Анализ воспитательной работы МАОУ «СОШ№1»
за 2017 – 2018 учебный год.
В основу воспитательного процесса в МАОУ «СОШ№1» в 2017-2018 легли Проект «Патриотическое воспитание подрастающего поколения на базе образовательной организации» и Программа «Духовно – нравственного развития и социализации личности».
Целью духовно-нравственного развития и патриотического воспитания обучающихся является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Создание условий для развития патриотического воспитания подрастающего поколения.
Задачи:
1. Обеспечить информационную поддержку учащимся в процессе изучения и освоения жизненного опыта предыдущих поколений.
2. Содействовать развитию устойчивой мотивации у подростков на участие в социально-значимой деятельности.
3. Создать условия для максимального охвата мероприятиями патриотической направленности детей, попавших в сложную жизненную ситуацию и ребят «группы риска».
4. Сформировать такие качества личности как чувство долга и ответственности, милосердие, толерантность, коммуникабельность, лидерские качества личности, креативность в процессе освоения подростками жизненного опыта предыдущих поколений с одной стороны, в процессе своего личностного становления в активной социально значимой деятельности – с другой.
5. Расширить границы социального партнерства образовательной организации в сфере гражданско-патриотического воспитания детей.
Одним из основных направлений воспитательной деятельности в МАОУ «СОШ№1» является гражданско-патриотическое направление, нацеленное на формирование устойчивой нравственной позиции учащихся, способствующее проявлению нравственных и патриотических качеств личности обучающихся. В рамках данного направления проводятся мероприятия различного уровня и значения: уроки вежливости, диспуты на нравственные темы, психологические и ролевые игры, классные часы и общешкольные мероприятия, нацеленные на воспитание правовой культуры, гражданской позиции и изучение истории своей страны, такие, как: познавательная викторина «Изучаем Конвенцию о правах ребенка», «Хочу всё знать» (по правам человека) и др., встречи с инспектором ОПДН, представителями МЧС и ОМВД, литературно – музыкальные композиции «День блокады», «Дети войны», «Памяти неизвестного солдата…» (совместно с ГЦД «Горняк») и т. д., конкурсы чтецов на патриотическую тему различных уровней (от школьного до областного), конкурсы стенгазет в стиле «милитари», спортивно-познавательные игры, круглые столы, экспозиции в школьном музее «Парень из нашей школы» (о герое Советского Союза Спицыне) и др., а также смотр строя и песни, участие в муниципальных конкурсах патриотической песни и рисунков, оформление тематических стендов к датам и событиям гражданско-патриотической направленности и т.д. Особое внимание при проведении данных мероприятий уделяется вовлечению в деятельность детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, это, по нашему мнению, способствует снижению детской преступности.
В МАОУ «СОШ №1» возрождается кадетское движение, что способствует положительной мотивации по отношению к службе Отечеству.
Через военно-спортивное направление внеурочной работы кадетского класса также реализуется патриотическое воспитание, целесообразность которого заключается в формировании и развитии у подрастающего поколения чувства преданности своему Отечеству, выработке профессионально значимых качеств, умений и готовности к выполнению конституционного долга в условиях мирного и военного времени.
Данное направление реализуется клубами внеурочной деятельности: «Строевая подготовка» и «Теория огневой подготовки», а также занятиями на базе ВДПО пожарно-прикладным спортом.
В работу будут вовлечены общественные организации города, такие как военно-спортивный клуб «Патриот» (на базе «Фаворита»), ВДПО, ГЦД «Горняк», Городская библиотека, союз ветеранов «Боевое братство», ОМВД и т. п.
Педагогический коллектив старается объединить имеющиеся возможности социума для работы с детьми и подростками в гражданско-патриотическом направлении.
Кроме гражданско-патриотического и духовно - нравственного в МАОУ «СОШ №1» реализуются такие направления воспитательной деятельности:
интеллектуальное направление;
здоровьесберегающее направление и культура спорта;
культуротворческое и художественное направление;
экологическое воспитание;
профориентация и воспитание положительного отношения к труду;
самоуправление учащихся;
работа с родителями.
Задачами направления профориентация и воспитание положительного отношения к труду являются:
- сформировать представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- сформировать представления о профессиях;
- сформировать навыки коллективной работы;
- развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
- формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.
На выполнение данных задач работают мероприятия таких видов и форм, как:
- экскурсии на производственные предприятия,
- встречи с представителями разных профессий
- беседы
- сюжетно-ролевые экономические игры
- праздники труда, ярмарки,
- конкурсы
- работа творческих мастерских, трудовые акции
- проектная, проектно-исследовательская деятельность.
Направление профориентация и воспитание положительного отношения к труду реализуется через процесс дежурства по школе и классу, уборку закрепленных пришкольных территорий, а также через профориентационную работу: классные часы с участием сотрудников ЦЗН, мастер-классы и встречи с представителями различных учебных заведений города ( Колледж им А Н Демидова, АКТП) и области (горный институт, УрГЭУ), посещение проф проб в АКТП и ЦЗН, экскурсии на предприятия города: «Вент-пром», Метеостанция, ОВД, анкетирования на выявление уровня интересов и склонностей. Через профориентационную работу ведется популяризация службы Отечеству: организована встреча обучающихся с представителями Челябинского летного училища, тематический стенд пополнен информацией о высших учебных заведениях МВД России, о Суворовских военных училищах Министерства обороны РФ, об Омском бронетанковом инженерном институте. Также через стенд ведется оповещение о днях открытых дверей в различных учебных заведениях города и области.
Ежегодно в летний период в школе создается трудовой отряд, состоящий, в основном, из ребят, оказавшихся в сложной жизненной ситуации от 14 лет и старше, куратором которого является Плешкова И.А.
Во внеурочной деятельности данное направление реализуется через программы: «Мастерилки», «Рукоделкино», «Робототехника».
Культуротворческое и художественное направление реализуется через участие в традиционных мероприятиях таких, как: концерт ко дню Учителя, ко дню Матери и к 8 Марта, новогоднее шоу «Минута славы» ,участниками которого стали учителя и учащиеся, игровая программа на Масленичных гуляньях, отчетный концерт ко Дню открытых Дверей и т. п., организуются выставки рисунков: «Портрет мамы», «4 Ноября- день Народного Единства», «Я иду на выборы», «День защитника Отечества», «День Победы» и т д., прикладного творчества: «Мастерская деда Мороза», «Пасхальные радости» (лучшие работы направляются на муниципальный конкурс), «Мастерская чудес»- выставка ко дню открытых дверей. Учащиеся школы принимали участие в муниципальных, региональных мероприятиях и конкурсах: «Конкурс патриотической песни (1 призер), «Звонкие голоса» (2 призера), «Танцевальная мозаика» (2 место), «Старт-тинейджер» (2 место), «Живая классика (2 призера). Также данное направление реализуется через внеурочную работу клубами: «Хореография», «Я исследователь», «Я и книга».
Спортивно-оздоровительная работа (здоровьесберегающее направление и культура спорта). В школе регулярно проходят внутренние и межшкольные соревнования, дети участвуют в спортивных эстафетах, дне Здоровья. С данного учебного года в школе проходят уроки «Самбо»
В школе осуществляется деятельность школьного совета обучающихся, который дает возможность каждому ученику принимать участие в организаторской деятельности. Не первый год члены совета обучающихся являются организаторами и активными участниками большинства школьных дел: акция «100000 добрых дел», «Слет отличников и ударников», концерты и конкурсы, рейды по внешнему виду и готовности к урокам.
Педагогический коллектив вовлекает родителей в учебно – воспитательный процесс школы, потому что семья играет решающую роль в развитии и становлении личности ребенка и использует разнообразные формы совместной работы с семьей
родительские собрания: классные и общешкольные;
семейные конкурсы «Папа и я – спортивная семья», «Морской бой» - конкурсная программа для родителей и старшеклассников;
индивидуальные консультации;
совет по профилактике правонарушений;
консультации психолога;
день «открытых» дверей.
Школа в воспитательной деятельности взаимодействует и сотрудничает не только с семьями учащихся, но и с другими субъектами социализации — социальными партнерами школы:
- комиссией по делам несовершеннолетних г. Артёмовского
- Управлением образования АГО
- Центром занятости населения г.Артёмовского
- учреждениями культуры
- управлением по экологии
- городским музеем
- союзом ветеранов «Боевое братство»
- МЧС, ВДПО
- Детской художественной школой
- ДЮСШ
-ГЦД «Горняк».
Главная идея заключается в том, чтобы объединить имеющиеся возможности социума для воспитательной работы с детьми и подростками.
Исходя из анализа воспитательной работы, необходимо отметить, что в целом поставленные задачи воспитательной работы в 2017-2018 учебном году можно считать решенными, цель достигнутой:
- все направления воспитательной работы получили развитие;
- к участию в мероприятиях педагоги старались привлекать разных учащихся, в зависимости от их интересов. Особое внимание уделялось участию в различного рода мероприятиях детей из «группы риска» и попавших в трудную жизненную ситуацию.
- система самоуправления работает в большинстве классов;
- не принимали участие в школьных делах только те классы, которые на момент мероприятия находились на карантине или в поездке;
- все аспекты воспитательной работы позволяли учащимся ярко и неординарно проявлять свои творческие способности;
- наибольших успехов удалось добиться в развитии гражданско – патриотического и духовно – нравственного, культуротворческого и художественного направлений в воспитанной деятельности школы
Но в воспитательной работе не удалось избежать и некоторых недостатков:
- не во всех классах работает система самоуправления;
- есть случаи нарушения школьной дисциплины, правил поведения учащихся со стороны ряда учеников школы, что говорит о недостаточном уровне их воспитанности и сознательности;
- слабо работает система мониторинга воспитательной работы.
Педагоги школы постоянно работают над совершенствованием воспитательного процесса. Закрепляются и развиваются традиции, созданные в школе, расширяются возможности для самореализации и самосовершенствования обучающихся через различные формы воспитательных мероприятий, совершенствуется деятельность органов самоуправления и соуправления.
Главной целью воспитательной работы на 2018-2019 учебный год по –прежнему является всестороннее развитие личности, а также создание условий для ее формирования и для развития патриотического воспитания подрастающего поколения.