Просмотр содержимого документа
«Анализ результатов всероссийской проверочной работы по русскому языку обучающихся 8 классов (из опыта работы)»
Барчо Нафсет Рашидовна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ №19»
а. Новая Адыгея, Тахтамукайский район
Анализ результатов Всероссийской проверочной работы по русскому языку обучающихся 8 классов (из опыта работы)
Цель Всероссийской проверочной работы (ВПР) по русскому языку – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 8 классов в соответствии с требованиями ФГОС.
Всего обучающимся предстояло выполнить 17 заданий, в том числе 11 заданий к приведенному тексту для чтения. Задания 1−4, 6−9, 15−16 предполагают запись развернутого ответа, задания 5, 10−14, 17 – краткого ответа в виде слова (сочетания слов).
Всероссийскую проверочную работу по русскому языку в 2021-2022 учебном году в МБОУ «СШ № 19» а. Новая Адыгея выполняли 37 обучающихся 8 классов (92,5%), 3 отсутствовали по уважительным причинам.
Максимальный балл, который можно получить за всю работу – 51 б.
Максимальный балл, который продемонстрировали в классах – 47 б.
Нами были проанализированы результаты работ, и данные анализа представлены в таблице 3.
Таблица 1. Перевод баллов в отметки по пятибалльной шкале.
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–25 | 26-31 | 32-44 | 45-51 |
Таблица 2. Общий анализ качества знаний обучающихся 8 классов по итогам ВПР по русскому языку
Класс | Количество обучающихся | Количество выполнявших работу | «5» | «4» | «3» | «2» | Качество знаний | Успеваемость |
8 | 40 | 37 | 2 | 17 | 17 | 1 | 51,4% | 97,3% |
Таблица 3. Анализ результатов ВПР по русскому языку обучающихся 8 классов
Проверяемые требования (умения) | Выполнил верно | % | Выполнил частично | % | Не выполнил | % |
1.Соблюдать изученные орфографические и пунктуационные правила при списывании осложненного пропусками орфограмм и пунктограмм текста. | 11 16 35 | 29,7% 43,2% 94,6% | 26 21 2 | 70,3% 56,8% 5,4% | - - - | |
2. Проводить морфемный, морфологический, синтаксический разборы. | 27 17 5 | 73,0% 46,0% 13,5% | 10 20 29 | 27,0% 54,0% 78,4% | - - 3 | 8,1% |
3. Правильно писать с НЕ слова разных частей речи, обосновывать условия выбора слитного/раздельного написания. | 15 4 | 40,5% 10,8% | 22 18 | 59,5% 48,6% | - 15 | 40,6% |
4. Правильно писать Н и НН в словах разных частей речи, обосновывать условия выбора написаний | 19 4 | 51,4% 10,8% | 18 9 | 48,6% 24,3% | - 24 | 64,9% |
5. Владеть орфоэпическими нормами русского литературного языка. | 25 | 67,6% | 12 | 32,4% | - | |
6. Распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в заданных предложениях и исправлять эти нарушения. | 26 | 70,3% | 11 | 29,7% | - | |
7. Анализировать прочитанный текст с точки зрения его основной мысли; распознавать и формулировать основную мысль текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления | 34 | 91,9% | 3 | 8,1% | - | |
8. Анализировать прочитанную часть текста с точки зрения ее микротемы; распознавать и адекватно формулировать микротему заданного абзаца текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления | 28 | 75,7% | 9 | 24,3% | - | |
9. Определять вид тропа | 13 | 35,1% | 24 | 64,9% | - | |
10. Распознавать лексическое значение слова с опорой на указанный в задании контекст | 4 | 10,8% | 33 | 89,2% | - | |
11. Распознавать подчинительные словосочетания, определять вид подчинительной связи | 16 17 | 43,2% 45,9% | 21 6 | 56,8% 16,2% | - 14 | 37,9% |
12. Находить в предложении грамматическую основу | 32 | 86,5% | 5 | 13,5% | - | |
13. Определять тип односоставного предложения | 3 | 8,1% | 34 | 91,9% | - | |
14. Находить в ряду других предложений предложение с вводным словом, подбирать к данному вводному слову синоним (из той же группы по значению) | 22 17 | 59,5% 46,0% | 15 5 | 40,5% 13,5% | - 15 | 40,5% |
15. Находить в ряду других предложений предложение с вводным словом, подбирать к данному вводному слову синоним (из той же группы по значению) | 28 6 | 75,7% 16,2% | 9 17 | 24,3% 46,0% | - 14 | 37,8% |
16. Находить в ряду других предложений предложение с обособленным обстоятельством, обосновывать условия обособления обстоятельства, в том числе с помощью графической схемы | 27 23 | 73,0% 62,2% | 10 6 | 27,0% 16,2% | - 8 | 21,6% |
17. Опознавать по графической схеме простое предложение, осложненное однородными сказуемыми; находить в ряду других предложений предложение с однородными сказуемыми с опорой на графическую схему | 27 | 73,0% | 10 | 27,0% | - | |
В целом проведение ВПР в 8 классах показало, что не все обучающиеся достигли базового уровня подготовки по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС. Причины мы видим в следующем:
невнимательность обучающихся при выполнении заданий;
несерьезное отношение к выполнению работы;
снижение мотивации к учению в связи с началом подросткового возраста;
низкий образовательный ресурс самого обучающегося;
чтение текста без осмысления;
неумение применять на практике правила, изученные на уроке;
ослабление контроля со стороны родителей.
На основе анализа индивидуальных результатов участников ВПР нами была определена группа обучающихся, которые нуждаются в дифференцированном подходе к обучению на основе определения уровня их подготовки.
Для достижения положительной динамики или стабильности рекомендовали продолжить работу и организовать сопутствующее повторение тем: «Морфологический, синтаксический разборы», «Пунктуация», «Выразительные средства языка», «Лексическое значение слова», продолжить работу по совершенствованию навыков правописания.