Анализ
воспитательной работы в 1 классе
за 2018– 2019 учебный год
В 2018 – 2019 учебном году основной целью воспитательной работы было формирование детского коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности учащихся.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи воспитательной деятельности:
1. способствовать созданию положительной атмосферы, позволяющей легко адаптироваться первоклассникам к школе;
2. формировать основы культуры поведения, культуры общения и построения межличностных отношений;
3. развивать познавательную активность учащихся.
Для реализации поставленных задач были определены приоритетные направления, через которые и осуществлялась воспитательная работа. Акцент в работе – на реализацию принципов толерантности, уважительное отношение к каждому участнику образовательного процесса, учет человеческого достоинства, неприкосновенности и ценности личности.
Анализ развития коллектива класса.
Количество обучающихся в 1 классе на начало года 21человек и конец года – 22 человека: 14 мальчиков и 8 девочек. В возрастном отношении все дети одинаковы: 7 – 8 лет.
Большое внимание в течение учебного года уделялось анализу поступков и поведения обучающихся в конкретных ситуациях.
В коллективе первоклассников выделилось организующее ядро класса, состоящее из 4 учащихся – это группа активистов, т.е. ребята, которые наиболее сильно проявляют свои знания, умения и навыки. Эти ученики самостоятельны и настойчивы, требовательны к себе и другим, имеют авторитет внутри коллектива, т.к. проявляют хорошие организаторские способности и заботятся об отдельных товарищах, которые в силу возраста, слабой адаптации к школьной жизни, несформированности навыков самостоятельности, самообслуживания нуждаются в помощи. Это Дягилева Даша, Субботина Маргарита, Якунин Захар, Яланская Елизавета.
Ребята с большим удовольствием занимаются спортом (футбол, теннис) В целом между ребятами сложились товарищеские отношения. Они дружат между собой, помогают друг другу. Навыки взаимоотношений
между одноклассниками, культуры поведения в общественных местах,
формировались во время классных часов: «Правила поведения в школе», «Мой класс», «Дружные ребята», «Что такое дружба?».
Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление
здоровья учащихся являлись одними из важнейших задач. Ежедневно в
течение года проводились физкультминутки на уроках, связанные с укреплением зрения, со снятием физической усталости, занятия способствующие формированию здорового образа жизни. Это классные часы на темы: «Как следует питаться?», «Режим дня», «Правила личной гигиены»; викторины: «Советы доктора воды», «Как вести себя на улице», «Как настроение?». Так же всевозможные конкурсы и игры, где были задействованы не только дети, но и их родители. Все эти занятия и мероприятия помогли ребятам быть опрятными, составить свой распорядок дня. Ребята полюбили зарядку и спорт.
Воспитание школьников в духе дружбы и уважения, одна из задач воспитания
подрастающего поколения. Прежде всего, это воспитание у детей
дружелюбного и уважительного отношения к своим товарищам, сверстникам,
взрослым людям.
Знакомство с трудом, бытом, искусством нашего края, в котором мы
живём. С этой целью дети рисовали рисунки о моей малой родине, изучали
символику. Рисовали рисунки на тему: «Моя семья», «Мой родной
край», «Мои друзья» и др.
Очень много бесед, часов общения было проведено мной о правилах
поведения в общественных местах. Проводились инструктажи по ТБ, ПДД,
Этому помогли рисунки о природе, экскурсии, беседы о родном крае, беседы
о труде людей по преобразованию природы.
Так же проводилась большая работа по патриотическому воспитанию.
В классе проводились мероприятия по гражданско- патриотическому и
правовому воспитанию: «Моя родина», «Я гражданин России», «Поселок, в
котором мы живём», «Священная война».
Сколько интересных мероприятий было проведено: это «Посвящение в
первоклассники», «День матери», «8 марта». Так же были проведены викторины.
С некоторыми из родителей поддерживаю постоянную связь. Они мне
звонят, интересуются успехами и неудачами своих детей. Некоторым
родителям приходилось напоминать, чтобы старались помочь своим детям. Я стараюсь убедить родителей, говорю о том, что только они совместно с
учителями смогут помочь своему ребёнку.
В течение учебного года необходимо было корректировать, а иногда предотвращать поступки у 3 учащихся, т.к. имели место случаи негативного влияния. Это Деткова Екатерина, Жарков Егор, Протопопов Александр.. Одним из путей предупреждения и преодоления негативных явлений является совместная деятельность в урочной и внеклассной работе обучающихся.
Все дети в классе имеют поручения, в классе развита взаимопомощь, дружелюбие, чуткость и взаимопонимание, но имеют место отдельные случаи недоброжелательности. В коллективе возникли свои традиции:
- «День именинника» - поздравление с днём рождения каждого учащегося;
- награждение друг друга аплодисментами за успехи, достижения;
- поездки в Тамбов, Котовск в каникулярное время и т.д.
Анализ развития учащихся класса.
В течение года наблюдалась позитивная динамика развития уровня воспитанности учащихся. Взаимоотношения учащихся в классе хорошие, отношения между мальчиками и девочками доброжелательные, хотя и возникают разногласия, порой перерастающие в драку (наиболее частыми, распространенными были такие случаи детской агрессии, как упрямство, ярость, негодование.
С учащимися в течение года проводились дополнительные занятия, беседы с родителями, дан ряд психолого-педагогических рекомендаций для усвоения учебной программы, культуры поведения.
Анализ организации и эффективности воспитательного процесса в классе
Для реализации воспитательной работы использованы следующие формы работы: беседы, классные часы, праздники, игры, КТД (коллективные творческие дела), спортивные соревнования, экскурсии, конкурсы, участие в общественных акциях.Внутри каждого вида деятельности планировалось достаточное разнообразие дел, сочетание общих, групповых и индивидуальных форм работы. Все формы работы соответствовали интересам, запросам и потребностям личности обучающихся. Все дети, обучающиеся в 1 классе, активно участвуют в классных делах, любят выступать на публике, с удовольствием учат тексты песен для концертов, стихотворения. Детей, не проявляющих интереса, - нет.
Проведённые мероприятия и КТД способствовали сплочению детского коллектива:
Анализ педагогического взаимодействия с семьями.
В 1 классе - 6 многодетных семей, 6 неполных , 10 полных семей. Родительский комитет состоит из 3 человек. Родители являются активными участниками и помощниками всех классных дел.
В течение года велась работа с родителями, цель которой – дать психолого-педагогические знания через родительские собрания, консультации по социальным вопросам, вопросам педагогической коррекции складывающихся отношений между детьми и взрослыми. В отдельных семьях индивидуальные беседы об особенностях обучения в первый год пребывания ребенка в школе, особенностях возраста и методах подхода в воспитании ребёнка, сохранению и укреплению здоровья.
Проведено 4 родительских собраний.
1.Трудности адаптационного периода первоклассников .
Режим первоклассника
2.Телевизор и книги в жизни семьи и первоклассника
3.Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром.
4.Родителям о внимании и внимательности . Правила выполнения разных видов письменных работ.
5.Подведение итогов адаптационного периода. Правила безопасности жизни ребёнка.
Уровень посещаемости родительских собраний высокий – 90 - 95%.
Проведены индивидуальные беседы с родителями: Антоновой Л.Ф., Вашиным Р.И., Нектовой Ю.М.по поводу трудностей в обучении;
Вьюшковой Ю.П., Агаджановой О.В.- по поводу пропусков ребенка по болезни и оказание помощи в усвоении программного материала.
В течение учебного года посещены на дому все семьи класса. С привлечением родителей были организованы и проведены следующие внеклассные мероприятия:
-День народного единства.
- Новогодний праздник;
-Концерт ко дню 8-Марта;
- Пасхальная неделя;
Пятнадцать обучающихся 1 класса будут посещать летний пришкольный лагерь.