СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности артикуляционной гимнастики для свистящих звуков

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое артикуляционная гимнастика? Как её проводить? Какие упражнения для свистящих звуков нужно делать.

Просмотр содержимого документа
«Особенности артикуляционной гимнастики для свистящих звуков»

Особенности артикуляционной гимнастики для свистящих звуков.

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. 

Причины для занятий артикуляционной гимнастикой
• возможность исправить дефекты на начальной стадии более быстрое 
• устранение эффекта «каши во рту» у детей с правильным, но вялым звукопроизношением;
• возможность научить ребенка говорить правильно, четко и красиво

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

 Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

 Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так.

Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

  1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т.е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).

  2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.

  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).


К свистящим звукам, которые порой нелегко даются маленьким детям, относятся звуки «с», «з», «ц». Для оказания помощи малышу целесообразно использование комплекса следующих упражнений:

«Улыбка»

Цель: научить ребёнка удерживать губы в улыбке.

Выполнение:улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение под счёт до 5. Выполнять 6 – 8 раз.

«Дудочка»

Цель: выработать движения губ вперед.
Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти (взрослый считает, ребенок держит трубочку).

«Заборчик»

Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (мама считает, ребенок держит улыбку).

«Блинчик»

Цель: научить ребенка удерживать широкий спокойный язык.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет.



«Месим тесто»

Цель: научить ребенка расслаблять мышцы языка, делать язык широким.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.



«Наказать непослушный язычок»

Цель: научить ребёнка расслаблять мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, покусывать зубами, удерживать таким распластанным на счет до пяти.

«Киска»

Цель: научить ребёнка удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

Выполнение: кончик языка отодвинуть по дну рта назад вглубь рта к подъязычной связке. При этом задняя часть спинки языка должна быть выгнута вверх.

«Киска сердится»

Цель: научить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубами и выгибать спинку языка.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы и не отрывая его от зубов выдвигать спинку языка вперед (под счет до 5), затем опустить спинку языка не отрывая кончик.

Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.



Информационные источники:

1.КосиноваЕ.Артикуляционная гимнастика.Сказки, игры, упражнения для развития речи."Эксмо",2007.

2. Логопедия./Под ред. Л.С. Волковой. – М.,1989

3. Новоторцева Н.В. Тетрадь по развитию речи. Пособие для воспитателей, логопедов, родителей. – 1998.

4.Пособие для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей / Т.А. Куликовская. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.

5.Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии. – М., 1989.

6.Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989.

https://solnet.ee/parents/log_49

mysunny.ru/artikulyacionnaya_...

infourok.ru/konsultaciya-dlya-...

xreferat.com/71/4146-1-...






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!