СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Арт-терапия на уроках музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Несмотря на то, что арт-терапия имеет большую популярность в психологии, почему бы не применять ее в школе, на уроках искусства, в частности, на уроках музыки?

Просмотр содержимого документа
«Арт-терапия на уроках музыки»

Статья

«Арт-терапия на уроках музыки»

Из опыта работы


В переводе с греческого языка слово «терапия» означает «забота, лечение и уход», а слово «арт» переводится как «искусство». То есть, в буквальном смысле, словосочетание «арт-терапия» означает «лечение искусством».

Сегодня речь пойдет об арт-терапии – явлении, к сожалению, пока еще не так часто встречающимся на уроках в общеобразовательных учреждениях.

О благотворном влиянии музыки знали давно, еще в глубокой древности. Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор. Он же, кстати, и предложил понятие «музыкальной медицины». Одни мелодии великий ученый использовал «чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежды и не оплакивала себя», другие мелодии – «против ярости и гнева, против заблуждений души».

Платон придавал музыке важное государственное значение, так как считал ее мощным средством воздействия на сознание и чувства людей.

В Китае уже много веков назад музыка использовалась достаточно широко и в соответствии с правилами традиционной китайской медицины. Целительная сила музыки подчеркивалась в трактатах Конфуция и в составленной им «Книге песен».

Президент России Д.А. Медведев в проекте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» одним из основных направлений назвал сохранение и укрепление здоровья школьников.

По его мнению, этим вопросам необходимо уделять внимание не только в семье, но и в образовательных учреждениях, где дети проводят значительную часть времени.

Освоение детьми элементарных приемов снятия психического и физического напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально-терапевтических упражнений поможет нам снизить риск развития как психических, так и физических отклонений у школьников.

Несмотря на то, что арт-терапия имеет большую популярность в психологии, почему бы не применять ее в школе, на уроках искусства, в частности, на уроках музыки?

Разнообразие форм арт-терапии позволяет использовать ее на разных этапах урока. Это может быть начало урока, объяснение нового материала, закрепление пройденного, физкультминутка, домашнее задание и, конечно же, рефлексия.

Говоря о роли музыки для здоровья, мы не можем не задать вопроса: а может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся?

Существует несколько видов арт-терапии, которые применяются мной на уроках. Это музыкальная терапия, сказкотерапия, ритмотерапия, цветотреапия и терапия изобразительным искусством.

Обратимся поподробнее к каждому из видов арт-терапии.


Музыкальная терапия.

Музыкотерапия используется как в процессе слушания музыки, так и в процессе непосредственно самих упражнений. Различные по эмоционально-образному содержанию музыкальные произведения по-разному воздействуют на организм человека, вызывая различные эмоции.

Для снятия стресса или, наоборот, активизации эмоциональной сферы личности ребенка я использую музыку для релаксации, а также записи звуков природы (шум моря, леса, грозы и т.д.). Также составными частями музыкальной терапии являются вокальная и дыхательная терапия. Ведь известно, что когда человек поет, лишь 20% звука уходит во внешнее пространство, остальное – во внутренние органы.

Упражнение «Шум моря».

Учащиеся слушают звуки моря, а затем я предлагаю им «подышать», как море. Делаем тихий, мягкий вдох животом и плавно поднимаем вверх руки. А потом выдыхаем «Ш». Выдыхаем долго-долго, втягиваем живот, чтоб вышел весь воздух. Мягко опускаем руки и снова вдыхаем.

Сказкотерапия.

Музыкальная терапия сплетается со сказкотерапией прежде всего через музыкальные образы сказочных героев, сказочные темы и сюжеты в музыке. Сказкам свойственны тайны и волшебство, что помогает ребенку более открыто и заинтересованно вживаться в предложенные образы.

Упражнение «Снегурочка».

Я читаю детям отрывок из русской народной сказки «Снегурочка». После этого предлагаю им «превратиться» в снегурочек. Они стоят, не двигаясь, с закрытыми глазами, прислушиваются к ощущениям в теле. Затем, по моему сигналу, дети начинают чуть-чуть моргать ресничками, открывают глаза, водят ими вправо-влево. Затем делают глубокий вдох носом, наблюдают за тем, как воздух входит в ноздри, как они дышат. Затем «снегурочки» улыбаются, медленно поворачивают головы, разводят в стороны руки, делают шаги.

Ритмотерапия.

Включаемые в структуру урока музыки в начальной школе разнообразные движения также могут быть средством арт-терапии. Танцевальные движения непосредственно влияют на эмоциональное состояние человека, и не только развивают фантазию и творческое воображение детей, но и снимают и физическое напряжение.

Упражнение «Цапля».

Учащиеся поют любой звук и стоят как можно дольше на одной ноге, разведя руки в стороны как крылья. Это упражнение тренирует чувство равновесия, развивает координацию движений, формирует правильную осанку, укрепляет мышцы ног.

Терапия изобразительным искусством.

Цвет и звук, изобразительное искусство и музыка, как вы уже, наверное, обратили внимание, имеют глубинные связи не только в истории художественной культуры, но и в арт-терапии.

Именно поэтому произведения изобразительного искусства, используемые мной на уроках музыки, имеют не только образовательный, но еще и арт-терапевтический характер.

Упражнение «Ковер-самолет».

В этом упражнении я предлагаю детям полетать на ковре-самолете вместе с Иваном Царевичем. Учащиеся рассматривают репродукции картин В.М. Васнецова «Иван Царевич на сером волке» и «Ковер-самолет». Под спокойную музыку они закрывают глаза и представляют себя Иваном Царевичем или Царевной, дети «летят» в воздухе на ковре-самолете. Я по очереди дотрагиваюсь до них, и они рассказывают, что видят внизу, под собой, вверху, не страшно ли им лететь, холодно или тепло, легко ли дышится, хочется взлететь еще выше или спуститься на землю.

Думаю, вы обратили внимание на то, что очень многие виды арт-терапии перекликаются между собой. В этом и состоит особенность арт-терапии – интегрируя виды искусства, помочь учащимся снимать психологическое напряжение на уроках, повысить интерес детей к урокам музыки, начиная с младшего возраста.

























Список использованной литературы:

  1. Блинова М. Арсенал СПАсения // Здоровье. – 2005. – №2. С. 18-19.

  2. Выгодский Л.С. Психология искусства. М.: Просвещение, 1972.

  3. Герасимович Г.И., Эйныш Е.А. Применение музыкотерапии в медицине // Медицинские новости. – 1999. – №7. – С. 17-20.

  4. Грехова А.В. Педагогические возможности использования элементов арт-терапии на уроках искусства в средней школе. – М., 1997.

  5. Денер-Фойгт Г.Г. Введение в музыкотерапию. СПб.: ПИТЕР, 2003.

  6. Ковтунович М.Г. Связь психоакустических и психоэмоциональных характеристик восприятия музыки // Мир психологии. – 2003. – №4. – С. 184-195.

  7. Коган Сьюзан. Оздоровление звуковым и изобразительным искусством. – М, 2000.

  8. Колесников Л., Никитюк Б., Этинген Л. Движение ты прекрасно! – М., 1993.

  9. Копытин А.И. Системная арт-терапия. – СПб.: ПИТЕР, 2001.

  10. Кэроул Уэлсби. Часть целого: арт-терапия в педагогике. – М., 1988.

  11. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997.

  12. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М., 1999.

  13. Петрушин В.И. Теоретические основы музыкальной психотерапии // Журнал неврологии и психотерапии им. С.С. Корсакова. – 1991. – №3. – С. 96-99.

  14. Рыбина И. Музыка как средство формирования здоровья школьников// Искусство в школе, 2007, №3, с. 70-72.

  15. Старк А. Танцевально-двигательная терапия. – М., 1994.

  16. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

  17. Фрогер Р., Фейдимен Д. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. – М, 1996.

  18. Хендрикс К. Танцевальная терапия. – М., 1994.

  19. Шумарджак С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М.: Просвещение, 1998.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!