Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимые для произнесения того или иного звука.
Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Занятия с ребенком проводятся ежедневно по 5-7 минут. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет подготовить органы артикуляции для правильного звукопроизношения.
К свистящим звукам, которые порой нелегко даются маленьким детям, относятся звуки «с», «сь», «з», «зь», «ц». Для оказания помощи малышу целесообразно использование комплекса следующих упражнений:
«Улыбка»
Цель: научить ребёнка удерживать губы в улыбке.
Выполнение: улыбнуться. Удерживать данное положение под счёт до 5. Выполнять 6 – 8 раз.
«Дудочка»
Цель: выработать движения губ вперед.
Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти (взрослый считает, ребенок держит трубочку).
«Заборчик»
Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (взрослый считает, ребенок держит улыбку).
«Блинчик»
Цель: научить ребенка удерживать широкий спокойный язык.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет.
«Месим тесто»
Цель: научить ребенка расслаблять мышцы языка, делать язык широким.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.
«Наказать непослушный язычок»
Цель: научить ребёнка расслаблять мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, покусывать зубами, удерживать таким распластанным на счет до пяти.
«Киска»
Цель: научить ребёнка удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.
Выполнение: кончик языка отодвинуть по дну рта назад вглубь рта к подъязычной связке. При этом задняя часть спинки языка должна быть выгнута вверх.
«Киска сердится»
Цель: научить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубами и выгибать спинку языка.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы и не отрывая его от зубов выдвигать спинку языка вперед (под счет до 5), затем опустить спинку языка не отрывая кончик.
Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.
Выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата значительно ускорит постановку звуков.