СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по элективному курсу " Сложные вопросы русского языка " (10 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи.

Задачи курса:

  • изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
  • овладение основными нормами литературного языка;
  • создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
  • дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
  • обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий;
  • освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка
  • совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении 27 задания экзаменационной работы(сочинение);
  • развитие речевой культуры.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу " Сложные вопросы русского языка " (10 класс)»

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании ШМО Заместитель директора Директор

Председатель ГБОУ Школа № ___ ГБОУ Школа №____

_______________ ________________ _________________

« »________20__г. « »________20__г. « »________20__г.



Рабочая программа

по элективному курсу " Сложные вопросы русского языка "



Рабочая программа составлена на основе Реализует программу:



авторской программы Гольцова Н.Г., Шамшина И.В. ____________________________________________

учебник: «Русский язык. 10-11 классы» (учитель _____________ квалификационной категории)

М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2010.









20 -20 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс по русскому языку «Сложные вопросы русского языка» предназначен для учащихся 10 классов и рассчитан на 35 часов.

Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер. Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-х классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.

Актуальность выбора данного элективного предмета обусловлена тем, что новая форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует своей технологии выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга.

Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи.

Задачи курса:

  • изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

  • овладение основными нормами литературного языка;

  • создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

  • дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

  • обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий;

  • освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

  • обучение анализу текста, его интерпретации;

  • совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы;

  • развитие речевой культуры.

Программа рассчитана на 1 года обучения: 10 класс – 35 часа (1 час в неделю)

Формы изучения курсагрупповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации.

Ожидаемые результаты: в результате изучения курса учащиеся должны

знать / понимать

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

  • основные особенности функциональных стилей;

уметь:

  • оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка; (орфографических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

  • применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

  • соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

  • создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;

  • аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;

  • оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.









СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (2 ч.)

Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Языковые нормы. (1 ч.)

Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.

Орфоэпические нормы (1 ч.)

Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.

Лексические нормы (3 ч.)

Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка.. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Грамматические нормы (3 ч.)

Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.

Словообразовательные нормы (2 ч.)

Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок.

Морфологические нормы (9 ч.)

Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологичесике признаки и синтаксическя роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте.

Синтаксические нормы (12 ч.)

Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.

Построение предложений с однородными членами. Построение сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

Итоги года (2 ч)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ РУССКОГО ЯЗЫКА»



П/П

ТЕМАТИКА КУРСА 

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

ТЕОРЕТ.

ЧАСТЬ

ПРАКТИЧ.

ЧАСТЬ


10 класс




 1

Введение. Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ

2

1

1

2

Литературный язык. Языковые нормы.

1

1

-

 3

Орфоэпические нормы русского языка

1

-

1

 4

Лексические нормы

3

1

2

 5

Грамматические нормы

3

1

2

 6

Словообразовательные нормы

2

1

1

 7

Морфологические нормы.

9

2

7

 8

Синтаксические нормы и пунктуация

12

2

9

9

Итоги года

2

-

2


Всего в 10 классе

35

9

25

















УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2010.

  2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2008.

  3. Егораева Г.Т., Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.

  4. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс – М.: ТП Сфера, 2010

  5. Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н.Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку.: - М.: ТП Сфера, 2010.

  6. Пучкова Л.И., Русский язык. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.

  7. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.

  8. Сенина Н.А., Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2012: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.

  9. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г., Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.

  10. Сенина Н.А., Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. Части А, В и С. 10-11 классы. – Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.

  11. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».

  12. Шклярова Т.В., Русский язык. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. Готовимся к ЕГЭ. – М.: Грамотей, 2008.













КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 



п/п

Тема занятия

К-во час.

Дата проведения

I

Введение

2


1.

Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку.

1


2.

 Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения

1


II

Языковые нормы

1


3

 Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.

1


III

Орфоэпические нормы

1


4.

Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.

1


IV

Лексические нормы

3


5.

Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка.

1


6.

 Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова.

1


7.

Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

1


V

Грамматические нормы

3


8.

Грамматические нормы.

1


9.

Грамматические нормы. Словообразовательные, морфологические, синтаксические.

1


10.

Грамматические ошибки и их предупреждение.

1


VI

Словообразовательные нормы

2


11.

Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Ошибочное словообразование.

1


12.

Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе.

1


VII

Морфологические нормы

9


13.

Морфологические нормы.

1


14.

Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.

1


15.

Морфология и орфография. Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний

1


16.

Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль.

1


17.

Служебные части речи.

1


18.

Междометия. Звукоподражательные слова.

1


19.

 Морфология. Средства связи предложений в тексте.

1


20.

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.

1


21.

 Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.

1


VIII

 Синтаксические нормы.

13


22.

Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов.

1


23.

 Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения.

1


24.

Простые и сложные предложения.

1


25.

Односоставные предложения. Неполные предложения. Интонационная норма.

1


26.

Нормы согласования

1


27.

Нормы управления.

1


28.

Нормы примыкания.

1


29.

Синтаксическая синонимия.

1


30.

Знаки препинания в простом предложении. Преобразование прямой речи в косвенную.

1


31.

Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

1


32.

Знаки препинания в сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях.

1


33.

Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.

1


IX

Итоги года



34

Итоговый тест

1


35

Анализ итогового теста. Рекомендации на лето

1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!