СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слова однозначные и многозначные. Слова близкие и противоположные по значению

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание

Показать все содержание

 

Анализ текста — это всестороннее исследование связного смыслового отрезка речи, выяснение его темы и идеи, стиля и типа речи, композиции, средств связи между предложениями, указание художественных тропов.

Узнаем, что такое текст в русском языке, в какой последовательности следует выполнить анализ текста. Приведем примеры.

Прежде чем анализировать текст, необходимо выявить его характерные признаки, на которые в первую очередь следует обратить внимание.

Что такое текст?

Наша речь складывается из звуков, которые, сочетаясь между собой в определённой последовательности, фонетически оформляют слова. Слова принимают соответствующую грамматическую форму и по смыслу высказывания объединяются в предложение. Предложение — это минимальная единица текста. Чтобы отдельные предложения можно было назвать термином «текст»,  они должны быть посвящены общей теме и выражать главный замысел автора — идею.

С этой точки зрения дадим следующее определение:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Текст — это содержательный отрезок речи, в котором предложения связаны между собой темой и основной мыслью — идеей.

Тема и идея текста

Play

Unmute

Loaded: 100.00%

Remaining Time -3:09

Fullscreen

У каждого текста существует тема, которой он посвящается.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Тема — это предмет речи, о котором ведется повествование или рассуждение автора в тексте.

Тема может быть самой разной: приход зимы в город, путешествие в горы, дружба котенка с собакой, поход в лес и пр. Часто тема выражается в виде заголовка: «Ночное происшествие», «Весна в лесу», «Неизведанные миры космоса».

Чтобы раскрыть тему, автор воплощает идею — главный вопрос, который ставит перед читателями или слушателями. Автор стремится доказать свою точку зрения на поставленную проблему, то, ради чего написан текст. Рассмотрим тему и идею следующего небольшого текста.

Пример

Грачи прилетели сегодня рано утром. Мы сначала их не заметили. Черные птицы беспорядочно расселись на поле. На темной пахоте их нелегко было заметить. А затем грачи взлетели на белоствольные березы, и началась шумная птичья конференция об устройстве гнезд. И тут все увидели, что прилетели грачи — гонцы наступившей весны.

Это связный текст. Он посвящен прилету грачей. Это его тема. Дадим тексту заголовок  «Грачи прилетели». Автор выражает основную мысль, идею, которую сформулируем в виде высказывания, — «грачи — гонцы весны».

Признаки текста

Чтобы содержательный отрезок речи назвать текстом, выявим в нем следующие характерные признаки:

  • тематическое единство;
  • раскрытие главной идеи;
  • последовательность (от известного к новому);
  • грамматическая и смысловая связность;
  • членимость (на смысловые отрезки, абзацы, главы, параграфы и пр.);
  • цельность;
  • законченность (композиционная завершенность);
  • стилистическое единство.

Выявление этих признаков — это важный шаг для всестороннего анализа текста. Тематическое единство предполагает общую тему, которую раскрывает все предложения. Разные по смыслу предложения, в которых не прослеживается общая тема, не составят текст, а являются простым набором.

 

В тексте ряд предложений расположены в определенной последовательности. Каждое следующее предложение опирается на уже известное читателю и сообщает что-то новое. Предложения связаны друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств (лексические повторы, местоимения, союзы, предлоги, синонимы, синтаксические конструкции и др.).

Каждый текст можно разделить на смысловые отрезки, абзацы, главы.

Законченность текста выражается в соблюдении композиционной структуры (завязка, середина, концовка).

Важным признаком текста является его стилистическое единство, которое подразумевает использование языковых средств одного и того же стиля речи (научного, публицистического, художественного и др.).

Как выполнить анализ текста?

Анализ текста заключается в определении его главных параметров. Его можно выполнить с помощью следующего алгоритма:

Алгоритм анализа текста

  1. Прочитать текст.
  2. Дать заглавие, если его нет.
  3. Указать тему текста.
  4. Определить идею текста.
  5. Выявить стиль и тип речи.
  6. Указать композицию.
  7. Проанализировать средства выразительности.
  8. Указать средства связи между предложениями.

Примеры

Нежданный гость.

Как-то нас застала летняя ночь в тайге. Ночь  укутала бархатным покрывалом все вокруг. Не колышется ни один лист, не слышно птиц. Только неугомонный ручей нарушает тишину ночи. Мы расположились на берегу ручья и развели костёр. Скоро на ночном небе показались любопытные звезды. Они смотрели на нас сверху и как бы спрашивали, кто вы такие.

Федор стал рассказывать о своем походе на Урал. Неожиданно вдалеке послышался громкий хруст сучьев. Мы насторожились. Явно кто-то шел к нам, привлеченный запахом каши, кипящей в котелке. Тут бывалый путешественник Фёдор скомандовал Андрею: «Подкинь дров в костёр!» Скоро на поляне заполыхал яркий костёр. А затем Федор подбросил в него свежих сосновых веток, и от костра повалил густой удушливый дым. Треск сучьев стал удаляться в противоположную сторону.

«Ушёл!» — обрадовался Фёдор. «Кто?»- «Хозяин тайги — медведь!»

Анализ текста

  • тема — нежданный гость;
  • идея — находчивость Фёдора;
  • художественный стиль речи;
  • тип речи — повествование;
  • композиция  — завязка, развитие действия, кульминация, развязка;
  • образные средства: эпитеты (неугомонный ручей, ночное небо, удушливый дым), олицетворения (ночь укутала, звезды смотрят, спрашивают), метафора (любопытные звёзды), перифраз (хозяин тайги);
  • средства связи: лексический повтор (ночь, ручей, костер), частица (только), местоимения (в него, мы, они, на нас), наречия, союз (скоро, тут, а затем)

Что такое ментальная арифметика?

— Это особая программа развития интеллекта при помощи арифметических вычислений, — рассказывает «АиФ» руководитель школы ментальной арифметики Яна Чеканова. — Главная цель — гармоничное развитие умственных способностей для максимальной скорости восприятия и обработки большого объёма информации без особых усилий. То есть благодаря ментальной арифметике ребенку легче будет изучать любые школьные предметы.

Особенность ментальной арифметики в том, что ребята учатся считать на специальных японских счётах, а затем представляют косточки этих счётов в своем воображении. Дети не решают примеры в столбик, как на уроке математики, а выполняют арифметические вычисления при помощи образов и своего воображения. Благодаря такому подходу увеличивается скорость устного счёта, а также происходит интеллектуальное развитие.

Анализ текста

  • тема — ментальная арифметика;
  • идея — развитие интеллекта ребенка;
  • публицистический стиль речи с элементами научного стиля (математические термины);
  • тип речи — описание;
  • композиция — общие сведения, признаки описываемого способа обучения, вывод;
  • средства связи: повторы (ментальная арифметика, развитие, счётах, счётов, своего воображения, в своем воображении), союз «то есть», синонимы (ребята — дети), перифраз (развитие интеллекта — развитие умственных способностей).

Просмотр содержимого документа
«Слова однозначные и многозначные. Слова близкие и противоположные по значению»

Технологическая карта урока по русскому языку для обучающихся 4 «А» класса

МБОУ КСОШ № 1, проведенного студенткой 4-К курса ГБПОУ РО «КонстПК»,

специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании,

Сидорковой Юлии Александровны


Дата: 30.10.2019


Тема: «Текст. Деление текста на абзацы»

Цель: установить последовательность абзацев, озаглавливать текст и составить план.


Задачи урока: 

образовательные:

- закреплять умение составлять план текста, продолжать работу по формированию орфографической зоркости учащихся;

развивающие:

- развивать логическое мышление, память, внимание, речь, языковое чутьё.

воспитательные:

воспитывать такие качества личности как целеустремлённость, внимательное отношение друг к другу.


Ожидаемые результаты: 

Предметные:

Систематизировать знания учащихся о абзацах;

Познавательные:

Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию, выполнять анализ, сравнение, делать умозаключения, выводы, обобщения.

Коммуникативные:

Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения.

Регулятивные:

Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения.

Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий.

Личностные:

Развивать навык сотрудничества в группах, парах;

Развивать навык оценивания своих достижений.

I.Организация класса

1)Приветствие

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Юлия

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

Приветствуют учителя

2)Минутка чистописания

Урок начтем с минутки чистописания, на которой повторим правописание строчных букв а и о и элементы соединения этих букв. Запишем число, сегодня 30 октября, классная работа.

На доске вы видите соединения букв, запишите их в тетрадь.

(Прописать каллиграфические соединения по образцу.

На доске: ао оа на за до) Кто закончил, покажите посадкой.

Пишут в тетрадях соединения букв о и а

3)Словарная работа

Запишите слово :«Словарь:», я диктую слова, а вы через запятую записываете их.(надежда, представление, экспресс, охотник, акварель)
Запишем пословицу: Вещь хороша новая, а охотник старый. – Как вы её понимаете? (ответы детей)

- Молодцы!

Возьмите в руки простой карандаш и выполните синтаксический разбор этой пословицы.

Проверяем.

Записывают слова.

Объясняют смысл пословицы

II. Сообщение темы и цели урок


- Для чего нужно изучать русский язык? (Ответы детей).

- На уроках русского языка мы учимся понимать красоту и силу русского слова. Язык людей — язык слов.

Что же такое речь? Для чего она нужна? -

Речь — это способность говорить. –

Какие 2 вида речи мы с вами уже знаем? (письменная и устная речь).

- Что значит устная речь? (ответы детей). УСТНАЯ РЕЧЬ - это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи губ, языка, рта. Поэтому и название устная речь произошло от слова уста – губы.

- Что такое письменная речь? Письменная речь - это умение писать красиво и правильно. Для письма мы используем буквы, разные знаки.

ВЫВОД:

Мы владеем не только устной речью, но и письменной речью.

-Откройте учебник на странице 69, Прочитайте тему урока («ТЕКСТ»)

Отвечают на вопросы учителя.

III.закрепление изученного материала

- Что вы знаете о тексте? Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.

- Из чего состоит текст? (тема, главная или основная мысль).

- Что такое тема? Тема – это то, о ком или о чём говорится в тексте.

-Что такое главная или основная мысль? Главная или основная мысль – это то главное, что автор хочет сказать своим читателям.

Чем является главная мысль в тексте? (заголовком.) Заглавие должно указывать на самое важное в содержании текста. Заглавие может указывать на тему или основную мысль текста.

-Какие бывают типы текстов?

Текст-повествование рассказывает о каком-то событии и отвечает на вопрос что произошло?

Текст-описание описывает что-то, отвечает на вопросы какой? какая? какие?

Текст-рассуждение содержит объяснение каких-то утверждений и отвечает на вопросы почему? зачем?

ИГРА (определить тип текста)- СЛАЙДЫ

Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

 Повествование

Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.
 Описание

Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?

 Рассуждение

-Из каких частей состоит текст? (вступление, основная часть, заключение)


(слайд)Текст состоит из предложений.

Предложения в тексте связаны по смыслу.

Текст может иметь заголовок.

Заголовок отражает тему или основную мысль текста.

В тексте есть три части: начало, основная часть, концовка.

В речевом общении люди используют три вида текстов: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.

Определяют типы текстов

1)Работа с текстом


Найдите в учебнике упражнение 1. …, прочитай, что нужно сделать в этом упражнении. (Прочитай. В тексте перепутан порядок абзацев. Восстанови правильную последовательность абзацев. Озаглавь текст, составь план текста.) Прежде чем приступить к выполнению данного задания, давайте вспомним , а что же такое абзац?(ответы детей)

Абзац-это одно или несколько предложений, объединенных по смыслу и записанных с красной строки.

Прочтите текст про себя.

Как бы вы озаглавили данный текст (ответы) Запишите в тетрадь «Упражнение №1», ниже запишите свой вариант того, как вы озаглавили текст.

Теперь запишем план текста, но сначала повторим, что такое?

План-это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающую главную мысль. Можете приступать, кто выполнит, покажите мне посадкой, что вы готовы. Сколько будет частей в плане? (3)

Кто озвучит свой план? (ответы)

В правильной ли последовательности расставлены абзацы? (ответы детей)Много версий прозвучало. Я предлагают узнать, как с этим заданием справились Маша и Света. И мы узнаем, чей ответ был близок к вашим.

Как считает Маша,…, прочитай. А как думает Света,…, прочитай.

Кто из девочек справился с этим заданием?(Света ) Те, кто расставили абзацы в таком же порядке , правильно выполнили это задание.

Если план текста составлен правильно, то сам план может стать маленьким текстом.

Выполняют упражнение, записывают свой план в тетрадь.

2)Работа по учебнику

-Найдите упражнение №2. Что нужно сделать в этом упражнении,…, прочти. (Прочитай упражнения. Какие ошибки в них допущены ?)

-Прочтите первое предложение (птиц нужно беречь, они наши четвероногие друзья). Какая допущена ошибка в этом предложении?(не четвероногие, а пернатые друзья). Прочтите правильное предложение. Запишите его в тетрадь.

-Читаем следующее предложение( На берегу озера сидели рыбаки и рыбки) Где ошибка?(и рыбки)Запишите в тетрадь уже измененное предложение. …, прочитай измененное предложение. (На берегу озера сидели рыбаки и ловили рыбу)

3. Я взял кота Ваську, когда тот был ещё котёнком.

4. Журавли летят на юг с прощальным (журавлиным) криком.

5. Щенок вилял хвостом и весело гавкал.


-Вы отлично справились с этим заданием.

А сейчас вы поработаете в парах. Но прежде чем начать, давайте вспомним правила работы в парах. У вас на парте лежит карточка, вверху два прямоугольника , впишите туда свои фамилии. У каждого ряда разные тексты. Но задание у всех одно. Прочтите, что от вас требуется (расставить в правильном порядке абзацы). После того, как сделаете это , озаглавьте текст.

Можете приступать.

(Проверка)

Выполняют упражнение

IV.Итог урока

1)Рефлексия

-Давайте повторим, что же такое текст?

Из чего состоит текст?

Что такое абзац?

Мне очень понравилось, как вы работали на уроке.

Урок окончен.

Отвечают на вопросы



Учитель_____________Шамуратова Р.С.

Методист______________Мельникова Н.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!