СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности учителя русского языка и литературы за межаттестационный период

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитический отчет содержит анализ результатов педагогической деятельности за межаттестационный период и включает в себя следующие разделы

- введение

- аналитическая часть

- проектная часть

- заключение

- список использованных источников

- приложения.

Просмотр содержимого документа
«Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности учителя русского языка и литературы за межаттестационный период»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Муниципальное казенное учреждение

«Управление образованием Туринского городского округа»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Чукреевская средняя общеобразовательная школа







Аналитический отчет о результатах

педагогической деятельности

учителя русского языка и литературы за межаттестационный период

(2018-2021 гг.)








Составитель:

Верховод Ксения Сергеевна,

учитель русского языка и литературы,

первой квалификационной категории






с. Чукреевское, 2021

Содержание

Общие сведения об учителе……………………………………………………...3

1. Введение……………………………………………………………….…….4-6

2. Аналитическая часть………………………………………………………..7-24

2.1. Сущность и история возникновения понятия «читательская грамотность»………………………………………………………………………...7-9

2.2. Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы…………………………………………………………………9-14

2.3. Анализ результатов педагогической деятельности…………………..14-18

2.3.1 Результаты освоения обучающимися основной образовательной программы по итогам мониторингов, проводимых ОО………………………...14-17

2.3.2 Результаты освоения обучающимися основной образовательной программы по итогам внешнего мониторинга, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662……………………………………………………………….....17

2.4. Результативность профессиональной деятельности по выявлению и развитию у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности…………………………..18-19

2.5. Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования и транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности…………………………………………………19-22

2.6. Результативность деятельности педагогического работника в профессиональном сообществе…………………………………………….…….22-24

3. Проектная часть…………………………………………………………...….25

4. Заключение……………………………………………………………….……26

5. Список использованных источников…………………………………….27-28

6. Приложения………………………………………………………….……29-42


Общие сведения об учителе

ФИО: Верховод Ксения Сергеевна.

Дата рождения: 20.10.1991 года.

Сведения об образовании: высшее педагогическое. В 2015 году закончила Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» г. Екатеринбург, направление подготовки «Педагогическое образование», присвоена квалификация «Бакалавр».

Основное место работы: МАОУ Чукреевская СОШ.

Общий трудовой стаж: 10 лет.

Педагогический стаж: 10 лет

Стаж работы в данном ОУ: 4 года.

Квалификационная категория: первая.

Преподаваемые предметы: русский язык, литература, родной (русский) язык, родная (русская) литература.

Награды:

- 2018 год – Грамота МАОУ Чукреевской СОШ «За творческий подход к организации летнего отдыха детей и в связи с профессиональным праздником».

- 2019 год – Грамота МАОУ Чукреевской СОШ «За добросовестное отношение к работе и успешную подготовку выпускников к государственной итоговой аттестации».

- 2021 год – Почетная грамота МКУ «Управление образованием Туринского городского округа» «За добросовестный труд и в связи с профессиональным праздником сферы образования – Международным днем учителя».



  1. Введение

Одной из приоритетных задач школы в современных условиях является разностороннее развитие учащихся, их познавательных интересов, творческих способностей, умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.

Формирование личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, предъявляет особые требования к образованию. В соответствии с ними к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися Основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.

Читательская грамотность является одним из планируемых результатов обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Требования к уровню читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах ФГОС «Чтение: работа с информацией» и обобщенных планируемых результатах освоения основных учебных программ по всем предметам и определяются следующими позициями:

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Следовательно, обучение приемам работы с текстом приобретает всеобъемлющий, надпредметный характер. Это диктуется не только требованиями ОГЭ и ЕГЭ, но и реальной речевой практикой.

От того, как понимают информацию и умеют с ней работать учащиеся, зависит формирование основ их читательской грамотности. Качественное чтение призвано способствовать личностному росту и конкурентоспособности современного человека, живущего в информационно-культурной среде. Именно уроки русского языка и литературы в школе имеют наибольший потенциал и возможности по формированию читательской грамотности.

Я считаю, что выбранная мною тема для самообразования: «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» актуальна на сегодняшний день. Актуальность выбранной темы обусловлена острой необходимостью повышения уровня читательской грамотности среди учащихся, а также понимания, что же нужно предпринять учителю, каким образом работать, чтобы изменить отношение учеников к чтению и всему процессу обучения.

На современном этапе развития общества интерес к чтению снижается. Этому способствуют информационная загруженность в средствах массовой информации и окружающем мире в целом. На мой взгляд, основной проблемой на данный момент является - низкий уровень культуры чтения. Таким образом, формирование читательской грамотности приобретает огромное значение, как для образования, так и для государства.

Объектом анализа является педагогическая деятельность в период с 2018 по 2021 годы.

Предметом анализа является приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.

Цель данного аналитического отчёта – определить эффективность использования приемов формирования читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы; провести анализ и самооценку профессиональной деятельности за межаттестационный период.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить и обобщить опыт использования приемов формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы;

  2. Способствовать повышению уровня читательской грамотности среди учащихся 5-11 классов;

  3. Оценить результативность и эффективность профессиональной деятельности за межаттестационный период;

  4. Выявить проблемы и спроектировать пути их решения в следующий межаттестационный период.



2. Аналитическая часть.

2.1. Сущность и история возникновения понятия «читательская грамотность».

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

В отечественной педагогике термин «читательская грамотность» появился в 2000-х годах, когда российские образовательные учреждения первый раз приняли участие в международных программах по оценке достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) и PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study). В настоящее время читательская грамотность подразумевает практические умения работы с текстом – умение понимать, анализировать прочитанное, использовать информацию для решения определенных задач. Иными слова, информация, которую человек получает из текста, должна расширять кругозор и возможности в жизни.

Читательская грамотность состоит из системы следующих взаимодополняющих аспектов:

  • понимание текста на уровне фактической информации, данной в тексте;

  • оценка языка, стиля, жанра;

  • ориентация в тексте; преобразование данных от частных явлений к обобщенным;

  • формулирование основных идей и выводов;

  • общее понимание текста; размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.

Эти навыки взаимосвязаны. Работа по читательской грамотности опирается не только на сам текст, но и на умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы, определять авторскую позицию, основные мысли, иными словами интерпретировать прочитанный текст.

С учетом возрастных особенностей определяют следующие навыки читательской грамотности:

  • 5-6 классы – умение отвечать на вопросы по тексту, поставленные в прямой или косвенной форме, на основании текста формулировать простые и сложные суждения, устанавливать связи, не высказанные напрямую автором, и интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

  • 7-8 классы – умение составить план прочитанного текста и воспроизвести по нему текст, интерпретировать, оценивать информацию и соотносить ее с собственным читательским опытом;

  • 9-11 классы – умения конспектировать и тезисами излагать информацию из текста, реконструировать авторский замысел, опираясь на информацию, данную в тексте, и формальные элементы текста, применять новую теоретическую информацию в других учебных ситуациях.

Начиная со средней ступени образования, необходимо усложнять работу с текстом, развивать навыки самостоятельного чтения и понимания текста. Чем раньше начать работу по формированию читательской грамотности, тем легче она получит свое развитие в старшем возрасте.

Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста, являются основными, базовыми.

Поиск информации – процесс нахождения фрагмента текста, где эта информация содержится. При работе с печатным текстом, читатель может ориентироваться на подзаголовки и определить, в какой части текста содержится нужная информация. Для поиска информации в электронном тексте читатель прибегает к использованию гиперсвязей.

Извлечение информации – это процесс отбора и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе. Отвечая на вопросы, которые требуют извлечения информации, учащиеся должны связать существенные детали вопроса (искомое свойство объекта, время, место или обстоятельства действия) и соответствующие детали текста.

Очень важны читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста. Чтобы понять внутренний смысл текста, его отдельные сообщения необходимо связать друг с другом и истолковать.

Действия читателя, связанные с осмыслением и оценкой текста, являются необходимыми для формирования и развития читательской грамотности. Читатель, который умеет осмыслить и оценить прочитанную информацию, может связать смысл текста со своими собственными убеждениями и опытом. Понимание и оценка включают в себя использование знаний, идей и чувств, известных читателю до прочтения текста.

Действия читателя, связанные с использованием текстовой информации. Эта группа читательских действий предполагает умение читателя применять информацию, представленную в тексте, для решения различных учебно-познавательных и практических заданий.

2.2. Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.

С опорой на основной вид учебной деятельности в школе у обучающихся должны быть сформированы специальные читательские умения, необходимые для полноценной работы с текстами, которые представлены в приложении № 1.

На уроках русского языка и литературы я использовала приемы, различные по целям и содержанию, направленные на формирование и развитие специальных читательских умений различных уровней (групп), представленных в приложении № 1.

С учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся были определены следующие приемы формирования читательской грамотности:

  1. Прием «Шесть шляп» из технологии «Шесть шляп мышления». Данный прием включает в себя шесть различных типов мышления. Каждая цветная шляпа обозначает роль, определенный тип мышления и деятельности. Белая шляпа – объективные факты; желтая шляпа – это положительное, позитивное мышление; черная шляпа – выявление противоречий, недостатков, их причины, называние только отрицательных черт; красная шляпа – изучение эмоций, возникших при чтении текста, определение, как изменяются эмоции; зеленая шляпа – обладает творческим началом, предполагает поиск новых граней в изучаемом материале; синяя шляпа – обобщение и анализ полученной информации, оценивание работы каждой творческой группы в соответствии с поставленной перед данной группой целью.

Этот прием работает над формированием и развитием способов работы с информацией: способность осознавать потребность в информации, умение разрабатывать стратегии поиска информации, способность систематизировать, обрабатывать и воспроизводить информацию, способность синтезировать существующую информацию, создавать на его основе новое знание (группы читательских умений №1, №2 и №3).

  1. «Концептуальная таблица» из технологии «Развития критического мышления». Используется при необходимости сравнения нескольких аспектов, вопросов или героев произведения. Способ построения: по горизонтали записываются основные характеристики, по которым сравнивается явления или объекты, а по вертикали — отличительные свойства, по которым происходит сравнение.

Данный прием формирует умения ориентации в тексте, интерпретации информации, представленной в тексте, умения анализировать и сравнить информацию, проводить аналогии (группа умений №1 и №2).

  1. «Тонкие и толстые вопросы» из технологии «Смыслового чтения». Учащиеся учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы – кто? что? когда? как зовут? и др.) и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые вопросы – Объясните, почему..? Мог ли..? Согласны ли вы..? и др.).

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать сложные вопросы, требующие анализа текста, и формулировать ответы, основываясь на прочитанном тексте. Данный прием формирует умения выявлять в тексте фактическую информацию, обобщать и интерпретировать ее, формулировать выводы и оценочные суждения (группа читательских умений №1 и №2).

  1. «Ромашка Блума» из технологии «Развития критического мышления». «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов: - простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию; - уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал; - интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей; - творческие, такие вопросы содержат частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза, фантазии; - практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой; - оценочные, позволяющие определить положительные и отрицательные моменты.

Данный прием работает на формирование умений анализировать информацию, данную в тексте, интерпретировать ее и прогнозировать дальнейшее развитие сюжета (группа умений №1, №2, №3).

  1. «Кластер» из технологии «Развитие критического мышления». Кластер – это наглядный способ оформления и структуризации учебного материала. Суть данного приема заключается в том, что в центре листа записывается или зарисовывается ключевое слово (идея, тема), либо проблемный вопрос, от него располагаются координаты, на которых фиксируются идеи (слова, рисунки), связанные с ключевым понятием.

Очень важным моментом является презентация полученных кластеров учащимися. Это служит не только систематизации материала, но и установлению причинно-следственных связей между элементами кластера. Данный прием работает на формирование умений использования текста для решения учебно-познавательных задач с привлечением дополнительных знаний и личного опыта учащихся (группа читательский умений №3).

  1. «Чтение с остановками» из технологии «Смыслового чтения». Данный приём используется преимущественно на повествовательных текстах. На этапе подготовки к чтению учащиеся по названию текста предполагают, о чем пойдет речь в тексте. На этапе работы с текстом учащиеся читают текст по смысловым частям. После чтения каждого фрагмента учащиеся высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

Данный прием формирует у учеников критичное отношение к собственной точке зрения, умение отказываться от своей точки зрения, если она недостаточно аргументирована или приведенные аргументы оказались несостоятельными. Также данный прием способствует формированию у учащихся умения уважительно относиться к точке зрения другого человека, умению прогнозировать информацию (сюжет), на основании фактических и косвенных признаков текста. Иными словами, данный прием работает на формирование коммуникативных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий. Прием «Чтение с остановками» работает на формирование таких читательских умений, как анализировать информацию, данную в тексте, интерпретировать ее и прогнозировать дальнейшее развитие сюжета (группа умений №1 и №2).

  1. Прием «Письмо с дырками». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала. Данный прием работает на формирование таких читательских умений, как анализировать информацию, данную в тексте, интерпретировать ее (группа умений №1 и №2).

Примеры использования вышеперечисленных приемов по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы представлены в приложении № 2.

На протяжении 2020-2021 учебного года в 6 классе на уроках русского языка и литературы для повышения уровня сформированности читательской грамотности проводилась систематическая и целенаправленная работа. В начале учебного года была проведена входная диагностика, которая показала, что средний уровень читательской грамотности показали 5 человек (56%), низкий уровень читательской грамотности - у 4-х человек, что составляет 44%.

Использование приемов формирования читательской грамотности («Письмо с дырками», «Чтение с остановками», «Кластер», «Концептуальная таблица», «Тонкие и толстые вопросы») на уроках способствовало повышению уровня читательской грамотности. По результатам диагностики, проведенной в конце учебного года, получились следующие результаты, которые представлены в форме диаграммы.

На основании диаграммы можно сделать вывод, что систематическое использование приемов формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы способствует повышению уровня читательской грамотности обучающихся. Таким образом, эти приемы необходимо использовать не только на уроках русского языка и литературы, но и на уроках естественнонаучного цикла.

2.3. Анализ результатов педагогической деятельности

2.3.1 Результаты освоения обучающимися основной образовательной программы по итогам мониторингов, проводимых ОО.

Свою педагогическую деятельность строю в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования федерального и регионального уровней (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. от 31.12.2015 г.), приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. от 29.07.2017 г.), законом Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями на 3 июля 2020 года), а также локальными нормативными актами (Устав МАОУ Чукреевской СОШ, Основная образовательная программа основного общего образования, основная образовательная программа среднего общего образования, должностная инструкция учителя). Разработанные мною рабочие программы по русскому языку и литературе соответствуют требованиям ФГОС и направлены на формирование предметных и метапредметных результатов, на личностное развитие обучающихся. Разработаны программы элективных курсов «Секреты успешной коммуникации», «Основы журналистики».

Основным направлением своей профессиональной деятельности считаю обеспечение таких образовательных условий, в которых сможет раскрыться и реализоваться потенциал каждого ученика. При организации образовательной деятельности, урочной и внеурочной, стремлюсь создать благоприятный психологический климат, атмосферу взаимопонимания, толерантности, взаимопомощи. Использую различные формы организации образовательной деятельности: групповая / парная, коллективная, фронтальная. Наряду с традиционными формами уроков провожу нестандартные уроки (урок-соревнование, урок-путешествие, урок-игра, урок-дискуссия, урок-практикум).

Применяю в своей деятельности современные образовательные технологии, которые способствуют формированию учебно-познавательной мотивации школьников: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии. В период дистанционного обучения активно использовала в своей профессиональной деятельности электронные образовательные ресурсы: «ЯКласс» — образовательный интернет-ресурс, «Российская электронная школа» - информационно-образовательная среда. Использую в обучении и воспитании дифференцированный и индивидуальный подходы, позволяющие осуществлять сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Для активизации познавательной деятельности школьников, побуждающей их вовлечься в учебный процесс, воспринимать информацию, думать, разрабатываю для уроков русского языка и литературы различные дидактические материалы. Для организации контроля освоения предметных и метапредметных результатов разрабатываю контрольно-измерительные материалы в соответствии с требованиями основных образовательных программ МАОУ Чукреевской СОШ на основе принципов критериального оценивания.

По результатам мониторинга, проводимого администрацией МАОУ Чукреевской СОШ, мои ученики показывают стабильные положительные результаты освоения образовательных программ по русскому языку и литературе, также наблюдается положительная динамика результатов освоения образовательных программ.

Таблица 2. «Успеваемость и качество знаний обучающихся по русскому языку и литературе»

Учебный год

Русский язык

Литература

Успеваемость, %

Качество знаний, %

Успеваемость, %

Качество знаний, %

2019

100

46

100

56

2020

100

48,5

100

58

2021

100

50,4

100

65

На основании Таблицы 2 мы видим, что успеваемость по предметам составляет 100%, а процент качества знаний увеличивается. По русскому языку качество знаний за межаттестационный период увеличилось на 4,4%, по литературе – на 9%.

2.3.2 Результаты освоения обучающимися основной образовательной программы по итогам внешнего мониторинга, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662.

В межаттестационный период мои ученики в 2019 году проходили государственную итоговую аттестацию в форме ОГЭ, а в 2020 и 2021 годах в форме ЕГЭ.

Результаты ОГЭ по русскому языку в 2019 году:

Учебный год


Кол-во сдававших экзамен

Результат

Средний балл по 5-бальной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

2019

7

-

1

5

1

4

Все обучающиеся справились с экзаменом в основной период. Четыре человека подтвердили свои годовые оценки, два ученика повысили результат.

В 2020 году основной государственный экзамен по русскому языку не проводился в связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой, поэтому итоговые оценки были выставлены на основании годовых.

В 2020 году ЕГЭ по русскому языку сдавал 1 человек, набрав 56 баллов, перевод баллов в оценку не осуществлялся. В 2021 году ЕГЭ по русскому языку сдавали 5 человек, все выпускники подтвердили годовые оценки: «3» - 3 человека, «4» - 2 человека, средний балл – 3,4.

Таким образом, наблюдается незначительная, но положительная динамика по результатам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662.

2.4. Результативность профессиональной деятельности по выявлению и развитию у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности.

В рамках внеурочной деятельности ежегодно провожу мероприятия в рамках предметной недели (викторины, конкурсы, турниры), направленные на формирование положительной мотивации к изучению русского языка и литературы. Привлекаю школьников к участию в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Ежегодно мои ученики принимают участие в школьном туре Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, в 2020 году три человека приняли участие в муниципальном этапе. В этом учебном году в школьном туре олимпиады по русскому языку приняли участие 5 человек, 2 человека прошли на муниципальный этап.

2019 год – 1 человек диплом победителя во Всероссийской онлайн-олимпиаде Учи.ру по русскому языку для 5-11 классов декабрь 2018-январь 2019.

2020 год - 2 человека заняли I место в Международной дистанционной олимпиаде «Эрудит III».

- Муниципальный тур Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (3 человека).

- Конкурс социальных видеороликов антикоррупционной тематики среди обучающихся центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в номинации «Социальный видеоролик» (группа - 7 человек) https://vk.com/video572729755_456239025.

- Конкурс роликов в социальных сетях для участников проекта по ранней профориентации учащихся 6-11 классов «Билет в будущее», который реализуется Союзом «Молодые профессионалы (Worldskills Russia)» в рамках нацпроекта «Образование» (1 человек) https://vk.com/video572729755_456239023.

- Историческая игра, посвященная литературному творчеству советских писателей и поэтов-участников Великой Отечественной войны, в рамках регионального этапа «Всероссийской акции «Читай, страна!» (2 человека).

- Всероссийская акция «Родные языки России», приуроченная к Международному дню родного языка и направлена на популяризацию изучения родных языков народов Российской Федерации (1 человек) https://vk.com/video92224891_456239029?list=07848dbd5305f2d3db.

- 2 человека приняли участие в Муниципальном этапе Всероссийского конкурса сочинений 2020. 1 человек занял III место, его работа была отправлена на Региональный этап.

2021 год - Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности» (эссе на тему «Писатель, которого не хватает», 1 человек).

- 1 человек занял I место во Всероссийской олимпиаде «Новое древо» по предмету: Русский язык. 6 класс.

- 1 человек занял I место во «Всероссийской итоговой олимпиаде по русскому языку» на сайте bykovrin.ru.

- 1 человек занял I место в Международном конкурсе по русскому языку «Фонетически разбор слова» для учеников 5-6 классов.

- Районный конкурс сочинений, приуроченный к празднованию Дня пожилого человека (1 ученик занял I место, 1 ученик занял II место).

В приложении № 3 представлены грамоты и сертификаты обучающихся.

2.5. Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования и транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности.

Важным принципом своей работы считаю личное участие в развитии образовательного учреждения и повышении качества образования.

В 2019 году принимала участие в конкурсе видеороликов «Бажов – 140 лет» и заняла III место.

- Участвовала в межрегиональном методическом семинаре «Стратегия поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях».

- Участие в I Всероссийском форуме центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» (г. Москва).

- Онлайн-курс «Как обогатить содержание программ воспитательной работы с классом, программ внеурочной деятельности мероприятиями РДШ?» (Корпоративный университет РДШ);

- Онлайн-курс «Интеграция мероприятий РДШ в программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школы» (Корпоративный университет РДШ);

- Онлайн-курс «Методические рекомендации для специалистов в области воспитания» (Корпоративный университет РДШ);

- Итоговый тест по программе «Интеграция мероприятий РДШ в программы образовательной организации» (Корпоративный университет РДШ);

- Онлайн-курс «Основы волонтерства для начинающих» (Онлайн-университет социальных наук).

- Участие в Международной научно-практической конференции «Интеграция в преподавании предметов естественно-математического цикла, информатики и технологии. Реализация предметных концепций как методологическая основа обновления содержания образования» (г. Тюмень).

В 2020 году участие в онлайн-конференции «Государственный экзамен 2020» на образовательной платформе «ЯКласс».

- Участие в международной акции «Тест по истории Великой Отечественной войны».

- Участие в VIII областной педагогической конференции образовательных организаций Свердловской области «Актуальные вопросы развития образовательного учреждения в условиях реализации инновационного образовательного проекта».

- Участие во II Всероссийском форуме Центров «Точка роста»: «Вектор трансформации образования общеобразовательных организаций сельских территорий и малых городов».

- Участие в областном обучающем семинаре на тему «Дополнительное образование детей: проблемы и перспективы».

В 2021 году участие в областном форуме руководителей центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» (г. Верхняя Пышма).

- Участие в диагностике профессиональных компетенций ГАУ Свердловской области «Центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов».

- Участие в форуме «Кванториум», «IT- КУБ», «Точка роста»: инфраструктура нацпроекта «Образование» для развития способностей и талантов детей.

Принимаю активное участие в работе школьного методического совета, выступаю с сообщениями и докладами:

1) 2019 год – методический семинар по теме «Применение новых подходов в обучении для развития функциональной (читательской) грамотности учащихся»;

2) 2020 год - мастер-класс для педагогов по теме «Приемы организации самостоятельной работы»;

3) 2021 год - доклад по теме «Критериальное оценивание - важный фактор процесса обучения».

Ежегодно являюсь экспертом по проверке Всероссийских проверочных работ по русскому языку, в 2020 году являлась экспертом по проверке муниципального тура олимпиад по русскому языку.

В 2021 году освоила курс «Подготовка экспертов к оцениванию итогового сочинения (изложения)», что позволило мне выступить в роли эксперта по проверке Итогового сочинения в 2021 учебном году. Также являлась экзаменатором-собеседником на Итоговом собеседовании по русскому языку в 9 классе.

На районном методическом объединении учителей русского языка и литературы представила опыт участия в конкурсе профессионального мастерства «Учитель года 2020».

Также средством транслирования моего профессионального опыта выступает созданная мной страница на интернет-портале «Мультиурок» https://multiurok.ru/kseniaverhovod/, на которой размещены контрольно-измерительные материалы по русскому языку и литературе, методические разработки уроков, программы элективных курсов. В связи с этим имеется несколько наград:

  • Грамота «За творческий поиск и инициативу, высокие успехи в профессиональной деятельности»;

  • Благодарность «За активное участие в деятельности проекта «Мультиурок»;

  • Благодарность «За создание личной методической библиотеки в рамках проекта «Мультиурок».

2.6. Результативность деятельности педагогического работника в профессиональном сообществе.

С 2019 года являюсь руководителем центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» (занимаюсь организацией образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, посредством странички в ВК https://vk.com/id572729755 делимся опытом работы в социальных сетях).

В 2021 году опубликовала в образовательном СМИ «Педагогический альманах» факультатив на тему «Секреты успешной коммуникации» (постоянный адрес публикации: https://www.pedalmanac.ru/269452); мастер-класс по теме «Приёмы организации самостоятельной работы» на сайте «Парад талантов России» (ссылка на публикацию: https://paradtalant.ru/teacher-publications/25/2233).

В межаттестационный период я участвовала в следующих профессиональных конкурсах:

- Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России 2020» в Туринском районе (призер конкурса).

- VII Областной конкурс профессионального мастерства «Учитель сельской школы 2021».

В приложении № 4 представлены грамоты, благодарности и сертификаты педагога.

Одним из показателей непрерывности профессионального развития учителя является курсовая подготовка и дополнительное профессиональное образование. За межаттестационный период прошла следующие курсы повышения квалификации:

  • «Оказание первой помощи» (36 ч) (ООО «Высшая школа делового администрирования», 2019 год);

  • «Инклюзивное образование: организация работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательной организации» (16 ч) (ОУ Фонд «Перове сентября», 2019 г.);

  • «Актуальные направления деятельности классных руководителей (обучение с использованием ДОТ)» (24 ч) (ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019 г.);

  • «Гибкие компетенции проектной деятельности» (ФГАОУ «Фонд новых форм развития образования», 2019 г.);

  • «Организация деятельности педагогических работников по классному руководству» (17 ч) (ООО Центр инновационного образования и воспитания, 2020 г.);

  • «Обработка персональных данных в образовательных организациях» (17 ч) (ООО Центр инновационного образования и воспитания, 2020 г.);

  • «Методология и технологии дистанционного обучения в образовательной организации» (49 ч) (ООО Центр инновационного образования и воспитания, 2020 г.);

  • «ФГОС среднего общего образования» (ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2020 год);

  • «Система оценивания образовательных результатов обучающихся по русскому языку и литературе» (ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2020 год);

  • «Развитие профессиональных компетенций учителей, аттестующихся в целях установления квалификационных категорий в условиях введения национальной системы учительского роста» (32 ч) (ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2021 г.).

За межаттестационный период получила следующие награды:

2018 год – Грамота МАОУ Чукреевской СОШ «За творческий подход к организации летнего отдыха детей и в связи с профессиональным праздником»;

  • 2019 год – Грамота МАОУ Чукреевской СОШ «За добросовестное отношение к работе и успешную подготовку выпускников к государственной итоговой аттестации».

  • 2021 год – Почетная грамота МКУ «Управление образованием Туринского городского округа» «За добросовестный труд и в связи с профессиональным праздником сферы образования – Международным днем учителя».

3. Проектная часть

Проанализировав результаты педагогической деятельности за межаттестационный период по теме «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы», пришла к выводу, что цель и задачи, поставленные на межаттестационный период, в целом, достигнуты.

Несомненно, останавливаться на достигнутом педагог не может, он должен находиться в постоянном развитии, стремлении к самосовершенствованию, поэтому на следующий межаттестационный период (2021-2026 гг.) ставлю перед собой новые задачи:

  • совершенствование форм и методов преподавания уроков русского языка и литературы;

  • совершенствование рабочих программ и созданию новых с учетом изменений ФГОС и образовательных потребностей обучающихся;

  • повышение уровня владения ИКТ и их практического использования на уроках и во внеурочной деятельности;

  • расширение форм внеклассной работы по предмету.

Реализовывать данную программу планирую на принципах сотрудничества и сотворчества с учащимися и их родителями, с коллегами–единомышленниками.

Условия решения поставленных задач:

  • представление своего положительного опыта работы на заседаниях ШМО и РМО;

  • курсы повешения квалификации;

  • участие в конкурсах профессионального мастерства и исследовательских проектах;

  • самообразование;

  • привлечение обучающихся к участию в конкурсах, олимпиадах, исследовательских проектах.

  1. Заключение

Анализируя результаты профессиональной деятельности за межаттестационный период, я пришла к выводу, что развитый читатель должен уметь извлекать информацию из текста, на ее основании строить простые суждения, а также строить собственные рассуждения на основании прочитанного, интерпретировать и оценивать информацию, данную в тексте. Человек с такими качествами востребован в современном обществе и будет способствовать его развитию. Именно поэтому формирование читательской грамотности школьников на уроках русского я зыка и литературы – одна из приоритетных задач современного российского образования.

Формирование читательской грамотности школьников на уроках русского языка и литературы помогает решить важную образовательную задачу современности – развитие ребенка, формирование активной личности и компетентного профессионала. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных умений и навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека. Все эти качества очень важны в условиях постоянного обновления информации.

Таким образом, приемы формирования читательской грамотности должны обязательно использоваться в процессе обучения школьников на всех школьных занятиях. Тесное взаимодействие родителей и педагогов, всего образовательного сообщества, использование современных инновационных технологий способствуют полноценному развитию ребенка.

5. Список использованных источников

  1. Абрамовская Л.Н. Системность читательской деятельности учащихся в современном образовательном пространстве / Л.Н. Абрамовская // Человеческий капитал, 2013. №11.

  2. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. / под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. - Москва: Просвещение, 2011.

  3. Белькова, А.Е. Методические способы формирование читательского интереса: сборник научных статей / А. Е. Белькова, П. А. Чубак // Молодой ученый, 2016.

  4. Бухаркина, М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов педвузов / М. Ю Бухаркина, Е.С. Полат. – Москва: Изд. Центр «Академия», 2010.

  5. Доблаев, Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания / Л.П. Доблаев – Москва: Педагогика, 2002.

  6. Дудова, Л.В. Формирование круга чтения современного школьника: методические рекомендации и материалы / Л.В. Дудова, Н.Е. Кутейникова. – Москва: Шк. кн., 2008.

  7. Колганова, Н.Е. Сущностные характеристики формирования основ читательской компетентности школьников / Н.Е. Колганова // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Международная научная конференция (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). – Санкт-Петербург: Реноме, 2012.

  8. Орлова, В.А. Рекомендации по повышению читательской компетенции в рамках национальной программы поддержки и развития чтения / пособие для работников образовательных учреждений. – Москва: Педагогика, 2008.

  9. Пинская, М.А. Может ли школа влиять на уровень читательской грамотности школьников? // М.А. Пинская, Т.В. Тимкова, О.Л. Обухова // Вопросы образования. – 2009.

  10. Полозова, Т. Д. Как сформировать читательскую активность: книга для учителя / Т. Д. Полозова. – Москва: Просвещение, 2008.

  11. Цукерман, Г.А. Хорошо ли читают российские школьники? / Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалёва, М.И. Кузнецова // Вопросы образования. – 2007.

  12. Шапиро, Н.А. Учимся понимать и строить текст: 5 – 9 классы: - Москва: Издательство «Первое сентября», 2002.

  13. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. Москва: Педагогика, 1988.

  14. Эльконин, Д.Б. Как научить детей читать / Д.Б. Эльконин. – Москва: Институт практической психологии, 2018.

6. Приложения

Приложение № 1

Таблица 1. Специальные читательские умения у развитого читателя

Группа умений

Описание группы умений

Проверяемые умения

Уровень трудности

1

Общее понимание текста, ориентация в тексте

умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы

Базовый

умения найти в тексте информацию, представленную в явном виде

умение объяснять значение неизвестного

выражения на основе контекста

умение определять присутствует или отсутствует запрашиваемая информация в тексте

2

Глубокое и детальное понимание содержания и

формы текста

умение выделять сходство и различие описанных в тексте объектов (явлений)

Базовый

умение соотносить словесную и графическую информацию, делать вывод

умение оценивать соответствие утверждений содержанию текста

умение формулировать вывод на основе явной информации

умение находить в тексте несколько единиц

информации, данных в разных частях текста,

делать выводы

Повышенный

умения, основываясь на тексте, сделать сложные выводы и оценочные суждения

умения устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую

умения обобщать и интерпретировать информацию, соотнося с общей идеей текста

3

Использование информации из текста для различных целей

умение использовать информацию из текста для прогнозирования результатов опыта

Повышенный

умение использовать информацию из текста для решения новой учебно-познавательной

задачи


Приложение № 2

Примеры использования приемов по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Прием «Шесть шляп» на уроке литературы в 6 классе по повести А.С. Пушкина «Дубровский» на тему «Можно ли назвать Владимира Дубровского благородным разбойником?»

Проблемный вопрос: «Может ли разбойник быть благородным?»


Расскажите о событиях в романе (сюжет).

Найдите «минусы» в поступках Дубровского. Что принесли разбойные действия его шайки помещикам, губернии?

Назовите положительные стороны героя. Найдите «плюсы» в действиях разбойников под руководством Дубровского.

Какие чувства испытал Дубровский на протяжении романа? Какие чувства испытали Вы, читая роман?


Что бы Вы хотели изменить в сюжете романа?

Обобщите информацию о Дубровском. Какими качествами обладает благородный человек? Можно ли Дубровского назвать благородным разбойником?


Прием «Концептуальная таблица» на уроке литературы в 9 классе по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» на тему «Чацкий и Фамусовское общество». Данную таблицу можно использовать в качестве домашнего задания после совместного обсуждения всех позиций во время урока.

Прием «Тонкие и толстые вопросы» на уроке литературы в 7 классе по рассказу А.П. Чехова «Злоумышленники».

«Тонкие» вопросы от учителя:

  1. Перечислите героев рассказа.

  2. Как Вы понимаете значение слова «злоумышленник»?

  3. Какое событие легло в основу рассказа?

«Толстые» вопросы от учителя:

  1. Каково Ваше отношение к персонажу?

  2. Что смешно и грустно в рассказе?

  3. Можно ли Дениса Григорьева назвать «злоумышленником»?

В качестве тренировки можно предложить учащимся составить «толстые» вопросы, которые помогут охарактеризовать главного героя рассказа «Злоумышленник».

«Хорошо ли поступил Герасим, утопив Муму?»

И.С. Тургенев

рассказ

«Муму»

«Почему барыня невзлюбила Муму?» «Почему собаку зовут именно Муму?»

«Почему Герасиму не нравилось жить в городе?» «Почему Герасим исполняет приказ барыни?»

«Кто такой Герасим?»

«Кем Герасим служил в доме барыни?»

П
рием «Ромашка Блума»
на уроке литературы в 5 классе на тему «И.С. Тургенев. Рассказ «Муму».

«Какой исторический период изображен в повести, что вы о нем знаете?»

«В каких произведениях мы встретились с этой эпохой?»

«Каков смысл немоты Герасима?»

«Почему Герасим уходит в деревню?»



«Какой исторический период изображен в повести, что вы о нем знаете? В каких произведениях мы встретились с этой эпохой?»

«Каков смысл немоты Герасима?»

«Почему Герасим уходит в деревню?»

П
рием «Кластер»
на уроке русского языка в 6 классе на тему «Глагол».

Прием «Письмо с дырками» на уроке русского языка в 5 классе по теме «Текст».

Текст – это связанное … на определённую … . В большинстве случаев текст состоит из нескольких …, связанных между собой … и посвящённых одной … .

Основные признаки текста.

1. Единство … текста. 2. Наличие … мысли текста. 3. Относительная … текста. 4. Определённый … предложений. 5. … связь предложений в тексте.


Приложение № 3

Достижения обучающихся










Приложение № 4

П ортфолио учителя
























3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!