СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «БИОЛОГИЯ» для учащихся 8 классов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Биология.Животные»составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образования и науки РФ. Под редакцией В.В.Воронковой. Москва. Владос.2012г.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа учебного предмета «БИОЛОГИЯ» для учащихся 8 классов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САРЫБАЛЫКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА









Принята

Педагогическим советом

Протокол от 30.08.2018 г. №1

Утверждена

Директором

МКОУ Сарыбалыкской СОШ

___________ А.А.Свояк

Приказ от 31.08.2018 №20-од





АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«БИОЛОГИЯ»

для учащихся

8 классов

на 2018-2019 учебный год





















Составитель:

Чумакина Любовь Анатольевна

учитель биологии











с. Сарыбалык

2018г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Биология.Животные»составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образования и науки РФ. Под редакцией В.В.Воронковой. Москва. Владос.2012г.

«Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Биология. Животные» Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В.Шевырева. Москва. Владос, 2012г.


Учебно-методический комплекс:

- Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Биология. Животные.Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Владос, 2012г.

-Учебник: А.И.Никишов, А.В. Теремов Биология. Животные 8 класс.- М.: Просвещение, 2009 г.

- Рабочая тетрадь: А.И.Никишов Биология. Животные 8 класс - М.: Просвещение, 2007 г.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных.

Обучающиеся получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленностью животных к условиям их жизни. Предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных животных, а так же их внешнее строение, которые можно показать по цветным таблицам. При изучении позвоночных животных предусматривается краткое знакомство со строением и функциями некоторых внутренних органов.

По результатам изучения животных учатся находить общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Заботятся о птицах в зимнее время, запоминают редкие исчезающие виды животных и птиц. Знакомятся с Красной книгой и охраной тех животных, которые занесены в нее.

В связи с тем, что учащимся специальной школе не доступен высокий уровень обобщения учебного материала, общие особенности классов животных, их систематика изучаются достаточно поверхностно. Формируются лишь основы систематики животных, этому посвящены отдельные уроки, направленные на сравнение групп животных. Изучение представителей животного мира организуется в связи с практической деятельностью человека.

В процессе знакомства с живой природой у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление, учащиеся устанавливают простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи с человеком.

Цель:

- Создание условий для формирования знаний об окружающем мире: умения ориентироваться в мире животных; использовать полученные знания в повседневной жизни; применять биологические знания.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование основных биологических понятий;

  • формирование понятий об особенностях животного мира; об окружающей среде, путях её сохранения и рационального использования;

  • формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;

  • формирование и отработка практических навыков и умений.

Коррекционно-развивающие:

  • коррекция недостатков умственного развития учащихся;

  • в процессе знакомства с животными у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление;

  • дети имеют возможность устанавливать простейшие причинно - следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой;

  • взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

Воспитательные:

  • воспитание адекватной самооценки на основе критерия оценивания;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты;

  • привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;

  • проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей).


Используемые технологии:

  • разноуровневого и дифференцированного подхода;

  • здоровьесберегающие;

  • игровые;

  • личностно-ориентированные;

  • информационно-коммуникативные.


Методы обучения.

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;практический метод;

наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;работа с учебником.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;

методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

устные или письменные методы контроля;

фронтальные, групповые или индивидуальные;

итоговые и текущие.


Формы обучения:

По охвату детей в процессе обучения (коллективные; групповые; индивидуальные)
2. По месту организации (школьные)
3. Традиционные (урок, экскурсия, предметные уроки, домашняя учебная работа)
4. Нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-конкурсы; уроки-игры и т.д


Виды деятельности

- обогащение и уточнение словаря,

- наблюдение за процессами жизнедеятельности животных,

- чтение литературы по изучаемому материалу,

- называние и характеристика органов и систем органов животных по их строению и выполняемым функциям,

- сравнение органов и систем органов между собой, их классификация, установление взаимосвязи между строением и выполняемыми функциями,

- активное участие в беседе,

- составление рассказов с опорой на план,

- связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам,

- дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного,

- составление небольших рассказов на предложенную учителем тему,

- использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи,

- освоение на практике полученных знаний.


Планируемые результаты освоения курса:

Учащиеся должны знать:

  • основные отличия животных от растений;

  • признаки сходства и различия между изученными группами животных;

  • общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;

  • места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;

  • названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а так же в хозяйственной деятельности человека;

  • основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).

Учащиеся должны уметь:

  • узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах;

  • кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;

  • устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;

  • проводить несложный уход за некоторыми домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;

  • рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).





















Содержание учебной программы по биологии


Введение.

Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.

Беспозвоночные животные

Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).

Черви

Общие признаки червей. Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании. Демонстрация живого червя или влажного препарата. Круглые черви-паразиты(глисты). Аскариды – возбудители глистных заболеваний. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

Насекомые

Общие признаки насекомые. Места обитания. Питание насекомых. Роль насекомых в природе и хозяйственной деятельности человека. Внешний вид насекомых.

Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.I

Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.

Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.

Демонстрация:

Живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям;

Фильмов о насекомых.

Экскурсия: в природу для наблюдения за насекомыми.

Позвоночные животные

Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).

Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь) Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.

Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.

Земноводные

Общие признаки земноводных Среда обитания.

Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.

Внутренне строение земноводных. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.

Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.

Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.

Значение и охрана земноводных.

Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.

Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение – ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.

Демонстрация влажных препаратов.

Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

Птицы

Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Особенности образа жизни.

Питание птиц.

Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).

Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица.

Хищные птицы (сова, орел).

Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).

Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.

Домашние птицы (курица, гусь, утка). Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.

Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, фильмов о птицах.

Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.

Млекопитающие

Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность к условиям жизни.

Общие признаки.

Внешнее строение млекопитающих: волосяной покров (шерсть), части тела, органы чувств.

Скелет млекопитающих: позвоночник, грудная клетка, скелет передних и задних конечностей.

Мышцы.

Нервная система млекопитающих: головной мозг, спиной мозг, нервы. Значение. Внутреннее строение млекопитающих: органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения.

Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.

Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний и вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение.

Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.

Разведение домашних кроликов.

Значение кролиководства в народном хозяйстве.

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана.

Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.

Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.

Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

Парнокопытные животные

Травоядные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания. Дикие свиньи – всеядные животные.

Непарнокопытные животные: лошади, ослы, зебры. Особенности строения, передвижения, питания. Сравнение с парнокопытными.

Приматы

Общая характеристика.

Мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы.

Внешний вид, образ жизни.

Сельскохозяйственные млекопитающие

Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.

Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.

Домашняя свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.

Домашняя лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят. Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними животными.

Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различие диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.

Практические работы на животноводческих фермах.

Экскурсии

Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-нибудь питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных за их кормлением и уходом.

Практическая работа

На любой животноводческой ферме, расположенной в близи школы: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.

Итоговая контрольная работа.











Содержание тем учебного курса


№ п/п тем



Наименование разделов

и тем

Коли-чество часов

Из них

Контрольные работы

Самостоятельные работы

Практические работы

Экскурсии

1

Введение

3

-

-

-

-

2

Беспозвоночные животные

8

-

-

-

-

2.1

Черви

2

-

-

-

-

2.2

Насекомые

6

-

-

-

-

3

Позвоночные животные

57

-

-

-

-

3.1

Рыбы

8

-

-

-

-

3.2

Земноводные

2

-

-

-

-

3.3

Пресмыкающиеся

3

-

-

-

-

3.4

Птицы

11

-

-

-

-

3.5

Млекопитающие

16

-

-

-

-

4

Сельскохозяйственные млекопитающие.

18

-

-

-

-


































Тематическое планирование


№ урока

№ урока по теме

Наименование разделов, тем урока

Количество часов

Тип урока

Виды учебной деятельности

Цель коррекционной работы

Примечание

1.Введение (3 часа).


1

1.1

Инструктаж по технике безопасности.

1

Урок повторения


Выявить степень подготовленности каждого ученика к изучению предмета.


2

1.2

Многообразие животного мира.

1

Урок изучения нового материала

Схематические зарисовки и записи в тетрадях.

Коррекция умения классифицировать животных по данному основанию, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.


3

1.3

Значение животных в народном хозяйстве и их охрана.

1

Комбинированный урок

Схематические зарисовки и записи в тетрадях.

Коррекция мыслительной деятельности детей, умения сравнивать и соотносить; расширять кругозор и словарный запас.


Беспозвоночные животные(8 часов).


2.Черви (2 часа)


4

2.1

Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения.

1

Урок изучения нового материала

Демонстрация живого дождевого червя, записи и схематические зарисовки в тетрадях, выполнение заданий в рабочей тетради.

Формирование умений решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать.

Формирование критического мышления


5

2.2

Круглые черви-паразиты человека.

1

Комбинированный урок

Схематические зарисовки и записи в тетрадях.

Развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником. Формирование критического мышления.


3.Насекомые (6 часов).


6

3.1

Бабочка – капустница, внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Приносимый вред.

1

Урок изучения нового материала

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, демонстрация коллекции насекомых.

Коррекция мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия.

Развивать речь, обогащать активный словарный запас.


7

3.2

Яблонная плодожорка - внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Приносимый вред.

1

Комбинированный урок

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, демонстрация насекомых.

Коррекция мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия.

Развивать речь, обогащать активный словарный запас.


8

3.3

Майский жук - внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Приносимый вред.

1

Комбинированный урок

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, демонстрация насекомых.

Коррекция мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия.

Развивать речь, обогащать активный словарный запас.


9

3.4

Комнатная муха - внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Приносимый вред.

1

Комбинированный урок

Записи и схематические зарисовки в тетрадях демонстрация насекомых.

Коррекция мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия.

Развивать речь, обогащать активный словарный запас.


10

3.5

Медоносная пчела - полезное в хозяйственной деятельности человека насекомое.

1

Комбинированный урок

Записи и схематические зарисовки в тетрадях демонстрация насекомых.

Коррекция мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия.

Развивать речь, обогащать активный словарный запас.


11

3.6

Тутовый шелкопряд – полезное в хозяйственной деятельности человека насекомое.

1

Комбинированный урок

Демонстрация коллекции насекомых, схематические зарисовки в тетрадях.

Коррекция мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия.

Развивать речь, обогащать активный словарный запас.


Позвоночные животные (57 час).


4.Рыбы (8 часов).


12

4.1

Общие признаки рыб.

1

Урок изучения нового материала

Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция логического мышления, умения сравнивать, выделять главное, умения выполнять индивидуальную работу по карточке, словарного запаса детей; формирования фразовой речи.


13

4.2

Внешнее строение и скелет рыб.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция логического мышления, умения сравнивать, выделять главное, умения выполнять индивидуальную работу по карточке, словарного запаса детей; формирования фразовой речи.


14

4.3

Внутреннее строение рыб, питание, дыхание, кровообращение рыб.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция логического мышления, умения сравнивать, выделять главное, умения выполнять индивидуальную работу по карточке, словарного запаса детей; формирования фразовой речи.


15

4.4

Нервная система, органы чувств рыбы.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция логического мышления, умения сравнивать, выделять главное, умения выполнять индивидуальную работу по карточке, словарного запаса детей; формирования фразовой речи.


16

4.5

Размножение рыб. Охрана и увеличение рыбных богатств.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, составление рассказа по рисункам учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция навыков информационно-коммуникативной деятельности, через использование самостоятельной работы с учебником, дополнительной информации.


17

4.6

Среда обитания – водоемы. Речные рыбы: окунь, щука.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, составление рассказа по рисункам учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция логического мышления, умения сравнивать, выделять главное, умения выполнять индивидуальную работу по карточке, словарного запаса детей; формирования фразовой речи.


18

4.7

Среда обитания – водоемы. Речные рыбы: карп.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, составление рассказа по рисункам учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция логического мышления, умения сравнивать, выделять главное, умения выполнять индивидуальную работу по карточке, словарного запаса детей; формирования фразовой речи.


19

4.8

Среда обитания – водоемы. Морские рыбы (треска, сельдь).

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, составление рассказа по рисункам учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция логического мышления, умения сравнивать, выделять главное, умения выполнять индивидуальную работу по карточке, словарного запаса детей; формирования фразовой речи.


5.Земноводные (2 часа).


20

5.1

Общие признаки земноводных. Лягушка. Место обитания, образ жизни, внешнее строение.

1

Урок изучения нового материала

Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни земноводных, анализировать, делать выводы.


21

5.2

Внутреннее строение земноводных.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция мышления, умения

сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы.


6.Пресмыкающиеся (3 часа).


22

6.1

Общие признаки пресмыкающихся.

1

Урок изучения нового материала

Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни, анализировать, делать выводы.


23

6.2

Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни, анализировать, делать выводы.


24

6.3

Размножение пресмыкающихся.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с тетрадью и текстом учебника.

Коррекция мышления, умения

сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы.


7.Птицы (11 часов).


25

7.1

Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего строения.

1

Урок изучения нового материала

Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни, анализировать, делать выводы.


26

7.2

Общая характеристика птиц: особенности внутреннего строения.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция навыков словесно-логическое мышления через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, связной и монологической речи, обогащение словаря.


27

7.3

Размножение и развитие птиц.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с тетрадью и текстом учебника, составление рассказа об особенностях размножения птиц, с опорой на рисунки учебника.

Коррекция навыков словесно-логическое мышления через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, связной и монологической речи, обогащение словаря.


28

7.4

Особенности образа жизни. Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с таблицами, с учебной литературой.

Коррекция навыков словесно-логическое мышления через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, связной и монологической речи, обогащение словаря.


29

7.5

Особенности образа жизни. Птицы леса: большой пёстрый дятел, большая синица.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с таблицами, с учебной литературой.

Коррекция навыков словесно-логическое мышления через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, связной и монологической речи, обогащение словаря.


30

7.6

Особенности образа жизни. Хищные птицы. Серая сова. Степной орел.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с таблицами, с учебной литературой.

Коррекция навыков словесно-логическое мышления через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, связной и монологической речи, обогащение словаря.


31

7.7

Особенности образа жизни. Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с таблицами, с учебной литературой.

Коррекция навыков словесно-логическое мышления через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, связной и монологической речи, обогащение словаря.


32

7.8

Особенности образа жизни. Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с таблицами, с учебной литературой.

Коррекция навыков словесно-логическое мышления через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, связной и монологической речи, обогащение словаря.


33

7.9

Особенности образа жизни. Домашние птицы (курица, гусь, утка).

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с таблицами, с учебной литературой.

Коррекция навыков словесно-логическое мышления через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, связной и монологической речи, обогащение словаря.


34

7.10

Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция внимания и мышления с учётом субъективного опыта учащихся;развитие связной речи.


35

7.11

Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция умения работать с литературой и выступать перед аудиторией, коррекция уровня информационной культуры.


8.Млекопитающие (17 часов).


36

8.1

Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность к условиям жизни.

1

Урок изучения нового материала

Рассказ, беседа, работа с таблицами, с учебной литературой.

Коррекция умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни, анализировать, делать выводы.


37

8.2

Внешнее строение млекопитающих: волосяной покров, части тела, органы чувств.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция умения распознавать зверей среди других классов Хордовых.


38

8.3

Скелет млекопитающих: грудная клетка, позвоночник, скелет передних и задних конечностей.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь.


39

8.4

Нервная система млекопитающих: головной мозг, спинной мозг, нервы. Значение.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь.


40

8.5

Внутренние органы млекопитающих: органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с таблицами, с учебной литературой.

Индивидуальная работа по группам.

Коррекция умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь.


41

8.6

Грызуны. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с учебной литературой, работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь.


42

8.7

Зайцеобразные, общие признаки, черты сходства и различия между зайцами и кроликами.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с учебной литературой,работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь.


43

8.8

Разведение домашних кроликов.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с тетрадью и текстом учебника.

Коррекция устной речи при работе над пересказом, умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником.


44

8.9

Хищные звери. Общие признаки хищных зверей.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с учебной литературой,работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция мыслительных процессов, связной устной речи, на основе составления рассказа по плану.


45

8.10

Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с учебной литературой,работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция устной речи при работе над пересказом, умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, навыка работы с учебником. Индивидуальной работы по карточкам.


46

8.11

Разведение норки на зверофермах.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с тетрадью и текстом учебника.

Коррекция устной речи при работе над пересказом, умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, навыка работы с учебником. Индивидуальной работы по карточкам.


47

8.12

Ластоногие морские животные. Общие признаки ластоногих.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с учебной литературой,работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, навыков работы с учебником с целью нахождения точного ответа на вопрос.


48

8.13

Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки. Внешнее строение.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с учебной литературой,работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция внимания учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

навыков восприятия.

учебно-познавательной деятельности, мотивации к обучению.


49

8.14

Травоядные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с учебной литературой,работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция внимания учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

навыков восприятия.

учебно-познавательной деятельности, мотивации к обучению.


50

8.15

Непарнокопытные. Особенности внешнего вида, передвижения, питания

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с учебной литературой,работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция внимания учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

навыков восприятия.

учебно-познавательной деятельности, мотивации к обучению.


51

8.16

Приматы. Общая характеристика, внешний вид, образ жизни.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с учебной литературой,работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция навыков коммуникативного общения, произвольного внимания, речевого развития.


52

8.17

Обобщающий урок по теме «Позвоночные животные»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Индивидуальная работа по карточкам, составление рассказа по опорной схеме, тестовая работа.

Коррекциянавыка выполнения самостоятельной работы, выполнения творческих заданий.


9. Сельскохозяйственные млекопитающие (18 часов).


53

9.1

Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.

1

Урок изучения нового материала

Рассказ, беседа, записи и схематические зарисовки в тетрадях, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни, анализировать, делать выводы


54

9.2

Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание коров в них.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с учебной литературой,работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция внимания учащихся с интеллектуальной недостаточностью; навыков восприятия, учебно-познавательной деятельности, мотивации к обучению.


55

9.3

Выращивание телят.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с тетрадью и текстом учебника.

Коррекция устной речи при работе над пересказом, умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, навыка работы с учебником. Индивидуальной работы по карточкам.


56

9.4

Особенности внешнего строения и питания овец.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с учебной литературой,работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни, анализировать, делать выводы


57

9.5

Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, индивидуальная работа по карточкам, составление рассказа о значении овец с опорой на план и рисунки учебника.

Коррекция устной речи при работе над пересказом, умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, навыка работы с учебником. Индивидуальной работы по карточкам.


58

9.6

Содержание овец: зимнее – на фермах и летнее – на пастбищах. Выращивание ягнят.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с тетрадью и текстом учебника.

Коррекция устной речи при работе над пересказом, умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, навыка работы с учебником. Индивидуальной работы по карточкам.


59

9.7

Верблюд. Особенности внешнего строения – приспособленность к засушливым условиям жизни.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с учебной литературой,работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни, анализировать, делать выводы


60

9.8

Северный олень. Особенности внешнего строения – приспособленность к суровым северным условиям жизни.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с учебной литературой,работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни, анализировать, делать выводы


61

9.9

Особенности питания северного оленя. Значение северного оленя в хозяйстве человека.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, индивидуальная работа по карточкам, составление рассказа о значении северных оленей с опорой на план и рисунки учебника.

Коррекция мышления, умения

сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы.


62

9.10

Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с учебной литературой,работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни, анализировать, делать выводы


63

9.11

Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция внимания и мышления с учётом субъективного опыта учащихся; развитие связной речи.


64

9.12

Выращивание поросят. Откорм свиней.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция мышления, умения

сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы.


65

9.13

Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, работа с учебной литературой,работа с рисунками учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни, анализировать, делать выводы.


66

9.14

Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция внимания и мышления с учётом субъективного опыта учащихся; развитие связной речи.


67

9.15

Содержание лошадей. Выращивание жеребят

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция мышления, умения

сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы.


68

9.16

Обобщающее занятие. Общие признаки изученных групп животных.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Индивидуальная работа по карточкам, составление рассказа по опорной схеме, тестовая работа.

Коррекция умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни, анализировать, делать выводы














Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения

Рабочей программы

Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе

1.Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Биология. Животные. Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Владос, 2012г

2. «Биология. Животные» для 8 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида/ Авт.-сост.А.И.Никишов, А.В. Теремов - М.: Просвещение, 2009 г.

3.Рабочая тетрадь: А.И.Никишов Биология. Животные 8 класс - М.: Просвещение, 2007 г.


Оборудование и приборы

1.Мультимедийный проектор

2.Компьютер

3.Экран


Дидактический материал


Цифровые образовательные ресурсы

Презентации по изучаемым темам курса.

Слайд – альбомы «Птицы», «Млекопитающие», «Пресмыкающиеся», «Рыбы»


Интернет-ресурсы

http://nsportal.ru/

интернет портал «Pro школу.ru», http://www.proshkolu.ru

интернет портал завуч.инфо,http://www.zavuch.ru


Литература, рекомендованная для учащихся

1. «Биология. Животные» для 8 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида/ Авт.-сост.А.И.Никишов, А.В. Теремов - М.: Просвещение, 2009 г.

2.Рабочая тетрадь: А.И.Никишов Биология. Животные 8 класс - М.: Просвещение, 2007 г.


Литература, использованная при подготовке программы


1.Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Биология. Животные. Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Владос, 2012г













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!