«Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников»
Подготовила: Казакова
Анна Викторовна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 3
«Соловушка»
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала -
Не наукой, а частью души!
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование, экологическое воспитание всего населения. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем . Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни.
Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Психологи говорят, что первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве, а в течении жизни оставшееся только 30 %. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Направления экологического воспитания детей дошкольного возраста предполагают:
-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
-формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
-развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Очень эффективно, когда все эти направления интегрируются в одном занятии. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников ― умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.
Актуальность темы
1. Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.
2. Наши дети экологически не воспитаны, т. е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.
ФГОС ДО ставит целью образовательной области «Познавательное развитие»: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие .
Задачи:
- развитие любознательности и познавательной мотивации; - формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира..
В своей профессии я делаю уверенные и сознательные шаги человека, который знает в каком направлении двигаться. Эта работа открыла для меня огромный простор для саморазвития в профессиональном плане.
Моя задача - помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.
Поэтому в своей работе по экологическому воспитанию дошкольников я уделяю большое внимание развитию познавательных интересов и познавательных способностей детей.
Успех реализации задач экологического образования дошкольников я обеспечиваю построением системы работы по данному направлению, включая следующие компоненты: одним из важных условий является создание экологически развивающей среды: уголок природы, опытно-исследовательская лаборатория, речевой, игровой, театрализованный уголок.
Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются:
Прогулки
Познавательные занятия
Чтение литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок
Экскурсии на природу
Дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры
Трудовая деятельность в уголке природы,
Трудовая деятельность на земельном участке
Наблюдение за растительным и животным миром, за трудом взрослых
Экспериментальная деятельность
Ежедневные прогулки широко использую для ознакомления детей с природой. Учитывая возрастные особенности детей, я построила свою работу по принципу « что вижу, то и познаю». Во время прогулки, любуемся красотой деревьев, цветов, наблюдаем за птицами, природными явлениями, гуляющими за забором собаками, пробегающей мимо кошкой. Совместно с детьми совершаем прогулки к деревьям, цветам. Здороваемся с ними, узнаем как у них дела, слушаем их настроение. Природу важно видеть, смотреть на нее, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Это и формирует первый сенсорный опыт ребенка – основу для его интеллектуального и общего психического развития.
На прогулках организую игры с использованием естественного материала – песка, снега, воды, листьев.
Во время экскурсий детей знакомлю с природой в естественных условиях: в парке, на лугу, в саду, у водоема. Пребывание на свежем воздухе в парке или на лугу среди душистых цветов, движения и радостные переживания, обычно с этим связанные, благотворно сказываются и на физическом развитии детей. Выбор места экскурсии зависит от её задач и возраста детей. Экскурсии в одни и те же места я провожу в разное время года.
Дошкольники способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения.
Дети способны решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), имеют первичные представления о мире, природе.
Трудовую деятельность на земельном участке организую во время прогулки. Дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, поливают растения. Это сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях , совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.
Детям очень нравится совместный труд. Мы пересадили цветочек из осенней клумбы в цветочный горшок, продлив ему период цветения. Дети наблюдают за ростом цветка, поливают его. Даю ребятам понятие, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет и просит помощи. Малыши все понимают и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь.
Трудовую деятельность в уголке природы я провожу в часы, отведённые для труда. Дети наблюдают за растениями , привыкают к бережному отношению к ним, приучаются к совместному труду со взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно.
Экспериментальная деятельность
Для того чтобы знания детей были осознанными, использую экспериментальную деятельность. Опыты способствуют формированию познавательного интереса к природе, развивают мыслительную деятельность, наблюдательность. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.
Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
« Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – я пойму»
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой. Дети с открытой душой и сердцем познают мир в разработанных мною проектах: «Домашние животные и их детеныши», «Море, море – мир бездонный», «Животные жарких стран», «Царство рыб», «Животные Севера», «Дикие животные и их детёныши», «Птичий двор», «Цветочный калейдоскоп» и другие.
За годы работы с детьми я убедилась, что чтение художественной литературы оказывает огромное влияние на воспитание ребенка как личности. Художественное слово, поэзия помогают открывать детям неповторимую красоту окружающего мира, глубоко воздействовать на чувства детей . Поэтические образы природы, яркие образы героев - животных надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе, к родному краю, к Родине. Книга, прочитанная в детстве, производит порою настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь.
Я создала мини-библиотеку. Здесь собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей. Литературу детских писателей -природоведов Пришвина, Бианки использую на занятиях, тематических чтениях. Часто с детьми разучиваю стихи о природе известных наших поэтов А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, И.А. Бунина и других.
Взаимодействие с родителями
Одним из условий развития познавательных интересов и познавательных способностей детей является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи.
Формы работы:
С родителями
Ширмы, экологические стенды
Родительские собрания, консультации
Информационные стенды, экологические газеты
Анкетирование, проведение опросов
Семейные гостиные
Смотры - конкурсы
Вывод
Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Очень важно использовать разнообразные формы, технологии, методы и приёмы в работе с детьми, проводить их в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами. Сделать ознакомление с природой интересной, творческой, познавательной деятельностью для детей, больше использовать практических занятий. И тогда через ознакомление с природой мы воспитаем чувственных, добрых, внимательных и заботливых жителей нашей планеты, готовых созидать, а не разрушать.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Научно-методическая литература
- С.Н.Николаева Методика экологического воспитания дошкольников.
- С.Н.Николаева Юный эколог. Программа и условия реализации в детском саду.
- В.В.Ранькова, Т.В.Юдина Азбука экологического воспитания.
- В.В.Смирнова, Н.И.Балуева Тропинка в природу.
- А.И.Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
Спасибо за внимание!