СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуальные вопросы обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования «Актуальные вопросы обществознания» направлена на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс включает знания различных общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики), позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем, имеющую правовую направленность. Содержание курса позволяет подготовить учащихся к написанию Единого Государственного Экзамена.

Просмотр содержимого документа
«Актуальные вопросы обществознания»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 1 г. Демидова Смоленской области

«Рассмотрено»

Заседание педагогического совета

Протокол № 1



«31» августа 2023 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР



_________ /Кривовяз Л.И./



«31» августа 2023 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СШ № 1 г. Демидова

_________ /Казаков А.А./

Приказ № 72-о/д



«01» сентября 2023 г.



Дополнительная

общеразвивающая программа

" Актуальные вопросы обществознания»"



Возраст учащихся: 16-18 лет

Срок реализации: 2 года



Автор - разработчик:

Учитель Борисенкова Ю.Н.







Демидов

2023 год

Пояснительная записка



Направленность. Программа дополнительного образования «Актуальные вопросы обществознания» направлена на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс включает знания различных общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики), позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем, имеющую правовую направленность. Содержание курса позволяет подготовить учащихся к написанию Единого Государственного Экзамена.

Актуальность программы состоит в том, что материалы, изучаемые по программе, дают представление о функционировании различных общественных институтов, помогут молодому человеку определиться с будущей профессией. Большая часть вопросов, освещаемых в процессе изучения, имеют практическое применение в обычной жизни, давая представление обучающимся и о функционировании современных экономических систем, и о правовой сфере, включая и вопросы семейного устройства, а также гражданского и административного права, с которыми, так или иначе, сталкивается в жизни любой человек. Раздел, посвящённый политике, также поможет молодому человеку сориентироваться в непростом устройстве современной политической жизни и поможет разобраться в политическом устройстве России. Актуальность ее состоит в реализации современных требований к личности: патриотичности, толерантности, гражданственности, социальной активности.



Новизна Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями на более глубоком уровне по сравнению с общим образованием. Обучающиеся смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнув определенной свободы в выборе эссе. Данный курс включает в себя основы философии, социологии, политологии, экономики, культурологии, теории цивилизаций, правоведения. Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества.



Цели:

  • актуализировать у учащихся темы, направленные на углубление содержательного компонента дисциплины «обществознание»; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;

  • формировать метапредметные умения учащихся, в контексте обществоведческой подготовки: при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.


Задачи:

-повышение предметной компетентности учеников;

-развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;

-углубление и расширение содержания курса обществознания;

-овладение умениями и навыками решения заданий повышенной и высокой сложности.





Место в плане



Программа предназначена для обучающихся 10-11 классов.

Общее количество часов – 108 ч.



Форма организации образовательного процесса



  • процессе реализации программы педагог использует следующие формы организации обучения:



- индивидуально - групповые (педагог уделяет внимание нескольким учащимся на занятии в то время, когда другие работают самостоятельно);

- дифференцированно - групповые (в группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности умений и навыков);

Виды и формы контроля



Виды занятий: теоретические, практические.

Формы контроля: практические зачёты, промежуточная аттестация для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводится в форме тестирования.



Механизмы формирования ключевых компетенций

В результате освоения предметного содержания у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Планируемые результаты



Личностные результаты:

Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни (данный элективный курс поможет систематизировать знания и развить универсальные учебные навыки, необходимые для подготовки теоретической базы и необходимых умений для дальнейшего обучения в старшей школе, дающего возможность получения профессионального образования и профессиональной самореализации).

Дальнейшее развитие умений коммуникации, усвоение с целью дальнейшего применения умения вести полемику.

Ценностные ориентиры, основанные на толерантности, осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия.

Понимание необходимости развития внутреннего мира своей личности - члена формирующегося гражданского общества в РФ.


Метапредметные результаты:

Обучающиеся научатся сознательно организовывать вою познавательную деятельность. Обучающиеся углубят свои знания и разовьют умения объяснять явления социальной действительности с научных позиций.

Обучающиеся смогут выполнять познавательные и практические задания на:

- использование элементов причинно-следственного анализа;

- составление простого плана;

- составление тезисов;

- составление конспекта;

- использование несложных реальных связей и зависимостей: определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельное определение и выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в схему или таблицу, из диаграммы в текст или таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);

- выбор знаковых систем адекватно предложенной коммуникативной и познавательной ситуации;

- объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- объективную оценку своих учебных действий;

- корректировку своего собственного поведения в социуме;

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения;

- способность решать творческие задачи представлять, результаты свей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, опорный конспект, схема и др.).

Обучающиеся смогут быть готовыми к сотрудничеству с учениками, с учителем, к коллективной работе.


Предметные результаты:

в познавательной сфере:

- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах жизни общества, механизмах и регуляторах деятельности человека;

- знание базовых ключевых понятий обществознания в объёме основной школы;

- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения учащимися своих социальных ролей;

- умение находить нужную социальную информацию в различных источниках, адекватно её воспринимать, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);

- умение давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей в ценностно-мотивационной сфере понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности;

- знание основ нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли в жизни общества, умение применять эти нормы и правила к анализу конкретных реальных ситуации, установка на необходимость руководствоваться этими правилами в собственной жизни;

- знание особенностей труда и основных требований трудовой этики;

- знание новых возможностей для коммуникаций в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.



в ценностно-мотивационной сфере:

- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности;

- знание основ нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли в жизни общества, умение применять эти нормы и правила к анализу конкретных реальных ситуации, установка на необходимость руководствоваться этими правилами в собственной жизни;

- знание особенностей труда и основных требований трудовой этики;

знание новых возможностей для коммуникаций в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.



Учебный план по реализации дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы

на 2023-2024 учебный год, 2024-2025 учебный год



Направленность

Название объединения

Кол-во групп

Ф.И.О. педагога

Название раздела

Количество часов в неделю

Всего часов по программе

Формы аттестации/

контроля

Теория

Практика

Социально-гуманитарная
















































«Актуальные вопросы обществознания»
















































3
















































Борисенкова Ю.Н.


























































Введение. ЕГЭ по обществознанию: структура, содержание КИМ.

3



108




























































Практический зачет, промежуточная аттестация










































Содержательные линии «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы



3




Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях

«Человек. Познание»

6


«Социальные отношения»: обзор основных позиций,

сложные вопросы


9

Актуальные проблемы

изучения содержательной линии

«Экономика»

3


Актуальные вопросы

содержания темы «Экономика»

6


Ключевые понятия, трудные вопросы темы

«экономика»

3


Проблемы изучения конкретных разделов и тем содержательной линиях

«Экономика»

6


Решение заданий, обзор

основных позиций, сложные

вопросы


9

Специфика заданий с развернутым ответом по содержательной линии

«Экономика»


9

Проблемы социально- политического развития общества. Актуальные вопросы.

6


Решение заданий с кратким и

развернутым ответом.


9

Правовое регулирование

общественных отношений.

6


Специфика теоретического материала по правовому регулированию общественных

отношений

6


Специфика решения заданий с кратким и развернутым ответом по темам «Социальная сфера»,

«Право».


9

Итоговое повторение.

6

9

ИТОГО

54

54





ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

108

Содержание программы

Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).

Актуальные вопросы содержания обществознания

Содержательные линии «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы

Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.

Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.

Тренинг по выполнению заданий части 1 и части 2 данных содержательных линий

Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях

«Человек. Познание»

Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.

Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации).

Тренинг по выполнению заданий части 1 и 2 по данным содержательным линиям.

«Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы

Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения.

Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России.

Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.

Модели заданий части 1 и части 2 по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.

Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика»

Актуальные проблемы содержания. Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.

Модели заданий части 1 и части 2 и тренинг по выполнению заданий части 1 и 2 данной содержательной линии.

Повторение

Актуальные вопросы содержания темы «Экономика»

Ключевые понятия, трудные вопросы темы «экономика»

Всегда ли рост ВВП свидетельствует об экономическом росте в стране? Что происходит в экономике страны в отдельных фазах экономического цикла? От чего зависит тип экономической системы?

Сложные вопросы по теме «Рынок и рыночные структуры». В чём преимущества конкуренции?

Как связаны между собой показатели: выручка, издержки, прибыль?

Какие причины могут вызвать изменение спроса на товар? Какие причины могут вызвать изменение предложения товара?

Какая форма организации бизнеса выгоднее для предпринимателя? Преимущества и недостатки форм организации бизнеса.





Проблемы изучения конкретных разделов и тем содержательной линии «Экономика»

Алгоритм выполнения заданий с кратким ответом Решение тренировочных заданий.

Решение заданий, обзор основных позиций, сложные вопросы

В чём сущность бюджетно-налоговой (фискальная политика) политики государства?

Как устроена банковская система нашей страны?

Кто считается безработным? Каковы причины безработицы? Каковы социально- экономические последствия инфляции?

Специфика решения заданий с развёрнутым ответом по содержательной линии «экономика»

Решение заданий на анализ и интерпретацию источника по разделу «Экономика»

Решение заданий на перечисление признаков и на применение основных понятий в контексте обществоведческого знания по разделу «Экономика»

Решение тренировочных заданий на раскрытие теоретических положений на примерах по разделу «Экономика»

Задания на умение решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации по разделу «Экономика»

Составление сложного плана по разделу «Экономика» Написание эссе по разделу «Экономика»

Повторение по разделу «Экономика».

Проблемы социально-политического развития общества. Актуальные вопросы

Сложные вопросы раздела

Общество и СМИ: механизм взаимодействия. В чём специфика процесса социализации? Особенности классификации типов политических лидеров.

Органы государственной власти РФ. Политическая элита: сложные вопросы в изучении темы.

Решение заданий с выбором ответа

Решение тестовых заданий по разделу «Проблемы социально-политического развития общества»

Решение заданий с развёрнутым ответом

Решение заданий на перечисление признаков и на применение основных понятий в контексте обществоведческого знания . Решение тренировочных заданий на раскрытие теоретических положений на примерах по разделу.

Задания на умение решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации (С). Составление сложного плана по разделу «Проблемы социально-политического развития общества».

Правовое регулирование общественных отношений

Специфика теоретического материала по правовому регулированию общественных отношений

Сложные вопросы при изучении Конституции РФ.

Какие отношения регулируют основные отрасли российского права? Процессуальное право: особенности гражданского и уголовного процессов. Какие международные документы защищают права и свободы человека?



Решение тестовых заданий с выбором ответа

Решение тестовых заданий по теме: «Гражданин, его права и обязанности».

Решение тестовых заданий по темам «Воинская обязанность», «Гражданское право»,

«Уголовное право», «Семейное право».

Решение тестовых заданий по темам «Гражданский процесс: основные правила и принципы», «Особенности уголовный процесс», «Правовое регулирование общественных отношений».

Решение заданий с развёрнутым ответом.

Решение заданий на перечисление признаков и на применение основных понятий в контексте обществоведческого знания.

Решение тренировочных заданий на раскрытие теоретических положений на примерах.

Составление сложного плана по темам раздела.

Итоговое повторение





Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество

часов

теория

практика

ЕГЭ по обществознанию: структура, содержание КИМ.

1-3

Введение. Введение. ЕГЭ по обществознанию: структура, содержание КИМ.

3


4-6

Сферы жизни общества, их взаимосвязь и многовариатность

3


Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях

«Человек. Познание»

7-9

Человек как результат биологической и социокультурной

эволюции

3


10-12

Познание, знание, истина

3


«Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы

13-15

Разбор и решение тренировочных заданий КИМ по обществознанию


3

16-18

Разбор и решение тренировочных заданий КИМ по обществознанию


3

19-21

Разбор и решение тренировочных заданий КИМ по обществознанию


3

Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика»

22-24

Экономика: характеристика, виды

3


Актуальные вопросы содержания темы «Экономика»

25-27

Рыночная экономика

3


28-30

Конкуренция

3


Ключевые понятия, трудные вопросы темы «экономика»

31-33

Равновесная цена

3


Проблемы изучения конкретных разделов и тем содержательной линиях «Экономика»

34-36

Издержки

3


37-39

Финансовая система

3


Решение заданий, обзор основных позиций, сложные вопросы

40-42

Разбор и решение тренировочных заданий КИМ по обществознанию


3

43-45

Разбор и решение тренировочных заданий КИМ по обществознанию


3

46-48

Разбор и решение тренировочных заданий КИМ по обществознанию


3

49-51

Разбор и решение тренировочных заданий КИМ по обществознанию


3

52-54

Разбор и решение тренировочных заданий КИМ по обществознанию


3

55-57

Разбор и решение тренировочных заданий КИМ по обществознанию


3

Проблемы социально- политического развития общества. Актуальные вопросы.

58-60

Политическая система общества. Политика как сфера

общественной жизни

3


61-63

Структура политической власти в Российской Федерации.

Политические партии: понятие, виды, функции

3


Решение заданий с кратким и развернутым ответом.

64-66

Разбор и решение тренировочных заданий КИМ с кратким и развернутым ответом по обществознанию


3

67-69

Разбор и решение тренировочных заданий КИМ с кратким и развернутым ответом по обществознанию


3

70-72

Разбор и решение тренировочных заданий КИМ с кратким и развернутым ответом по обществознанию


3

Правовое регулирование общественных отношений

73-75

Право, как важный элемент общественной системы и способ

регулирования общественных отношений. Нормы права в системе иных социальных норм

3


76-78

Права человека в современном мире и способы их защиты

3


Специфика теоретического материала по правовому регулированию общественных отношений

79-81

Конституция – основной закон государства.

3


82-84

Правоотношения как разновидность общественных отношений.

Правонарушение и юридическая ответственность

3


Специфика решения заданий с кратким и развернутым ответом по темам «Социальная сфера», «Право».

85-87

Разбор и решение тренировочных заданий КИМ по обществознанию


3

88-90

Разбор и решение тренировочных заданий КИМ по обществознанию


3

91-93

Разбор и решение тренировочных заданий КИМ по обществознанию


3

Итоговое повторение

94-96

Обобщение и систематизация знаний по курсу

3


97-99

Обобщение и систематизация знаний по курсу

3


100-102

Разбор и решение тренировочных заданий КИМ по обществознанию


3

103-105

Разбор и решение тренировочных заданий КИМ по обществознанию


3

106-108

Разбор и решение тренировочных заданий КИМ по обществознанию


3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

54

54

ИТОГО

108






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!