СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм работы к заданию 24 ЕГЭ по русскому языку.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал данной презентации может быть использован в качестве алгоритма работы к заданию 24 при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм работы к заданию 24 ЕГЭ по русскому языку.»

Подготовка к выполнению задания 24 ЕГЭ Презентацию подготовила ученица 10 класса Пентюк Оксана Учитель: Кукова А.Г.

Подготовка к выполнению задания 24 ЕГЭ

Презентацию подготовила ученица 10 класса Пентюк Оксана

Учитель: Кукова А.Г.

ЗАДАНИЕ 24 В соответствии с Кодификатором элементов содержания ЗАДАНИЕ 24 может включать в себя выявление лексических и фразеологических единиц с различных точек зрения: значения, происхождения, частотности употребления, времени появления в языке, стилистической окраски. Оно отсылает нас к определённому фрагменту текста с тем, чтобы мы нашли в нём указанное в задании языковое явление.

ЗАДАНИЕ 24

В соответствии с Кодификатором элементов содержания ЗАДАНИЕ 24 может включать в себя выявление лексических и фразеологических единиц с различных точек зрения: значения, происхождения, частотности употребления, времени появления в языке, стилистической окраски. Оно отсылает нас к определённому фрагменту текста с тем, чтобы мы нашли в нём указанное в задании языковое явление.

Какие формулировки могут быть найти синонимы или синонимическую пару, найти антонимы или антонимическую пару,  определить слово, которое должно стоять на месте пропуска в заданном предложении текста, выписать разговорное, или просторечное, или книжное слово из заданного фрагмента текста, выписать слово какой-либо тематической группы

Какие формулировки могут быть

  • найти синонимы или синонимическую пару,
  • найти антонимы или антонимическую пару,
  • определить слово, которое должно стоять на месте пропуска в заданном предложении текста,
  • выписать разговорное, или просторечное, или книжное слово из заданного фрагмента текста,
  • выписать слово какой-либо тематической группы
Синонимы — слова, схожие по значению. Если в задании необходимо найти синонимы, нужно вспомнить, что это слова одной части речи, обозначающие близкие по значению понятия Контекстные синонимы — это слова одной части речи, обозначающие близкие по значению понятия не всегда, а именно в этом тексте: «мрачный и угрюмый старик». По сути, назвать эти прилагательные синонимами, весьма затруднительно, но применение в одном тексте делает их близкими по смыслу, а значит, в этом конкретном случае они становятся синонимами

Синонимы

  • — слова, схожие по значению.
  • Если в задании необходимо найти синонимы, нужно вспомнить, что это слова одной части речи, обозначающие близкие по значению понятия
  • Контекстные синонимы — это слова одной части речи, обозначающие близкие по значению понятия не всегда, а именно в этом тексте: «мрачный и угрюмый старик». По сути, назвать эти прилагательные синонимами, весьма затруднительно, но применение в одном тексте делает их близкими по смыслу, а значит, в этом конкретном случае они становятся синонимами
АНТОНИМЫ Антонимы — слова, противоположные по значению. Если в задании необходимо найти антонимы, нужно вспомнить, что это слова одной части речи, обозначающие противоположные по значению понятия  Контекстные антонимы — это слова одной части речи, обозначающие противоположные по значению понятия не всегда, а именно в этом тексте. Так, слова глаза и очи являются в языке синонимами, однако во фразе «У неё были не глаза, а очи» они становятся антонимами.

АНТОНИМЫ

  • Антонимы — слова, противоположные по значению. Если в задании необходимо найти антонимы, нужно вспомнить, что это слова одной части речи, обозначающие противоположные по значению понятия
  • Контекстные антонимы — это слова одной части речи, обозначающие противоположные по значению понятия не всегда, а именно в этом тексте. Так, слова глаза и очи являются в языке синонимами, однако во фразе «У неё были не глаза, а очи» они становятся антонимами.
ОМОНИМЫ Омонимы — одинаковые по описанию и разные по значению слова.  Если в задании необходимо найти омонимы, нужно вспомнить, что это слова одной части речи, имеющие одинаковое написание, но разное значение (лук — это оружие и растение).  Антонимы, синонимы, омонимы — это всегда слова одной части речи.

ОМОНИМЫ

  • Омонимы — одинаковые по описанию и разные по значению слова.
  • Если в задании необходимо найти омонимы, нужно вспомнить, что это слова одной части речи, имеющие одинаковое написание, но разное значение (лук — это оружие и растение).
  • Антонимы, синонимы, омонимы — это всегда слова одной части речи.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ  Фразеологизм, фразеологический оборот — это свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности. Примеры фразеологизмов: «остаться с носом», «бить баклуши», «дать сдачи»

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Фразеологизм, фразеологический оборот — это свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности.

Примеры фразеологизмов: «остаться с носом», «бить баклуши», «дать сдачи»

ВАЖНО!  Не путай метафору и фразеологизм Давайте сравним.  «Комар носа не подточит»: если комара мы попытаемся заменить на осу, муху или слепня, то лексическая единица будет разрушена. Если попробуем «нос» сменить на ногу, лапку, крылышко или голову — то же самое. Фразеологизм неделим.  «Хвост поезда»: образный, метафорический хвост ты можем «пришить» и очереди (получится известная всем другая метафора — «хвост очереди»), и комете, и многим другим предметам и явлениям. Метафора изменяется.

ВАЖНО!

  • Не путай метафору и фразеологизм Давайте сравним.
  • «Комар носа не подточит»: если комара мы попытаемся заменить на осу, муху или слепня, то лексическая единица будет разрушена. Если попробуем «нос» сменить на ногу, лапку, крылышко или голову — то же самое. Фразеологизм неделим.
  • «Хвост поезда»: образный, метафорический хвост ты можем «пришить» и очереди (получится известная всем другая метафора — «хвост очереди»), и комете, и многим другим предметам и явлениям. Метафора изменяется.
слова в ПРЯМОМ и ПЕРЕНОСНОМ значении Прямое значение слова — это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено на предмет (сразу вызывает представление о предмете, явлении) и в наименьшей степени зависит от контекста. Слова, обозначая предметы, действия, признаки, количество, чаще всего выступают в прямом значении.  Переносное значение слова — это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого. При этом какое-то название предмета, явления переходит, переносится также на другой предмет, другое явление по какому-то признаку сходства.

слова в ПРЯМОМ и ПЕРЕНОСНОМ значении

  • Прямое значение слова — это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено на предмет (сразу вызывает представление о предмете, явлении) и в наименьшей степени зависит от контекста. Слова, обозначая предметы, действия, признаки, количество, чаще всего выступают в прямом значении.
  • Переносное значение слова — это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого. При этом какое-то название предмета, явления переходит, переносится также на другой предмет, другое явление по какому-то признаку сходства.
ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ 1. Запиши как можно больше  синонимов  к слову: Ребёнок -__________________________

ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ

1. Запиши как можно больше  синонимов  к слову:

Ребёнок -__________________________

ЗАДАНИЕ 2 2. Запиши антонимы: далёкий - _________________ сладкий - _________________ широкий - ________________ большой - ________________ грустный - ________________ враг - ____________________ холод - ___________________ высоко - __________________

ЗАДАНИЕ 2

2. Запиши антонимы:

  • далёкий - _________________ сладкий - _________________
  • широкий - ________________ большой - ________________
  • грустный - ________________ враг - ____________________
  • холод - ___________________ высоко - __________________
ЗАДАНИЕ 3 3. Запиши синонимы: смелый - __________ весёлый - _________ собака - ___________доктор - ______ метель - _________

ЗАДАНИЕ 3

3. Запиши синонимы:

смелый - __________ весёлый - _________

собака - ___________доктор - ______

метель - _________

ЗАДАНИЕ 5 4. Напиши два многозначных слова: ________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 5

4. Напиши два многозначных слова:

________________________________________________________________

СОЕДИНИ: Слова, которые произносятся по-разному,   а по смыслу одинаковые или очень близкие антонимы Слова противоположные по значению, но отвечающие на одинаковые вопросы многозначные Слова, которые имеют два и более значений синонимы

СОЕДИНИ:

Слова, которые произносятся по-разному,

  а по смыслу одинаковые или очень близкие

антонимы

Слова противоположные по значению,

но отвечающие на одинаковые вопросы

многозначные

Слова, которые имеют два и более значений

синонимы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!