногорска» муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" РТ
Доклад
«Инновационные формы работы в дополнительном образовании школы»
Выполнила
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №8 г. Лениногорска»
Эскина Татьяна Владимировна
г. Лениногорск.
2015 год.
«Педагог живёт до тех пор, пока он учится».
Константин Дмитриевич Ушинский
Учиться каждый день и заниматься самообразованием - главная задача педагога.
Мне хотелось бы познакомить вас с новыми формами своей работы.
Что такое инновация в дополнительном образовании школы?
«Инновация имеет место, когда кто-либо использует изобретение — или использует что-то уже существующее новым образом — для изменения образа жизни людей». В данном случае изобретением может быть новая концепция, устройство или другие вещи, которые облегчают деятельность, а инновационность не связывается с тем, получил ли организатор инновации какую-либо выгоду и принесла ли она позитивный эффект.
Существуют различные формы дополнительного образования в школе: ансамбль, группа, кружок, клуб, мастерская, студия, театр.
В своей работе я использую разные формы: кружок по русскому языку, танцевальный коллектив-группу, мастерскую умелых ручек, студию-класс « Арлекин», клуб весёлых и находчивых - КВН.
Цель работы:
Формирование творческих способностей учащихся инновационными формами работы в школе.
Развитие, воспитание и формирование определенных творческих способностей детей в моём классе ведётся по разработанным мною авторским и апробированным программам утвержденных школой.
Творческая способность, которую мы развиваем в детях включает в себя:
- самостоятельность
- новизну
- способы деятельности
- оригинальность
Показатели сформированности творческой активности детей:
- Высокий уровень интереса к занятиям
- Способность к фантазированию, воображению
- Проявление догадливости и сообразительности
- Проявление радостных эмоций в процессе работы
- Умение преодолевать возникшие трудности
- Стремление к оригинальности
- Проявление самостоятельности в работе.
В потоке различного рода инноваций нередко происходило и сегодня еще имеет место а автоматическое переименование кружков в более «красивые, более весомые» формы, которые не вносят принципиальных изменений в образовательный процесс.
Проектирование системы работы с детским объединением должно опираться на особенности желаемого облика коллектива, что чаще всего и выражено в специфике формы образовательного объединения. Тем самым, определение этой специфики значительно облегчит и сделает более осмысленным педагогическое проектирование.
Позвольте познакомить вас с новыми формами активизации творческой деятельности учащихся в дополнительном образовании.
Как правило, форма работы это сложившаяся система, обладающая специфическими свойствами; установленный образец чего-либо. Но наша главная задача, расширить границы работы в школе, чтобы дополнительное образование, несущее в себе, развивающий, воспитательный и обучающий характер, открывало новые грани детской личности.
Основания для дифференциации форм
1 . Приоритет и уровень педагогических задач.
2. Содержание образовательного процесса: широта и глубина содержания, количество предметов, их интегрирование.
3. Особенности организации образовательного процесса: условия и принципы набора детей, наличие ступеней обучения, система учета и контроля ЗУН, структура объединения и т.д.
4. Уровень (качество) образовательных результатов: учебные, воспитательные результаты, творческие достижения учащихся и пр.
Специфика форм
Группа – это относительно устойчивые объединения детей и педагога на основе единой цели. сходных интересов, потребности в общении и совместной деятельности.
Кружок – традиционная форма добровольного объединения детей в системе дополнительного образования, расширяющая и углубляющая предметные знания, приобщающая детей к разнообразным социокультурным видам деятельности и расширяющая коммуникативный опыт.
Клуб – объединение детей на основе совпадения интересов, стремления к общению, совместному проведению досуга и отдыха.
Мастерская – это форма детского образовательного объединения, имеющая принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства и ориентированная на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий.
Студия – творческий коллектив в определенном виде деятельности, объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, эмоциональным характером межличностных отношений.
Кружок является наиболее распространенной, традиционной, базовой формой добровольного объединения детей в школе.
Внедряйте необычные формы деятельности, такие как актёрские тренинги, психологические портреты, тесты, игры, защиту, этюды импровизации и драматизации (более подробно в презентации).
Возможные подходы к классификации форм деятельности.
По приоритету вида деятельности:
По степени выраженности профиля деятельности:
3. По возрастному признаку членов:
4. По временному фактору:
5. По степени постоянства состава:
Отличительные признаки:
1. Профиль деятельности (содержание) имеет принадлежность к определенному виду искусства или творчества (изобразительное, театральное, хореографическое искусство, литературное творчество и т.д.).
2. Основной целью деятельности является развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка и развитие.
3. Углубленное изучение содержания образования. В основе содержания – доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним.
4. Сочетание экспериментальных (поиск эффективных методик развития творческих способностей детей, изучение и использование новых приемов в искусстве) и практических педагогических задач и форм работы с коллективом.
5. Система деятельности по демонстрации детских практических достижений.
6. Высокое качество творческого «продукта» детей.
Возможные характеристики:
1. Специальные условия набора в( студию, группу, коллектив, кружок) с предварительным выявлением задатков и склонностей детей.
2. Ступени обучения, завершенные по содержанию и времени
3. Общественный орган студии по оценке качества творческих достижений: художественный совет, диспут, дискуссия, вечер бесед.
Возможные подходы к классификации ( студии, группы, коллектива, кружка):
1. По масштабу содержания обучения:
а) Однопредметные
б) Полипредметные
2. По структурному оформлению:
а) как первичный коллектив в составе какого-либо учреждения.
б) как структурное подразделение учреждения.
Отличительные признаки:
1. Основная цель – развитие творческих способностей детей.
2. Исследовательский, поисковый, изобретательский компонент в образовательной деятельности. Педагог направляющий, помощник, координатор исследования.
3. В основе содержания детской учебной деятельности – конкретная область научных знаний или проблема, имеющая межпредметный характер.
Главными принципами организации деятельности детских объединений называются те, которые определяют и гарантируют каждому ребенку право свободного выбора:
1. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких
объединениях, менять их.
2. Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или по комплексным, интегрированным программам.
3. Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяются Уставом учреждения.
4. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения.
5. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, с учетом пожеланий родителей, возрастных особенностей детей
и установленных санитарно-гигиенических норм.
6. В работе объединений могут участвовать совместно с детьми их родители без включения в основной состав, при наличии условий и согласия руководителя.
Однако практика богата самыми разными примерами инноваций в области формообразования детских объединений. Имеющаяся пестрота и разнообразие названий, действующих в структуре школ дополнительного образования детских объединений, отражает все то же стремление педагогов и детей к своему индивидуальному самоопределению, которое часто проходит только на поверхностном уровне внешней формулировки. При этом нередко возникает прямое несоответствие между организацией деятельности, содержанием и технологиями, результатами образования с формой объединения. Подобная ситуация не только дезориентирует деятельность детей и педагога, но и дискредитирует саму практику дополнительного образования детей в школе.
Проектирование системы работы с детским объединением не может не опираться на осознанный выбор адекватной формы образовательного объединения. Точное определение этой формы значительно облегчает весь последующий процесс педагогического проектирования.
!Обозначенный подход к представлению и пониманию детского объединения дополнительного образования должен являться для педагога ориентиром педагогического поиска в моделировании образовательного процесса, в проектировании инновационных форм и преобразовании образовательных объединений. В данном процессе видится, как минимум, два варианта:
1. Проектирование от «формы», т.е. от замысла преобразовать детский коллектив в иную содержательно-структурную модель. В этом случае прогнозирование результатов, отбор содержания и педагогических технологий будут осуществляться в соответствии требованиям, предъявляемым формой.
2.Внедрение представленных форм доп.образования на основе выводов о состоянии образовательного процесса педагога и условий его работы и возможностей.
«Давайте будем заботиться о росте того маленького зёрнышка добра, который есть в каждом человеческом сердце, - оно обязательно превратится в солнце добра, которое сделает и мир наш добрее, и каждого из нас - добрее, милосерднее и щедрее».