СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитический отчет на 1 КК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитический отчет молодого учителя начальных классов на 1 квалификационную категорию.

Просмотр содержимого документа
«Аналитический отчет на 1 КК»

Содержание


Введение…………………………………………………………………....2

Глава 1. Аналитическая часть…………………………………………….

    1. Организация сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов детей младшего школьного возраста……………..…………….....4

    2. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через использование разных форм организации деятельности…………………………………………………..………………….13

Глава 2. Повышение профессионального уровня………………..………30

Глава 3. Проектная часть………………………….……………………….32

Заключение……………….…………………………………………………34

Литература………………..………………………………………………...35

Приложения……………..……………………………………………….....36































Введение


Начальная школа – это первая ступенька, с которой начинается восхождение ученика в будущее; это основа, от прочности которого зависит, каким будет это наше будущее. В руках учителя – в наших руках – будущее наших детей, а значит и будущее России. Это не просто слова – это большая ответственность, сегодняшние дети – это наше завтра, наше будущее. Потребует ли новая школа новых учителей? Безусловно, да. Новые стандарты предъявляют высокие требования к уровню подготовки выпускников начальной школы. А значит, в первую очередь, должны измениться сами учителя.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования на первый план выведены не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Важным является не «багаж» знаний, накопленный за время обучения в школе, а умение им пользоваться. Одних знаний оказывается в жизни недостаточно. Выпускник должен научиться решать свои проблемы самостоятельно. Первый опыт внедрения ФГОС НОО показал, что в целом концептуальные идеи и прописанные пути реализации новых образовательных стандартов актуальны и востребованы современной образовательной системой. Изменились требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Введены часы на внеурочную деятельность обучающихся, которые увеличивают возможность школы и создают условия для организации индивидуальной работы с обучающимися. Изменился характер деятельности обучающихся (исследовательский, творческий, продуктивный); повысилась доля самостоятельной работы учеников на уроке; появилась возможность применять знания при выполнении практико-ориентированных заданий; снизилась тревожность; повысилась мотивация к учению.

Исходя из вышеизложенного, в межаттестационный период в процессе моей педагогической деятельности выявилось противоречие между необходимостью построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми и недостаточным уровнем моей профессиональной компетентности.

На сегодняшний день на первое место вышла проблема создания индивидуального образовательного маршрута развития младшего школьника.

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый обучающийся может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед педагогами образовательной организации задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.

В связи с этим возникает проблема реализации индивидуального подхода в массовом образовательном учреждении: как достичь поставленных перед педагогами благородных целей, одновременно обучая всех по-разному?!

Выявленное противоречие помогло обозначить проблему: организация определенных психолого-педагогических условий, обеспечивающих возможность младшим школьникам освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить их творческие способности.

Целью аналитического отчета считаю самоанализ и самооценку профессиональной деятельности за межаттестационный период (2015-2017 гг.), определение круга проблем для дальнейшей работы.

В межаттестационный период основным направлением педагогической деятельности являлась реализация индивидуального подхода в процессе формирования универсальных учебных действий младший школьников.

Для реализации данного направления были поставлены следующие задачи:

  • Разработка индивидуальных маршрутов сопровождения детей с разными образовательными потребностями;

  • Развитие творческих способностей младших школьников через использование разных форм организации деятельности;

  • Анализ результатов обучения и развития обучающихся класса.


Объект исследования: процесс сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: разработка и апробация индивидуальных образовательных маршрутов и мониторинг достигнутых результатов детей.

В науке распространено два способа – дифференциация обучения и индивидуализация через построение собственного пути образования применительно к каждой образовательной области, т. е. построение индивидуального образовательного маршрута определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребенка.




Глава 1. Аналитическая часть

1.1. Организация сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов детей младшего школьного возраста


Приступая к реализации цели моей деятельности, определяя стратегию и тактику деятельности в межаттестационный период, мною была проанализирована нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность педагога начального общего образования.

Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития начального общего образования:

  • Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства РФ);

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями);

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 с изменениями);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Изучив нормативные документы, я смогла сформулировать необходимые для моей успешной профессиональной деятельности выводы:

1. Главная цель образовательной политики в сфере начального общего образования – реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения и воспитания.

2. Современная модель образования это:

• государственная поддержка школьного образования;

• постоянное обновление образовательных технологий;

• формирование целостной системы непрерывного образования.

3. Начальное общее образование является составной частью системы беспрерывного образования в стране.

Социально-экономические и политические изменения, происшедшие в обществе за последние два десятилетия, существенным образом повлияли на характер воспитания и образования в нашей стране. Новая эпоха развития общества, обуславливает потребность в личности, способной творчески, активно познавать и преобразовывать окружающую действительность, обладающей должным мировоззренческим кругозором и нравственным сознанием, готовой гибко вписаться в систему новых социальных и производственных отношений. Смена приоритетов в системе образования, ориентация на формирование творческой личности приводит к интенсивному поиску наиболее эффективных форм образовательной деятельности, способствующих раскрытию максимальных возможностей личности познавать, объяснять окружающий мир и явления.

Само понятие «потребность» (по С.И. Ожегову - "надобность, нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения") ребенка в образовании почти не учитывалось в наших педагогических и методических разработках. Обычный учитель не ориентировался на образовательные потребности учащихся при разработке содержания образования или учебного плана. Поэтому сегодня возникает практическая проблема – как определить образовательную потребность ученика, кто может ее сформулировать? В самом деле, кто тот субъект, внешний взгляд которого на развитие ребенка, может определить его нужду в тех или иных действиях и условиях? Если это взгляд взрослого (педагога, родителя и т.д.), то этот взрослый фактически берет на себя ответственность за развитие и становление ребенка. Если это взгляд самого ребенка, находящегося в рефлексивной позиции относительно своего образования, то практически можно утверждать, что «данное образовательное пространство ребенком уже освоено, и это образование для него закончено».

Образовательные потребности ребенка сегодня обнаруживаются в мотивах, желаниях, побуждающих его к деятельности и связанных с получением определенных знаний, умений и навыков. Верно то, что все дети разные. Верно и то, что образовательные потребности у детей тоже различаются. Одной из форм развития индивидуальности ребенка в современной педагогике является индивидуальный образовательный маршрут.


Разработка индивидуального образовательного маршрута

В методической литературе встречается несколько определений данного термина. Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как:

  • целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В.Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына и др.);

  • структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения (Ю.Ф.Тимофеева);

  • заранее намеченный путь следования или движения, который направлен: либо на воспитание обучающегося (ответственности, трудолюбия и т.д.), либо на развитие (физических способностей и т.д.), либо на обучение.

Таким образом, в этих определениях заложено сразу несколько педагогически важных идей применения данного варианта работы с ребенком. Итак, индивидуальный образовательный маршрут:

- связан с конкретной целью (он целенаправлен) и условиями её достижения;

- создаётся до начала движения и обусловлен уже имеющимися у обучающегося знаниями и опытом;

- оформлен как индивидуальная образовательная программа.


Программа разработки индивидуального образовательного маршрута

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования. Маршрутный лист (дорожная карта) представляет собой описание содержания образования определенного ученика, уровня и направленности, видов деятельности учащегося, результатов (планируемых, фактических).

Цель разработки ИОМ: создание комплексной технологии индивидуального сопровождения как особой культуры психологической и педагогической поддержки, помощи в решении задач развития, обучения и социализации обучающихся.

Задачи:

1. Создать социально-психологические условий для решения актуальных задач развития, обучения и социализации учащихся.

2. Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ученика и динамику его психического и личностного развития в процессе школьного обучения.

3. Предупреждать возникновения проблем в психическом и личностном развитии ребенка.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение качества образования учащихся.

2. Создание комплексной технологии сопровождения образовательного

процесса.

3. Создание мониторинга сопровождения образовательного процесса.

4. Повышение числа родителей, включенных в образовательный процесс.

Достижение этих результатов на начальной ступени школьного образования обеспечивается через решение конкретных задач, характерных для данного возрастного этапа:

  • определение готовности к обучению в школе,

  • обеспечение адаптации к школе,

  • повышение заинтересованности школьников к учебной деятельности,

  • развитие познавательной и учебной мотивации,

  • развитие самостоятельности и самоорганизации,

  • поддержка в формировании желания и «умения учиться»,

  • развитие индивидуальных способностей учащихся,

  • формирование предметных компетентностей и УУД.


Механизм реализации

Условия, необходимые для эффективной разработки ИОМ

- осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;

- осуществление педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;

- активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;

- организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Направления психолого-педагогического сопровождения

- обеспечение контроля за развитием учащихся, сохранение и укрепление их психологического здоровья, развитие экологической культуры;

- проведение проектирования, экспертизы и мониторинга условий и результатов образовательной деятельности;

- прогнозирование рисков образовательного процесса, проведение профилактической работы;

- оказание качественной психолого-педагогической и социальной помощи всем участникам образовательного процесса, выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями, одарённых детей и т.д.)

Этапы проектирования

1. Постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели).

2. Анализ (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями, например, требованиями родителей).

3. Конкретизация цели (выбор направлений, вида индивидуальных занятий, планирование мероприятий).

4. Оформление ИОМ

Субъектный состав

- Ученик

- Педагоги

- Родители

Технологии разработки ИОМ

1. Моделирование и проектирование образовательного пространства, образовательных маршрутов и индивидуальных траекторий развития -комплексная работа всех специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для выстраивания и реализации индивидуальных образовательных траектории детей и образовательной, развивающей траектории образовательного учреждения

2. Экспертиза - педагогическая технология контроля и оценки на разных этапах учебного года

3. Консилиум - решает задачи индивидуальной стратегии сопровождения ребенка, конкретные пути их решения в условиях специализированного обучения – в мероприятиях, направлениях деятельности педагога, педагога-психолога, родителей.

4. Тьюторство - проектирование зоны ближайшего развития, работа с личным интересом (потребностью) учащегося, формирование творческих компетентностей т.д. Обеспечивает вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса

5. Мониторинг – исследование развивающего характера образовательной среды, анализ урока, преодоление психолого-педагогических проблем участников образовательного процесса.

6. Профилактика и просвещение участников образовательного процесса подразумевает разработку системы повышения уровня знаний педагогов и просвещения родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций.

7. Коррекция и развитие направлены на повышение уровня школьной успешности и социально-психологической адаптации обучающихся в новой системе взаимоотношений.


Нигде в методической литературе не удалось найти единых требований к разработке модели индивидуального образовательного маршрута. На данный момент модель ИОМ разрабатывается, единых подходов к содержанию пока нет. Изучив методические материалы по теме, познакомившись с опытом работы практикующих педагогов, я попыталась разработать такую модель, в которой отражены используемые технологии, субъекты, решаемые задачи.

ИОМ предполагает целостный и непрерывный комплекс мероприятий, предусматривающий реализацию адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса и включает в себя различные направления работы.


Процесс разработки индивидуального маршрута обучающегося

Разработка индивидуального образовательного маршрута происходит совместно педагогом, обучающимся и его родителями. Однако право выбора того или иного маршрута собственного образования должно принадлежать, прежде всего, самому обучающемуся. Задача взрослых – помочь ему спроектировать и реализовать свой проект целенаправленного развития. С этой целью в образовательной организации создаются определённые условия: изучение интересов, потребностей и способностей обучающихся, обеспечение многообразия и разнообразия деятельности и программ, предоставление свободы выбора, повышение степени готовности педагога к реализации индивидуального образовательного маршрута, оказание консультационной помощи родителям, организация мониторинга.

Проектировать индивидуальные образовательные маршруты не просто, так как спектр индивидуальных различий среди обучающихся чрезвычайно широк. Поэтому построение маршрутов чаще всего начинается с определения особенностей обучающихся (адресатов). Основанием для дифференциации обучающихся может быть:

- возрастная категория;

- пол обучающихся;

- физические и психофизические особенности;

- социальный фактор;

- уровень владения обучающимися учебно-предметными знаниями и умениями.

Индивидуальные образовательные маршруты отличаются друг от друга. Содержание может отличаться объёмом, степенью сложности, которая характеризуется широтой и глубиной раскрытия конкретной темы, проблемы, понятийным аппаратом. Может быть различен и темп его освоения обучающимися. Варьируется также логика преподавания, методы, приёмы, способы организации образовательного процесса. Но все они должны быть адекватны конкретному обучающемуся, содержанию образования и модели образовательного процесса.


Алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута

  1. Исследования обучающихся, анализ состояния:

- диагностика базового (стартового) уровня и выявление индивидуальных особенностей обучающегося;

- дифференциация обучающихся;

2. Постановка совместно с обучающимся цели и определение образовательных задач.

3. Отбор содержания образовательного маршрута

4. Планирование и создание индивидуального образовательного маршрута, определение результатов его реализации.

5. Образовательная деятельность в рамках индивидуального образовательного маршрута.

6. Диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута.

7. Подведение итогов работы

Таким образом, технология создания индивидуального образовательного маршрута – это более или менее алгоритмизированный процесс взаимодействия педагога и обучающихся, гарантирующий достижение поставленной цели.


Модель индивидуального образовательного маршрута

Модель состоит из индивидуальной карты развития ребенка и самого ИОМ.

1. Индивидуальная карта развития ребенка служит для оценки и фиксации результатов:

- психолог оценивает способности, склонности и личностные особенности обучающихся;

- педагоги оценивают уровень сформированности предметных, метапредметных результатов, внеурочную занятость.

Индивидуальная карта развития является педагогическим инструментом построения ИОМ. Если провести работу с индивидуальной картой ученика качественно, в соответствии с требованиями, на выходе получится развернутый, объективный портрет ученика, который является основой для формирования ИОМ.


2. На основе мониторинга результатов, данных карты составляется индивидуальный образовательный маршрут, в структуре которого:

- образовательные задачи и планируемые результаты;

- мероприятия, педагогические действия;

- итоги движения по маршруту.


При поступлении на работу я узнала, что буду работать с ребятами, перешедшими во 2 класс. У меня не было возможности провести диагностику готовности к обучению, как это делают учителя в 1 классе. Исходя из методической темы школы, в основе которой лежит реализация индивидуального подхода к организации образования, из условий организации образовательного процесса в сельской малокомплектной школе, при помощи педагога-наставника я стала изучать теоретические основы построения индивидуальных образовательных маршрутов, практический опыт педагогов других школ. Моя работа была направлена на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных, индивидуальных, физических и психических особенностей на основе индивидуального подхода и специфичных для детей младшего школьного возраста видов деятельности; на создание условий личностного развития ребенка, развития его инициативы и творческих способностей; на создание развивающей образовательной среды.

Опираясь на ФГОС НОО, строила свою деятельность таким образом, чтобы каждый ребенок почувствовал свою уникальность.

Мониторинг детского развития осуществлялся на основе оценки развития интегративных качеств ребенка педагогами с использованием метода наблюдения и беседы. Основная задача – выявить индивидуальные особенности развития ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для раскрытия потенциала детской личности. Мониторинг развития осуществлялся по разным областям и диагностическим картам.

В начале 2015-2016 учебного года мною совместно с педагогом-психологом была проведена стартовая диагностика, имеющая цель определить основные проблемы, характерные для большинства детей младшего школьного возраста. Для этого использовала методику «Цветик-семицветик», методику "Неоконченные предложения" М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова. Через беседы с детьми, наблюдения на уроках и занятиях в кружках старалась выявить индивидуальные особенности обучающегося, их потребности и мотивацию. В беседах с родителями сформировался социальный заказ, были озвучены их видения развития детей. Результаты исследований меня озадачили: половина детей в классе имели ту или иную категорию одаренности: интеллектуальную и спортивную, треть детей оказалась с низким уровнем мотивации к учению, слабоуспевающие, а девочка-тадкжичка со слабым знанием русского языка в разговоре смешивала русские и таджикские слова. (приложение 3)

В 2016-2017 учебном году была спланирована система разработки индивидуального образовательного маршрута. С каждым обучающимся в присутствии его родителя был составлен индивидуальный образовательный маршрут сроком на один год. Определены цели, задачи, содержание образовательной деятельности, результаты ее реализации. Для фиксирования текущих результатов составлена индивидуальная карта. В течение года проводилась работа с детьми. Промежуточные результаты озвучивались на родительских собраниях и в индивидуальных беседах. Педагоги и родители работали вместе, это помогло добиться хороших результатов. На отчетном родительском собрании, посвященном Дню защиты детей, 1 июня 2017 года были подведены промежуточные итоги работы по ИОМ. Дети продемонстрировали свои портфолио, которые они вели два года. Положительные итоги работы видны у всех обучающихся. (приложение 4)

Таким образом, организация сопровождения реализации индивидуальных образовательных маршрутов детей младшего школьного возраста - это осуществление педагогического процесса с учетом особенностей учащихся (возрастной специфики ребёнка, раскрытие его потенциала, темперамента, характера, способностей, склонностей и др., в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях, а также запроса родителей), который предполагает ориентацию педагога на личность ребенка, чтобы раскрыть его внутренний потенциал. Для этого необходимо организовать индивидуально-направленное движение младшего школьника в образовательном пространстве.


По итогам мониторингов, проводимых образовательной организацией, видно, что обучающиеся класса владеют прочными знаниями, успеваемость составила 100%, качество обучения по учебным предметам от 50 % до 83 %. Обучающиеся достигли положительной динамики результатов освоения образовательных программ. (приложение 5)

Результаты выполнения комплексных работ в конце каждого учебного года также показали качество знаний от 50 % до 67 % при положительной динамике. (приложение 6)

В 2015-2017 годах в МКОУ «Усть-Салдинская СОШ» проводился мониторинг освоения «Основной образовательной программы начального общего образования». Данный мониторинг организуется в ОО два раза в год (сентябрь - май). Основная задача мониторинга заключалась в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса на развитие школьника. Мониторинг образовательного процесса осуществлялся через отслеживание уровней сформированности УУД на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности.

При анализе полученных результатов использовались критерии и показатели сформированности универсальных учебных действий.

Критерии сформированности универсальных учебных действий

полнота действия (объем) – наличие разнообразия, множества свойств в чем–либо;

разумность действия (рассудительность, толковость) – соответствие решаемой задаче;

сознательность (осознанность) действия – не только выполнение действия, но и понимание его сущности, умение объяснить, как оно выполняется;

обобщённость действия (отвлеченность от конкретного) - обобщенный способ деятельности для решения класса задач;

критичность действия – сопоставление способа действия с действительностью, по отношению к которой оно выполняется


Уровни сформированности учебных действий

Уровень

Оценка содержания деятельности

низкий

Отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности (ученик выполняет лишь отдельные операции, может только копировать действия учителя, не планирует и не контролирует свои действия, подменяет учебную задачу задачей буквального заучивания и воспроизведения)

Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем (требуются разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, может выполнять действия по постоянному, уже освоенному алгоритму)

средний

Неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач (при изменении условий задачи не может самостоятельно внести коррективы в действие)

Адекватный перенос учебных действий (самостоятельное обнаружение учеником несоответствия между условиями задачи и имеющимися способами её решения и правильное изменение способа в сотрудничестве с учителем)

высокий

Самостоятельное построение учебных целей (самостоятельное построение новых учебных действий на основе развёрнутого, тщательного анализа условий задачи и ранее усвоенных способов действий)

Обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи


При анализе результатов образовательных достижений подтвердился достаточный уровень (у большинства высокий и средний) сформированности у обучающихся универсальных учебных действий. (приложение 7)

По результатам мониторинга сформулировала себе рекомендации для дальнейшей работы. В целях повышения уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся необходимо:

- для развития личностных УУД - проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, создавать на уроках ситуацию успеха, поощрять за положительный результат;

- для формирования познавательных УУД – привлекать учащихся к работе с разными источниками информации, развивать основные мыслительные операции, умения устанавливать логические связи, используя для этого задания проблемно-поискового характера;

- для развития коммуникативных навыков у учащихся рекомендуется формировать навыки позитивного общения, используя групповые формы работы на уроках, положительное одобрение за результат.

1.2. Развитие творческих способностей младших школьников через использование разных форм организации деятельности

«Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

Дмитрий Лихачев (академик)

Сущность понятия «творческие способности»

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое вкладывается в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Противоречивы суждения ученых по поводу того, что считать творчеством. В повседневной жизни творчеством обычно называют, во-первых, деятельность в области искусства, во-вторых, конструирование, созидание, реализацию новых проектов, в-третьих, научное познание, созидание разума, в-четвертых, мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами, проявляющееся как воображение, являющееся условием мастерства и инициативы.

Творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности. Отмечается, что в творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (а не критически относиться к ним); что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания. Суть творчества, по мнению С. Медника, - в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в использовании широкого поля ассоциаций. И.В. Львов считает, что творчество - не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений, эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека-творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь строгие, проверенные знания и умения.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях и т.д. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

Творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный и внеучебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов.

Для того чтобы успешно активизировать творческую деятельность школьников, учителю необходимо видеть результативность и продуктивность своей работы. Для этого необходимо следить за динамикой проявления творческой деятельности каждого ребенка. Элементы творчества и взаимодействия элементов воспроизведения в деятельности школьника, как и в деятельности зрелого человека, следует различать по двум характерным признакам:

  • по способу ее протекания (процессу);

  • по результату (продукту) деятельности.

Очевидно, что в учебной деятельности элементы творчества учащихся проявляются, прежде всего, в особенностях ее протекания, а именно в умении видеть проблему, находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях. Таким образом, можно сделать вывод, что творческая деятельность активизируется в благоприятной атмосфере, при доброжелательных оценках со стороны учителей, поощрении оригинальных высказываний. Немаловажную роль при этом играют открытые вопросы, побуждающие школьников к размышлениям, к поиску разнообразных ответов на одни те же вопросы учебного плана. Еще лучше, если самим учащимся позволяется ставить подобные вопросы и отвечать на них.

Творческая деятельность способствует развитию творческих способностей, повышению интеллектуального уровня. Таким образом, под творческими способностями понимается совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности, позволяющих в процессе ее выполнять преобразование предметов, явлений, наглядных, чувственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать и принимать оригинальные, нестандартные решения.


Условия для формирования творческих способностей

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. В психолого-педагогической литературе такими условиями являются:

Изменение роли ученика

Принципиальное изменение роли ученика начальной школы на уроке, согласно которой он должен стать активным участником познания, имеющим возможность выбирать, удовлетворять свои интересы и потребности, реализовывать свой потенциал. В процессе выполнения творческих заданий необходимо личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога. Суть его - в неразрывности прямого и обратного воздействия, осознание взаимодействия как сотворчества.

Комфортная психологическая обстановка 

Создание комфортной психологической обстановки, благоприятствующей развитию способностей: поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, вера в силы и возможности школьников, безусловное принятие каждого ученика, уважение его потребностей, интересов, мнений, исключение замечаний и осуждений. Отрицательные эмоции (тревога, страх, неуверенность в себе и др.) негативно влияют на результативность творческой деятельности, особенно у детей младшего школьного возраста, т. к. им присуща повышенная эмоциональность. Важен благоприятный психологический климат и в ученическом коллективе, царящий в том случае, когда создана атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.

Создание внутренней мотивации учения 

Необходимость внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах. Только на их основе возможно успешное развитие творческих способностей. Тогда познавательная потребность, желание ребенка, его интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Корректная педагогическая помощь ребенку

Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может доду­маться.

Сочетание разнообразных форм работы 

Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке в зависимости от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности. Предпочтительность коллективной и групповой форм обусловлена тем, что совместный поиск позволяет объединить знания, умения, способности нескольких человек, способствует повышению интенсивности рефлексии, играющей важную роль в процессе создания нового. В процессе рефлексии ученик осознает не только творческую деятельность как таковую, но и себя в творчестве (свои потребности, мотивы, возможности и т. п.), что позволяет ему корректировать свой образовательный путь.

Межпредметность

В процессе решения творческих задач, как правило, необходимо использовать знания из разных областей. И чем сложнее задача, тем больше знаний следует применить для ее решения.

Создание ситуации успеха 

Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Не стоит готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу.

Самостоятельность выполнения творческого задания

Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Необходимы сложные, но посильные для детей творческие задания, которые стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают соответствующие умения.

Разнообразие творческих заданий, как по содержанию и по формам их представленности, так и по степени сложности. Оптимальное сочетание творческих и обычных учебных заданий содержит богатые развивающие возможности, обеспечивает работу учителя в зоне ближайшего развития каждого из учащихся.

Последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников 

Эпизодический характер творческих упражнений и заданий, предусмотренных любой программой начального обучения, не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей детей.


Организация деятельности по развитию творческих способностей обучающихся и полученные результаты

Основываясь на изученную по теме литературу, я попыталась определить основные направления и приемы развития таких важнейших компонентов творческих способностей как научная (интеллектуальная деятельность), самостоятельность, самореализация обучающихся. Сначала изучила различные методики исследования развития творческих способностей младших школьников.

Для того чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития творческих способностей учащихся, поскольку выбор видов творчества должен зависеть от уровня, на котором находится обучающийся.

Исходя из понимания термина «творческие способности», которые предполагают стремление ученика мыслить оригинально, нестандартно, самостоятельно искать и принимать решения, проявлять познавательный интерес, открывать новое, непознанное для школьника, были выделены следующие критерии уровня развития творческих способностей младших школьников:

Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления младших школьников о творчестве и творческих способностях, понимание сути творческих заданий.

Мотивационно-потребностный критерий характеризует стремление ученика проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам учебных заданий.

Деятельностный критерий выявляет умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать творческое воображение детей, осуществлять процесс мышления нестандартно, образно.

Каждый из критериев имеет систему показателей, характеризующих проявление исследуемых качеств по данному критерию.

Таблица 1

Критерии

Показатели

Средства измерения

Когнитивный

1.Знание понятия «творчество» и оперирование с ним.
2. Наличие представлений о творчестве и творческих способностях.

Тестирование

Методика "Наборщик"

Мотивационно-потребностный

1.Отношение к творческим упражнениям.

2.Развитие творческих способностей.
3.Стремление к самовыражению, оригинальности.

Наблюдение

Методика "Составь рассказ о несуществующем животном"

Деятельностный

1.Предложение новых решений в процессе учебной деятельности.
2.Проявление нешаблонности, креативности, оригинальности мышления.

3. Участие в коллективной творческой деятельности

Наблюдение

Метод проблемных ситуаций.

Методика "Три слова"


В соответствии с выделенными критериями и показателями уровни развития творческих способностей младших школьников характеризуются следующим образом:

Таблица 2

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Когнитивный

Имеет достаточный уровень знаний, хорошее речевое развитие.

Имеет недостаточный уровень знаний, понятий, представлений; среднее речевое развитие.

Имеет низкий уровень знаний, отрывочные, плохо усвоенные понятия, слабо развита речь.

Мотивационно -потребностный

Учащийся стремится проявить творческие способности, с интересом выполняет творческие задания.

Учащийся недостаточно активен, выполняет творческие задания под контролем учителя, однако 
может проявить себя как творческую личность.

Учащийся пассивен, не стремится проявить творческие способности.

Деятельностный

Проявляет оригинальность, воображение, самостоятельность при выполнении заданий.

Проявляет оригинальность, нешаблонность при выполнении заданий. Но часто требуется помощь учителя.

Не может создавать и принимать
необычные образы, решения; отказывается от выполнения творческих заданий


Характеристика уровней творческих способностей младших школьников

1. Высокий уровень

Обучающиеся проявляют инициативность и самостоятельность принимаемых решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У ребенка проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Дети создают что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое. Работа учителя с обучающимися, обладающими высоким уровнем заключается в применении тех приемов, направленных на развитие у них самой потребности в творческой деятельности.

2.Средний уровень.

Характерен для тех обучающихся, которые достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Ребенок пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. На анализ работы и её практическое решение идет лишь в том случае, если данная тема интересна, и деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.

3.Низкий уровень.

Обучающиеся, находящиеся на этом уровне овладевают умениями усваивать знания, овладевают определенной деятельностью. Они пассивны. С трудом включаются в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны учителя. Эти дети нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, их не стоит перебивать или задавать неожиданные вопросы. Все детские ответы шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. Ребенок не проявляет инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения.

Используя данную методику, я провела исследование уровня развития творческих способностей обучающихся своего класса в сентябре 2015 года и в сентябре 2017 года. Сравнительный анализ показал положительную динамику (приложение 8):


2015 год

2017 год

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-о

%

1

16

3

50

2

34

2

34

4

66

0

0


Этих результатов мне удалось достичь, используя в работе разные формы деятельности.

Учебная деятельность

В учебной деятельности это, прежде всего, нестандартные уроки, помогающие развивать самостоятельность, коммуникабельность детей, мотивировать их на поиск творческих подходов к решению учебных задач разной трудности. Такие уроки использую для обобщения и закрепления изученного материала по темам. За межаттестационный период разработала и провела пять нестандартных открытых уроков. В том числе для обобщения материала по теме «Профессии» мною был разработан конструкт урока окружающего мира «Все профессии нужны» в форме игры-путешествия. Обучающиеся во время всего урока путешествовали по станциям, примеряли на себя роли людей различных профессий. Я предложила детям попробовать себя в следующих профессиях: учитель, эколог, фотограф, водитель, врач, парикмахер. Выбор профессии был обоснован с учетом темперамента и увлечений ребенка. Так например, девочка- отличница перевоплотилась в строгого, но справедливого педагога, который был готов помочь каждому сидящему в кабинете ребенку, если у того внезапно возникал вопрос. Девочка, которая всегда лучше всех делает уборку в классе и ухаживает за цветами, примерила на себя роль эколога; она рассказала ребятам о своей профессии, о том, как ухаживать за растениями и беречь окружающую среду. Девочка-мечтательница перевоплотилась в фотографа и сделала замечательное фото класса. Единственный мальчик класса попробовал себя в роли водителя. Ему выпала нелегкая задача: управлять человеком с завязанными глазами. Девочке, обожающей животных, было предложено попробовать себя в роли врача, чтобы рассказать ребятам, что делать, чтобы не заболеть. Девочка-модница примерила на себя роль парикмахера, она предложила всем ребятам поучаствовать в создании образа для куклы. Дети с удовольствием приняли предлагаемые учителем условия игры. Они с удовольствием перевоплотились в предлагаемые образы, серьезно готовились к приему «гостей» на своей станции, изучая справочную литературу, наблюдая за взрослыми, придумывая ответы на вопросы. Думаю, что деятельностное участие в этой игре-путешествии развивало самостоятельность в принятии решений, коммуникативные УУД, закрепило представление детей о мире профессий. Неожиданным оказался результат этой в чем-то профориентационной работы: дети настолько полюбили предложенные образы, что в их деятельности и сейчас часто встречаются отголоски того урока: девочка-учитель охотно помогает товарищам выполнять уроки на группе продленного дня, девочка-парикмахер делает замечательные прически себе и подружкам.


Внеурочная деятельность

Еще более широкое поле для развития творческих способностей дают внеурочные мероприятия. В течение межаттестационного периода я подготовила и провела несколько открытых внеклассных мероприятий для обучающихся начальной школы. Одним из таких мероприятий является осенние посиделки «В гостях у Домового». Всем известно, что современные дети имеют скудные представления о том, как раньше жили наши предки, об их традициях и обычаях. Именно поэтому у меня возникла идея разработать внеклассное мероприятие для обучающихся начальной школы с погружением в атмосферу русской крестьянской жизни. Это мероприятие проведено в рамках реализации межшкольного проекта «Две Салды» гражданско-патриотической направленности, в нем приняли участие младшие школьники четырех сельских школ Верхотурского района. Данное мероприятие помогло детям узнать, какие наряды раньше носили юноши и девушки, в какие игры играли и как они жили. В нем были использованы русские народные игры «Домовой», «Гори, гори ясно». Предметы русского быта: веретено, деревянные ложки, решето, коромысло - являлись атрибутами в народных играх. Созданная с помощью оригинальных декораций атмосфера помогла участникам мероприятия окунуться в историю, с помощью костюмов перевоплотиться в наших предков. Под влиянием правильно подобранной народной музыки у обучающихся появился интерес к дальнейшему изучению русской культуры и быта жителей. Именно через перевоплощение, деятельностное участие в играх и танцах, через использование разных жанров фольклора, создание обстановки, приближенной к реальности, обучающие учились мыслить и действовать нестандартно в определенных ситуациях, у них развивалась самостоятельность, формировалась потребность совместной деятельности. Такие мероприятия, проводимые в рамках реализации данного проекта, помогают не только выявлять творческие способности детей, но и формировать их духовно-нравственные качества, растить личность, любящую свою малую родину.

Для вовлечения младших школьников во внеурочную деятельность разработала и внедрила в образовательный процесс рабочие программы внеурочных объединений по английскому языку «Занимательный английский» и по информатике «Сетевичок».

Рабочая программа внеурочного объединения «Funny English» направлена на социальное и культурное развитие личности обучающегося, его творческой самореализации. Программа призвана помочь ребенку стать ответственным и знающим гражданином, способным использовать свои знания и умения в общении со своими сверстниками. Рабочая программа разработана для детей 8 – 9 лет, то есть обучающихся 2 – 3 классов.

Детей данного возраста отличает повышенная познавательная активность. Активность возникает в определенных условиях. Ребенок должен чувствовать потребность в изучении английского языка и иметь необходимые предпосылки для удовлетворения этой потребности. Основными источниками являются мотивация и желание. У подавляющего большинства детей начального этапа обучения изначально присутствует высокая мотивация изучения английского языка. Они с большим интересом и желанием приступают к изучению языка, хотят научиться читать, говорить, понимать на английском языке. Интерес обучающегося зависит от его успехов в овладении языком. И если ученик видит, что продвигается вперед в слушании, говорении, чтении и письме, он с интересом занимается этим. Ученик охотно изучает предмет, проявляет активность во внеклассных мероприятиях, если он понимает его социальную (знание английского языка является в определенной степени показателем культуры, интеллигентности) и личную значимость.

Для демонстрации освоения содержания рабочей программы, сформированных у обучающихся УУД разработала, провела и опубликовала на персональном сайте методическую разработку театрализованного представления «Рождество в Англии». В данном мероприятии все роли исполняли участники творческого объединения «Funny English» на английском языке. Это был первый опыт такого рода, который вдохновил детей на дальнейшие занятия иностранным языком.

Рабочая программа внеурочного объединения “Сетевичок” направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации. Программа призвана помочь ребенку стать ответственным и знающим гражданином, способным использовать свои знания и умения в общении со сверстниками, со взрослыми людьми с использованием персонального компьютера.

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Иными словами, информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Психологи утверждают, что основные логически еструктуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы. Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению обучающимися информационного компонента общеучебных умений и навыков. Однако учитывая запросы детей и возможности их родителей (только одна семья имеет дома ноутбук с выходом в Интернет), вижу, что детям просто необходимы дополнительные занятия по развитию навыков работы с ноутбуком, знания о безопасной работе в сети Интернет.


Проведение предметных олимпиад, конкурсов

В докладе Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 году сказано: «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников…» Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становятся одной из приоритетных задач современного образования. Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию творческого потенциала учащихся.

В образовательной организации, где я работаю, одним из разделов «Программы развития ОО» является раздел «Одаренные дети». Педагогический коллектив согласен с тем, что каждый ребенок от природы талантлив и талантлив по-своему, поэтому выделяет две составляющих, раскрывающих понятие «одаренные дети»: талантливые дети и дети, разносторонне проявившие себя в разных видах деятельности. Обучающиеся моего класса в полном составе включены в школьный банк как дети, разносторонне проявившие себя в разных видах деятельности. Это и мой небольшой вклад в общее сложное дело развития творческих способностей детей, формирующих разносторонне развитую личность.

Одним из направлений по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей является их участие в различных конкурсах, олимпиадах и викторинах, в том числе и дистанционных. В межаттестационный период организовала и провела для обучающихся класса олимпиады и конкурсы, в которых они достигли неплохих результатов:

ууч.г

Название олимпиады, конкурса

Количество детей, принявших участие

Результат

22015-2016

Всероссийская олимпиада «Мир вокруг нас. Птицы»

4

1 призер (2 место)

Всероссийская олимпиада «Мир вокруг нас. Хищники»

4

1 призер (2 место)

Всероссийская олимпиада (естественнонаучный цикл)

4

участие

Всероссийская олимпиада по русскому языку

4

1 призер (2 место)

Всероссийский марафон «Звуки и буквы»

2

2 призера (2 место)

Всероссийская викторина «Россия. Обычаи и традиции»

2

2 победителя

Всероссийская олимпиада (физико-математический цикл)

5

участие

Дистанционный блиц-турнир «Математический сундучок»

6

участие

Дистанционный блиц-турнир «Матушка Земля»

6

участие

Международный конкурс «Безопасный мир»

6

участие

Международный конкурс- игра по математике «Слон»

6

1 призер (3 место)

5 участников

Международный конкурс игра по русскому языку «Еж»

6

1 призер (3 место)

5 участников

Всероссийская олимпиада по русскому языку и литературному чтению «Словесник»

2

1 призер (2 место)

1 участник

Всероссийская олимпиада по точным наукам

6

2 победителя (2 и 3 место)

4 участника

Международный творческий конкурс «Олимпиада онлайн»

1

участие

Всероссийская олимпиада (гуманитарный цикл)

4

участие

Интернет-конкурс «Мы лучшие»

6

участие

Мисс Осень и Мистер Листопад

2

Приз зрительских симпатий, участие

Муниципальный конкурс юных чтецов «Юный речевик»

1

3 место

22016-2017

Всероссийская олимпиада (естественнонаучный цикл)

4

участие

Международный конкурс «Мириады открытий»

4

участие

Всероссийская олимпиада «Мир вокруг нас. Природные явления»

3

участие

Дистанционный блицтурнир «Математический сундучок»

6

участие

Дистанционный блицтурнир «Матушка Земля»

3

участие

Всероссийская викторина «Россия. Знаменитые поэты и писатели»

3

участие

Всероссийская викторина «Россия. Обычаи и традиции»

2

2 победителя

Всероссийская онлайн-олимпиада «Русский с Пушкиным»

6

1 победитель, 5 участников

Дино-олимпиада

6

1 победитель, 5 участников

Школьный конкурс, посвященный году экологии «Эко-бардак»

6

Приз зрительских симпатий, участие

Школьный конкурс песни и стоя «Песня в солдатской шинели»

6

1 место

Осенний праздник «Хоровод, мой хоровод»

5

3 место

Осенние посиделки «В гостях у Домового»

6

1 место




















В предметных олимпиадах, творческих конкурсах принимают участие все желающие дети (100 %), динамика достигнутых результатов положительная. (приложение 9)


Применение современных образовательных педагогических технологий

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задаём мы себе, приходя сегодня в класс. Учитель должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе.

Необходимым условием для реализации поставленных задач являлось применение в образовательной деятельности современных образовательных технологий, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий в рамках требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Среди многообразия современных образовательных технологий выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начального звена:

  • технология личностно-ориентированного обучения;

  • технология активных методов обучения;

  • технология проблемного обучения;

  • здоровьесберегающая технология;

  • информационно-коммуникационная технология;

  • технология «Портфолио»;

  • проектная технология


Технология личностно-ориентированного обучения

Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий обучающихся, а отношения «педагог-ученик» построены на принципах сотрудничества и свободы выбора. В её рамках не ребенок подстраивается под сложившийся обучающий стиль педагога, а педагог, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка. Личностно - ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «педагог — ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяется позиция ученика — от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что педагог должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности детей.

Так как образовательная организация, в которой я работаю, является сельской малокомплектной школой, то личностно-ориентированная технология является ведущей и применяется на каждом уроке, каждом занятии для реализации индивидуального подхода в процессе формирования УУД.


Технология активных методов обучения

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Технология АМО – упорядоченная совокупность (система) АМО, обеспечивающая активность и разнообразие мыслительной, практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия. К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. По структуре, в соответствии с технологией, всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

В 2015 году я прошла обучение на курсах повышения квалификации по разработке урока с использованием АМО, разработала конструкт урока, полностью основанный на использовании технологии АМО, элементы данной технологии использую на уроках.

Технология проблемного обучения

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников. Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.

Здоровьесберегающая технология

Здоровьесберегающие технологии применяются как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности, обязательные физминутки, разные виды гимнастики: для глаз, для кистей рук, для осанки и др.

Информационно-коммуникационная технология

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке. Повышение эффективности урока за счет наглядности можно достигнуть и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности, экономят время на уроке, позволяют работать в быстром темпе. Я использую на уроках тематические презентации, видеоуроки и музыкальные физминутки от образовательного сайта «Инфоурок», интерактивные карты и таблицы, музыкальные композиции, мультфильмы.

Технология портфолио

Это способ фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных образовательных достижений ученика в определенный период его обучения. Портфолио– это нечто большее, чем просто папка ученических работ: это заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в различных областях. Поэтому конечную цель портфолио ученика начальной школы я вижу в доказательстве прогресса по результатам учебной и воспитательной деятельности.

Каждый учащиеся моего класса имеет собственное портфолио за 2-3 класс, куда отбирает свои работы, рисунки, сочинения, фотографии, грамоты. Технологию портфолио я использую также для фиксирования результатов, накопления педагогических материалов и оценивания собственной деятельности.

Проектная технология

Применяю и приемы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества. При выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) решаются несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. 

Для участия в муниципальной научно-практической конференции «Орешек знаний» в межаттестационный период подготовила с обучающимися проекты естественнонаучной, социальной, краеведческой направленности.

В 2016 году была подготовлена исследовательская работа социальной направленности «Правила поведения в обществе», в которой анализировались правила поведения, принятые в английских и русских обществах. Выясняя, чем отличаются правила поведения людей в России и Англии, анализируя свое поведение и поведение знакомых, ученица сделала выводы о правилах поведения в обществе обеих стран и создала книжку-малышку с полезными советами. Жюри отметило оригинальность представления работы на двух языках. В этом же году руководила исследовательской работой «Образ домового», соединившей исследования в области литературного чтения, окружающего мира и технологии. В ходе работы ученица исследовала, откуда взялся образ домового, как он описывался в литературе, каким его себе представляли обычные люди, писатели и художники. Она попыталась передать свое видение этого существа через изготовление поделки.

В 2017 году я обратилась к проектам естественнонаучной и краеведческой направленности. В основу исследовательской работы «Золото уральского леса» был положен эксперимент, изучающий полезные свойства самого ценного дерева уральских лесов – кедра. В ходе эксперимента ученица провела опыты с маслом кедрового дерева, шелухой кедровых орехов, сумев доказать поставленную гипотезу о пользе всех частей этого дерева. Другая работа была посвящена изучению старинных рецептов изготовления выпечки, в особенности уральских шанег с картофелем. Ученица не только провела исследование, но и совместно с бабушкой приготовила блюдо по одному из рецептов. Представляя свои проекты на муниципальной НПК «Орешек знаний», обучающихся стали призерами (2016 г. – 2 место, 2017 г. - 3 место).

Важным условием развития творческих способностей является настойчивость и инициатива человека, без чего не может быть поиска. Задача современной школы - учить детей делать правильный выбор, умению самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, то есть учить думать творчески. Пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и стремимся мы, педагоги, в меру своих сил и способностей, организуя нашу деятельность. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к нему, то выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.































Глава 2. Повышение профессионального уровня педагога


В связи с переменами, происходящими в сфере образования, предъявляются новые требования к личности педагога, к повышению его профессиональной компетентности. Современный педагог должен постоянно повышать свое педагогическое мастерство, активно включаться в методическую, инновационную деятельность. Образование нуждается в педагоге, способном модернизировать свою деятельность посредством критического, творческого ее преобразования, использования достижений науки и инновационного педагогического опыта. Обновление общего образования во многом зависит от притока в нее молодых специалистов. Необходимость оптимизации повышения педагогического мастерства и творчества молодых педагогов обусловлена изменениями, которые происходят сегодня в системе российского образования. В нашей образовательной органигации педагогический коллектив на 60 % состоит из молодых педагогов в возрасте до 35 лет. Для каждого молодого педагога разработан индивидуальный образовательный маршрут повышения профессионального мастерства.

Я пришла работать учителем начальных классов в Усть-Салдинскую школу в 2015 г. после окончания ГБОУ СПО Свердловской области «Северный педагогический колледж», стаж работы составляет два года. Получаю высшее профессиональное образование в Российском государственном профессионально-педагогическом университете по специальности «Психология образования».

В межаттестационный период я, прежде всего, училась быть учителем:

  • изучала нормативно-правовые документы, методические рекомендации;

  • знакомилась с педагогическими технологиями;

  • применяла полученные знания на практике;

  • училась анализировать результаты, в соответствии с ними корректировать свою деятельность;

  • накапливала педагогическое мастерство.

В межаттестационный период вносила личный вклад в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания обучающихся. Участвовала в работе методических объединений учителей начальных классов и иностранного языка. Являлась экспертом муниципальной научно-практической конференции «Орешек знаний». Делилась опытом конструирования современного урока, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В 2017 году участвовала в муниципальных профессиональных конкурсах: в конкурсе методических разработок для учителей начальных классов, заняла 3 место в конкурсе «Лучший профессиональный портфолио» (в номинации «Лучший профессиональный портфолио молодого педагога»).

Развивая творческие способности своих учеников, я незаметно для себя поняла, что у меня тоже появились творческие способности, о которых я даже не подозревала. Для школьных и межшкольных мероприятий пишу сценарии, освоила основы хореографии для постановки танцев, некоторые техники декоративно-прикладного творчества, рукоделия. С исследовательскими работами и методическими разработками мероприятий принимала участие в творческих конкурсах разных уровней: во всероссийском конкурсе «Педагогический успех» (3 место), 2016 г.; в конкурсе сочинений «Уроки благодарности» в рамках областного проекта «Спасибо!» (участник), 2017 г.; в областном экологическом конкурсе «Мы в ответе за планету» (участие), 2017 г.; во всероссийском конкурсе «Победители», приуроченном ко Дню Великой Победы (победитель), 2017 г.; во II Всероссийском конкурсе научных и творческих работ «Социализация, воспитание, образование детей и молодежи» (3 место), 2017 г.

Транслировала в педагогических коллективах опыт практических результатов своей профессиональной деятельности: представила опыт работы на муниципальных педагогических чтениях «Образование XXI века: взгляд молодого педагога» в 2016 г. по теме «Драматизация как средство развития речевых навыков младшего школьника».

Повысила уровень профессиональной компетенции через участие в тематических семинарах, вебинарах («Портфолио младшего школьника в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», 2015 г., «Пять способов оценки метапредметных результатов», 2017 г.). Прошла обучение на курсах повышения квалификации по образовательным программам: «Разработка урока иностранного языка по технологии активных методов обучения». 108 часов, «Основы смыслового чтения и работа с текстом в начальной школе», 40 часов, «Организация инклюзивного образования в ОО в соответствии ФГОС», 24 часа.

В 2017 году награждена Благодарственным письмом Управления образования Администрации городского округа Верхотурский за активное участие в мероприятиях, проводимых на территории городского округа Верхотурский.












Глава 3. Проектная часть


В связи с повышением общественной значимости процесса и результата образования; развитием информационных технологий и созданием единого информационного пространства, предоставляющего широкие возможности для позитивных изменений в образовательном процессе,  на следующий межаттестационный период планирую:

  1. Цель - продолжить работу по формированию УУД через проектную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий.

И ставлю перед собой следующие задачи:

- разработать показатели, критерии, инструментарий для отслеживания проектных умений младших школьников;

- создать условия для проектной и исследовательской работы обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности (мини- проекты; исследования).

  1. Цель - освоить эффективные методы и приемы работы с одаренными детьми и реализовать их в образовательном процессе.

И ставлю перед собой следующие задачи:

- продолжить работу по раскрытию творческих способностей детей (публикация творческих работ учеников школы на личном, классном и школьном сайте);

- способствовать развитию личности ребенка через участие в конкурсах, семинарах, олимпиадах, в том числе и дистанционных.


Этапы и механизм достижения планируемого результата в межаттестационный период 2018-2022 гг.

этап

цель

механизм достижения планируемых результатов

Организационный 2018 г.

Продолжить внедрение ФГОС НОО, совершенствовать комплекс программно-методического и контрольно-измерительного обеспечения образовательного процесса


- анализ затруднений;

- корректировка рабочих программ по предметам начальной школы;

- выявление интересов учеников и корректировка программ внеурочной деятельности в соответствии с потребностями обучающихся и родителей;

- изучение нормативно-правовых документов в области образования

- определение целей и задач;

- подготовка комплекта входной и текущей диагностики по мотивации учения

Деятельностный 2019-2021 гг.

Продолжить использование в образовательном процессе современных, в том числе интерактивных технологий, совершенствовать банк используемых ЭОР по предметам начального общего образования, продолжить разработку собственных ЦОР


- освоение новых образовательных технологий;

- выбор показателей и составление программы мониторинга;

- проведение диагностики уровня УДД ;

- подготовка контрольно- измерительных материалов;

- разработка тем проектов учебно-исследовательской деятельности учащихся;

- планирование мероприятий для самореализации школьников;

- программа мониторинга;

- критерии оценивания показателей;

- банк контрольно - измерительных материалов;

- участие в интеллектуально-творческих мероприятиях различного уровня

Творческий 2019-2021 гг.

Обеспечить условия для самореализации учащихся класса в различных направлениях деятельности


- внедрение в практику интерактивных технологий;

- разработка собственных электронных пособий;

- проведение интегрированных уроков;

- сопровождение учебных проектов;

- активизация познавательной деятельности;

- расширение кругозора учащихся

Аналитический 2022 г.

Постоянно осуществлять анализ собственной профессиональной педагогической компетентности


- повышение уровня профессиональной компетентности;

- обмен опытом работы с коллегами;

- анализ и обработка результатов;

- соотнесение результатов с поставленными целями;

- рефлексия педагогической деятельности










Заключение


В заключение хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом вижу один из путей активизации обучения. Помогать каждому, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно без посторонней помощи не может преодолеть познавательную трудность, – в этом, считаю, назначение учителя.

Подготовка и написание данного аналитического отчета позволили мне проанализировать, осмыслить и дать оценку результативности собственной деятельности.

Критериями оценки эффективности профессиональной деятельности считаю:

- высокие уровни обученности и качества обучения учащихся;

- результативность внеучебной, интеллектуально-творческой деятельности обучающихся;

- позитивное отношение учащихся к школе, учителям, друг к другу;

- положительная оценка моей деятельности участниками образовательного процесса.




















Литература







10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!