Рабочая программа элективного курса по обществознанию в 11 классе составлена
на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ министерства образования РФ от 5 марта 2004 года N 1089, с дополнениями и изменениями).
2. с учетом:Авторской программы элективного курса Каменчук И. Л.«Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ».
Требования к уровню подготовки
Знать и понимать
биосоциальную сущность человека
основные этапы и факторы социализации личности
место и роль человека в системе общественных отношений
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
основные социальные институты и процессы
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Содержание программы
Введение.Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Общество и природа. Общество и культура.Современное общество. Глобальные проблемыЧеловек как результат биологической и социокультурной эволюцииМногообразие видов деятельности человека.Личность как субъект общественной жизни. СамопознаниеДуховный мир личности. Личность и общество.Познание мира.Многообразие форм человеческого знания.Социальная система.Социальные группы, их классификация. Семья и брак как социальные институты.Социальный конфликт и пути его разрешения.Экономика: наука и хозяйство.Экономические системы. Многообразие рынков.Рыночные отношения.Рынок труда. Безработица. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Политическая система.Политические партии и движения.Признаки, функции и формы государства.Политический плюрализм.Структура политической власти в РФ.Человек в политической жизни.Право, система права. Источники права.Права человека.Конституция РФ.Правоотношения и правонарушения.Юридическая ответственность.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п | Тема уроков | Реализация содержания предмета | Количество часов | Дата |
план | факт |
1 | Введение. | Общая характеристика особенности КИМов по обществознанию, спецификой проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ЕГЭ | 1 | 04.09 | |
2 | Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. | Понятие «общество» в узком и широком смысле. Функции общества. Общественные отношения. Общество – динамическая система. Сферы общественной жизни. Спецефические черты общества. | 1 | 11.09 | |
3 | Многовариантность общественного развития. Типология обществ. | Общественное развитие. Реформа и ее виды. Революция и ее виды. Модернизация. Традиционное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества. Западная и восточная цивилизации. | 1 | 18.09 | |
4 | Общество и природа. Общество и культура. | Что такое Общество? Общество, природа и культура. Общество как сложная динамическая система. Социальные институты. | 1 | 25.09 | |
5 | Современное общество. Глобальные проблемы | Характеристика современного общества. Глобальные проблемы современного общества. | 1 | 02.10 | |
6 | Человек как результат биологической и социокультурной эволюции | Эволюция - постепенное развитие человечества. Этапы развития. Сходство и отличие человека от животного. Портрет современного человека. | 1 | 09.10 | |
7 | Многообразие видов деятельности человека. | Особенности человеческой деятельности. Структура деятельности. Мотивы и виды деятельности. | 1 | 16.10 | |
8 | Личность как субъект общественной жизни. Самопознание | Человек, индивид, личность. Социализация. Периоды социализации. Поведение и самореализация личности. | 1 | 23.10 | |
9 | Духовный мир личности Личность и общество | Понятие духовного мира личности.Процесс становления духовного мира личности. | 1 | 13.11 | |
10 | Познание мира. | Познание мира. Формы познания: чувственное и рациональное.Истина, ее критерии. Относительность истины. | 1 | 20.11 | |
11 | Многообразие форм человеческого знания. | Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальное познание. Социальные науки, их классификация. Социальное и гуманитарное знание | 1 | 27.11 | |
Социальные отношения |
12 | Социальная система. | Понятие социальной системы. Социальная система и её структура. | 1 | 04.12 | |
13 | Социальные группы, их классификация. | Социальная связь, виды. Типы социальных действий. Формы социального взаимодействия. | | 11.12 | |
14 | Семья и брак как социальные институты. | Понятие социального института, его виды. Жизненный цикл семьи. Распределение ролей в семье. | 1 | 18.12 | |
15 | Социальный конфликт и пути его разрешения. | Социальный конфликт и пути его разрешения. Виды противоречий. Функции и виды социальных конфликтов | 1 | 25.12 | |
Экономика |
16 | Экономика: наука и хозяйство. | Экономика как система хозяйствования. Производство. Функции. Уровни экономической теории. | 1 | 15.01 | |
17 | Экономические системы | Понятие и структура экономических систем. Основные типы экономических систем: традиционная, рыночная, смешанная экономические системы. | 1 | 22.01 | |
18 | Многообразие рынков. | Функции и задачи рынков. Классификация рынков. | 1 | 29.01 | |
19 | Рыночные отношения. | Рынок и условия его возникновения. Основные типы рыночных структур. Спрос как экономическая категория, его факторы и кривая. Предложение, кривая предложения, детерминанты предложения. | 1 | 05.02 | |
20 | Рынок труда. Безработица. | Рынок труда, рабочая сила. Особенности рынка труда. Характерные черты конкурентного труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. Безработица. Причины безработицы. Основные виды безработицы. Последствия безработицы. | 1 | 12.02 | |
21 | Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. | Мировая экономика. Международное разделение труда (МРТ). Мировой рынок. Международная торговля. Типы экономической интеграции. Структура международной валютно-финансовой системы. | 1 | 19.02 | |
22 | Политическая система. | Политическая система Политика и власть. Политические институты и отношения. | 1 | 26.02 | |
23 | Политические партии и движения. | Политический режим. Типы политических режимов. Политический режим. Демократический , тоталитарный, авторитарный режимы. | 1 | 05.03 | |
24 | Признаки, функции и формы государства. | Государство в политической системе. | 1 | 12.03 | |
25 | Политический плюрализм. | Политические режимы. Признаки правового государства. Гражданское общество. Избирательная система. | 1 | 19.03 | |
26 | Структура политической власти в РФ. | Политическая власть. Субъекты и объекты власти. Ресурсы власти. | 1 | 26.03 | |
27 | Человек в политической жизни. | Политическое участие. Содержание политической жизни. Политический статус личности. Политическая роль личности. Типы политических ролей. Политический лидер. Особенности политического лидерства. Классификация типов политических лидеров. Политическое участие. Виды политического участия. Основные типы политической деятельности. | 1 | 02.04 | |
28 | Право, система права. Источники права. | Основные признаки права. Система права и нормы права. Источники права. Правоотношения и правонарушение. Виды юридической ответственности. Отрасли права | 1 | 09.04 | |
29 | Права человека. | Понятие правового статуса человека и гражданина. Классификация прав и свобод. Защита прав человека. | 1 | 16.04 | |
30 | Конституция РФ. | Основы конституционного строя. Местное самоуправление. Судебная власть и прокуратура. Права и свободы человека и гражданина. Правительство российской федерации. Федеративное устройство. Президент российской федерации | 1 | 23.04 | |
31 | Правоотношения и правонарушения. | Правоотношения: понятие, признаки, виды, структура. Правонарушения: понятие, признаки, состав, виды. | 1 | 30.04 | |
32 | Юридическая ответственность. | Юридическая ответственность: понятия, признаки, виды | 1 | 07.05 | |
|
33-34 | Итоговая контрольная работа | Итоговая контрольная работа по части 1 и 2 ЕГЭ по обществознанию | 2 | 14.05- 21.05 | |
Оценочные материалы
№ п/п | Вид работы | Сроки |
1 | Итоговая контрольная работа | 14.05 |
2 | Итоговая контрольная работа | 21.05 |
Нормы оценки знаний учащихся (устный ответ)
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
логично, развернуто налагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;
продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
делает элементарные выводы;
путается в терминах;
не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
не может аргументировать собственную позицию;
затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
не раскрыл проблему;
собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором);
или информацию представил не в контексте задания или отказался отвечать.
Критерии оценивания итоговой контрольной работы
Система оценивания заданий
Результаты выполнения заданий части 1 обрабатываются автоматически. Ответы на задания части 2 анализируются и оцениваются экспертами на основе специально разработанных критериев.
Задания 1–3, 0, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
Правильное выполнение заданий 4–9, 11, 13–20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) или неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.
Полное правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 2 до 5 баллов. За полное правильное выполнение заданий 21, 22 выставляется по 2 балла; заданий 23–28 – по 3 балла; задания 29 – 5 баллов.
Если же перевести баллы в оценки, получится следующее
0-18 балл оценка «2»
19-33 баллов оценка «3»
34-45 баллов оценка «4»
46-62 баллов оценка «5»
Приложение
Итоговая контрольная работа
1. Запишите словосочетание, пропущенное в таблице.
Показатели экономического роста
ПОКАЗАТЕЛИ | СУЩНОСТЬ |
Валовой внутренний продукт | Рыночная стоимость конечной продукции, произведенной на территории одной страны за определённый период времени |
… | Вновь созданная в материальном производстве стоимость на территории одной страны за определённый период времени |
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
выборы депутатов | избирательное право | списки политических партий |
тайное голосование | избирательная кампания | |
3. Ниже приведён перечень качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) особенности внешности | 2) любознательность | 3) темперамент |
4) ответственность | 5) трудолюбие | 6) самоотверженность |
4. Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Духовная культура — одна из сфер деятельности человека в обществе.
2) Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты.
3) Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество.
4) Духовная культура — это окружающая человека искусственная среда.
5) Духовная культура включает материальные и духовные ценности, созданные человеком.
5. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ | | ТИПЫ ОБЩЕСТВ |
А) развитие высоких технологий Б) ускорение развития промышленности В) выдвижение на первый план сферы услуг Г) доминирование религиозных ценностей Д) общинный уклад, коллективизм | | 1) традиционное (аграрное) 2) индустриальное 3) информационное (постиндустриальное) |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
6. Гражданку А. отличает крепкое здоровье, тем не менее она любит ходить на приём к врачам и не только проходить профилактические обследования, но и беседовать с ними на темы, далёкие от болезней. Какие потребности реализуются в этих действиях гражданки А.? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) в поддержании своего здоровья
2) в физическом развитии
3) в материальной поддержке
4) в общении
5) в отдыхе
6) в профессиональном образовании
7. Экономическая политика государства R основана на регулировании объёма денежной массы в обращении. По каким признакам можно установить, что эта политика монетарная (денежно-кредитная)? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) повышаются таможенные пошлины
2) расширяется государственная закупка товаров и услуг
3) Центральный банк изменяет учётную ставку процента
4) вводятся запреты на импорт продукции
5) устанавливается норма обязательных резервов
6) увеличивается размер налогов
8. Установите соответствие между характеристиками и видами ценных бумаг: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА | | ВИД ЦЕННЫХ БУМАГ |
А) ценная бумага, закрепляющая право её держателя на получение от эмитента в предусмотренный ею срок номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или имущественного эквивалента Б) ценная бумага, в которой содержится распоряжение плательщика своему банку уплатить получателю указанную в ней сумму денег в течение срока ее действия. В) держатель этой ценной бумаги имеет право на часть имущества, остающегося после ликвидации предприятия. Г) денежный документ, удостоверяющий внесение средств на определенное время, имеющие обычно фиксированную ставку процента Д) ценная бумага, из суммы номиналов которой складывается уставный капитал коммерческой организации | | 1) акция 2) облигация 3) сберегательный сертификат 4) чек |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
9. Центральный банк принял решение о приостановке деятельности коммерческого банка «Прогресс» в связи с проводимыми последним рискованными финансовыми операциями. Какие ещё функции выполняет Центральный банк? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) принимает вклады населения
2) осуществляет денежную эмиссию
3) выдаёт кредиты предприятиям
4) регулирует валютный курс
5) проводит расчётно-кассовые операции
6) кредитует банки
10. На графике отражено изменение спроса на бытовые товары длительного пользования на соответствующем рынке: линия спроса D переместилась в положение Dг (Р — цена товара, Q — количество товара). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) повышение ставки подоходного налога
2) появление бытовой техники нового поколения
3) монополизация в отраслях, производящих бытовую технику
4) рост благосостояния населения
5) создание условий для развития малого бизнеса
11. Найдите в социальные факты, иллюстрирующие проявление вертикальной социальной мобильности, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Учитель истории, переехав из области в город, перешел в новую школу.
2) Офицер, отличившийся при проведении контртеррористической операции, получил новое воинское звание досрочно.
3) Секретарь-референт вышла замуж за коммерческого директора фирмы.
4) Профессор уехал по двухгодичному контракту в зарубежный вуз.
5) После окончания вуза молодой специалист был назначен на должность начальника отдела логистики.
12. «Какие из следующих способов вложения денег представляются Вам сейчас наиболее надежными?» Ответы на данный вопрос были получены в ходе исследований, проведенных ВЦИОМ в 2010, 2011 и 2013 годах. Каждый опрошенный мог выбрать не более трех ответов из числа предложенных. Отдельные результаты этого исследования приведены в диаграмме (в %).
Какие выводы можно сделать на основании приведенных данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Увеличивается доля респондентов, считающих лучшим способом сбережения денег хранение дома иностранной валюты.
2) Доля опрошенных, предпочитающих покупку акций предприятий, превышает долю желающих купить иностранную валюту.
3) Треть опрошенных считает самым благонадежным покупку золота или драгоценностей.
4) Самым надежным способом вложения денег в течение трех лет видится покупка недвижимости.
5) Около четверти опрошенных предпочитают открыть счета в Сбербанке.
13. Выберите верные суждения о смешанной форме республики и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Президент возглавляет правительство.
2) Президент выполняет преимущественно представительские функции.
3) Президент имеет право распускать парламент.
4) Правительство несёт ответственность перед парламентом и перед президентом.
5) Президент избирается путём всенародного голосования.
14. Установите соответствие между палатами Федерального Собрания и их функциями и полномочиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ | | ПАЛАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ |
A) принимать федеральные законы Б) изменять границы между субъектами РФ B) назначать на должность Генерального прокурора РФ Г) объявлять амнистию Д) назначать выборы Президента РФ | | 1) Государственная Дума РФ 2) Совет Федерации |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
15. Конституция провозглашает Z демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Какие из приведённых признаков характеризуют форму государственного (территориального) устройства Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) регулярные выборы главы государства и парламента на альтернативной основе
2) двухпалатная структура парламента, обеспечивающая представительство регионов
3) включение в состав государства нескольких государственных образований, каждое из которых обладает определённой собственной
компетенцией
4) действие конституций субъектов при верховенстве общей конституции
5) наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан
6) политический плюрализм
16. В Статье 7 Конституции РФ зафиксирован один из основополагающих принципов российской государственности — социальное государство. Запишите цифры, под которыми указаны его характеристики.
1) создание экономических и юридических условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека
2) осуществление комплекса мер по поддержанию неимущих групп
3) признание прав и свобод человека и гражданина
4) провозглашение свободы мнений и действий
5) создание эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности
6) обеспечение активного и беспрепятственного использования личностью конституционных прав и свобод
17. Прочитайте фрагменты из публицистических материалов. Выберите среди них примеры, характерные для функционирования правового государства. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) «Глава государства отдал приказ, чтобы верные ему войска открыли огонь против оппозиции и разогнали митинг».
2) «Племянник президента страны был задержан полицией за драку в баре и предстал перед судом».
3) «Парламент страны выступил с инициативой отставки правительства и проведения досрочных выборов».
4) «Конституционный суд принял на экспертизу на соответствие Конституции страны новый указ президента».
5) «По распоряжению главы государства оппозиционные силы и партии были исключены из предвыборных списков и не смогли участвовать в парламентских выборах».
18. Установите соответствие между положением, отражающим права или обязанности налогоплательщика, и соответствующей группой положений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛОЖЕНИЯ | | ГРУППЫ ПОЛОЖЕНИЙ |
А) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений Б) получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах В) представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов Г) уплачивать законно установленные налоги в бюджет и во внебюджетные фонды Д) использовать при наличии оснований налоговые льготы | | 1) права налогоплательщика 2) обязанности налогоплательщика |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
19. В районном суде рассматривается дело по нарушению правил дорожного движения, повлекшее тяжкий вред здоровью гражданина А. Найдите в приведённом списке термины, которые могут быть использованы при характеристике судебного разбирательства по этому делу, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) ответчик
2) уголовный процесс
3) потерпевший
4) истец
5) гражданский процесс
6) обвиняемый
20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Человек живет в ________(А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые ________(Б) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых общественных отношений, рыночной ________(В) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными ________(Г). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает ________(Д) психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль ________(Е), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Cписок терминов:
1) знание | 2) общество | 3) группа |
4) позиция | 5) отношение | 6) норма |
7) закономерность | 8) поведение | 9) экономика |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
21. Назовите теорию происхождения государства, основы которой выражает автор текста. Выпишите из текста фразу автора, аргументирующую Ваш ответ.
При отсутствии гражданского состояния всегда имеется война всех против всех. Отсюда очевидно, что пока люди живут без общей власти, держащей всех в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, а именно в состоянии войны всех против всех. Ибо война есть не только сражение, или военное действие, а промежуток времени, в течение которого явно сказывается воля к борьбе путём сражения.
Состояние войны всех против всех характеризуется также тем, что при нём ничто не может быть несправедливым. Понятия правильного и неправильного, справедливого и несправедливого не имеют здесь места. Там, где нет общей власти, нет закона, там, где нет закона, нет справедливости. Сила и коварство являются на войне двумя кардинальными добродетелями. Указанное состояние характеризуется также отсутствием собственности, владения, отсутствием точного разграничения между моим и твоим. Каждый человек считает своим лишь то, что он может добыть, и лишь до тех пор, пока он в состоянии удержать это.
Цель государства - главным образом, обеспечение безопасности. Конечной причиной, целью и намерением людей (некоторые от природы любят свободу и господство над другими) при наложении на себя уз (которыми они связаны, живя в государстве) является забота о самосохранении и при этом о более благоприятной жизни. Иными словами, при установлении государства люди руководятся стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимости власти, держащей их в страхе и под угрозой наказания, принуждающей их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов.
Такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путём, а именно сосредоточением всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. В этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства, которая нуждается в следующем определении: государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путём взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтёт необходимым для их мира и общей защиты.
22. Приведите авторскую характеристику состояния общества «без общей власти» государства? Используя обществоведческие знания, назовите одно любое негативное последствие безвластия.
23. Какова, по мнению автора, главная цель государства? С опорой на обществоведческие знания назовите три функции государственной власти, направленные на обеспечение безопасности. Проиллюстрируйте примерами
две из функций.
24. В каких формах правления, по мнению автора, может существовать единая власть государства (аргументируйте свой ответ с опорой на текст)? О каком источнике государственной власти идёт речь в тексте? С опорой на обществоведческие знания назовите дополнительно ещё один источник государственной власти.
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции, и одно предложение о последствиях инфляции.
26. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые две особенности предпринимательской деятельности.
27. Законодательное собрание одной из республик РФ утвердило законопроект, предложенный правительством республики. Согласно этому закону в целях борьбы с утечкой капитала в республике вводилась своя денежная единица. Имеет ли право законодательный орган республики утвердить данный законопроект? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.
28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Деятельность человека». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
Философия | «Библиотека важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, других культурных учреждений, но если библиотеки есть… - культура не погибнет». (Д.С.Лихачев) |
Экономика | «Всем, кто открывает новое дело, регистрирует предприятия, нужно давать медаль за личное мужество». (В.В.Путин) |
Социология, социальная психология | «Относительно всякого брака пусть соблюдается одно предписание: каждый человек должен заключать брак полезный для государства, а не только наиболее приятный для самого себя». (Платон) |
Политология | «Партия представляет собой лишь вывеску, прикрывающую иногда глубокое расхождение во мнениях, борьбу между фракциями, иногда более ожесточенную, чем та борьба, в которую она вступала с соперничающей партией». (М.Я.Острогорский) |
Правоведение | «Право собственности позволяет прилежному человеку жать там, где сеял». (Английское изречение) |