Открытый урок на районный семинар
Февраль 2023
Цели урока:
Сформировать у учащихся понятие арифметической прогрессии и научить применять формулы к решению практических задач.
Закрепление понятий прогрессия, член прогрессии, разность, прогрессии, сумма.
3. Отработать умения и навыки применения формул n-го члена прогрессии, суммы n - первых членов, свойств членов прогрессии.
Задачи:
развивать умения и навыки применять формулы прогрессий при решении задач;
повысить интерес к предмету, расширить кругозор по данной теме.
Тип урока: урок закрепления материала.
Оборудование урока: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент.
Самоопределение к деятельности
Слайд 1.
Слайд 2.
«Числа управляют миром»,- говорили древнегреческие ученые. «Все есть число». Согласно их философскому мировоззрению, числа управляют не только мерой и весом, но также явлениями, происходящими в природе, и являются сущностью гармонии, царствующей в мире, душой космоса. Так первым четырем числам – 1, 2, 3, 4 – приписывалось: 1 – означает огонь, 2 – землю, 3 – воду, 4 – воздух. Сумма этих чисел – число 10 – изображало весь мир.
Но числа дают возможность самому человеку управлять миром. Сегодня на уроке мы продолжим работать с числами.
Для ввода в тему и мотивации учащихся используется следующая задача:
Слайд 3.
Улитка ползёт по дереву. За первую минуту она проползла 30см, а за каждую следующую минуту – на 5см больше, чем за предыдущую. За какое время достигнет улитка вершины дерева длиной 5,25м, если считать, что движение начато от его основания?
Вопрос. О каком математическом понятии идет речь в данной задаче?
«Прогрессио» в переводе с греческого языка означает движение вперёд.
Закончился двадцатый век.
Куда стремится человек?
Изучен космос и моря,
Строенье звезд и вся земля.
Но математиков зовет
Известный лозунг
Вместе с вами мы будем двигаться только вперёд, т.к. слово «Прогрессио» в переводе с греческого языка означает движение вперёд.
С какой прогрессией вы уже знакомы?
Как можно сформулировать тему данного урока.
Учащиеся формулируют тему урока.
Слайд 4.
Тема нашего урока : «Арифметическая прогрессия»
На уроке мы с вами повторим и обобщим все знания о арифметической прогрессии, повторим формулы, порешаем задачи на нахождение n-го члена и суммы n- первых членов арифметической прогрессии. Узнаем много интересного.
Ваша главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми, дисциплинированными и аккуратными.
Показать , что мы знаем и как умеем работать.
(Открыли тетради и записали сегодняшнее число и тему урока.)
3.Постановка цели урока.
Продолжить работу над определениями:
1. арифметической прогрессии
2. разности арифметической прогрессии
Совершенствовать навыки применения формул арифметической прогрессии
1. формулы n-го члена
2. формулы суммы n первых членов;
4. Актуализация знаний и умений учащихся
1. Что мы уже знаем об арифметической прогрессии?
Давайте вспомним:
Слайд 5.
Слайд 6.
формула n-го члена арифметической прогрессии
свойство n-го члена арифметической прогрессии
Собрать формулы из предоставленных фрагментов.
Вывод:
Зная эти формулы, можно решать много интересных задач литературного, исторического и практического содержания.
5. Устная работа по слайдам
Слайд 5.
Какие из последовательностей являются арифметическими прогрессиями?
3, 6, 9, 12,….. (d=3)
5, 12, 18, 24, 30,….. (нет)
7, 14, 28, 35, 49,…. (нет)
5, 15, 25,….,95…. (d=10)
1000, 1001, 1002, 1003,…. (d=1)
1, 2, 4, 7, 9, 11….. (нет)
5, 4, 3, 2, 1, 0, -1, -2,…. (d= - 1)
Слайд 6.
Найти разность арифметической прогрессии:
1; 5; 9………
105; 100….
-13; -15; -17……
11; ? ; 19,….
А сейчас мы выясним, как вы знаете формулы по данной теме.
Составить из данных фрагментов, формулы и назвать их.
Работа с раздаточным материалом..
Слайд 7
Как вы думаете, а где ещё применяют арифметическую прогрессию?
В биологии:
Слайд 8.
Высота саженца 60 см, первые полгода она увеличивается ежемесячно в среднем на 4 см.
В физике:
Слайд 9.
Брошенное с некоторой высоты тело в первую секунду падает на 5 м, а в каждую следующую на 9,8 м больше, чем в предыдущую.
В химии:
Слайд 10.
Заряды ядер атомов элементов, расположенных в таблице Менделеева друг за другом, отличаются на +1. Заряд ядра атома водорода (№1) равен +1.
Оказывается даже в литературе мы встречаемся с математическими понятиями!
Слайд 11.
Так, вспомним строки из "Евгения Онегина".
...Не мог он ямба от хорея,
Как мы не бились отличить...
Ямб - это стихотворный размер с ударением на чётных слогах 2; 4; 6; 8... Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию с первым членом 2 и разностью прогрессии 2.
Ямб «Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...»
Прогрессия: 2; 4; 6; 8...
Хорей - это стихотворный размер с ударением на нечётных слогах стиха. Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию 1; 3; 5; 7... С первым членом 1 и разностью прогрессии 2.
Хорей «Я пропАл, как звЕрь в загОне» (Пастернак)
Прогрессия: 1; 3 ;5; 7...
Итак, арифметическая прогрессия вокруг нас
Раздаточный материал.
Задача 1: При свободном падении тело проходит в первую секунду 5 м, а в каждую следующую на 10 м больше. Найдите глубину шахты, если свободно падающее тело достигло ее дна через 5 с после начала падения.
Дано:
(аn) – арифм.прогрессия
а1=5, d = 10
Найти: S5 - ?
Решение:
Ответ: 125 м
Задача такого типа есть в книге ОГЭ В-19 №14.
З адача 2: При хранении бревен строевого леса их укладывают как показано на рисунке. Сколько брёвен находится в одной кладке, если в ее основании положено 12 бревен?
Физкультминутка:
Гимнастика для глаз
Вертикальные движения глаз вверх-вниз.
Горизонтальное вправо-влево.
Вращение глазами по часовой стрелке и против.
Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчётливее.
Глазами «нарисовать» кривую, несколько раз, сначала в одном, а затем в другом направлении.
З адача 3.
Родители ко Дню рождения своего сына Андрея решили купить и обновить ему мобильный телефон. Для этого они в первый месяц отложили 1000 рублей , а в каждый последующий месяц они откладывали на 100 рублей больше, чем в предыдущий. Какая сумма будет у родителей Андрея через 10 месяцев?
Д ано:
Найти:
Решение:
Ответ: 14500 рублей.
Задача 4
Курс воздушных ванн начинают с 15 мин. в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 минут. Сколько дней следует принимать ванны в указанном режиме, чтобы достичь их максимальной продолжительности 1 час 45 минут?
Дано: арифметическая прогрессия, мин, мин,
Найти:
Решение:
Ответ: 10 дней следует принимать ванны.
Задача 5.
ОГЭ Варинт 3 №14
Молодцы! Справились. Теперь вы знаете как можно с помощью прогрессии решить задачи практического содержания.
А подведением итога нашего урока будет небольшая самостоятельная работа:
Вариант №1
1. В арифметической прогрессии (аn): 15; 11; 7;… разность d=?
2. а1= - 4; d=3. Найдите а20.
3. а1= - 3; d=7. Найдите S7.
Вариант №2
1.а7=21; а9=29. Найдите d; а1.
2. а1= - 3; d=7. Найдите S7.
3. В арифметической прогрессии
(аn): 12; 9; 6;…разность d=?
Вариант №3
а1=5; d=-7. Найдите а30
а7=22; а9=32. Найдите d; а1.
а1= - 2; d=9. Найдите S7.
Учащиеся меняются тетрадями и сверяют ответы с таблицей, отмечая карандашом верные и не верные ответы.
Слайд 12.
Ответы :
№ п/п | Вариант №1 | Вариант №2 | Вариант №3 |
1. | d= - 4 | d= 4 а =-3 | a30= - 198 |
2. | a20=53 | S7=126 | d=5; a1= - 8 |
3. | S7=126 | d= - 3 | S7=175 |
10. Домашнее задание:№619; 620(1)
Творческое: найти задачу по данной теме из
различных областей. И решить.
11.Рефлексия.
1. Какими математическими понятиями мы сегодня занимались?
2. Какие формулы нам помогаю в работе?
3. Что нового вы узнали?
12.Итог урока.
Вот наш урок подошёл к концу. На уроке вы работали все хорошо, особенно хочется отметить …..
Дать словесную оценку тем, кто хорошо работал.
Слайд 13.
Спасибо за внимание, благодарю за сотрудничество.