СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм анализа публицистических текстов на уроках развития речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алгоритм анализа публицистических текстов на уроках развития речи

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм анализа публицистических текстов на уроках развития речи»

УДК 372.882


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АНАЛИЗУ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В СТАРШИХ КЛАССАХ


Алферьева Марина Борисовна,

учитель русского языка и литературы, учитель-методист,

МБОУ СШ №74 имени В.А. Глазунова г. Ульяновска


Аннотация: В статье охарактеризована методика обучения анализу публицистических текстов на уроках развития речи в старших классах. Автором описаны этапы работы с текстом: ознакомление с историческими реалиями, в которых жил автор; исследование жанрового разнообразия публицистического стиля речи; выделение микротем в тексте; постановка вопросов к каждой выделенной микротеме; установление смысловых «связей»; определение основной мысли текста.

Ключевые слова: публицистический текст, анализ публицистического текста, методика обучению анализу текста, и коммуникативные компоненты речи, интеллект-карта, приём «маркировка текста», кластер.


METHODS OF TEACHING FOR ANALYSIS OF PUBLICISTIC TEXTS IN THE LESSONS OF SPEECH DEVELOPMENT IN THE HIGHER CLASSES


Alfer'yeva Marina Borisovna


Abstract: The article describes the methodology of teaching the analysis of journalistic texts at the lessons of speech development in high school. The author describes the stages of working with the text: acquaintance with the historical realities in which the author lived; study of the genre diversity of the journalistic style of speech; highlighting micro themes in the text; posing questions to each highlighted micro-topic; the establishment of semantic «connections»; definition of the main idea of the text.

Keywords: nonfiction text, analysis of publicistic text, teaching methods for text analysis, and communicative components of speech, mind map, «text marking» technique, cluster.


Согласно требованиям к результатам освоения образовательных программ дисциплин «Русский язык» и «Литература», указанным в государственном образовательном стандарте среднего общего образования, к наиболее значимым предметным результатам относится «умение анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации» [5]. Эффективная методическая работа по формированию данного умения включает анализ публицистических текстов, поскольку именно им отдаётся предпочтение со стороны составителей контрольных измерительных материалов Единого государственного экзамена. Необходимо отметить, что изучение публицистики создаёт условия для продуцирования выпускниками собственных рассуждений на актуальные проблемы общественной жизни.

Основные функции публицистики (к которой относятся газетный очерк, заметка, репортаж, зарисовка и т.д.) заключаются в аккумулировании информации, всестороннем освещении определённого явления общественной жизни. Тексты публицистического стиля являются оптимальной дидактической единицей для формирования коммуникативных умений, способствуя развитию нормативных и коммуникативных компонентов речи (как фактологическая точность, логичность, уместность, выразительность, доказательность, эмоциональность, экспрессивность, авторская оценочность).

Педагогические задачи в процессе обучения анализу публицистических текстов заключаются в обеспечении сознательного владения родным языком, развитии таких умений, как использование в устной и письменной речи языковых ресурсов, в также выявление в художественном произведении авторского замысла (проблемы и авторской позиции).

Методика обучения анализу публицистических текстов на уроках развития речи реализуется в соответствии с принципом взаимосвязи в изучении грамматики и стилистики, принципом соблюдения коммуникативной функции русского языка.

Принцип взаимосвязи в изучении грамматики и стилистики означает, что работа по развитию речи, помимо анализа текста, включает грамматические упражнения и упражнения, для выполнения которых учащимся необходимо определять стилевую принадлежность текста по его специфическим признакам, выявлять зависимость употребления языковых средств от сферы общения, характера содержания, цели коммуникации, формы высказывания. Анализ языковых особенностей текста является активной деятельностью, в которой происходит восприятие, обусловливающее эту деятельность и являющееся ее результатом [2, с 110]. В соответствии с принципом соблюдения коммуникативной функции русского языка учащимся необходимо в процессе работы над текстом выделять его композиционные части, определять главную мысль автора, составлять тезисы к публицистическим произведениям. Таким образом, опора на данные принципы позволяет определить основные пути реализации методики на уроках развития речи 9-11 классах.

При подборе лингвистического материала и разработке упражнений для анализа необходимо учитывать возрастные интеллектуальные особенности учащихся старших классов. В 13-17 лет у подростков активно развивается теоретическое мышление, в связи с чем необходимо акцентировать их внимание на лингвистических знаниях о публицистическом стиле, составлять задания, решение которых предполагает активизацию логического мышления, внимания, памяти. Для данного возраста также характерна потребность практического применения полученных знаний. Поэтому учителю необходимо в большей степени не объяснять, а наглядно демонстрировать возможности применения теории (знаний о публицистическом стиле) на практике, в процессе работы над анализом публицистики, что возможно в рамках дистанционного режима, в процессе составления интерактивного материала (кластеров, интеллект-карт и т.д.). Следующая особенность подросткового возраста (в интеллектуальном плане) заключается в желании активно участвовать в общественной жизни. Анализ содержания текстов публицистического стиля создаёт условия для осмысления важных общественных проблем, а следовательно, и для формирования активной жизненной позиции. Подростки также испытывают потребность в индивидуальном стиле общения, для чего необходимо регулярно организовывать дискуссии и круглые столы, чтобы учащиеся развивали такие качества речи, как точность, лаконичность, оценочность. В процесс выступлений учеников необходимо фиксировать их речевые ошибки, после чего тактично сообщать о правильных формулировках, подчёркивая тот факт, что ошибаться в процессе обучения является нормой.

Необходимо подчеркнуть, что тексты публицистического стиля являются эффективным педагогическим средством формирования коммуникативных умений благодаря своим лингвистическими особенностями, информативной функцией стиля, а также разнообразному содержанию. В публицистике затрагиваются актуальные общественно-политические проблемы, вопросы искусства, культуры, образования, которые являются дискуссионными и могут спровоцировать учащихся на продуцирование устных высказываний и сочинений.

Публицистические произведения двусмысленны, подчас наполнены инъективными значениями [6, с 155], поэтому воспринимаются старшеклассниками с трудом. Поэтому на уроках развития речи в старших классах необходимо реализовывать поэтапную методическую систему обучения логико-смыслового анализа публицистических текстов.

Одним из основных свойств публицистики является её корреляция с социальным, духовным пространством [3, с 135]. Учащимся необходимо выявить важнейшую составляющую тексов данного стиля − авторскую позицию, которая, в свою очередь, сформирована у писателя в соответствии с его социальным и духовным пространством. В связи с чем на подготовительном этапе необходимо ознакомить старшеклассников с особенностями эпохи, в который существовал писатель рассматриваемого ими произведения.

Следующий подготовительный этап состоит из исследования жанрового разнообразия данного стиля речи. Учёные-лингвисты выделяют следующие группы жанров публицистического стиля:

  • информационные: заметка, репортаж, отчёт, интервью);

  • аналитические: корреспонденция, статья, рецензия, письмо;

  • художественные: очерк, зарисовка, фельетон.

В качестве педагогического средства используются интерактивные интеллект-карты (рис. 1), позволяющие аккумулировать информацию и облегчающие процесс запоминания для учащихся.



Рис. 1. Интеллект-карта «Информационные жанры публицистики»


На ознакомительном этапе данные схемы рекомендуется демонстрировать на интерактивной доске, размещать в любом удобном информационном хранилище для доступа к ним учеников (например, на специально созданном сайте на платформе Google, странице класса в социальных сетях). В дальнейшем составление интеллект-карт – самостоятельное практическое задание для учащихся, его проверку можно осуществлять в дистанционном режиме.

Основной методический блок по подготовке учащихся к анализу публицистики включает ознакомление с алгоритмом анализа текста, включающим следующие пункты:

1. Выделение микротем – чтение и выявление смысловых абзацев и ключевых слов в произведении. Учитель демонстрирует приём «маркировка текста»: на интерактивной доске разными цветами выделяются подтемы в произведении, а также авторская позиция, которую, как правило, учащиеся на начальном этапе могут определить по вводным конструкциям (рис. 2).



Рис. 2. Приём «маркировка текста» (В. Солоухин «Земля − космическое тело, а мы − космонавты...»[1])


Затем в качестве примера учитель демонстрирует составление смысловой схемы текста с выделением логических блоков, данная информация может быть представлена в виде кластера (рис. 3).


Рис. 3. Кластер «Смысловая схема текста»

(по тексту В. Солоухина «Земля − космическое тело, а мы − космонавты...»[1])


2. Постановка вопросов к каждой выделенной подтеме – логико-речевое средство поиска определение проблемы публицистического текста. На начальном этапе обучения учителем отдаётся предпочтение текстам, содержащим вопросы, что облегчает поиск ключевых тем. В тетрадях учащиеся заполняют таблицу (рис. 3), состоящую из трёх столбцов: «микротема», «вопросы» («какова причина поступка героя?», «что произошло?», «в чём конфликт?», «какова цель монолога автора \ героя?» и т.д.), «авторская позиция по вопросу».



Рис. 3. Таблица «Определение проблемы произведения»

(по тексту В. Солоухина «Земля − космическое тело, а мы − космонавты...»[1])


3. Установление смысловых «связей» между микротемами. Данный этап является наиболее сложным для учащихся. Механизм обучения заключается в выделении логических элементов в подтеме (монологических высказываний автора, описания объектов, характеристика понятий и т.д.). После чего необходимо произвести систематизацию выделенных смысловых элементов, для чего учитель предварительно подготавливает интерактивную презентацию с таблицей и хаотичным набором ключевых словосочетаний из анализируемого текста. Необходимо отметить, что на начальных этапах реализации методики возможно использовать таблицу, составленную на предыдущем этапе, чтобы учащиеся работали с готовым списком микротем.

После заполнения таблицы (объединения логических элементов), учащимся необходимо определить логические связи между группами, данная работа выполняется коллективно, учитель в интерактивном режиме «соединяет» элементы (микротемы и тезисы, представляющие собой варианты логической связи) (рис. 4).



Рис. 4. Таблица «Выявление смысловых «связей» между микротемами»

(по тексту В. Солоухина «Земля − космическое тело, а мы − космонавты...»[1])


4. Определение основной мысли текста на основе формулировки общей проблематики микротем. После заполнения таблицы на предыдущем этапе, учащимся на основании анализа полученного наглядного материала предлагается самостоятельно сформулировать проблематику текста публицистического стиля.

Цель проведение заключительного этапа анализа текста – обобщение теоретических знаний и практических умений, полученных во время занятий. Учащиеся должны усвоить, что публицистический текст представляет собой последовательно изложенные тезисы, подкреплённые фактами или примерами, меду которыми должна быть логическая связь [4, с. 40].

Поэтому при формулировке проблематики необходимо учитывать и авторскую позицию по отдельным выявленным проблемам, и составленные тезисы. Характеризующие логические взаимосвязи между микротемами. Собственное высказывание учащимся необходимо аргументировать, в случае возникновения затруднения, учитель с помощью проблемных вопросов «подталкивает» детей к поиску доказательств собственных рассуждений.

Подводя итоги, необходимо отметить, что охарактеризованная методическая система обучения старшеклассников анализу публицистических текстов способствует расширению кругозора, обогащению их речи языковыми средствами стиля, формированию умения убедительно и последовательно продуцировать собственное мнение.


Список литературы

1. ЕГЭ −2021, Русский язык. Задание 27 № 2355 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=2355 (02.11.2021).

2. Кусова М.Л., Лаврова О.В., Табатчикова К.Д. Интегративные возможности комплексного анализа текста: дискурсивный аспект // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2021. – № 5(158). – С. 108-113.

3. Левушкина О.Н., Шеляпина И.И. Модель обучения старшеклассников пониманию публицистических текстов // Наука и школа. – 2021. – № 4. – С. 133-141. – DOI 10.31862/1819-463X-2021-4-133-141.

4. Соловьева Н.И. Анализ публицистических текстов на уроках русского языка как условие формирования нравственных качеств // Academy. – 2020. – № 11(62). – С. 38-43.

5. Федеральный государственный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kolproo.tomsk.ru/wp-content/uploads/2021/06/FGOS_SOO.pdf (30.10.2021).

6. Чернышова Т.В. Основы теории публицистики: учебное пособие для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2021.− 184 с.


© М.Б. Алферьева, 2021.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!