СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа кружка по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация

 

        Программа  кружка  составлена в связи с потребностью детей узнать как можно больше о русском языке, а также с целью дальнейшей подготовки школьников к олимпиадам и конкурсам.

         Данная программа развивает

 -   познавательные способности детей

 - поддерживает  мотивацию к учебному процессу и изучению русского языка

 - способствует профессиональной ориентации в области изучения гуманитарных предметов

        Новизна данной программы состоит в том, что на занятиях кружка учащиеся будут изучать  серьёзные вопросы языкознания, также  решать сложные задачи олимпиадного уровня, развивать языковое чутьё.

                                                                Пояснительная записка

   Цели программы:

Подготовка олимпиадного резерва  по русскому языку

Привитие  интереса  к предмету Русский язык

Формирование лингвистической и коммуникативной компетенций

 

      Программа разработана в соответствии с  учебником  Бабайцевой В.В. Учебный комплекс по русскому языку для 5-9 классов. Дрофа. 2012 год

   На занятиях обучающиеся  будут получать теоретические знания по таким лингвистическим дисциплинам, как:

  • Современный русский язык
  • Культура речи
  • Диалектология
  • Введение в языкознание
  • Стилистика

    Введение  в действие федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения диктует изменение целей и задач обучения, в частности,  в преподавании русского языка  становится актуальным овладение школьниками лингвистической, языковой и коммуникативной компетенциями.     В настоящее время необходимо работать над созданием особой модели обучения русскому языку. Главное в ней – освоение языка учащимися  в процессе создания реального языкового продукта, постижение ими на собственном опыте закономерностей этой деятельности, соотнесение его (процесса) с конкретной жизненной ситуацией, со своими интересами, переживаниями. «Что такое язык? – писал Л.Н.Толстой. – Прежде всего, это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли». Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом занятии условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании.  

Данная программа предусматривает разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности обучающихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.

 Обучающиеся получат возможность ознакомиться со многими интересными вопросами языкознания, литературоведения, культуры речи, грамматики русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данных наук. Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

   На занятиях школьники смогут самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, сочинять лингвистические сказки, а также совершенствовать навыки  диалогической и монологической речи,  учиться определять и аргументировать собственную позицию по  какому-либо вопросу.

   В работе с детьми можно использовать  проектную  деятельность, работу в группах и другие технологии. Они  должны быть направлены на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами. Данная практика поможет ему осваивать более сложный уровень знаний по предметам, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

   Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

   Программа кружка рассчитана на 34 часа.  Занятия 1 раз в неделю.

 

  Принципы программы:

  1. Актуальность. Умение правильно и выразительно передать свои мысли средствами языка.
  2. Научность. Литература и русский язык – учебные дисциплины, развивающие умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. выразительное) и, следовательно, стилистически оправданное.
  3. Системность. Курс строится от частных вопросов (особенности отдельных вопросов      литературоведения и русского языка) к общим (качество идеальной речи).
  4. Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение норм литературного языка в целом, умение проводить комплексный анализ текста, что положительно скажется при подготовке как к олимпиадам по предмету, так и при подготовке к выпускным экзаменам за курс основной школы.
  5.  Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к русскому языку и литературе как наукам гуманитарного направления, во-вторых, успешная сдача экзаменов и успешное выступление на олимпиадах по литературе и русскому языку.

 

Предполагаемые результаты:

                   Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по русскому языку и литературе; ключевые понятия литературы и русского языка; литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические;
  • расширить знания о качествах идеальной речи; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества письменной и устной речи учащихся; успешному выступлению на олимпиадах различного уровня; успешной сдаче экзаменов.

Основные виды деятельности учащихся:

  • работа с источниками информации: поиск, сопоставление информации, грамотное оформление информации;
  • выделение фактов, доказательств,   проблемы;
  • работа с текстом и его анализ;
  • творческие работы;  исследовательская и проектная деятельность.

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

Содержание занятий

Количество часов

Дата проведения

1

Введение.

Проверочная  занимательная  олимпиада по теме Фразеологизмы.

Фразеологизмы русского языка как отражение  жизни   народа, его обычаев  и традиций.

2

 

2

Фразеологизмы. Происхождение фразеологизмов. Выступление с докладами и презентациями.

Истоки происхождения фразеологизмов. Собственно русские и заимствованные фразеологизмы.

2

 

3

Интеллектуальная игра

«Умники и умницы».

Путешествие в Страну Языкознания.

2

 

4

Интеллектуальная игра.

« Хочу всё знать».

Русский язык  и  другие предметы. Русский язык как средство познания мира.

1

 

5

Языки мира. Родственные связи.

Место русского языка среди других языков мира и его функции.

1

 

6

Письмо.  История букв, которых нет в современном алфавите.

Путешествие по страницам истории языка.

1

 

7

Игра «Белые пятна»

Трудные вопросы языкознания.

1

 

8

 Откуда берутся слова?

Занимательная этимология слов русского языка.

1

 

9

 « Иностранцы»  (заимствованнные слова) в нашем языке.

Пласты иноязычной лексики в современном русском языке.

1

 

10

 Словари. Работа со словарными статьями.

По страницам словарей русского языка.

1

 

11

Паронимы. Способы определения значения.  

Употребление слов-паронимов. Случаи неправильного употребления паронимов.

1

 

12

Крылатые слова и выражения. По страницам истории.

Крыла?тые слова?  как устойчивые, афористические, обычно образные выражения.

1

 

13

 Все на «О»: омонимы, омофоны, омографы, омоформы.

Для чего нужны омонимы? Какие виды омонимов бывают? Примеры омонимов в русском языке Чем отличаются омонимы от паронимов?

1

 

14

Лексика. Богатство нашего словаря.

Основная особенность лексики. Лексика устной речи. Разговорно-бытовая лексика. Лексика книжно-письменной речи. Общественно-публицистическая лексика.

1

 

15

Выступления учащихся об учёных-лингвистах.

Лексика русского языка как   предмет изучения многих поколений русистов.

1

 

16

В мире слов разнообразных.

История стилей русского литературного языка. ... Мир значений, запечатленный в формах языка...

1

 

17

Культура речи. 

Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. ... Культура общения. Речь – это одна из самых важных характеризующих черт человека.

2

 

18

Говорим правильно.

Орфоэпические нормы русского литературного языка.

1

 

19

 Культура речи. Лексические, грамматические, синтаксические нормы литературного русского языка.

Проблемы культуры речи.

1

 

20

 Тестовая работа по культуре речи.        

Усвоение норм русского литературного языка.

1

 

21

   Творческая работа «Я тебе открою тайну».

Индивидуальная творческая деятельность.

2

 

22

  Творческая работа « Язык мой – друг мой»

Индивидуальная творческая деятельность.

2

 

23

Антитеза как лексическое и синтаксическое средство.

Стилистические приемы антитезы.  Тестовые задания  с выявлением  изобразительно выразительных  средств  языка.

1

 

24

 Работа с художественными текстами по группам.  Определение тропов.

Тропы в русском языке.

1

 

25

  Тропы. Работа с текстом: выявление художественных средств языка.        

Анализ текста.

1

 

26

 Творческая работа. Создание сочинения  по определенной теме с использованием заданных тропов.

Индивидуальная творческая деятельность.

1

 

27

  Сочинение-размышление « Что мне дали занятия в кружке»

Итоговое занятие.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемые технологии в работе с одарёнными учащимися

Используемые технологии

Новые качества учащихся

Факты результативности

1.

Педагогика

сотрудничества

Доброжелательность, открытость, чувство гармонии с собой и миром, уверенность в себе, нужность и значимость себя как социума в обществе, бесконфликтное поведение, коммуникабельность, желание учиться.

Возникновение желания общаться, чувство радости от общения, становление и развитие личности и её внутреннего мира, активность, развитие эмоциональной сферы,  формирование духовной культуры. Успешное участие на олимпиадах, конференциях  и в творческих конкурсах, высокая мотивация в получении знаний.

2.

Игровые технологии

Способность саморазвития, самовоспитания, наблюдательность, коллективизм,  способность к социальному взаимодействию.

Усвоение  диалектики общения, развитие  речи, организаторских и творческих способностей, мышления, памяти, внимания, воображения; рост познавательной активности; формирование социальной мобильности, повышение положительной мотивации учащихся к учению

3.

Проблемное обучение

Умение увидеть за отдельными фактами явления, обобщать, делать выводы, высказывать собственные мысли и обосновывать суждения, отстаивать их; умение самостоятельно добывать знания, вести диалог и дискуссию, способность самостоятельно решать проблему, активность.

Развитие активной познавательной, самостоятельной и творческой деятельности ученика, освоение способов самостоятельной деятельности, появление интереса к учению, высокая мотивация в получении знаний.

4

Личностно-ориентированная технология

Творческая активность, самоконтроль, самостоятельность,  развитие эмоциональной сферы, формирование личностного отношения к произведениям и событиям.

Всестороннее развитие личности, взаимопомощь, формирование культуры чувств, развитие духовности, сострадания и милосердия, потребность беречь природу, формирование духовной культуры.

4

Уровневая дифференциация и индивидуализация обучения

Вера в свои силы, рост познавательной активности,

Рост положительной мотивации к учению, создание ситуации успеха, благоприятный психологический климат

5

Развивающее обучение

Любознательность, развитие способности анализа и планирования, свобода личного выбора, способность саморазвития и самовоспитания, сознательность.

Формирование логического типа мышления, способного изменить свою жизнь, рост познавательной активности, раскрытие духовных сил ребёнка.

6.

Здоровье

сберегающие технологии

Забота о сохранении и укреплении своего здоровья, формирование высоких морально-волевых качеств.

Принятие здорового образа жизни, укрепление здоровья, сохранение работоспособности.

7.

Информационно-коммуникационные технологии

Умение пользоваться интернет-ресурсами, находить и отбирать информацию, анализировать и систематизировать.

Высокое качество обучения, формирование личности, способной читать, анализировать, оценивать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!