СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по профильному труду

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среда дополнительного образования может обеспечить включение ребенка с ОВЗ в доступные виды жизнедеятельности и отношений с учетом его индивидуальных способностей, интересов, ценностных ориентаций, тем самым способствует его реабилитации и социализации. Система трудового обучения располагает уникальными возможностями по развитию творческих способностей учащихся с ОВЗ и предполагает развитие в ребенке природных задатков,специальных способностей, позволяющих ему самореализовываться в декоративно-прикладном творчестве. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и личности в целом, которые помогут учащимся стать полезными членами общества.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по профильному труду»

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

На заседании МО Заместитель директора по УВР Директор МКОУ «СОШ № 11»

Протокол № 1 ______________________ _____________________

«___» августа 20__ года «____» августа 20__ года Приказ №__от__.___.20__ года







АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРОФИЛЬНОМУ ТРУДУ

9 КЛАСС



Разработана учителем технологии

Гадельшиной Г.А.











2023 – 2024 учебный год

Пояснительная записка

Программа создана в соответствии с основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 – ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 №1599;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15» с 01.09.2016 г.;

  • Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.В. Воронковой – М., Просвещение, 2013.

  • Учебный план МКОУ «СОШ №11» на 2023-2024 учебный год.



Общеобразовательная общеразвивающая программа - модифицированная, художественной направленности, разноуровневая, учитывает специфику коррекционной школы, особенности познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллектуального развития. Она направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает трудовое и эстетическое воспитание. Рабочая программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний, умений и навыков, который им необходим для социальной адаптации.

Актуальность проблемы обучения детей  обусловлены тем, что среда дополнительного образования может обеспечить включение ребенка с ОВЗ в доступные виды жизнедеятельности и отношений с учетом его индивидуальных способностей, интересов, ценностных ориентаций, тем самым способствует его реабилитации и социализации. Система трудового обучения располагает уникальными возможностями по развитию творческих способностей учащихся с ОВЗ и предполагает развитие в ребенке природных задатков, специальных способностей, позволяющих ему самореализовываться в декоративно-прикладном творчестве.

Новизна образовательной программы состоит в том, что ее содержание на протяжении всего периода реализации программы практически остается постоянным, но при этом предусматривает отработку одних и тех же видов деятельности. При этом содержание постепенно усложняется и расширяется за счет проработки каждого действия. А использование несложной техники позволяет включить в этот вид деятельности всех без исключения детей независимо от уровня их образовательных способностей.

Педагогическая целесообразность образовательной программы заключается в следующем:

- программа создает условия для пробуждения интереса у учащихся к видам рукоделия, которое обеспечивает развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации.

Практическая значимость данной программы:

Программа в целом имеет практическую направленность. Она готовит учащихся к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства.

При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут учащимся стать полезными членами общества.

Цели программы:

обучающие:

-знакомить с историей и развитием декоративно - прикладного творчества;

- формировать навыки учебной деятельности;

- вырабатывать экономное отношение к используемым материалам;

- формировать умения пользоваться материалами и инструментами;

- формировать элементарные представления о форме, цвете, размерах;

развивающие:

- развивать образное мышление, внимание, моторные навыки;

- формировать коммуникативной функции речи;

- формировать творческие способности, эстетический и художественный вкус;

воспитательные:

-воспитывать аккуратность, терпение, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца;

- воспитывать бережное отношение к материалам, инструментам;

- воспитывать понимание на доступном уровне красоты в окружающей действительности в искусстве;

- воспитывать потребность выражать себя в доступных видах декоративно-прикладной деятельности.

Коррекционно-развивающие:

- развивать на доступном уровне умения и навыки;

- создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

- развивать интерес к процессу творчества;

- способствовать развитию мелкой моторики и дифференцированных движений пальцев, кисти рук;

- развивать опыт творческой деятельности во взаимодействии с педагогом;

- способствовать развитию опыта неформального общения с учетом расширения рамок взаимодействия с социумом;

-способствовать развитию внимания, воображения, наглядно-образного мышления;

- способствовать развитию доброжелательного отношения к окружающим, позитивного отношения к себе, веры в себя, в свои возможности.

Отличительная особенность программы:

Большое значение уделяется воспитанию целеустремлённости, желанию получать всё больше новых знаний и умений.

Программа направлена на создание первоначальных основ в области декоративно – прикладного творчества, развитие познавательного интереса, творческих способностей учащихся с ОВЗ, успешную социализацию и адаптацию детей в условиях инклюзивного образования, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

УМК:

  1. Вышивка крестом. Салфетки, прихватки, полотенца/пер. с итал. Е. Ю. Величко. – М.: ООО «ТД «Издательство «Мир книги»,2005.

  2. М. Максимова, М. Кузьмина. Школа рукоделия. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1999. –с. 152-155.

  3. Ю.Е. Моисеенко, Е.В. Бичукова, Т.В. Бичукова. Волшебный стежок.- Минск «Полымя», 2000.  

  4. М. И. Нагибина. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.


Предметные результаты

По окончании 2023-2024 года обучения учащиеся будут иметь представление:

  • о названиях изученных материалов и инструментов, их назначении;

  • о правилах безопасности труда и личной гигиены при работе ручными инструментами;

будут знать:

  • основные приёмы работы с различными материалами;

  • правила ухода и хранения материалов и принадлежностей, а также изделий из них;

будут уметь:

  • соблюдать правила безопасной работы ручными инструментами;

  • выполнять отдельные элементы;

У учащихся будут сформированы следующие компетенции:

Личностные

• развитие образного мышления;

• развитие эмоциональной восприимчивости;

• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.

• формирование зрительского, слушательского опыта, визуальной культуры;

• воспитание культуры общения учащихся;

Метапредметные компетенции:

• приобретение выразительности исполнения и художественно - образного восприятия и мышления;

• развитие творческих способностей учащихся: фантазии, памяти, ответственности, трудолюбия, коммуникативных навыков;

Планируемые знания, умения.


УМЕТЬ

 

ЗНАТЬ

1.Изготавливать отдельные элементы различных видов рукоделия.

 

1. Основные способы изготовления

    творческих работ.

2. Пользоваться определенным оборудованием.

2.Методы и способы подготовки материалов используемых в рукоделии.

 

3.Применять приобретенные навыки в быту.

3.Овладевать техникой выполнения творческих работ в рукоделии.

 

4.Подводить итоги.

 

4.Как использовать полученные навыки в быту.

 

5.Делать выводы о проделанной работе.

5. Правила поведения на практических занятиях и правила техники безопасности.

 

       

Содержание программы


Вводное занятие.

Обзор работ. Беседа.

Виды декоративных швов.

Основные теоретические сведения. Исторические сведения о традициях вышивки. Материалы и инструменты. Изделия, вышитые декоративными швами.

 Практические работы. Презентация видов вышивки.

Вышивка декоративными  швами.

Основные теоретические сведения.  Виды швов: вперёд иголку, шнурочек, змейка,петельный, назад иголку, «козлик».

Практические работы Техника выполнения швов. Работа без узелков. Запяливание ткани.

Аппликация.

Основные теоретические сведении. Исторические сведения об аппликации. Применение в изделиях. Способы  соединения элементов  аппликации петельным швом, косыми стежками

Практические работы. Подготовительные работы для аппликации. Выбор материалов. Тренировочные работы - прикрепление элементов листик петельным швом.

Выполнение проекта.

Основные теоретические сведенияЭтапы проекта. Цель, назначение, выбор декоративных швов. Экономический расчет.

Практические работы: выбор материалов, инструментов, зарисовка эскизов.

Выставка творческих работ. 


Методическое обеспечение программы.

 Для успешного изучения программы используется:

  • методическая литература;

  • методические пособия;

  • наглядные пособия, изготовленные преподавателем;

  • презентации;

  • изготовленные красочные  образцы различных  поделок (преподавателем и учащимися).

Метапредметность


Рисование

Навыки рисования используются в практических работах.

 

Геометрия

Геометрическое изображение схем. Абстрактное мышление.

 

Методы  и приемы обучения

 На  занятиях используется объяснительно – иллюстративный метод обучения, который реализуется через  широкое использование  информационной технологии.  При изучении разделов используется  частично поисковый  метод обучения. Данный метод помогает ребятам найти правильный путь решения при выборе техники выполнения изделия. При проведении  уроков практикумов на практике учащиеся могут реализовать себя. При изучении используется исследовательский метод обучения труда

Метод «мозгового штурма» (эвристический метод) использование данного метода дает возможность активизации интереса учащихся во время  занятий, данный метод актуально проводить во время  выбора фронта исследования, выбора темы проекта и постановки цели проекта.

 Вся работа занятий построена так, чтобы  ребята могли усвоить данную программу  через метод проектного обучения – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблемы выбора творческой работы и направленности прикладного искусства.

Формы проведения занятий:

1) Уроки – практикумы, где ребята разрабатывают  личный план;

2) Уроки путешествия, где ребята отправляются   в заочное путешествие для знакомства с видами прикладного искусства

3) Умения применения техники делового общения, при сборе информации о видах прикладного искусства, что развивает  способность работать по конкретному заданию.  Данная форма занятия реализуется и при  защите проекта.

Технологии:

1. Технология проектного обучения.

2. Технология развивающего обучения.

3. Технология проблемного обучения.

Формы обучения:

- Интерактивное обучение (работа в группе).

- Проектное обучение (проектные работы могут выполняться индивидуально, фронтально, в составе определенной группы).

- Элементы проблемного обучения.

Тематическое планирование


№ урока

Тема занятий

Вид деятельности

Дата по плану

Дата по факту

1

Инструктаж Т.Б. Вводное занятие.


Обзор работ.

07.09


2

Художественная вышивка.

Презентация

14.09


3-4

Инструменты, материалы для вышивки. Начало работы без узелков. Шов «вперед иголку».

Отработка шва вышивки без узелка

21.09

28.09


5-6

Работа «назад иголку, тамбурный шов, вприкреп».

Вышивка по контуру Самооценка

05.10

12.10


7-8

Работа стебельчатым швом. Окончание работы, без узелка.

Вышивка по контуру. Самооценка

19.10

02.11


9-10

Виды декоративных швов «Шнурочек».

Вышивка по контуру Самооценка

09.11

16.11


11-12

Виды декоративных швов «Вьюнчик».

Вышивка по контуру. Самооценка

30.11

07.12


13-14

Выполнение отделки швами «вперед иголку, вьюнчик» на салфетке.

Отработка приема вышивка по контуру

14.12

21.12


15-16

Петельный шов, виды петельных швов.

Отработка приема вышивка по контуру

28.12

11.01


17-18

Шов «козлик». Выполнение на салфетке.

Отработка приема Вышивка по контуру

18.01

25.01



19-20

Выполнение аппликации. История презентация работ в технике «аппликация».

Отработка приема аппликации по контуру петельным швом, косыми стежками

01.02

08.02


21-22

Подготовительные работы для аппликации.

Отработка приема аппликации по контуру петельным швом, косыми стежками

15.02

22.02


23-24

Прикрепление элементов аппликации петельным швом.

Отработка приема аппликации по контуру петельным швом.

01.03

08.03


25-26

Выполнение проекта.

  Выбор темы, подготовка материалов.

15.03

22.03


27-34

Выполнение проекта.

Выполнение работы в свободной технике.

05.04

12.04

19.04

26.04

03.05

10.05

17.05

24.05


35

Выставка творческих работ.


31.05




Итого:

  35 часов

22.05






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!