Пояснительная записка
Рабочая программа кружка по русскому языку для обучающихся 9 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждѐнного Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004;Примерной учебной программы основного общего образования по русскому языку, авторской Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5 – 9 классов под редакцией С.И Львовой, которая полностью соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и федеральному базисному плану, требованиям к результатам освоения основной образовательной программы общего образования, федеральному перечню учебников.
Основной целью данного курса является подготовка учащихся к успешной сдаче экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.
На занятиях используются:
Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
Самостоятельный отбор материала;
Работа в группах;
проведение практикумов;
Работа с пакетами КИМов;
Написание изложений и сочинений.
Экзамен (ОГЭ) является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования. Это проблема оценки качества основных, базовых знаний и умений, приобретённых учениками в курсе обучения русскому языку в основной школе, это вопрос оценки уровня готовности выпускников 9 классов к дальнейшему обучению в старшей школе (то есть вопрос осуществления связи между основной и старшей школой) и к дальнейшему образованию – как в области русского языка, так и в других областях.
Государственный экзамен в 9 классе требует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков:
писать изложения разных видов
читать текст и анализировать его содержание
выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).
Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации.
В результате изучения курса учащиеся должны:
-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
-уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;
-уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые).
ЗНАТЬ:
нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).
Применяя полученные знания, учащиеся должны УМЕТЬ:
-соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;
-находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
-дать понятие о нормах языка;
-рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;
-познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или строго фиксированное, или вариантное;
-познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса.
В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку следующих умений учащихся:
умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
умение понимать основную мысль прослушанного текста;
умение понимать отношение авторак поставленной в прослушанном тексте проблеме;
умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
умение интерпретировать информацию звучащего текста;
умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
умение понимать главную мысль прочитанного текста;
умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;
умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;
умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;
умение определять средства связи предложений в тексте;
умение проводить звукобуквенный анализ слова;
умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;
умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
умение последовательно излагать собственные мысли;
умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Задачи кружка - образовательные
систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена;
совершенствование умения излагать учебный текст;
совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.
Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание темы | Кол- во часов | Дата по плану | Дата по факту | Корректировка |
1. | Вводное занятие. Структура и содержание экзамена | 1(теория) | | | |
2. | Методика написания сжатого изложения | 1 (практическое занятие) | | | |
3. | Повторение фонетики | 2 теоретич. зан. 1 – практ. зан. | | | |
4. | Повторение лексики. Пробный тест. | 2 практзан. 1 –теорет. зан. | | | |
5. | Правописание приставок и корней | 2 ( 0.5-теорет. зан. 1.5 – практ. зан.) | | | |
6. | Методика написания сочинения-рассуждения | 1 (практ) | | | |
7. | Средства выразительности речи | 1(0.5- теорет.зан. 05. практ. зан.) | | | |
8. | Правописание суффиксов разных частей речи. | 1 (практич.зан.) | | | |
9. | Морфология. Существительное как часть речи. Правописание имен существительных | 2(1- теорет. зан, 1 –практич. зан.) | | | |
10. | Морфология. Прилагательное как часть речи. Правописание имен прилагательных | 2(1- теорет. зан, 1 –практич. зан.) | | | |
11. | Морфология. Глагол как часть речи. Правописание глаголов | 2(1- теорет. зан, 1 –практич. зан.) | | | |
12. | Морфология. Причастие и деепричастие как формы глагола. Правописание причастий и деепричастий. | 3(1- теорет. зан, 2 –практич. зан.) | | | |
13. | Морфология. Местоимение как часть речи. Правописание местоимений. | 1 (практ. зан.) | | | |
14. | Морфология. Имя числительное как часть речи. Правописание имен числительных. | 1 (практ. зан.) | | | |
15. | Морфология. Наречие как часть речи. Правописание наречий. | 2(1- теорет. зан, 1 –практич. зан.) | | | |
16. | Морфология. Предлог, союз, частица как части речи. Правописание предлогов, союзов, частиц | 2(практич. зан.) | | | |
17. | Пунктуация в простом предложении | 1 (практ. зан.) | | | |
18. | Пунктуация при прямой речи | 1 (практ. зан.) | | | |
19. | Пунктуация в сложносочиненном предложении | 1 (практ. зан.) | | | |
20. | Пунктуация в сложноподчиненном предложении | 2 (практ. зан.) | | | |
21. | Пунктуация в бессоюзном сложном предложении | 2 (практ. зан.) | | | |
22. | Итоговый тест | 1 (практ. зан.) | | | |
Ожидаемый результат
В результате изучения курса учащиеся должны:
-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
-уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;
-уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые).
ЗНАТЬ:
нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).
Применяя полученные знания, учащиеся должны УМЕТЬ:
-соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;
-находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
-дать понятие о нормах языка;
-рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;
-познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или строго фиксированное, или вариантное;
-познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса
Успеваемость по результатам экзамена должна составить 100%.
Соответствие годовым оценкам должно составить не менее 60-70%