СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по элективному курсу "Актуальные вопросы обществознания" для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по элективному курсу "Актуальные вопросы обществознания" для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу "Актуальные вопросы обществознания" для 9 класса»

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


Рассмотрено на заседании

Согласовано

Утверждаю.

методического объединения

с зам. директора школы по УВР

И.о директора школы

учителей предметов

гуманитарного

цикла

_______________________

______________________

Протокол №____________



от «_____» _______ 20____г.

«______» __________20____ г.

Приказ № _____________

Руководитель МО



________________________


от «___» _____________20____ г.


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Актуальные вопросы обществознания»

для 9 класса

(ФГОС ООО)




Разработана:

учителем обществознания Зайчиковым В.В.









2019 – 2020 учебный год

Пояснительная записка

Программа разработана на основе следующих документов:


1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577;


2. ООП ООО МКОУ «Бодеевская СОШ»;

В соответствии с « Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, факультативных занятий, учебных модулей, кружков, индивидуальных занятий во внеурочное время, рабочих программ для работы с детьми с ОВЗ муниципального казенного общеобразовательного учреждения

«Бодеевская средняя общеобразовательная школа»;




Место учебного предмета в учебном плане


Изучение обществознания в 9 классе завершает изучение предмета в основной школе. Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа элективного курса для 9 класса предусматривает обучение обществознания в объеме 9 часов.

Актуальность изучения элективного курса

Данный план предназначен для подготовки обучающихся 9 класса к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации. ГИА по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Занятия по подготовке к ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 8-9-х классов к ОГЭ.

Цель курса: формирование более глубокие представлений о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях, подготовить обучающихся к успешной сдаче ОГЭ.

Задачи курса: 

- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в новой форме;

- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;

- отрабатывать умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;

- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях.

Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.

Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; кейс-папки, решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.

Приоритетные виды и формы контроля:

1) контрольная и проверочная работа;

2) тест;

3) зачет;

4) взаимоконтроль;

5) самоконтроль.


Рекомендуемая литература:


Экономика.

  1. Липсиц И.В. Экономика без тайн. Учебник для уч-ся 9-11 кл. – М., 1998; для краткого (16-17-часового) варианта рекомендуются главы 1, 2.

  2. Липсиц И.В. Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности. Учебник для уч-ся 7-8 кл. – М., 2001.

  3. Липсиц И.В. Экономика. Ч.1. Учебник для уч-ся 9, 10 кл. – М., 2001.


Социальная сфера.

  1. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / пер. с англ. – М., 1996.

  2. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. – М., 1995

  3. Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Основы социологии: учеб. пособие для пед. училищ. – М., 2000


Сфера политики и социального управления.

        1. Гаджиев К.С. и др. Введение в политологию 10-11 кл. М., 1998. гл. I, III, VI, VII, XI.

        2. Косов Г.В. Социология и политология. М.- Ставрополь. 2002. Темы 5,8.

        3. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии М., 1999. Тема 4.

Право.

1. Основы правовых знаний: В 2 кн.: Учеб. Для 8-9 кл. /Володина С.И., Полиевктова А.М., В.В.Спасская. и др. М.: РФПР. Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания.2002.


Срок реализации программы – 2019-2020 учебный год





.














Планируемые результаты изучения элективного курса «Актуальные вопросы обществознания»


Личностные результаты:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;

  • наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;

  • стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признание равноправия народов, единства разнообразных культур; осознание необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;

  • убежденность в важности для общества семьи и семейных традиций; уважительное отношение к окружающим, умение соблюдать культуру поведения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, выражать собственное отношение к явлениям современной жизни.

Метапредметные результаты:

  1. регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;

  1. познавательные УУД:

  • проводить наблюдение под руководством учителя и объяснять полученные результаты;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

  • анализировать, сравнивать, классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; обобщать факты и явления;

  • давать определения понятий;

  1. коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

  • в дискуссии выдвигать аргументы и контраргументы;

  • адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, различать мнение и доказательство (аргументы), факты;

  • критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

  • оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей.

Предметные результаты:

Выпускник 9 класса научится:

    • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

    • характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

    • в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

    • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

    • приводить примеры основных видов деятельности человека;

    • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.



  • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

  • различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  • раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

  • характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

  • характеризовать механизм рыночного регулирования экономики;

  • анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

  • объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

  • называть и конкретизировать примерами виды налогов;

  • характеризовать функции денег и их роль в экономике;

  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

  • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

  • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

  • использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

  • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.



  • объяснять роль политики в жизни общества;

  • различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

  • давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

  • различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

  • раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

  • называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

  • характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни;

  • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

  • объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

  • раскрывать достижения российского народа;

  • объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

  • называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

  • осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

  • характеризовать конституционные обязанности гражданина;

  • характеризовать систему российского законодательства;

  • раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

  • характеризовать гражданские правоотношения;

  • раскрывать смысл права на труд;

  • объяснять роль трудового договора;

  • разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

  • характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

  • характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

  • конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

  • характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

  • раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

  • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

  • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

  • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.



Выпускник 9 класса получит возможность научиться:

    • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;

    • оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

    • оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;

    • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

    • моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

  • Анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

  • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

  • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

  • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

  • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

  • соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы;

  • аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;

  • использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ;

  • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

  • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

  • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.


















Содержание элективного курса



Раздел 1. Человек и общество.

Биологическое и социальное в человеке. Личность. Деятельность человека. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Конфликты и пути их разрешения.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы и институты общественной жизни. Их взаимосвязь.


Раздел 2. Духовная сфера.

Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного общества. Образование и его значение в условиях информационного общества. Религия и религиозные объединения. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм.


Раздел 3. Экономика.

Экономика, ее роль в жизни общества. Ресурсы, факторы производства, ограниченность ресурсов. Типы экономических систем. Производство, разделение труда, специализация. Рынок и рыночные механизмы. Предпринимательство. Деньги. Налоги. Экономические функции государства.


Раздел 4. Социальная сфера.

Социальная структура общества. Семья как малая социальная группа. Социальный статус, социальная роль. Отклоняющееся поведение. Социальная значимость ЗОЖ. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения.


Раздел 5. Политическая сфера.

Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие государства, его признаки. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество и правовое государство.


Раздел 7. Право.

Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы права, НПА. Правоотношения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративной устройство РФ. Органы государственной власти РФ. Правоохранительные органы, судебная система. Конституционные права и обязанности граждан РФ. Права ребенка. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Гуманитарное право. Гражданские правоотношения. Семейные правоотношения. Труд и трудовые правоотношения. Административные правонарушения и наказания. Уголовное право. Уголовная ответственность несовершеннолетних.














Тематическое планирование


№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов


1

Человек и общество

1

2

Духовная сфера

1

3

Экономика

2

4

Социальная сфера

1

5

Политическая сфера

1

7

Право

2

8

Итоговый контроль

1


ИТОГО

9





































Календарно-тематическое планирование


№ урока

Дата

план

Дата

факт

Тема урока

примечание


1



Общество как форма жизнедеятельности людей.


2



Сфера духовной культуры. Наука. Образование. Религия.


3



Экономика.


4



Экономические функции государства.


5



Социальная сфера общества.


6



Политическая сфера


7



Право


8



Виды правоотношений.


9



Итоговый контроль





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!