Аннотация
Программа кружка составлена в связи с потребностью детей узнать как можно больше о русском языке, а также с целью дальнейшей подготовки школьников к олимпиадам и конкурсам.
Данная программа развивает
- познавательные способности детей
- поддерживает мотивацию к учебному процессу и изучению русского языка
- способствует профессиональной ориентации в области изучения гуманитарных предметов
Новизна данной программы состоит в том, что на занятиях кружка учащиеся будут изучать серьёзные вопросы языкознания, также решать сложные задачи олимпиадного уровня, развивать языковое чутьё.
Пояснительная записка
Цели программы:
Подготовка олимпиадного резерва по русскому языку
Привитие интереса к предмету Русский язык
Формирование лингвистической и коммуникативной компетенций
Программа разработана в соответствии с учебником Бабайцевой В.В. Учебный комплекс по русскому языку для 5-9 классов. Дрофа. 2012 год
На занятиях обучающиеся будут получать теоретические знания по таким лингвистическим дисциплинам, как:
- Современный русский язык
- Культура речи
- Диалектология
- Введение в языкознание
- Стилистика
Введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения диктует изменение целей и задач обучения, в частности, в преподавании русского языка становится актуальным овладение школьниками лингвистической, языковой и коммуникативной компетенциями. В настоящее время необходимо работать над созданием особой модели обучения русскому языку. Главное в ней – освоение языка учащимися в процессе создания реального языкового продукта, постижение ими на собственном опыте закономерностей этой деятельности, соотнесение его (процесса) с конкретной жизненной ситуацией, со своими интересами, переживаниями. «Что такое язык? – писал Л.Н.Толстой. – Прежде всего, это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли». Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом занятии условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании.
Данная программа предусматривает разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности обучающихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.
Обучающиеся получат возможность ознакомиться со многими интересными вопросами языкознания, литературоведения, культуры речи, грамматики русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данных наук. Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
На занятиях школьники смогут самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, сочинять лингвистические сказки, а также совершенствовать навыки диалогической и монологической речи, учиться определять и аргументировать собственную позицию по какому-либо вопросу.
В работе с детьми можно использовать проектную деятельность, работу в группах и другие технологии. Они должны быть направлены на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами. Данная практика поможет ему осваивать более сложный уровень знаний по предметам, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Программа кружка рассчитана на 34 часа. Занятия 1 раз в неделю.
Принципы программы:
- Актуальность. Умение правильно и выразительно передать свои мысли средствами языка.
- Научность. Литература и русский язык – учебные дисциплины, развивающие умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. выразительное) и, следовательно, стилистически оправданное.
- Системность. Курс строится от частных вопросов (особенности отдельных вопросов литературоведения и русского языка) к общим (качество идеальной речи).
- Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение норм литературного языка в целом, умение проводить комплексный анализ текста, что положительно скажется при подготовке как к олимпиадам по предмету, так и при подготовке к выпускным экзаменам за курс основной школы.
- Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к русскому языку и литературе как наукам гуманитарного направления, во-вторых, успешная сдача экзаменов и успешное выступление на олимпиадах по литературе и русскому языку.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по русскому языку и литературе; ключевые понятия литературы и русского языка; литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические;
- расширить знания о качествах идеальной речи; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества письменной и устной речи учащихся; успешному выступлению на олимпиадах различного уровня; успешной сдаче экзаменов.
Основные виды деятельности учащихся:
- работа с источниками информации: поиск, сопоставление информации, грамотное оформление информации;
- выделение фактов, доказательств, проблемы;
- работа с текстом и его анализ;
- творческие работы; исследовательская и проектная деятельность.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п
|
Тема занятия
|
Содержание занятий
|
Количество часов
|
Дата проведения
|
1
|
Введение.
Проверочная занимательная олимпиада по теме Фразеологизмы.
|
Фразеологизмы русского языка как отражение жизни народа, его обычаев и традиций.
|
2
|
|
2
|
Фразеологизмы. Происхождение фразеологизмов. Выступление с докладами и презентациями.
|
Истоки происхождения фразеологизмов. Собственно русские и заимствованные фразеологизмы.
|
2
|
|
3
|
Интеллектуальная игра
«Умники и умницы».
|
Путешествие в Страну Языкознания.
|
2
|
|
4
|
Интеллектуальная игра.
« Хочу всё знать».
|
Русский язык и другие предметы. Русский язык как средство познания мира.
|
1
|
|
5
|
Языки мира. Родственные связи.
|
Место русского языка среди других языков мира и его функции.
|
1
|
|
6
|
Письмо. История букв, которых нет в современном алфавите.
|
Путешествие по страницам истории языка.
|
1
|
|
7
|
Игра «Белые пятна»
|
Трудные вопросы языкознания.
|
1
|
|
8
|
Откуда берутся слова?
|
Занимательная этимология слов русского языка.
|
1
|
|
9
|
« Иностранцы» (заимствованнные слова) в нашем языке.
|
Пласты иноязычной лексики в современном русском языке.
|
1
|
|
10
|
Словари. Работа со словарными статьями.
|
По страницам словарей русского языка.
|
1
|
|
11
|
Паронимы. Способы определения значения.
|
Употребление слов-паронимов. Случаи неправильного употребления паронимов.
|
1
|
|
12
|
Крылатые слова и выражения. По страницам истории.
|
Крыла?тые слова? как устойчивые, афористические, обычно образные выражения.
|
1
|
|
13
|
Все на «О»: омонимы, омофоны, омографы, омоформы.
|
Для чего нужны омонимы? Какие виды омонимов бывают? Примеры омонимов в русском языке Чем отличаются омонимы от паронимов?
|
1
|
|
14
|
Лексика. Богатство нашего словаря.
|
Основная особенность лексики. Лексика устной речи. Разговорно-бытовая лексика. Лексика книжно-письменной речи. Общественно-публицистическая лексика.
|
1
|
|
15
|
Выступления учащихся об учёных-лингвистах.
|
Лексика русского языка как предмет изучения многих поколений русистов.
|
1
|
|
16
|
В мире слов разнообразных.
|
История стилей русского литературного языка. ... Мир значений, запечатленный в формах языка...
|
1
|
|
17
|
Культура речи.
|
Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. ... Культура общения. Речь – это одна из самых важных характеризующих черт человека.
|
2
|
|
18
|
Говорим правильно.
|
Орфоэпические нормы русского литературного языка.
|
1
|
|
19
|
Культура речи. Лексические, грамматические, синтаксические нормы литературного русского языка.
|
Проблемы культуры речи.
|
1
|
|
20
|
Тестовая работа по культуре речи.
|
Усвоение норм русского литературного языка.
|
1
|
|
21
|
Творческая работа «Я тебе открою тайну».
|
Индивидуальная творческая деятельность.
|
2
|
|
22
|
Творческая работа « Язык мой – друг мой»
|
Индивидуальная творческая деятельность.
|
2
|
|
23
|
Антитеза как лексическое и синтаксическое средство.
|
Стилистические приемы антитезы. Тестовые задания с выявлением изобразительно выразительных средств языка.
|
1
|
|
24
|
Работа с художественными текстами по группам. Определение тропов.
|
Тропы в русском языке.
|
1
|
|
25
|
Тропы. Работа с текстом: выявление художественных средств языка.
|
Анализ текста.
|
1
|
|
26
|
Творческая работа. Создание сочинения по определенной теме с использованием заданных тропов.
|
Индивидуальная творческая деятельность.
|
1
|
|
27
|
Сочинение-размышление « Что мне дали занятия в кружке»
|
Итоговое занятие.
|
2
|
|
Используемые технологии в работе с одарёнными учащимися
№
|
Используемые технологии
|
Новые качества учащихся
|
Факты результативности
|
1.
|
Педагогика
сотрудничества
|
Доброжелательность, открытость, чувство гармонии с собой и миром, уверенность в себе, нужность и значимость себя как социума в обществе, бесконфликтное поведение, коммуникабельность, желание учиться.
|
Возникновение желания общаться, чувство радости от общения, становление и развитие личности и её внутреннего мира, активность, развитие эмоциональной сферы, формирование духовной культуры. Успешное участие на олимпиадах, конференциях и в творческих конкурсах, высокая мотивация в получении знаний.
|
2.
|
Игровые технологии
|
Способность саморазвития, самовоспитания, наблюдательность, коллективизм, способность к социальному взаимодействию.
|
Усвоение диалектики общения, развитие речи, организаторских и творческих способностей, мышления, памяти, внимания, воображения; рост познавательной активности; формирование социальной мобильности, повышение положительной мотивации учащихся к учению
|
3.
|
Проблемное обучение
|
Умение увидеть за отдельными фактами явления, обобщать, делать выводы, высказывать собственные мысли и обосновывать суждения, отстаивать их; умение самостоятельно добывать знания, вести диалог и дискуссию, способность самостоятельно решать проблему, активность.
|
Развитие активной познавательной, самостоятельной и творческой деятельности ученика, освоение способов самостоятельной деятельности, появление интереса к учению, высокая мотивация в получении знаний.
|
4
|
Личностно-ориентированная технология
|
Творческая активность, самоконтроль, самостоятельность, развитие эмоциональной сферы, формирование личностного отношения к произведениям и событиям.
|
Всестороннее развитие личности, взаимопомощь, формирование культуры чувств, развитие духовности, сострадания и милосердия, потребность беречь природу, формирование духовной культуры.
|
4
|
Уровневая дифференциация и индивидуализация обучения
|
Вера в свои силы, рост познавательной активности,
|
Рост положительной мотивации к учению, создание ситуации успеха, благоприятный психологический климат
|
5
|
Развивающее обучение
|
Любознательность, развитие способности анализа и планирования, свобода личного выбора, способность саморазвития и самовоспитания, сознательность.
|
Формирование логического типа мышления, способного изменить свою жизнь, рост познавательной активности, раскрытие духовных сил ребёнка.
|
6.
|
Здоровье
сберегающие технологии
|
Забота о сохранении и укреплении своего здоровья, формирование высоких морально-волевых качеств.
|
Принятие здорового образа жизни, укрепление здоровья, сохранение работоспособности.
|
7.
|
Информационно-коммуникационные технологии
|
Умение пользоваться интернет-ресурсами, находить и отбирать информацию, анализировать и систематизировать.
|
Высокое качество обучения, формирование личности, способной читать, анализировать, оценивать.
|