СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Педагогичская концепция.Использование приемов арттерапии на уроках музыки "

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование приемов арттерапии на уроках музыки хорошо вписывается в современные образовательные  программы, дополняет их и делает более содержательными.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Педагогичская концепция.Использование приемов арттерапии на уроках музыки "»

ВЗАИМОСВЯЗЬ МУЗЫКИ И ЦВЕТА КАК СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Всех звуков и цветов соотношенье,

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

О, как хотелось мне азы науки

Такой постичь!

Гессе

В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы к важнейшим задачам отнесено значитель­ное улучшение художественного образования и эстетического вос­питания учащихся, подчеркнута необходимость развития чувства прекрасного, формирования высоких эстетических вкусов, использо­вания в этих целях возможностей каждого учебного предмета, осо­бенно литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, имеющих большую познавательную и воспитательную силу.

Современная жизнь требует таких педагогических технологий, которые должны, с одной стороны, обеспечить детям качественные глубокие знания, создавая интеллектуальную базу для последующего обучения, а с другой стороны, ориентироваться на физическое, психическое, духовное здоровье ребенка и учитывать психофизиологические особенности каждого возраста. Становление музыкальной культуры с использованием множества педагогических технологий в условиях обновлённой современной школы – вот основная задача учителя музыки.

В настоящее время при быстром ритме повседневной жизни родители не всегда уделяют развитию своих детей должное внимание. При диагностике психических процессов детей, их эмоционально-личностной сферы всё чаще встречаются дети со средним и низким уровнями развития. Стало очень актуальным комплексное психологическое сопровождение детей.

По статистистике: с каждым годом увеличивается количество детей, приходящих в школу с серьёзными эмоциональными и логопедическими расстройствами, нарушениями опорно-двигательной системы. Помочь таким детям могут не только специалисты – логопеды, дефектологи, но и учителя музыки.

Главная цель каждого педагога – сохранять психологическое здоровье детей; понять особый, порой хрупкий мир ребёнка и, развивая, укреплять его с помощью богатейшего потенциала искусства. Перспективная область в профессиональной деятельности педагога – социально-реабилитационная деятельность. Основная его задача – обеспечить подготовку детей к полноценной жизни в обществе, их социальная адаптация.

Музыкальные занятия оказывают на школьника значительное психотерапевтическое действие, снимая нервно-психологическое напряжение, вызванное другими уроками. Не случайно по требованиям СанПиНа уроки музыки, изобразительного искусства, физической культуры ставятся после более сложных предметов. Арт-терапевтические приёмы, применяемые на уроках музыки, не только сохраняют здоровье детей, но и помогают развивать творческую свободу, полёт фантазии, пробуждают процессы воображения и представления. Происходит осознание детьми самого себя, своего внутреннего мира. И неправда, что кто-то не умеет петь, или у кого-то нет слуха. Каждый ребёнок хоть немного может рисовать или лепить из пластелина. Все эти способности можно и нужно развивать. Рисование, особенно под музыку, помогает осмыслить и привести к гармоническому состоянию свой внутренний мир. Это один из доступных способов гармонизации личности, снятия эмоционального напряжения, не только в настоящем, но и в будущем.

Во все времена цивилизация понимала роль музыки в формировании человека. На это обращали своё внимание Аристотель, Пифагор, Платон, используя её в образовании, воспитании и для гармонизации эмоционального состояния.

Авторы современных исследований также сделали заключение, что школьная программа, в которой предметам искусства уделяется недостаточное внимание, оказывает негативный эффект на общее развитие личности и ее отношение к жизни в целом.

В настоящее время существует большое количество различных видов деятельности в данном направлении и используется общее объединяющее название – арттерапия. Сюда входит традиционное исполнение музыки на музыкальных инструментах, вокалотерапия, релаксационная пластика, сочинение музыки, музыкальная графика. Арттерапия поддерживает здоровье, имея, прежде всего, профилактическое значение, повышает творческий потенциал.

Метод арт-терапии наиболее подходит для работы с детьми и подростками. Это превосходный метод работы с детьми с различными способностями и в группах с их смешанным уровнем, поскольку он позволяет каждому ребёнку действовать на собственном уровне и быть оцененным за свой вклад.

В основных направлениях обязательного минимума содержания образовательных программ в предмете «музыка» есть пункт, который определен как «поиски нового видения мира и эксперименты с цветом, формой, словом и звуком». Цель предмета – «формирование музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры».

 В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.

Одной из таких технологий и является арттерапия

Использование приемов арттерапии на уроках музыки хорошо вписывается в современные образовательные программы, дополняет их и делает более содержательными.

Цель исследования состоит в изучении одного из приемов арт-терапии: музыкально-цветового воздействия на развитие личности ребенка, на уровень непосредственно-эмоциональной активности восприятия на уроках музыки.

Объект исследования: педагогический процесс формирования музыкально-цветового восприятия, как составляющей фактора развития музыкальной культуры личности.

Предмет исследования: особенности развития эмоционального восприятия музыкальных произведений детьми через цветовое отражение.

Гипотеза: На процесс развития музыкальной культуры личности ребенка оказывает влияние цветомузыкальное восприятие.

Теоретическая база:

- Музыкально-педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского, ведущим принципом которой является связь музыки (и искусства) с жизнью.

- Психологическая концепция Л.С. Выгодского о целостности и единстве художественной деятельности ребёнка.

- Концепция полихудожественного воспитания, теория интегрированного преподавания искусства Б.П. Юсова.

- Теоретические положения музыковедения о роли музыки в формировании личности человека (Б.В.Асафьев, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский и др.);

- Исследования по семиотике (наука о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения) музыки и цвета (В.И.Петрушин, Д.Г.Терентьев, П.В.Янь-шин), по проблемам развития детского изобразительного творчества (Л.С.Выготский, Е.И.Игнатьев, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина);

- Данные психолого-педагогических исследований о цветном слухе (А.Бине, Г.Клапаред);

Задачи исследования:

1) обосновать содержание понятия цветомузыкального восприятия как средства эстетического развития детей;

2) изучить особенности развития цветомузыкального восприятия ;

3) разработать методы и приемы развития цветомузыкального восприятия у обучающихся как средство формирования эмоционально-оценочного, ценностного отношения школьников к произведениям искусства.

Положения для экспериментальной проверки:

  • эмоциональная активность восприятия музыки у детей индивидуальна и характеризуется определенной возрастной динамикой;

  • музыкальное восприятие детей зависит от использования творческих методов обучения и от эмоционального преподнесения музыкального материала.

Методы исследования: теоретический анализ научных источников; диагностические методики по выявлению особенностей развития цветомузыкального восприятия; психолого-педагогические методы (наблюдение, анализ детских работ, замеры длительности слушания музыки) на различных этапах работы; статистическая и компьютерная обработка результатов исследования.

Теоретическая значимость: изучены особенности проявления цветомузыкального восприятия в процессе слушания музыки; осуществлён отбор искусствоведческого материала, доступного детям, на основе синтеза музыкального и изобразительного искусств.

Практическая значимость состоит в отборе методов, позволяющих выявить особенности развития цветомузыкального восприятия у детей и рекомендаций по их использованию при работе с детьми.

На уроках и во внеурочной деятельности взаимодействие музыки и цвета позволит:

  • развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений, к творчеству, образному мышлению и творческих способностей;

  • осваивать знания о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества;

  • овладевать элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности( хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация);

  • воспитывать художественный вкус, нравственно-эстетические чувства обучающихся, любовь к родной природе, своему народу, любовь к Родине, уважение к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Прогнозируемый результат:

  • повышение качества преподавания уроков музыки;

  • способность мысленно, внутри себя, слышать то, что в дейст­вительности в данный момент не звучит, и видеть то, что в действительности в данный момент не видят (основа твор­ческого воображения);

  • наличие у ребенка способности «открывать себя» через музыку, сопричастности ребенка к содержанию музыки, к стоящим за этим содержанием жизненным явлениям, породившим, на его взгляд, именно такое музыкально - цветовое содержание.

Использование приемов арттерапии на уроках музыки, на мой взгляд, хорошо вписывается в современные образовательные программы, дополняет их и делает более содержательными.

К настоящему времени накоплен богатый материал по данному вопросу. В частности, опыт работы Академии наук Татарстана, отраженный в книге «Дети рисуют музыку». Хочется отметить попытки Т.И.Баклановой обобщить и использовать арттерапию для включения в курс музыки для первых классов, представленные в учебнике «Музыка» издательства «Астрель», а также учебник для педагогических ВУЗов «Музыкальная психотерапия» В.И.Петрушина и другие.

На своих уроках в течение нескольких лет практикую некоторые приёмы арттерапии как дополнение к основной программе.

Работа проводится по нескольким направлениям:

1. Прослушивание музыки и описание чувств, какие она вызывает у слушателей. Работая по данному направлению, учащимся было предложено следующее задание: сначала нужно было перечислить все чувства, которые может испытывать человек. В процессе коллективной работы выявили наиболее часто встречающихся в жизни чувств. Далее, в таблице напротив каждого чувства нужно было определить цвет, соответствующий данному чувству. Всего в работе приняло участие 14 детей. Трое из них с заданием не справились, не смогли определить соответствия.

чувства

Крас

Ор.

Жел.

Зел.

Гол.

Син.

Фиол.

Бел.

Сер.

Чер.

Роз.

Сир.

радость


3

1








4

3

грусть

1


1




4


1

4



печаль

1



2

3

1

1


1

2



ненависть

2


1

1

1

1

2


1

2



любовь

6


1








3

1

злость



1

1


2

3


1

3



ревность


2

2

2






3



страх

1



1


2

2

1

2

1



горе




1


3

1


1

2




Из таблицы видно, что положительные чувства (радость, любовь) дети воспринимают в красном, оранжевом, розовом цвете. Отрицательные чувства (страх, злость, горе)- в основном, темные цвета: черный, серый, фиолетовый, синий. Нейтральные чувства (печаль, грусть) определяются с затруднением. Ненависть и ревность также определяются с затруднением.

У Германа Гессе есть высказывание: «О музыке можно говорить лишь с тем, кто познал смысл бытия». Это очень мудрая мысль. Чем богаче прожитая жизнь и чем полней её опыт, тем больше эмоций мы можем испытывать. Дети, слушая и анализируя музыку, также способны услышать в ней и почувствовать только те эмоции и переживания, которые уже имеются в их личном опыте. ). Музыка и цвет являются способами выражения настроений, чувств, эмоций, переживаний их создателей

- бывают ситуации в жизни, когда только таким способом можно полно, глубоко выразить то, что переживаешь. Иногда я не могу объяснить, что чувствую в тот или иной момент жизни, помогает музыка, я даже могу запеть (из ответа детей )

- а я иногда воспринимаю людей в определенном цвете, они у меня ассоциируются с определенным оттенком цвета (из ответа детей)

- мне кажется, что иногда в жизни происходят такие события (например, когда влюбляешься), что трудно описать свое эмоциональное состояние, тогда я пишу стихи (из ответа)

Оказывается, в вашей жизни были такие переживания, которые можно было бы выразить музыкальным звуком и цветом. Расскажите друг другу об этом.

2.Слушание музыки и передача возникающих цветовых ассоциаций (т.е. элементы цветомузыкального восприятия). Цветовое моделирование можно использовать для постижения формы произведения, его характера или образа. Например, некоторые произведения сложны и объемны для восприятия школьников. В таких случаях можно поставить перед детьми задачу: определить, всегда ли музыка одинаковая по настроению и с помощью цвета нарисовать форму произведения. Дети определяют, что 1 и 3 части одинаковые, а 2 часть распевная, протяжная («Ноябрь» «На тройке» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского). Соответственно, из цветного картона дети строят 3-хчастную форму.

Дети с удовольствием используют цветовое моделирование при знакомстве с ладами: мажор-минор.

3. Слушание музыки и передача ее графического изображения. Данный метод, по мнению современных арттерапевтов, активизирует самостоятельность, улучшает внимание, успокаивает, расковывает. Работа по данному направлению состоит из нескольких этапов. На первых занятиях предлагается, взяв в руки карандаш, с закрытыми глазами под музыку двигать кистью по бумаге, не прерывая линии (сначала правой, затем левой рукой). На следующих занятиях делается попытка передачи движения музыки, ритма, громкости, и т.д. Постепенно это подводит к следующему этапу.

4. Слушание музыки и передача ее цветографического изображения (графическое изображение с использованием цвета). В своей работе, используя метод графического рисования, сначала использовала лишь классическую музыку. Было немного странно, почему дети при этом использовали ограниченные цвета – черный, серый, коричневый. Если и присутствовали другие цвета, то они были «нерешительными», бледными. Анализируя это, попробовала однажды в качестве дополнения к уроку включить современных классиков эстрады – Карунеша и Вейкмена. Результаты были ошеломляющими. Практически все перешли на яркие, жизнерадостные цвета, в рисунках появилось больше оптимизма. Видимо, современные дети, воспитанные на электронике, легче понимают современную музыку и её тембры. Теперь этот вывод имею в виду, когда подбираю музыкальный материал для уроков.

Преимуществами арт-терапевтического подхода является:

  1. Безоценочное восприятие всех работ: в арт-терапии нет «правильного» или «неправильного», и это нужно чётко объяснить. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов – это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать.

  2. Дети являются своего рода экспертами. Упражнения созданы таким образом, что отправная точка – опыт каждого ребёнка. В этом смысле дети – «эксперты» в отношении своих работ.

  3. Важен вклад каждого из детей, он важен и уникален. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма.

  4. Сохранение тайны необходимо, поскольку упражнения, возможно, задействуют личный уровень. Детские тайны нужно сохранять.

  5. Рассказ о своей работе. Условия для рассказа и обсуждения работы ребёнка не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу ребёнка (это может делать только сам автор, по желанию), детей нельзя заставлять раскрывать больше, чем они этого желают.

  6. Основные правила. При работе с парой, группой или всем классом желательно установить основные правила. Их нужно выполнять с взаимным уважением, ценя вклад каждого, чтобы окружающая среда была безопасной, чтобы все дети хорошо себя чувствовали.

Список основных правил:

  1. Внимательно слушать друг друга.

  2. Не перебивать говорящего.

  3. Уважать мнение друг друга.

  4. Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется.

  5. Все должны чувствовать себя комфортно.

  6. Всё сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным – если иного решения не было принято.

Способы хранения работ:

Необходимо найти способ сохранять работы ребёнка, поскольку он гордится ими. Существует множество способов: особые папки, портфолио, выставки (которые можно делать индивидуально или совместно).

В литературе по арттерапии большинство авторов считают, что музыку нужно использовать лишь классическую, что современная музыка оказывает на слушателя разрушающее и возбуждающее воздействие. Однако, это суждение можно назвать односторонним и поверхностным. Другое дело, что в отношении современной музыки имеется меньший опыт, но в мире все развивается и имеет тенденцию к совершенствованию. Так и современную музыку нельзя всю отнести к негативной и вредной. У каждого свои вкусы, свои интересы и представления о совершенстве. Вместе с развитием человека, его образованием, совершенствуются и его представления об идеале, о прекрасном. В ходе занятий мною было выявлено, что на человека оказывает положительное воздействие только та музыка, которая ему приятна. Это обычная психология. Совсем другое дело – воспитание вкуса.

Современный итальянский музыкотерапевт Антонио Менегетти в одной из своих книг пишет: «Критерий хорошей музыки – соответствие человеческой природе».

Следует отметить, что для достижения оптимального результата в работе, необходимо иметь соответствующий кабинет. В нем должна быть современная звуковоспроизводящая и звукозаписывающая аппаратура, микрофоны, компьютер. В случае возможности использования приемов арттерапевтической деятельности, идеально было бы иметь сдвоенный кабинет – одна часть для занятий за партами, другая для релаксационной пластики.

Качество и успех во многом зависят и от состава класса, от внутренней готовности детей к работе, от их настроя. Следует отметить, что арттерапию на уроках музыки целесообразно применять лишь как вспомогательное средство, способствующее стабилизации и гармонизации внутреннего состояния ребенка, для раскрытия его внутреннего творческого потенциала. Детям свойственно особое отношение к музыке и цвету, которое обусловлено психофизиологическими закономерностями. Музыкально-цветовое восприятие детей проявляется как спонтанная эмоциональная реакция, которая зависит от характера музыкального произведения.

При использовании элементов методики цветомузыкального восприятия, работы учащихся над музыкальным произведением меняются:

  • Рисунки всё более точно отражают содержание музыкального произведения;

  • цвета для эмоционального изображения услышанного подбираются осознанно.

В результате мною было установлено, что процент правильного цветового восприятия музыки возрастает от занятия к занятию, младшие школьники делают свой выбор быстро, хоть и правильно, но на интуитивном уровне.

В основной школе наблюдается увеличение процента адекватного цветового восприятия музыки, но выбор уже происходит осознанно, хотя на него уходит больше времени, поскольку дети начинают рассуждать, вдумываться в смысл музыкальных произведений.

Факторы педагогического воздействия.

В процессе качественного музыкально-цветового восприятия я выделила факторы педагогического воздействия на эмоциональный отклик учащихся на музыкальное произведение:

  • Подбор музыкального материала

  • Информация о создании музыкального произведения

  • Информация о структуре и содержании музыкального произведения

  • Качество подготовки урока, его форма и структура

  • Количество музыкального материала

  • Количество времени

  • Способ изложения музыкального материала

  • Индивидуальные способности учащихся

  • Эстетические условия

Моя гипотеза о восприятии музыки ребенком в цветовом смысле подтвердилась. Мне удалось доказать, что арттерапия повышает эмоциональную отзывчивость ученика, и осознанный выбор им цветовой гаммы в процессе прослушивания музыкального произведения.

ИГРА с залом

В результате использования элементов арт-терапии на уроках музыки я выяснила:

- Цветомузыкальное восприятие это творческий процесс, направленный на формирование способности соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета, проявляющийся в специфической художественной деятельности, в которой на базе всех компонентов эстетического сознания (эстетических эмоций, интереса, вкуса, идеальных представлений о красоте) осуществляется становление эмоционально-ценностного отношения ребенка к произведениям искусства как основы художественной культуры.

- Используемые мною методы и приемы развития цветомузыкального восприятия обеспечивают эмоциональный отклик детей на музыкальные произведения. Также наблюдается развитие эмоционального отношения детей к цвету как выразительному средству, с помощью которого можно передать в рисунке различные оттенки эмоциональных состояний.

- Выявлены некоторые особенности проявления цветомузыкального восприятия в процессе слушания музыки. Не каждое музыкальное произведение, предложенное детям на занятиях, вызывало у них внимание и сосредоточение. Наибольший интерес представляет музыка созерцательного характера, без ярко выраженных ритмических особенностей. Особенно запомнинается детям Хоральная прелюдия f-moll И.-С.Баха и Adagio Т.Альбинони. Дети рисовали не отвлекаясь и просили повторить музыку много раз и говорили, что она "красивая", "печальная". Противоположным примером является ритмичная музыка с элементами танцевальности. Занятие на музыку М. Равеля длилось не более 10 минут, после чего дети разговаривать друг с другом и постепенно заканчивать работу. Просьбы о повторном прослушивании музыки не наблюдалось. Тем не менее, на музыкальных занятиях дети отдавали предпочтение подвижной, веселой музыке, которую слушали более охотно.Из этого следует вывод, что занятия по цветомузыке позволяют восполнить недостаточность в репертуаре для слушания произведений возвышенного, созерцательного характера, спокойных, умиротворяющих, но насыщенных богатыми звучаниями и гармониями. Дети нуждаются в таких впечатлениях и чувствуют себя "как взрослые" от того, что музыка "говорит с ними" на серьезные темы. Возможно, это наблюдение позволит в дальнейшем изучить положительное воздействие цветомузыкального восприятия на психологическое состояние детей и использовать его как одно из средств психологической разгрузки и снятия неврозов.

- Анализ колорита детских работ показал, что рисунки детей представляют собой цветовую характеристику эмоционального содержания музыкального произведения, которая представлена доминирующими цветосочетаниями, специфическими для каждой пьесы. Результатом внимательного и эмоционального восприятия музыки детьми явился поиск новых цветовых решений, обогащение палитры и восприятие цвета эмоционально, как средства выражения чувств и переживаний.

Развивая детей, посредствам взаимосвязи музыки и цвета, могу отметить, что на начальной стадии формирования цветомузыкального восприятия характерно использование детьми 2-3 цветовых оттенков красок, взятых прямо из баночки и редкое использование техники смешивания цветов. При повторном проведении подобных занятий наблюдаю, что количество оттенков и смесей в рисунках детей увеличивается до7-10 красок.

Проведенное исследование показало, что проблема взаимосвязи музыки и цвета в процессе эстетического развития детей является актуальной. В дальнейшем планирую изучение психологических особенностей активизации музыкальной памяти у школьников с использованием методики цветомузыкального восприятия, разработку элективного курса по изучению творчества отдельных композиторов, включающего метод "изображение музыки", продолжение изучения взаимосвязи цветовых и музыкальных образов в процессе эстетического развития старших школьников.


Слайд “Результативность – дипломы”

Взаимосвязь музыки и цвета как средства эстетического развития детей дают следующие результаты:

1. Тесный психологический контакт всех участников творческого процесса.

2. У ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка.

3. Воспитывается чувство коллективизма.

4. Отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка.

5. На занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку.

6. Создается комфортный психологический климат в группах: доброжелательность,

открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого.

7. Стимулируется творческий подход, рассмотрение вопроса с разных точек зрения.

8. Формируется умение слушать и принимать иную точку зрения; умение высказывать,

отстаивать свою точку зрения.

9. Развитие речи и коммуникативных навыков: умение четко и ёмко излагать свои

мысли.

10. Формирует более эмоциональное и глубокое восприятие обучающихся, что отражается

на качестве преподаваемого предмета.

    1. У школьников сохраняется познавательный интерес к изучаемому предмету, что обеспечивает высокую мотивацию.

Результаты анкетирования показали, что процент учащихся, проявляющих интерес к музыке, возрастает в среднем на 25% за учебное полугодие.

С целью распространения своего опыта по проведению занятий с элементами арт-терапии в 2011 учебном году в рамках городского конкурса «Педагог года» мною на сайте МОУ СОШ №7 г. Ишима представлен сборник материалов: эссе, статьи и творческие работы детей; в рамках методической недели дала открытый урок по теме «Краски и мелодии весны». Методическая разработка урока вошла в школьный сборник.

На уроках музыки обучающиеся создают творческие работы – пишут сочинения, стихи, выражают музыкальные и литературные образы в картинах.

Банк творческих работ, портфолио обучающихся ежегодно пополняются наиболее удачными работами. В него уже входят сочинения и рисунки обучающихся.

Мною разработаны критерии оценивания творческих работ учащихся: сочинений, рисунков на предмет осмысленного восприятия музыкального произведения, образа через цвет. Критерии оценивания творческих работ, выполненных в результате восприятия цветомузыки:

Вид творческой работы

Критерии

Рисунок, графическое изображение

1. Соответствие рисунка (художественного образа) теме музыкального произведения (музыкальному образу).
2. Соответствие художественной палитры (светлые и темные тона) звучанию музыкального произведения (характер, тональность, тембр, регистр). 
3. Оригинальность рисунка, проявление фантазии по теме. 
4. Соответствие названия рисунка теме музыкального произведения (музыкальному образу). 
5. Отношение, интересы: эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому образу, волевые свойства личности, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов, возникновение потребностей, интересов к творчеству.


Адресная направленность:

Предлагаемая модель развития творческих способностей через цветоэмоциональное восприятие музыки на уроках и во внеурочной деятельности может быть интересна учителям художественно-эстетического цикла и педагогам дополнительного образования.

Но все-таки главным своим достижением я считаю то, что мои дети любят мой предмет и с радостью приходят ко мне на уроки. Конечно, это требует большой затраты энергии, сил педагога, но я надеюсь, что работа в данном направлении поможет в создании творческой среды общения детей с искусством и в Раттовской школе-интернате.

Таким образом, в результате использования приемов арт-терапии установлено, что у детей отчетливо проявляется эмоционально-цветовой отклик на музыку. Так ученик, даже не подозревая о своих талантах, оказывается вовлеченным в мир искусства. Он учится выражать правильно и красиво свои мысли, чувства, переживания. Мне чрезвычайно интересно следить за ними во время урока. Удивление и эмоциональное удовлетворение детей, делающих открытия, умеющих пользоваться словом, ощущающих причастность к прекрасному. Наши дети талантливы и отзывчивы. Они готовы слушать и рисовать понравившиеся произведения не утомляясь, проявляя готовность к работе вновь и вновь. Результатом их творчества является создание цветового "настроения". Дети очень многому обучаются на цветомузыкальных занятиях, но самое главное - развиваются их эстетические чувства и представления о том духовном богатстве, которое создали великие мастера прошлого и настоящего. Они не потеряли дара, кстати, поистине бесценного, удивляться, они творчески мыслят и неординарно их выражают свои идеи. Их работы помогли мне расширить свой диапазон пристрастий в музыке и живописи. Развивая инициативу в уме и их творческие силы, их интуицию и понятия о жизни, о мире, мы, учителя, «развиваем и удовлетворяем потребности в целостном мировоззрении» (В.В.Зеньковский).



Музыкальное произведениеРисунок Э. Григ
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт»


Времена года. Концерт 1, ч. 1 П.И.Чайковский «Танец Феи Драже»





. Рисуем оттенки настроения

Тема 1. Мир цвета

Занятие 1. "Яркие бабочки"

Вид занятия: рисование гуашью, беседа о цветах

Цель: диагностика изобразительных способностей детей.

Дидактические задачи: ознакомление детей с художественными материалами, со способами смешения цветов, правилами работы с палитрой.

Методы и приемы: ознакомительная беседа, показ способов изображения, самостоятельная работа детей.

Материал: гуашь (12 цветов), кисти № 8-10, карандаши простые, шаблоны в форме бабочек, бумага для палитры, салфетки для кистей, педагогические эскизы.
Рисуем музыку

На всех занятиях этого блока используется следующая схема. Рисование выполняется на квадратах 14х14 см. В самом начале руководитель просит ребят закрыть глаза и просто послушать первые такты музыки, а также попытаться представить (увидеть), какие цвета переливаются перед их мысленным взором, и минуту помечтать, какой бы краской нарисовать эту музыку. Потом дети открывают глаза и начинают работу с палитрой. По желанию можно начинать с квадратов, нарисовав простым карандашом ориентировочные линии, которые помогли бы им в композиционном освоении пространства листа. Занятие длится столько, сколько хотят дети. Музыку необходимо повторять до тех пор, пока последний ребенок не закончит работу, но после первых 2-3 повторений спрашивать, хотят ли дети прослушать еще раз. Средней длительности произведение (5-6 мин.) возможно повторять около 6-7 раз по просьбе детей. Кто заканчивает раньше, может уйти играть в соседнюю комнату. Название занятий может подсказать педагогу, с помощью каких слов или невербальных подсказок активизировать внимание детей перед началом занятия и настроить их на внимательное слушание музыки. Педагог может сам выбрать определения доминирующего настроения на занятии, но описывать музыку, еще не начавшую звучать, не рекомендуется. Обсуждение должно проводиться по окончании занятия или перед началом следующего.

Вид занятий: рисование гуашью в процессе слушания музыки.

Цель: развитие цветомузыкального восприятия детей.

Дидактические задачи: знакомство детей с произведениями классической музыки композиторов разных эпох и стилей, формирование у детей способности соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета.

Методы и приемы: невербальные определения, дирижирование, рисование под музыку.

Материал: гуашь (12 цветов), кисти № 8-10, карандаши простые, квадраты бумаги 14х14 см, палитры, салфетки для кистей, грамзаписи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!