Просмотр содержимого документа
«Анализ. Читательская грамотность 9 класс»
Анализ диагностической работы по функциональной грамотности для учащихся 9 классов: читательская грамотность
Дата: 19.03.2021
Класс: 9 классы МБОУЛ № 3
Учителя: Постникова Е.А (9 А), Ладовская Т.В. (9 Б), Порублева Л.Д. (9 В, Г)
Цель диагностической работы: оценить уровень сформированности читательской грамотности как составляющей функциональной грамотности.
Уровни достижений обучающихся | 9 А | 9 Б | 9 В | 9 Г | % выполнения заданий |
Повышенный | 10 | 12 | 6 | 11 | 49 |
Высокий | 11 | 6 | 2 | 1 | 25 |
Средний | 1 | 5 | 6 | 5 | 21 |
Низкий | 0 | 0 | 3 | 0 | 4 |
Недостаточный | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 |
Результаты работы:
| | Допустили ошибки (количество) | %, справились с работой |
1 | Находить и извлекать одну единицу информации | 24 | 70 |
2 | Понимать графическую информацию | 20 | 75 |
3 | Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу, прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста | 2 | 98 |
4 | Находить и извлекать одну единицу информации | 23 | 71 |
5 | Находить и извлекать одну единицу информации | 52 | 35 |
6 | Делать выводы на основе сравнения данных | 45 | 44 |
7 | Устанавливать связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) | 51 | 36 |
8 | Соотносить графическую и вербальную информацию | 27 | 66 |
9 | Устанавливать связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) | 21 | 74 |
10 | Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста | 16 | 80 |
11 | Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний | 17 | 79 |
12 | Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте | 23 | 71 |
13 | Находить и извлекать одну единицу информации | 19 | 76 |
14 | Делать выводы на основе сравнения данных | 10 | 88 |
15 | Делать выводы на основе сравнения данных | 25 | 69 |
16 | Делать выводы на основе сравнения данных | 41 | 49 |
17 | Использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний (для 2 варианта) | 6 | 93 |
Диагностическая работа проводилась с целью определения у обучающихся 9 классов уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий по работе с информацией и читательской грамотности.
Задания различаются по уровню сложности. Вариант включает почти равное число простых заданий и заданий средней сложности, а также более сложные задания со следующими критериями оценивания: низкой и средней сложности задание, как правило, оценивается одним баллом, остальные – двумя баллами.
Результаты диагностики свидетельствуют о том, что обучающиеся 9 классов владеют контролируемыми читательскими умениями. 49 % обучающихся продемонстрировали повышенный и 25 % - высокий уровень сформированности читательской грамотности.
Уровень освоения в среднем достигнут для группы заданий, контролирующих умение находить информацию, явно заданную в тексте.
Серьезные дефициты выявлены у девятиклассников с выполнением заданий, требующих самостоятельно формулировать оценочные суждения на основе текста или применять информацию из текста в измененной ситуации.
По итогам проведенной проверочной работы можно сформулировать следующие рекомендации:
Продолжить методическую работу по формированию ЧГ на учебных занятиях.
Организовать методическую работу по овладению педагогами приемами формирования ЧГ, методикой организации парной и групповой работы, методикой по формированию умений анализировать данные и их использовать при организации уроков.
Использовать на уроках различные приемы, формирующие читательскую грамотность: «Тонкий и Толстый вопрос», «концептуальная таблица», «реставрация текста» (текст с дырками)), использование парной и групповой работ, особое внимание обращая на дифференцированный подход и работу с группами риска и резерва.
Формирование ЧГ (2, 3 группы умений) оставить одной из задач на уроках литературы и русского языка
Организовывать работу с текстовой информацией при изучении всех предметов,
Подбирать вопросы не только на извлечение явно заданной информации, но и на интерпретацию, структурирование и применение информации;
В самостоятельные и контрольные работы как можно чаще включать задания, требующие от учащегося создавать собственные тексты.
Учителям - предметникам необходимо продолжить систематическое включение в занятия урочной и внеурочной деятельности задания
на применение информации, содержащейся в тексте, для решения различных практических и учебно-познавательных задач с привлечением или без привлечения собственного опыта;
оценку содержания и формы текста или его структурных элементов с точки зрения целей авторов;
оценку полноты и достоверности информации;
обнаружение противоречий в одном или нескольких текстах;
высказывание и обоснование собственной точки зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.
Руководитель МО учителей русского языка
и литературы МБОУЛ № 3 ___________________________/Постникова Е.А./
19.03.2021