Просмотр содержимого документа
«Артикуляционная гимнастика для свистящих»
Звук “С”
При произнесении звука “С” губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы, зубы сближены до расстояния 1-2 мм, кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам, вдоль языка по его средней линии образуется желобок, между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель, сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум, голосовые складки разомкнуты – не производят голос.При произнесении звука “Сь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.
Звук «С»
ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС для свистящих
«Улыбочка» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с.
«Трубочка» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать 5-7 с.
Чередовать «Улыбочка» и «Трубочка». Нижняя часть не двигается, двигаются только губы. Повторить 5-6 раз.
4. «Непослушный язычок» — широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя». Повторить 3 раза.
«Блинчик на тарелочке» — широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, удерживать («испекли блинчик и положили его остывать на тарелочку»). Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3-10 с. Повторить 2-3 раза.
«Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5-6 движений в каждую сторону.
7. «Язык перешагивает через зубки». - Рот открыт, губы в улыбке, выполнять следующие движения: а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней; б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
8. «Птенчик» - широко открыть рот, язык лежит во рту на дне спокойно и неподвижно - удерживать 5-10 секунд.
9. «Горка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твердый, не «вываливается» за зубы. Удерживать так 5-10 с. Повторить 2-3 раза.
10. «Ледяная горка» — сделать «горку» и указательным пальчиком ребенка надавить на «горку». Язык должен быть твердым и сопротивляться давлению пальца, не отодвигаться от нижних зубов. Удерживать 3-7 с. Повторить 3-4 раза.
11. «Горка закрывается-открывается» — сделать «горку», а потом, не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы — в улыбке, зубы видны), затем открыть рот снова (язык все время упирается в нижние зубы). Повторить движение 5-6 раз.
12. «Иголочка» - Рот открыть, узкий язык сильно выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.
На дыхание:
«Загони мяч в ворота».
Цель: выработать длительную, сильную, целенаправленную воздушную струю.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Вдох носом, на выдохе -«Забивать гол». Следить, чтобы щеки не надувались, для этого слегка прижать их пальцами.
«Дуем на полоску бумаги».
Цель: выработать плавную, длительную, непрерывную, целенаправленную воздушную струю, выходящую по середине языка.
Губы в широкой улыбке, язык упирается в нижние зубы и подуть на узкую полоску из бумаги, приставленную к середине рта. При выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вперёд. Стараться как можно дольше удерживать ее в этом положении. Следить, чтобы щеки не надувались.