СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса по обществознанию в 11 классе  составлена

1.на основе:

     - Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской  Федерации";

     - Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ министерства образования РФ от 5 марта 2004 года N 1089, с дополнениями и изменениями).

2.    с учетом:Авторской программы элективного курса Каменчук И. Л.«Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГ

Просмотр содержимого документа
««Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ».»



Рабочая программа элективного курса по обществознанию в 11 классе составлена

  1. на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ министерства образования РФ от 5 марта 2004 года N 1089, с дополнениями и изменениями).

2. с учетом:Авторской программы элективного курса Каменчук И. Л.«Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ».


Требования к уровню подготовки

Знать и понимать

  • биосоциальную сущность человека

  • основные этапы и факторы социализации личности

  • место и роль человека в системе общественных отношений

  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

  • основные социальные институты и процессы

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

  • особенности социально-гуманитарного познания

Уметь

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам



Содержание программы


Введение.Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Общество и природа. Общество и культура.Современное общество. Глобальные проблемыЧеловек как результат биологической и социокультурной эволюцииМногообразие видов деятельности человека.Личность как субъект общественной жизни. СамопознаниеДуховный мир личности. Личность и общество.Познание мира.Многообразие форм человеческого знания.Социальная система.Социальные группы, их классификация. Семья и брак как социальные институты.Социальный конфликт и пути его разрешения.Экономика: наука и хозяйство.Экономические системы. Многообразие рынков.Рыночные отношения.Рынок труда. Безработица. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Политическая система.Политические партии и движения.Признаки, функции и формы государства.Политический плюрализм.Структура полити­ческой власти в РФ.Человек в политической жизни.Право, система права. Источники права.Права человека.Конституция РФ.Правоотношения и правонарушения.Юридическая ответственность.




Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.



п/п

Тема уроков

Реализация содержания предмета

Количество часов

Дата

план

факт

1

Введение.

Общая характеристика особенности КИМов по обществознанию, спецификой проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ЕГЭ

1

04.09


2

Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. 

Понятие «общество» в узком и широком смысле. Функции общества. Общественные отношения. Общество – динамическая система. Сферы общественной жизни. Спецефические черты общества.

1

11.09


3

Многовариантность общественного развития. Типология обществ. 

Общественное развитие. Реформа и ее виды. Революция и ее виды. Модернизация. Традиционное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества. Западная и восточная цивилизации.

1

18.09


4

Общество и природа. Общество и культура.

Что такое Общество? Общество, природа и культура. Общество как сложная динамическая система. Социальные институты.

1

25.09


5

Современное общество. Глобальные проблемы

Характеристика современного общества. Глобальные проблемы современного общества.

1

02.10


6

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции


Эволюция - постепенное развитие человечества. Этапы развития. Сходство и отличие человека от животного. Портрет современного человека.

1

09.10


7

Многообразие видов деятельности человека.

Особенности человеческой деятельности. Структура деятельности. Мотивы и виды деятельности.

1

16.10


8

Личность как субъект общественной жизни. Самопознание

Человек, индивид, личность. Социализация. Периоды социализации. Поведение и самореализация личности.

1

23.10


9

Духовный мир личности

Личность и общество

Понятие духовного мира личности.Процесс становления духовного мира личности.

1

13.11


10

Познание мира.

Познание мира. Формы познания: чувственное и рациональное.Истина, ее критерии. Относительность истины.

1

20.11


11

Многообразие форм человеческого знания.

Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальное познание. Социальные науки, их классификация. Социальное и гуманитарное знание

1

27.11


Социальные отношения

12

Социальная система.

Понятие социальной системы. Социальная система и её структура.

1

04.12


13

Социальные группы, их классификация. 

Социальная связь, виды. Типы социальных действий. Формы социального взаимодействия.


11.12


14

Семья и брак как социальные институты.

Понятие социального института, его виды. Жизненный цикл семьи. Распределение ролей в семье.

1

18.12


15

Социальный конфликт и пути его разрешения.

Социальный конфликт и пути его разрешения. Виды противоречий. Функции и виды социальных конфликтов

1

25.12


Экономика

16

Экономика: наука и хозяйство.

Экономика как система хозяйствования. Производство. Функции. Уровни экономической теории.

1

15.01


17

Экономические системы

Понятие и структура экономических систем. Основные типы экономических систем: традиционная, рыночная, смешанная экономические системы.

1

22.01


18

Многообразие рынков.

Функции и задачи рынков. Классификация рынков.

1

29.01


19

Рыночные отношения.

Рынок и условия его возникновения. Основные типы рыночных структур. Спрос как экономическая категория, его факторы и кривая. Предложение, кривая предложения, детерминанты предложения.

1

05.02


20

Рынок труда. Безработица. 

Рынок труда, рабочая сила. Особенности рынка труда. Характерные черты конкурентного труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. Безработица. Причины безработицы. Основные виды безработицы. Последствия безработицы.


1

12.02


21

Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. 

Мировая экономика. Международное разделение труда (МРТ). Мировой рынок. Международная торговля. Типы экономической интеграции. Структура международной валютно-финансовой системы.


1

19.02


22

Политическая система.

Политическая система Политика и власть. Политические институты и отношения.

1

26.02


23

Политические партии и движения.

Политический режим. Типы политических режимов. Политический режим. Демократический , тоталитарный, авторитарный режимы.

1

05.03


24

Признаки, функции и формы государства.

Государство в политической системе.

1

12.03


25

Политический плюрализм.

Политические режимы. Признаки правового государства. Гражданское общество. Избирательная система.

1

19.03


26

Структура полити­ческой власти в РФ.

Политическая власть. Субъекты и объекты власти. Ресурсы власти.

1

26.03


27

Человек в политической жизни.

Политическое участие. Содержание политической жизни. Политический статус личности. Политическая роль личности. Типы политических ролей. Политический лидер. Особенности политического лидерства. Классификация типов политических лидеров. Политическое участие. Виды политического участия. Основные типы политической деятельности.

1

02.04


28

Право, система права. Источники права.

Основные признаки права. Система права и нормы права. Источники права. Правоотношения и правонарушение. Виды юридической ответственности. Отрасли права

1

09.04


29

Права человека.

Понятие правового статуса человека и гражданина. Классификация прав и свобод. Защита прав человека.

1

16.04


30

Конституция РФ.

Основы конституционного строя. Местное самоуправление. Судебная власть и прокуратура. Права и свободы человека и гражданина. Правительство российской федерации. Федеративное устройство. Президент российской федерации

1

23.04


31

Правоотношения и правонарушения.

  • Правоотношения: понятие, признаки, виды, структура. Правонарушения: понятие, признаки, состав, виды.


1

30.04


32

Юридическая ответственность.

Юридическая ответственность: понятия, признаки, виды

1

07.05



33-34

Итоговая контрольная работа

Итоговая контрольная работа по части 1 и 2 ЕГЭ по обществознанию

2

14.05-

21.05




Оценочные материалы


п/п

Вид работы

Сроки

1

Итоговая контрольная работа

14.05

2

Итоговая контрольная работа

21.05



Нормы оценки знаний учащихся (устный ответ)

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

  • логично, развернуто налагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;

  • сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существен­ные признаки, закономерности развития;

  • делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;

  • сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контрар­гументы по отношению к иным взглядам;

  • применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рацио­нальности;

  • раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

  • продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;

  • верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;

  • продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдель­ные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;

  • не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;

  • дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;

  • дал ответы на уточняющие вопросы.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

  • демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;

  • делает элементарные выводы;

  • путается в терминах;

  • не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;

  • не может аргументировать собственную позицию;

  • затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;

  • справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

  • не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

  • не раскрыл проблему;

  • собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором);

  • или информацию представил не в контексте задания или отказался отвечать.

Критерии оценивания итоговой контрольной работы

Система оценивания заданий

Результаты выполнения заданий части 1 обрабатываются автоматически. Ответы на задания части 2 анализируются и оцениваются экспертами на основе специально разработанных критериев.

Задания 1–3, 0, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Правильное выполнение заданий 4–9, 11, 13–20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) или неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.

Полное правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 2 до 5 баллов. За полное правильное выполнение заданий 21, 22 выставляется по 2 балла; заданий 23–28 – по 3 балла; задания 29 – 5 баллов.

Если же перевести баллы в оценки, получится следующее

0-18 балл оценка «2»

19-33 баллов оценка «3»

34-45 баллов оценка «4»

46-62 баллов оценка «5»




Приложение

Итоговая контрольная работа

1. За­пи­ши­те сло­во­со­че­та­ние, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

 

По­ка­за­те­ли эко­но­ми­че­ско­го роста

 

ПО­КА­ЗА­ТЕ­ЛИ

СУЩ­НОСТЬ

Ва­ло­вой внут­рен­ний про­дукт

Ры­ноч­ная сто­и­мость ко­неч­ной
про­дук­ции, про­из­ве­ден­ной на тер­ри­то­рии
одной стра­ны за опре­делённый пе­ри­од
вре­ме­ни

Вновь со­здан­ная в ма­те­ри­аль­ном
про­из­вод­стве сто­и­мость на тер­ри­то­рии
одной стра­ны за опре­делённый пе­ри­од
вре­ме­ни

2. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

вы­бо­ры де­пу­та­тов

из­би­ра­тель­ное право

спис­ки по­ли­ти­че­ских пар­тий

тай­ное го­ло­со­ва­ние

из­би­ра­тель­ная кам­па­ния


3. Ниже при­ведён пе­ре­чень ка­честв, при­су­щих че­ло­ве­ку. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, имеют со­ци­аль­ную при­ро­ду. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) осо­бен­но­сти внеш­но­сти

2) лю­бо­зна­тель­ность

3) тем­пе­ра­мент

4) от­вет­ствен­ность

5) тру­до­лю­бие

6) са­мо­от­вер­жен­ность

4. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о ду­хов­ной куль­ту­ре и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Ду­хов­ная куль­ту­ра — одна из сфер де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка в об­ще­стве.

2) Ду­хов­ная куль­ту­ра вклю­ча­ет по­зна­ва­тель­ную де­я­тель­ность и ее ре­зуль­та­ты.

3) Объ­ек­та­ми ду­хов­ной куль­ту­ры яв­ля­ют­ся идео­ло­гия, мо­раль, ху­до­же­ствен­ное твор­че­ство.

4) Ду­хов­ная куль­ту­ра — это окру­жа­ю­щая че­ло­ве­ка ис­кус­ствен­ная среда.

5) Ду­хов­ная куль­ту­ра вклю­ча­ет ма­те­ри­аль­ные и ду­хов­ные цен­но­сти, со­здан­ные че­ло­ве­ком.

5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между от­ли­чи­тель­ны­ми при­зна­ка­ми и ти­па­ми об­ществ, ко­то­рые они ил­лю­стри­ру­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ОТ­ЛИ­ЧИ­ТЕЛЬ­НЫЕ ПРИ­ЗНА­КИ

 

ТИПЫ ОБ­ЩЕСТВ

А) раз­ви­тие вы­со­ких тех­но­ло­гий

Б) уско­ре­ние раз­ви­тия про­мыш­лен­но­сти

В) вы­дви­же­ние на пер­вый план сферы услуг

Г) до­ми­ни­ро­ва­ние ре­ли­ги­оз­ных цен­но­стей

Д) об­щин­ный уклад, кол­лек­ти­визм

 

1) тра­ди­ци­он­ное (аг­рар­ное)

2) ин­ду­стри­аль­ное

3) ин­фор­ма­ци­он­ное (пост­ин­ду­стри­аль­ное)

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

6. Граж­дан­ку А. от­ли­ча­ет креп­кое здо­ро­вье, тем не менее она любит хо­дить на приём к вра­чам и не толь­ко про­хо­дить про­фи­лак­ти­че­ские об­сле­до­ва­ния, но и бе­се­до­вать с ними на темы, далёкие от бо­лез­ней. Какие по­треб­но­сти ре­а­ли­зу­ют­ся в этих дей­стви­ях граж­дан­ки А.? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) в под­дер­жа­нии сво­е­го здо­ро­вья

2) в фи­зи­че­ском раз­ви­тии

3) в ма­те­ри­аль­ной под­держ­ке

4) в об­ще­нии

5) в от­ды­хе

6) в про­фес­си­о­наль­ном об­ра­зо­ва­нии

7. Эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка го­су­дар­ства R ос­но­ва­на на ре­гу­ли­ро­ва­нии объёма де­неж­ной массы в об­ра­ще­нии. По каким при­зна­кам можно уста­но­вить, что эта по­ли­ти­ка мо­не­тар­ная (де­неж­но-кре­дит­ная)? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) по­вы­ша­ют­ся та­мо­жен­ные по­шли­ны

2) рас­ши­ря­ет­ся го­су­дар­ствен­ная за­куп­ка то­ва­ров и услуг

3) Цен­траль­ный банк из­ме­ня­ет учётную став­ку про­цен­та

4) вво­дят­ся за­пре­ты на им­порт про­дук­ции

5) уста­нав­ли­ва­ет­ся норма обя­за­тель­ных ре­зер­вов

6) уве­ли­чи­ва­ет­ся раз­мер на­ло­гов

8. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и ви­да­ми цен­ных бумаг: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

 

ВИД ЦЕН­НЫХ БУМАГ

А) цен­ная бу­ма­га, за­креп­ля­ю­щая право её дер­жа­те­ля на по­лу­че­ние от эми­тен­та в преду­смот­рен­ный ею срок но­ми­наль­ной сто­и­мо­сти и за­фик­си­ро­ван­но­го в ней про­цен­та от этой сто­и­мо­сти или иму­ще­ствен­но­го эк­ви­ва­лен­та

Б) цен­ная бу­ма­га, в ко­то­рой со­дер­жит­ся рас­по­ря­же­ние пла­тель­щи­ка сво­е­му банку упла­тить по­лу­ча­те­лю ука­зан­ную в ней сумму денег в те­че­ние срока ее дей­ствия.

В) дер­жа­тель этой цен­ной бу­ма­ги имеет право на часть иму­ще­ства, оста­ю­ще­го­ся после лик­ви­да­ции пред­при­я­тия.

Г) де­неж­ный до­ку­мент, удо­сто­ве­ря­ю­щий вне­се­ние средств на опре­де­лен­ное время, име­ю­щие обыч­но фик­си­ро­ван­ную став­ку про­цен­та

Д) цен­ная бу­ма­га, из суммы но­ми­на­лов ко­то­рой скла­ды­ва­ет­ся устав­ный ка­пи­тал ком­мер­че­ской ор­га­ни­за­ции

 

1) акция

2) об­ли­га­ция

3) сбе­ре­га­тель­ный сер­ти­фи­кат

4) чек

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

9. Цен­траль­ный банк при­нял ре­ше­ние о при­оста­нов­ке де­я­тель­но­сти ком­мер­че­ско­го банка «Про­гресс» в связи с про­во­ди­мы­ми по­след­ним рис­ко­ван­ны­ми фи­нан­со­вы­ми опе­ра­ци­я­ми. Какие ещё функ­ции вы­пол­ня­ет Цен­траль­ный банк? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) при­ни­ма­ет вкла­ды на­се­ле­ния

2) осу­ществ­ля­ет де­неж­ную эмис­сию

3) выдаёт кре­ди­ты пред­при­я­ти­ям

4) ре­гу­ли­ру­ет ва­лют­ный курс

5) про­во­дит расчётно-кас­со­вые опе­ра­ции

6) кре­ди­ту­ет банки

10. На гра­фи­ке от­ра­же­но из­ме­не­ние спро­са на бы­то­вые то­ва­ры дли­тель­но­го поль­зо­ва­ния на со­от­вет­ству­ю­щем рынке: линия спро­са D пе­ре­ме­сти­лась в по­ло­же­ние Dг (Р — цена то­ва­ра, Q — ко­ли­че­ство то­ва­ра). Какие из пе­ре­чис­лен­ных фак­то­ров могут вы­звать такое из­ме­не­ние? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) по­вы­ше­ние став­ки по­до­ход­но­го на­ло­га

2) по­яв­ле­ние бы­то­вой тех­ни­ки но­во­го по­ко­ле­ния

3) мо­но­по­ли­за­ция в от­рас­лях, про­из­во­дя­щих бы­то­вую тех­ни­ку

4) рост бла­го­со­сто­я­ния на­се­ле­ния

5) со­зда­ние усло­вий для раз­ви­тия ма­ло­го биз­не­са

11. Най­ди­те в со­ци­аль­ные факты, ил­лю­стри­ру­ю­щие про­яв­ле­ние вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Учи­тель ис­то­рии, пе­ре­ехав из об­ла­сти в город, пе­ре­шел в новую школу.

2) Офи­цер, от­ли­чив­ший­ся при про­ве­де­нии кон­тр­тер­ро­ри­сти­че­ской опе­ра­ции, по­лу­чил новое во­ин­ское зва­ние до­сроч­но.

3) Сек­ре­тарь-ре­фе­рент вышла замуж за ком­мер­че­ско­го ди­рек­то­ра фирмы.

4) Про­фес­сор уехал по двух­го­дич­но­му кон­трак­ту в за­ру­беж­ный вуз.

5) После окон­ча­ния вуза мо­ло­дой спе­ци­а­лист был на­зна­чен на долж­ность на­чаль­ни­ка от­де­ла ло­ги­сти­ки.

12. «Какие из сле­ду­ю­щих спо­со­бов вло­же­ния денег пред­став­ля­ют­ся Вам сей­час наи­бо­лее на­деж­ны­ми?» От­ве­ты на дан­ный во­прос были по­лу­че­ны в ходе ис­сле­до­ва­ний, про­ве­ден­ных ВЦИОМ в 2010, 2011 и 2013 годах. Каж­дый опро­шен­ный мог вы­брать не более трех от­ве­тов из числа пред­ло­жен­ных. От­дель­ные ре­зуль­та­ты этого ис­сле­до­ва­ния при­ве­де­ны в диа­грам­ме (в %).

 

 

Какие вы­во­ды можно сде­лать на ос­но­ва­нии при­ве­ден­ных дан­ных? Вы­бе­ри­те вер­ные по­ло­же­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Уве­ли­чи­ва­ет­ся доля ре­спон­ден­тов, счи­та­ю­щих луч­шим спо­со­бом сбе­ре­же­ния денег хра­не­ние дома ино­стран­ной ва­лю­ты.

2) Доля опро­шен­ных, пред­по­чи­та­ю­щих по­куп­ку акций пред­при­я­тий, пре­вы­ша­ет долю же­ла­ю­щих ку­пить ино­стран­ную ва­лю­ту.

3) Треть опро­шен­ных счи­та­ет самым бла­го­на­деж­ным по­куп­ку зо­ло­та или дра­го­цен­но­стей.

4) Самым на­деж­ным спо­со­бом вло­же­ния денег в те­че­ние трех лет ви­дит­ся по­куп­ка не­дви­жи­мо­сти.

5) Около чет­вер­ти опро­шен­ных пред­по­чи­та­ют от­крыть счета в Сбер­бан­ке.

13. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о сме­шан­ной форме рес­пуб­ли­ки и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Пре­зи­дент воз­глав­ля­ет пра­ви­тель­ство.

2) Пре­зи­дент вы­пол­ня­ет пре­иму­ще­ствен­но пред­ста­ви­тель­ские функ­ции.

3) Пре­зи­дент имеет право рас­пус­кать пар­ла­мент.

4) Пра­ви­тель­ство несёт от­вет­ствен­ность перед пар­ла­мен­том и перед пре­зи­ден­том.

5) Пре­зи­дент из­би­ра­ет­ся путём все­на­род­но­го го­ло­со­ва­ния.

14. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между па­ла­та­ми Фе­де­раль­но­го Со­бра­ния и их функ­ци­я­ми и пол­но­мо­чи­я­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ФУНК­ЦИИ И ПОЛ­НО­МО­ЧИЯ

 

ПА­ЛА­ТЫ ФЕ­ДЕ­РАЛЬ­НО­ГО СО­БРА­НИЯ

A) при­ни­мать фе­де­раль­ные за­ко­ны

Б) из­ме­нять гра­ни­цы между субъ­ек­та­ми РФ

B) на­зна­чать на долж­ность Ге­не­раль­но­го про­ку­ро­ра РФ

Г) объ­яв­лять ам­ни­стию

Д) на­зна­чать вы­бо­ры Пре­зи­ден­та РФ

 

1) Го­су­дар­ствен­ная Дума РФ

2) Совет Фе­де­ра­ции

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

15. Кон­сти­ту­ция про­воз­гла­ша­ет Z де­мо­кра­ти­че­ским фе­де­ра­тив­ным го­су­дар­ством с рес­пуб­ли­кан­ской фор­мой прав­ле­ния. Какие из при­ведённых при­зна­ков ха­рак­те­ри­зу­ют форму го­су­дар­ствен­но­го (тер­ри­то­ри­аль­но­го) устрой­ства Z? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) ре­гу­ляр­ные вы­бо­ры главы го­су­дар­ства и пар­ла­мен­та на аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве

2) двух­па­лат­ная струк­ту­ра пар­ла­мен­та, обес­пе­чи­ва­ю­щая пред­ста­ви­тель­ство ре­ги­о­нов

3) вклю­че­ние в со­став го­су­дар­ства не­сколь­ких го­су­дар­ствен­ных об­ра­зо­ва­ний, каж­дое из ко­то­рых об­ла­да­ет опре­делённой соб­ствен­ной

ком­пе­тен­ци­ей

4) дей­ствие кон­сти­ту­ций субъ­ек­тов при вер­хо­вен­стве общей кон­сти­ту­ции

5) на­ли­чие ре­аль­ных по­ли­ти­че­ских и со­ци­аль­ных прав и сво­бод граж­дан

6) по­ли­ти­че­ский плю­ра­лизм

16. В Ста­тье 7 Кон­сти­ту­ции РФ за­фик­си­ро­ван один из ос­но­во­по­ла­га­ю­щих прин­ци­пов рос­сий­ской го­су­дар­ствен­но­сти — со­ци­аль­ное го­су­дар­ство. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны его ха­рак­те­ри­сти­ки.

 

1) со­зда­ние эко­но­ми­че­ских и юри­ди­че­ских усло­вий, обес­пе­чи­ва­ю­щих до­стой­ную жизнь и сво­бод­ное раз­ви­тие че­ло­ве­ка

2) осу­ществ­ле­ние ком­плек­са мер по под­дер­жа­нию не­иму­щих групп

3) при­зна­ние прав и сво­бод че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на

4) про­воз­гла­ше­ние сво­бо­ды мне­ний и дей­ствий

5) со­зда­ние эф­фек­тив­ных ме­ха­низ­мов, га­ран­ти­ру­ю­щих пра­во­вую за­щи­щен­ность лич­но­сти

6) обес­пе­че­ние ак­тив­но­го и бес­пре­пят­ствен­но­го ис­поль­зо­ва­ния лич­но­стью кон­сти­ту­ци­он­ных прав и сво­бод

17. Про­чи­тай­те фраг­мен­ты из пуб­ли­ци­сти­че­ских ма­те­ри­а­лов. Вы­бе­ри­те среди них при­ме­ры, ха­рак­тер­ные для функ­ци­о­ни­ро­ва­ния пра­во­во­го го­су­дар­ства. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) «Глава го­су­дар­ства отдал при­каз, чтобы вер­ные ему вой­ска от­кры­ли огонь про­тив оп­по­зи­ции и разо­гна­ли ми­тинг».

2) «Пле­мян­ник пре­зи­ден­та стра­ны был за­дер­жан по­ли­ци­ей за драку в баре и пред­стал перед судом».

3) «Пар­ла­мент стра­ны вы­сту­пил с ини­ци­а­ти­вой от­став­ки пра­ви­тель­ства и про­ве­де­ния до­сроч­ных вы­бо­ров».

4) «Кон­сти­ту­ци­он­ный суд при­нял на экс­пер­ти­зу на со­от­вет­ствие Кон­сти­ту­ции стра­ны новый указ пре­зи­ден­та».

5) «По рас­по­ря­же­нию главы го­су­дар­ства оп­по­зи­ци­он­ные силы и пар­тии были ис­клю­че­ны из пред­вы­бор­ных спис­ков и не смог­ли участ­во­вать в пар­ла­мент­ских вы­бо­рах».

18. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между по­ло­же­ни­ем, от­ра­жа­ю­щим права или обя­зан­но­сти на­ло­го­пла­тель­щи­ка, и со­от­вет­ству­ю­щей груп­пой по­ло­же­ний: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ПО­ЛО­ЖЕ­НИЯ

 

ГРУП­ПЫ ПО­ЛО­ЖЕ­НИЙ

А) вы­пол­нять за­кон­ные тре­бо­ва­ния на­ло­го­во­го ор­га­на об устра­не­нии вы­яв­лен­ных на­ру­ше­ний

Б) по­лу­чать от на­ло­го­вых ор­га­нов бес­плат­ную ин­фор­ма­цию о дей­ству­ю­щих на­ло­гах и сбо­рах

В) пред­став­лять на­ло­го­вым ор­га­нам и их долж­ност­ным лицам до­ку­мен­ты, не­об­хо­ди­мые для ис­чис­ле­ния и упла­ты на­ло­гов

Г) упла­чи­вать за­кон­но уста­нов­лен­ные на­ло­ги в бюд­жет и во вне­бюд­жет­ные фонды

Д) ис­поль­зо­вать при на­ли­чии ос­но­ва­ний на­ло­го­вые льго­ты

 

1) права на­ло­го­пла­тель­щи­ка

2) обя­зан­но­сти на­ло­го­пла­тель­щи­ка

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

19. В рай­он­ном суде рас­смат­ри­ва­ет­ся дело по на­ру­ше­нию пра­вил до­рож­но­го дви­же­ния, по­влек­шее тяж­кий вред здо­ро­вью граж­да­ни­на А. Най­ди­те в при­ведённом спис­ке тер­ми­ны, ко­то­рые могут быть ис­поль­зо­ва­ны при ха­рак­те­ри­сти­ке су­деб­но­го раз­би­ра­тель­ства по этому делу, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) от­вет­чик

2) уго­лов­ный про­цесс

3) по­тер­пев­ший

4) истец

5) граж­дан­ский про­цесс

6) об­ви­ня­е­мый

20. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

 

«Че­ло­век живет в ________(А), и его по­ступ­ки обу­слов­ле­ны ста­нов­ле­ни­ем, раз­ви­ти­ем в че­ло­ве­че­ском кол­лек­ти­ве. Нель­зя жить среди людей, не всту­пая в опре­делённые ________(Б) с окру­жа­ю­щи­ми. В усло­ви­ях со­вре­мен­ной Рос­сии и скла­ды­ва­ю­щих­ся в ней новых об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний, ры­ноч­ной ________(В) и кон­ку­рент­ной борь­бы зна­чи­тель­но воз­рас­та­ет роль осмыс­лен­ной ори­ен­ти­ров­ки че­ло­ве­ка в окру­жа­ю­щей среде. Без по­ни­ма­ния тво­ря­ще­го­ся во­круг не­воз­мож­но пра­виль­но сори­ен­ти­ро­вать­ся в жизни, на­ла­дить нор­маль­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния с дру­ги­ми лю­дь­ми и об­ще­ствен­ны­ми ________(Г). И в этом не­оце­ни­мую по­мощь ока­зы­ва­ет со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия. Со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия изу­ча­ет ________(Д) пси­хо­ло­ги­че­ских яв­ле­ний, воз­ни­ка­ю­щих при со­ци­аль­ном вза­и­мо­дей­ствии людей. Роль ________(Е), ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия, сей­час зна­чи­тель­но воз­рос­ла».

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз. Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке боль­ше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

 

Cписок тер­ми­нов:

 

1) зна­ние

2) об­ще­ство

3) груп­па

4) по­зи­ция

5) от­но­ше­ние

6) норма

7) за­ко­но­мер­ность

8) по­ве­де­ние

9) эко­но­ми­ка

 

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го вами слова. 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

21. На­зо­ви­те тео­рию про­ис­хож­де­ния го­су­дар­ства, ос­но­вы ко­то­рой вы­ра­жа­ет автор тек­ста. Вы­пи­ши­те из тек­ста фразу ав­то­ра, ар­гу­мен­ти­ру­ю­щую Ваш ответ.


При от­сут­ствии граж­дан­ско­го со­сто­я­ния все­гда име­ет­ся война всех про­тив всех. От­сю­да оче­вид­но, что пока люди живут без общей вла­сти, дер­жа­щей всех в стра­хе, они на­хо­дят­ся в том со­сто­я­нии, ко­то­рое на­зы­ва­ет­ся вой­ной, а имен­но в со­сто­я­нии войны всех про­тив всех. Ибо война есть не толь­ко сра­же­ние, или во­ен­ное дей­ствие, а про­ме­жу­ток вре­ме­ни, в те­че­ние ко­то­ро­го явно ска­зы­ва­ет­ся воля к борь­бе путём сра­же­ния.

Со­сто­я­ние войны всех про­тив всех ха­рак­те­ри­зу­ет­ся также тем, что при нём ничто не может быть не­спра­вед­ли­вым. По­ня­тия пра­виль­но­го и не­пра­виль­но­го, спра­вед­ли­во­го и не­спра­вед­ли­во­го не имеют здесь места. Там, где нет общей вла­сти, нет за­ко­на, там, где нет за­ко­на, нет спра­вед­ли­во­сти. Сила и ко­вар­ство яв­ля­ют­ся на войне двумя кар­ди­наль­ны­ми доб­ро­де­те­ля­ми. Ука­зан­ное со­сто­я­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся также от­сут­стви­ем соб­ствен­но­сти, вла­де­ния, от­сут­стви­ем точ­но­го раз­гра­ни­че­ния между моим и твоим. Каж­дый че­ло­век счи­та­ет своим лишь то, что он может до­быть, и лишь до тех пор, пока он в со­сто­я­нии удер­жать это.

Цель го­су­дар­ства - глав­ным об­ра­зом, обес­пе­че­ние без­опас­но­сти. Ко­неч­ной при­чи­ной, целью и на­ме­ре­ни­ем людей (не­ко­то­рые от при­ро­ды любят сво­бо­ду и гос­под­ство над дру­ги­ми) при на­ло­же­нии на себя уз (ко­то­ры­ми они свя­за­ны, живя в го­су­дар­стве) яв­ля­ет­ся за­бо­та о са­мо­со­хра­не­нии и при этом о более бла­го­при­ят­ной жизни. Иными сло­ва­ми, при уста­нов­ле­нии го­су­дар­ства люди ру­ко­во­дят­ся стрем­ле­ни­ем из­ба­вить­ся от бед­ствен­но­го со­сто­я­ния войны, яв­ля­ю­ще­го­ся не­об­хо­ди­мым след­стви­ем есте­ствен­ных стра­стей людей там, где нет ви­ди­мо­сти вла­сти, дер­жа­щей их в стра­хе и под угро­зой на­ка­за­ния, при­нуж­да­ю­щей их к вы­пол­не­нию со­гла­ше­ний и со­блю­де­нию есте­ствен­ных за­ко­нов.

Такая общая власть, ко­то­рая была бы спо­соб­на за­щи­щать людей от втор­же­ния чу­же­зем­цев и от не­спра­вед­ли­во­стей, при­чи­ня­е­мых друг другу, и до­ста­вить им ту без­опас­ность, при ко­то­рой они могли бы кор­мить­ся от тру­дов рук своих и от пло­дов земли и жить в до­воль­стве, может быть воз­двиг­ну­та толь­ко одним путём, а имен­но со­сре­до­то­че­ни­ем всей вла­сти и силы в одном че­ло­ве­ке или в со­бра­нии людей, ко­то­рое боль­шин­ством го­ло­сов могло бы све­сти все воли граж­дан в еди­ную волю. В этом че­ло­ве­ке или со­бра­нии лиц со­сто­ит сущ­ность го­су­дар­ства, ко­то­рая нуж­да­ет­ся в сле­ду­ю­щем опре­де­ле­нии: го­су­дар­ство есть еди­ное лицо, от­вет­ствен­ным за дей­ствия ко­то­ро­го сде­ла­ло себя путём вза­им­но­го до­го­во­ра между собой огром­ное мно­же­ство людей, с тем чтобы это лицо могло ис­поль­зо­вать силу и сред­ства всех их так, как сочтёт не­об­хо­ди­мым для их мира и общей за­щи­ты.

22. При­ве­ди­те ав­тор­скую ха­рак­те­ри­сти­ку со­сто­я­ния об­ще­ства «без общей вла­сти» го­су­дар­ства? Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, на­зо­ви­те одно любое не­га­тив­ное по­след­ствие без­вла­стия.


23. Ка­ко­ва, по мне­нию ав­то­ра, глав­ная цель го­су­дар­ства? С опо­рой на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния на­зо­ви­те три функ­ции го­су­дар­ствен­ной вла­сти, на­прав­лен­ные на обес­пе­че­ние без­опас­но­сти. Про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми

две из функ­ций.


24. В каких фор­мах прав­ле­ния, по мне­нию ав­то­ра, может су­ще­ство­вать еди­ная власть го­су­дар­ства (ар­гу­мен­ти­руй­те свой ответ с опо­рой на текст)? О каком ис­точ­ни­ке го­су­дар­ствен­ной вла­сти идёт речь в тек­сте? С опо­рой на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния на­зо­ви­те до­пол­ни­тель­но ещё один ис­точ­ник го­су­дар­ствен­ной вла­сти.


25. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «ин­фля­ция»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о видах ин­фля­ции, и одно пред­ло­же­ние о по­след­стви­ях ин­фля­ции.

26. На­зо­ви­те и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми любые две осо­бен­но­сти пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти.

27. За­ко­но­да­тель­ное со­бра­ние одной из рес­пуб­лик РФ утвер­ди­ло за­ко­но­про­ект, пред­ло­жен­ный пра­ви­тель­ством рес­пуб­ли­ки. Со­глас­но этому за­ко­ну в целях борь­бы с утеч­кой ка­пи­та­ла в рес­пуб­ли­ке вво­ди­лась своя де­неж­ная еди­ни­ца. Имеет ли право за­ко­но­да­тель­ный орган рес­пуб­ли­ки утвер­дить дан­ный за­ко­но­про­ект? При­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние своей по­зи­ции.

28. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить раз­вер­ну­тый ответ по теме «Де­я­тель­ность че­ло­ве­ка». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

29. Вы­бе­ри­те одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив при не­об­хо­ди­мо­сти раз­ные ас­пек­ты по­став­лен­ной ав­то­ром про­бле­мы (за­тро­ну­той темы).При из­ло­же­нии своих мыс­лей по по­во­ду под­ня­той про­бле­мы (обо­зна­чен­ной темы), при ар­гу­мен­та­ции своей точки зре­ния ис­поль­зуй­те зна­ния, по­лу­чен­ные при изу­че­нии курса об­ще­ст­во­зна­ния, со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия, а также факты об­ще­ствен­ной жизни и соб­ствен­ный жиз­нен­ный опыт.



Философия

«Библиотека важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, других культурных учреждений, но если библиотеки есть… - культура не погибнет». (Д.С.Лихачев)


Экономика

«Всем, кто открывает новое дело, регистрирует предприятия, нужно давать медаль за личное мужество». (В.В.Путин)


Социология, социальная психология

«Относительно всякого брака пусть соблюдается одно предписание: каждый человек должен заключать брак полезный для государства, а не только наиболее приятный для самого себя». (Платон)



Политология

«Партия представляет собой лишь вывеску, прикрывающую иногда глубокое расхождение во мнениях, борьбу между фракциями, иногда более ожесточенную, чем та борьба, в которую она вступала с соперничающей партией». (М.Я.Острогорский)


Правоведение

«Право собственности позволяет прилежному человеку жать там, где сеял». (Английское изречение)


 











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!