СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников. Делюсь опытом работы по проблемам экологического воспитания дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников"»

«Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников»   Подготовила: Казакова Анна Викторовна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 3  «Соловушка»

«Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников»

Подготовила: Казакова

Анна Викторовна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 3

«Соловушка»

Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Я хочу, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала - Не наукой, а частью души!

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Я хочу, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала -

Не наукой, а частью души!

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование, экологическое воспитание всего населения. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем . Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни.

Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Психологи  говорят, что первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве, а в течении жизни оставшееся только  30 %. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Направления экологического воспитания детей дошкольного возраста предполагают:  -воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание); -формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие); -развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее); -участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.  Очень эффективно, когда все эти направления интегрируются в одном занятии. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников ― умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.

Направления экологического воспитания детей дошкольного возраста предполагают:

-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

-формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

-развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Очень эффективно, когда все эти направления интегрируются в одном занятии. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников ― умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.

Актуальность темы  1. Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.  2. Наши дети экологически не воспитаны, т. е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.

Актуальность темы

1. Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.

2. Наши дети экологически не воспитаны, т. е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.

ФГОС ДО ставит целью образовательной области «Познавательное развитие»: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие . Задачи:  - развитие любознательности и познавательной мотивации; - формирование познавательных действий, становление сознания;  - развитие воображения и творческой активности; - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира..

ФГОС ДО ставит целью образовательной области «Познавательное развитие»: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие .

Задачи:

- развитие любознательности и познавательной мотивации; - формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира..

 В своей профессии я делаю уверенные и сознательные шаги человека, который знает в каком направлении двигаться. Эта работа открыла для меня огромный простор для саморазвития в профессиональном плане.  Моя  задача - помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.  Поэтому в своей работе по экологическому воспитанию дошкольников я уделяю большое внимание развитию познавательных интересов и познавательных способностей детей.    

В своей профессии я делаю уверенные и сознательные шаги человека, который знает в каком направлении двигаться. Эта работа открыла для меня огромный простор для саморазвития в профессиональном плане.

Моя  задача - помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.

Поэтому в своей работе по экологическому воспитанию дошкольников я уделяю большое внимание развитию познавательных интересов и познавательных способностей детей.    

 Успех реализации задач экологического образования дошкольников   я обеспечиваю построением системы работы по данному направлению, включая следующие компоненты: одним из важных условий является  создание экологически развивающей среды:  уголок природы, опытно-исследовательская лаборатория, речевой, игровой, театрализованный уголок.

Успех реализации задач экологического образования дошкольников   я обеспечиваю построением системы работы по данному направлению, включая следующие компоненты: одним из важных условий является  создание экологически развивающей среды:  уголок природы, опытно-исследовательская лаборатория, речевой, игровой, театрализованный уголок.

Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются: Прогулки Познавательные занятия Чтение литературы, заучивание стихов, пословиц,  поговорок Экскурсии на природу Дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры Трудовая деятельность в уголке природы, Трудовая деятельность на земельном участке Наблюдение за растительным и животным миром, за трудом взрослых Экспериментальная деятельность

Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются:

Прогулки

Познавательные занятия

Чтение литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок

Экскурсии на природу

Дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры

Трудовая деятельность в уголке природы,

Трудовая деятельность на земельном участке

Наблюдение за растительным и животным миром, за трудом взрослых

Экспериментальная деятельность

 Ежедневные прогулки широко использую для ознакомления детей с природой. Учитывая возрастные особенности детей, я построила свою работу по принципу « что вижу, то и познаю». Во время прогулки, любуемся красотой деревьев, цветов, наблюдаем за птицами, природными явлениями, гуляющими за забором собаками, пробегающей мимо кошкой. Совместно с детьми совершаем прогулки к деревьям, цветам.  Здороваемся с ними, узнаем как у них дела, слушаем их настроение. Природу важно видеть, смотреть на нее, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Это и формирует первый сенсорный опыт ребенка – основу для его интеллектуального и общего психического развития.  На прогулках организую игры с использованием естественного материала – песка, снега, воды, листьев.

Ежедневные прогулки широко использую для ознакомления детей с природой. Учитывая возрастные особенности детей, я построила свою работу по принципу « что вижу, то и познаю». Во время прогулки, любуемся красотой деревьев, цветов, наблюдаем за птицами, природными явлениями, гуляющими за забором собаками, пробегающей мимо кошкой. Совместно с детьми совершаем прогулки к деревьям, цветам.  Здороваемся с ними, узнаем как у них дела, слушаем их настроение. Природу важно видеть, смотреть на нее, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Это и формирует первый сенсорный опыт ребенка – основу для его интеллектуального и общего психического развития.

На прогулках организую игры с использованием естественного материала – песка, снега, воды, листьев.

Во время экскурсий детей знакомлю с природой в естественных условиях: в парке, на лугу, в саду, у водоема. Пребывание на свежем воздухе в парке или на лугу среди душистых цветов, движения и радостные переживания, обычно с этим связанные, благотворно сказываются и на физическом развитии детей. Выбор места экскурсии зависит от её задач и возраста детей. Экскурсии в одни и те же места я провожу в разное время года.  Дошкольники способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения. Дети способны решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), имеют первичные представления о мире, природе.

Во время экскурсий детей знакомлю с природой в естественных условиях: в парке, на лугу, в саду, у водоема. Пребывание на свежем воздухе в парке или на лугу среди душистых цветов, движения и радостные переживания, обычно с этим связанные, благотворно сказываются и на физическом развитии детей. Выбор места экскурсии зависит от её задач и возраста детей. Экскурсии в одни и те же места я провожу в разное время года.

Дошкольники способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения.

Дети способны решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), имеют первичные представления о мире, природе.

Трудовую деятельность на земельном участке организую во время прогулки. Дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, поливают растения. Это сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях , совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия. Детям очень нравится совместный труд. Мы пересадили цветочек из осенней клумбы в цветочный горшок, продлив ему период цветения. Дети наблюдают за ростом цветка, поливают его. Даю ребятам понятие, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет и просит помощи. Малыши все понимают и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь.

Трудовую деятельность на земельном участке организую во время прогулки. Дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, поливают растения. Это сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях , совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.

Детям очень нравится совместный труд. Мы пересадили цветочек из осенней клумбы в цветочный горшок, продлив ему период цветения. Дети наблюдают за ростом цветка, поливают его. Даю ребятам понятие, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет и просит помощи. Малыши все понимают и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь.

Трудовую деятельность в уголке природы я провожу в часы, отведённые для труда. Дети наблюдают за растениями , привыкают к бережному отношению к ним, приучаются к совместному труду со взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно.

Трудовую деятельность в уголке природы я провожу в часы, отведённые для труда. Дети наблюдают за растениями , привыкают к бережному отношению к ним, приучаются к совместному труду со взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно.

Экспериментальная деятельность Для того  чтобы знания детей были осознанными, использую экспериментальную деятельность. Опыты способствуют формированию познавательного интереса к природе, развивают мыслительную деятельность, наблюдательность. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания. Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем. « Расскажи – и я забуду,   Покажи – и я запомню,   Дай попробовать – я пойму»  

Экспериментальная деятельность

Для того  чтобы знания детей были осознанными, использую экспериментальную деятельность. Опыты способствуют формированию познавательного интереса к природе, развивают мыслительную деятельность, наблюдательность. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.

Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.

« Расскажи – и я забуду,  

Покажи – и я запомню,  

Дай попробовать – я пойму»  

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой. Дети с открытой душой и сердцем познают мир в разработанных мною проектах: «Домашние животные и их детеныши», «Море, море – мир бездонный», «Животные жарких стран», «Царство рыб»,  «Животные Севера», «Дикие животные и их детёныши», «Птичий двор», «Цветочный калейдоскоп» и другие.

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой. Дети с открытой душой и сердцем познают мир в разработанных мною проектах: «Домашние животные и их детеныши», «Море, море – мир бездонный», «Животные жарких стран», «Царство рыб»,  «Животные Севера», «Дикие животные и их детёныши», «Птичий двор», «Цветочный калейдоскоп» и другие.

За годы работы с детьми я убедилась, что чтение художественной литературы оказывает огромное влияние на воспитание ребенка как личности. Художественное слово, поэзия помогают открывать детям неповторимую красоту окружающего мира, глубоко воздействовать на чувства детей . Поэтические образы природы, яркие образы героев - животных надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе, к родному краю, к Родине.  Книга, прочитанная в детстве, производит порою настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь. Я создала мини-библиотеку. Здесь собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей. Литературу детских писателей -природоведов Пришвина, Бианки использую на занятиях, тематических чтениях. Часто с детьми разучиваю стихи о природе известных наших поэтов А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, И.А. Бунина и других.

За годы работы с детьми я убедилась, что чтение художественной литературы оказывает огромное влияние на воспитание ребенка как личности. Художественное слово, поэзия помогают открывать детям неповторимую красоту окружающего мира, глубоко воздействовать на чувства детей . Поэтические образы природы, яркие образы героев - животных надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе, к родному краю, к Родине. Книга, прочитанная в детстве, производит порою настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь.

Я создала мини-библиотеку. Здесь собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей. Литературу детских писателей -природоведов Пришвина, Бианки использую на занятиях, тематических чтениях. Часто с детьми разучиваю стихи о природе известных наших поэтов А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, И.А. Бунина и других.

Взаимодействие с родителями Одним из условий развития познавательных интересов и познавательных способностей детей является не только работа  с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи.

Взаимодействие с родителями

Одним из условий развития познавательных интересов и познавательных способностей детей является не только работа  с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи.

Формы работы: С родителями Ширмы, экологические стенды Родительские собрания, консультации Информационные стенды, экологические газеты Анкетирование, проведение опросов Семейные гостиные Смотры - конкурсы

Формы работы:

С родителями

Ширмы, экологические стенды

Родительские собрания, консультации

Информационные стенды, экологические газеты

Анкетирование, проведение опросов

Семейные гостиные

Смотры - конкурсы

Вывод Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Очень важно использовать разнообразные формы, технологии, методы и приёмы в работе с детьми, проводить их в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами. Сделать ознакомление с природой интересной, творческой, познавательной деятельностью для детей, больше использовать практических занятий. И тогда через ознакомление с природой мы воспитаем чувственных, добрых, внимательных и заботливых жителей нашей планеты, готовых созидать, а не разрушать.

Вывод

Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Очень важно использовать разнообразные формы, технологии, методы и приёмы в работе с детьми, проводить их в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами. Сделать ознакомление с природой интересной, творческой, познавательной деятельностью для детей, больше использовать практических занятий. И тогда через ознакомление с природой мы воспитаем чувственных, добрых, внимательных и заботливых жителей нашей планеты, готовых созидать, а не разрушать.

Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя!

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Научно-методическая литература  С.Н.Николаева Методика экологического воспитания дошкольников.  С.Н.Николаева Юный эколог. Программа и условия реализации в детском саду.  В.В.Ранькова, Т.В.Юдина Азбука экологического воспитания.  В.В.Смирнова, Н.И.Балуева Тропинка в природу.  А.И.Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.

Научно-методическая литература

  • С.Н.Николаева Методика экологического воспитания дошкольников.
  • С.Н.Николаева Юный эколог. Программа и условия реализации в детском саду.
  • В.В.Ранькова, Т.В.Юдина Азбука экологического воспитания.
  • В.В.Смирнова, Н.И.Балуева Тропинка в природу.
  • А.И.Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!