Анализ текста — это всестороннее исследование связного смыслового отрезка речи, выяснение его темы и идеи, стиля и типа речи, композиции, средств связи между предложениями, указание художественных тропов.
Узнаем, что такое текст в русском языке, в какой последовательности следует выполнить анализ текста. Приведем примеры.
Прежде чем анализировать текст, необходимо выявить его характерные признаки, на которые в первую очередь следует обратить внимание.
Что такое текст?
Наша речь складывается из звуков, которые, сочетаясь между собой в определённой последовательности, фонетически оформляют слова. Слова принимают соответствующую грамматическую форму и по смыслу высказывания объединяются в предложение. Предложение — это минимальная единица текста. Чтобы отдельные предложения можно было назвать термином «текст», они должны быть посвящены общей теме и выражать главный замысел автора — идею.
С этой точки зрения дадим следующее определение:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Текст — это содержательный отрезок речи, в котором предложения связаны между собой темой и основной мыслью — идеей.
Тема и идея текста
Play
Unmute
Loaded: 100.00%
Remaining Time -3:09
Fullscreen
У каждого текста существует тема, которой он посвящается.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Тема — это предмет речи, о котором ведется повествование или рассуждение автора в тексте.
Тема может быть самой разной: приход зимы в город, путешествие в горы, дружба котенка с собакой, поход в лес и пр. Часто тема выражается в виде заголовка: «Ночноепроисшествие», «Весна в лесу», «Неизведанные миры космоса».
Чтобы раскрыть тему, автор воплощает идею — главный вопрос, который ставит перед читателями или слушателями. Автор стремится доказать свою точку зрения на поставленную проблему, то, ради чего написан текст. Рассмотрим тему и идею следующего небольшого текста.
Пример
Грачи прилетели сегодня рано утром. Мы сначала их не заметили. Черные птицы беспорядочно расселись на поле. На темной пахоте их нелегко было заметить. А затем грачи взлетели на белоствольные березы, и началась шумная птичья конференция об устройстве гнезд. И тут все увидели, что прилетели грачи — гонцы наступившей весны.
Это связный текст. Он посвящен прилету грачей. Это его тема. Дадим тексту заголовок «Грачи прилетели». Автор выражает основную мысль, идею, которую сформулируем в виде высказывания, — «грачи — гонцы весны».
Признаки текста
Чтобы содержательный отрезок речи назвать текстом, выявим в нем следующие характерные признаки:
тематическое единство;
раскрытие главной идеи;
последовательность (от известного к новому);
грамматическая и смысловая связность;
членимость (на смысловые отрезки, абзацы, главы, параграфы и пр.);
цельность;
законченность (композиционная завершенность);
стилистическое единство.
Выявление этих признаков — это важный шаг для всестороннего анализа текста. Тематическое единство предполагает общую тему, которую раскрывает все предложения. Разные по смыслу предложения, в которых не прослеживается общая тема, не составят текст, а являются простым набором.
В тексте ряд предложений расположены в определенной последовательности. Каждое следующее предложение опирается на уже известное читателю и сообщает что-то новое. Предложения связаны друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств (лексические повторы, местоимения, союзы, предлоги, синонимы, синтаксические конструкции и др.).
Каждый текст можно разделить на смысловые отрезки, абзацы, главы.
Законченность текста выражается в соблюдении композиционной структуры (завязка, середина, концовка).
Важным признаком текста является его стилистическое единство, которое подразумевает использование языковых средств одного и того же стиля речи (научного, публицистического, художественного и др.).
Как выполнить анализ текста?
Анализ текста заключается в определении его главных параметров. Его можно выполнить с помощью следующего алгоритма:
Алгоритм анализа текста
Прочитать текст.
Дать заглавие, если его нет.
Указать тему текста.
Определить идею текста.
Выявить стиль и тип речи.
Указать композицию.
Проанализировать средства выразительности.
Указать средства связи между предложениями.
Примеры
Нежданный гость.
Как-то нас застала летняя ночь в тайге. Ночь укутала бархатным покрывалом все вокруг. Не колышется ни один лист, не слышно птиц. Только неугомонный ручей нарушает тишину ночи. Мы расположились на берегу ручья и развели костёр. Скоро на ночном небе показались любопытные звезды. Они смотрели на нас сверху и как бы спрашивали, кто вы такие.
Федор стал рассказывать о своем походе на Урал. Неожиданно вдалеке послышался громкий хруст сучьев. Мы насторожились. Явно кто-то шел к нам, привлеченный запахом каши, кипящей в котелке. Тут бывалый путешественник Фёдор скомандовал Андрею: «Подкинь дров в костёр!» Скоро на поляне заполыхал яркий костёр. А затем Федор подбросил в него свежих сосновых веток, и от костра повалил густой удушливый дым. Треск сучьев стал удаляться в противоположную сторону.
средства связи: лексический повтор (ночь, ручей, костер), частица (только), местоимения (в него, мы, они, на нас), наречия, союз (скоро, тут, а затем)
Что такое ментальная арифметика?
— Это особая программа развития интеллекта при помощи арифметических вычислений, — рассказывает «АиФ» руководитель школы ментальной арифметики Яна Чеканова. — Главная цель — гармоничное развитие умственных способностей для максимальной скорости восприятия и обработки большого объёма информации без особых усилий. То есть благодаря ментальной арифметике ребенку легче будет изучать любые школьные предметы.
Особенность ментальной арифметики в том, что ребята учатся считать на специальных японских счётах, а затем представляют косточки этих счётов в своем воображении. Дети не решают примеры в столбик, как на уроке математики, а выполняют арифметические вычисления при помощи образов и своего воображения. Благодаря такому подходу увеличивается скорость устного счёта, а также происходит интеллектуальное развитие.
Анализ текста
тема — ментальная арифметика;
идея — развитие интеллекта ребенка;
публицистический стиль речи с элементами научного стиля (математические термины);
- воспитывать такие качества личности как целеустремлённость, внимательное отношение друг к другу.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
Систематизировать знания учащихся о абзацах;
Познавательные:
Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию, выполнять анализ, сравнение, делать умозаключения, выводы, обобщения.
Коммуникативные:
Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения.
Регулятивные:
Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения.
Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий.
Личностные:
Развивать навык сотрудничества в группах, парах;
Развивать навык оценивания своих достижений.
I.Организация класса
1)Приветствие
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Юлия
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
Приветствуют учителя
2)Минутка чистописания
Урок начтем с минутки чистописания, на которой повторим правописание строчных букв а и о и элементы соединения этих букв. Запишем число, сегодня 30 октября, классная работа.
На доске вы видите соединения букв, запишите их в тетрадь.
(Прописать каллиграфические соединения по образцу.
На доске: ао оа на за до) Кто закончил, покажите посадкой.
Пишут в тетрадях соединения букв о и а
3)Словарная работа
Запишите слово :«Словарь:», я диктую слова, а вы через запятую записываете их.(надежда, представление, экспресс, охотник, акварель) Запишем пословицу: Вещь хороша новая, а охотник старый. – Как вы её понимаете? (ответы детей)
- Молодцы!
Возьмите в руки простой карандаш и выполните синтаксический разбор этой пословицы.
Проверяем.
Записывают слова.
Объясняют смысл пословицы
II. Сообщение темы и цели урок
- Для чего нужно изучать русский язык? (Ответы детей).
- На уроках русского языка мы учимся понимать красоту и силу русского слова. Язык людей — язык слов.
Что же такое речь? Для чего она нужна? -
Речь — это способность говорить. –
Какие 2 вида речи мы с вами уже знаем? (письменная и устная речь).
- Что значит устная речь? (ответы детей). УСТНАЯ РЕЧЬ - это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи губ, языка, рта. Поэтому и название устная речь произошло от слова уста – губы.
- Что такое письменная речь? Письменная речь - это умение писать красиво и правильно. Для письма мы используем буквы, разные знаки.
ВЫВОД:
Мы владеем не только устной речью, но и письменной речью.
-Откройте учебник на странице 69, Прочитайте тему урока («ТЕКСТ»)
Отвечают на вопросы учителя.
III.закрепление изученного материала
- Что вы знаете о тексте? Текст – это высказывание, состоящее издвух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.
- Из чего состоит текст? (тема, главная или основная мысль).
- Что такое тема? Тема – это то, о ком или о чём говорится в тексте.
-Что такое главная или основная мысль? Главная или основная мысль – это то главное, что автор хочет сказать своим читателям.
- Чем является главная мысль в тексте?(заголовком.) Заглавие должно указывать на самое важное в содержании текста. Заглавие может указывать на тему или основную мысль текста.
-Какие бывают типы текстов?
Текст-повествование рассказывает о каком-то событии и отвечает на вопрос что произошло?
Текст-описание описывает что-то, отвечает на вопросы какой? какая? какие?
Текст-рассуждение содержит объяснение каких-то утверждений и отвечает на вопросы почему? зачем?
ИГРА (определить тип текста)- СЛАЙДЫ
Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.
Повествование
Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки. Описание
Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?
Рассуждение
-Из каких частейсостоит текст?(вступление, основная часть, заключение)
(слайд)Текст состоит из предложений.
Предложения в тексте связаны по смыслу.
Текст может иметь заголовок.
Заголовок отражает тему или основную мысль текста.
В тексте есть три части: начало, основная часть, концовка.
В речевом общении люди используют три вида текстов: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.
Определяют типы текстов
1)Работа с текстом
Найдите в учебнике упражнение 1. …, прочитай, что нужно сделать в этом упражнении. (Прочитай. В тексте перепутан порядок абзацев. Восстанови правильную последовательность абзацев. Озаглавь текст, составь план текста.) Прежде чем приступить к выполнению данного задания, давайте вспомним , а что же такое абзац?(ответы детей)
Абзац-это одно или несколько предложений, объединенных по смыслу и записанных с красной строки.
Прочтите текст про себя.
Как бы вы озаглавили данный текст (ответы) Запишите в тетрадь «Упражнение №1», ниже запишите свой вариант того, как вы озаглавили текст.
Теперь запишем план текста, но сначала повторим, что такое?
План-это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающую главную мысль. Можете приступать, кто выполнит, покажите мне посадкой, что вы готовы. Сколько будет частей в плане? (3)
Кто озвучит свой план? (ответы)
В правильной ли последовательности расставлены абзацы? (ответы детей)Много версий прозвучало. Я предлагают узнать, как с этим заданием справились Маша и Света. И мы узнаем, чей ответ был близок к вашим.
Как считает Маша,…, прочитай. А как думает Света,…, прочитай.
Кто из девочек справился с этим заданием?(Света ) Те, кто расставили абзацы в таком же порядке , правильно выполнили это задание.
Если план текста составлен правильно, то сам план может стать маленьким текстом.
Выполняют упражнение, записывают свой план в тетрадь.
2)Работа по учебнику
-Найдите упражнение №2. Что нужно сделать в этом упражнении,…, прочти. (Прочитай упражнения. Какие ошибки в них допущены ?)
-Прочтите первое предложение (птиц нужно беречь, они наши четвероногие друзья). Какая допущена ошибка в этом предложении?(не четвероногие, а пернатые друзья). Прочтите правильное предложение. Запишите его в тетрадь.
-Читаем следующее предложение( На берегу озера сидели рыбаки и рыбки) Где ошибка?(и рыбки)Запишите в тетрадь уже измененное предложение. …, прочитай измененное предложение. (На берегу озера сидели рыбаки и ловили рыбу)
3. Я взял кота Ваську, когда тот был ещё котёнком.
4. Журавли летят на юг с прощальным (журавлиным) криком.
5. Щенок вилял хвостом и весело гавкал.
-Вы отлично справились с этим заданием.
А сейчас вы поработаете в парах. Но прежде чем начать, давайте вспомним правила работы в парах. У вас на парте лежит карточка, вверху два прямоугольника , впишите туда свои фамилии. У каждого ряда разные тексты. Но задание у всех одно. Прочтите, что от вас требуется (расставить в правильном порядке абзацы). После того, как сделаете это , озаглавьте текст.