СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа педагога к учебному курсу "Мир природы и человека." 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для обучающегося 4 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающегося c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа разработана на основе программы «Живой мир» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 0–4 классы», автор Н.Б. Матвеева, под редакцией к.п.н. профессора И.М. Бгажноковой (изд. 2011год)

 

 

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа педагога к учебному курсу "Мир природы и человека." 4 класс»


I. Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по предмету мир природы и человека предназначена для учащихся 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от 19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы «Живой мир» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 0–4 классы», автор Н.Б. Матвеева, под редакцией к.п.н. профессора И.М. Бгажноковой (изд. 2011год)

Рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект: Учебник «Мир природы и человека» 4 класс, в 2 частях для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Авторы: Матвеева Н.Б., Попова М.А., Ярочкина И.А. – 4 - изд. – М.: Просвещение, 2018.

Цель программы «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Основными задачами программы «Мир природы и человека» являются пропедевтика обучения предметам естествоведческого цикла, а также обобщение и систематизация полученных ранее знаний. Работа по названной программе очень важна для обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями т. к. усвоение знаний о природе способствует общему развитию детей, формирует элементы образного и аналитического мышления, способствует расширению кругозора, обогащает словарный запас, воспитывает любовь к природе, интерес к окружающему миру, бережное отношение к живому.

Четвёртый год обучения завершает и обобщает работу, начатую в 1-3 классах.

Программа «Мир природы и человека» на этом этапе обучения решает следующие задачи:

  • формирование представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;

  • формирование чётких представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, о причинах, обусловливающих смену времён года, о влиянии Солнца на жизнь растений, животных, человека;

  • закрепление представлений о воде и воздухе, их роли в жизни растений, животных, человека; изучение доступных учащимся сведений о почве, её свойствах и значении в жизни живой природы;

  • формирование элементарных представлений о значении мозга человека, его строении и работе; о правильной организации распорядка дня с целью предупреждения перегрузок, усталости и травм;

  • воспитание интереса к природе, необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека, её охране.

В программе обозначены базовые представления, которые должны усвоить все учащиеся и два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Отсутствие достижения этого уровня по данному предмету в 4 классе не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

В течение года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа трёх этапов:

1 этап – стартовая диагностика на начало изучения темы.

Цель: определить готовность и предпосылки к освоению программного материала по изучаемым темам.

2 этап – промежуточная диагностика.

Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной изучаемой теме за определённый промежуток времени.

3 этап – итоговая диагностика.

Цель: Выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.

Данные этапов диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. (Приложение №1).

По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:

0 баллов – не проявил данное умение (не научился).

1 балл – демонстрирует умение только с помощью учителя (частично научился).

2 балла – допускает ошибки при демонстрации умений, требуется частичная помощь учителя.

3 балла – демонстрирует в работе данное умение самостоятельно.

Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков по изучаемой теме и запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися по устранению пробелов в знаниях программного материала по изучаемым темам.

В 4 классе осуществляется традиционная система отметок по 5‑балльной шкале. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

Оценка «5» - «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся правильно отвечают и верно выполняют свыше 65%.

Оценка «4» - «хорошо», если обучающиеся правильно отвечают и верно выполняют ― от 51% до 65% заданий.

Оценка «3» - «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся правильно отвечают и верно выполняют от 35% до 50% заданий;

Оценка «2» не ставится.


II. Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения обучающимися

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и даёт возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, природными явлениями, состояниями природы и жизнью человека.

Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения в природе», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение», «Повторение».

Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

В программе представлены блоки тем, последовательность изучения которых, а также время, отведённое на изучение каждой из них, могут быть изменены учителем с учётом возможностей конкретного класса, уровня подготовленности учащихся.

Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.

Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 4 классе включает следующие разделы: «Сезонные изменения в природе» (в т. ч. «Сезонные изменения в неживой природе», «Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года. Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года»), «Неживая природа», «Живая природа» (в т.ч. «Растения», «Животные», «Человек»), «Безопасное поведение», «Повторение».

При изучении раздела «Сезонные изменения в природе» у учащихся формируются понятия о различных временах года. Исходя из причины – деятельности Солнца, учащиеся учатся определять следствия – признаки времён года, а также происходит обобщение и закрепление представлений о жизни растений, животных в разные времена года. Осуществляется закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе. Завершается формирование понятий о сезонных изменениях в природе зимой, весной, летом, осенью. При изучении каждого времени года вводятся понятия о явлениях, связанных с температурой воздуха (тепло, холодно, жара, мороз, замеры температуры), о ветре (холодный, тёплый, сильный, слабый, направление и сила, на основе наблюдений). Формируются представления о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман. Изучаются новые виды растений, животных, расширяется кругозор учащихся, закрепляются названия месяцев. Учащиеся отрабатывают умение работать с календарём.

Раздел «Неживая природа» посвящён изучению почвы, её составу, значению для жизни животных и человека. У учащихся формируются элементарные представления о свойствах элементов почвы: песка, глины, камней, перегноя. А так же формируются первичные представления о формах поверхности земли. Изучение данного раздела проводится с опорой на наглядный материал (песок, глину и т.д.), простейшие опыты и практические наблюдения во время экскурсий (так, способы обработки земли закрепляются во время работы на пришкольном участке на экспериментальной грядке, а формы поверхности земли моделируются на участке или в песочнице). Обучение осуществляется с учётом познавательных возможностей учащихся; опыты проводятся под контролем учителя.

При изучении раздела «Живая природа» закрепляются представления о растениях, животных, человеке.

Изучая тему «Растения» учащиеся расширяют представления о культурных, дикорастущих, лекарственных растениях. Знакомятся с ролью человека в создании культурных растений, их значением в жизни человека; а так же со строением, жизнью, выращиванием и значением для человека растений поля.

Работая над темой «Животные» закрепляется представление о домашних животных (корова, лошадь, овца, свинья); знакомятся с ролью и значением домашних животных в жизни человека, с работой человека по созданию новых, полезных для него пород животных. Знакомятся с новой группой: водоплавающие птицы (дикие и домашние), с особенностями их строения, приспособлением к среде обитания. Расширяются знания учащихся о насекомых полезных и насекомых – вредителях. На примере изучения пчёл, узнают о том, как знания человека о природе, о жизни данных насекомых помогают ему использовать их для своей пользы.

Тема «Человек» формирует у учащихся элементарные представления о значении мозга человека, его строении и работе; о правильной организации распорядка дня с целью предупреждения перегрузок, усталости и травм. Учащиеся знакомятся с состоянием природы и её влиянием на здоровье человека; закрепляются знания о заботе человека о чистоте воды, воздуха, заботе о земле; о необходимости охраны редких растений и исчезающих животных; с понятиями «лесничество», «зоопарк», «заповедник».

При изучении раздела «Безопасное поведение» закрепляются правила поведения дома: при обращении с горячей водой в кране, в чайнике, с газом на кухне, электричеством; правилами поведения в школе, с правилами безопасного поведения на дороге. Отрабатываются правила перехода улицы по пешеходному переходу с помощью светофора и без светофора. Расширяются представления о городском общественном транспорте, правилах безопасного поведения в общественном транспорте. Знакомятся с телефонами первой помощи, экстренных служб которыми можно воспользоваться в случае возникновения опасных ситуаций.

Каждую четверть завершает раздел «Повторение». Данный раздел используется для обобщающего повторения по изученным темам, а также экскурсиям – наблюдениям. Содержание программы предполагает большое количество непосредственных наблюдений, поэтому особое значение придаётся экскурсиям, позволяющим организовать наблюдения за явлениями природы и её живыми и неживыми объектами.

На уроках используются разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции. Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, опыты, наблюдения, практические работы и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений, разнообразная природоохранительная деятельность учащихся под руководством учителя. С целью повышения эффективности уроков, а также сознательного усвоения знаний используются и активные методы обучения: проблемные и частично – поисковые. Учащиеся учатся раскрывать причинно – следственные связи, существующие в мире природы, развивают умения анализировать, сравнивать те или иные явления природы, делать выводы; принимают участие в поисках ответов на вопросы, поставленные учителем, рассуждать, высказывать своё мнение, доказывать свою точку зрения, используя жизненный опыт. Учатся составлять небольшие рассказы о том или ином предмете или явлении природы, правильно оформлять их, используя развёрнутые высказывания, соблюдать логику изложения.


III.Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Мир природы и человека» входит в образовательную область «Естествознание» обязательной части учебного плана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком МКОУ «Вишневская ООШ» программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

VI. Результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение учащимися личностных результатов:

- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- формирование готовности к самостоятельной жизни.

Программа обеспечивает достижение учащимися 4 класса базовых учебных действий:

1. Личностные учебные действия:

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

2. Коммуникативные учебные действия:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – ученик);

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

3. Регулятивные учебные действия:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

  • пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);

  • работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать своё рабочее место;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

4. Познавательные учебные действия:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • устанавливать видо – родовые отношения предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • читать;

  • писать;

  • наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях);

  • применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;

  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны усвоить следующие представления:

  • о почве, её составе, свойствах, значении для жизни растений, животных, человека;

  • о растениях поля, сада (цветковых растениях), их строении, использовании человеком;

  • о домашних животных, птицах, их повадках, образе жизни, роли человека в жизни домашних животных;

  • о насекомых, их роли в жизни природы;

  • о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы для жизнедеятельности человека;

  • о взаимосвязях сезонных изменений в неживой и живой природе;

  • о строении и работе мозга человека;

  • о правильной организации распорядка дня с целью предупреждения перегрузок, усталости и травм;

  • о состоянии природы и её влиянии на здоровье человека;

  • о заботе человека о чистоте воды, воздуха, заботе о земле;

  • об охране редких растений и исчезающих животных;

  • о понятиях «зоопарк», «заповедник», «лесничество»;

  • о безопасном поведении дома;

  • о правилах поведения в школе;

  • о дороге и правилах дорожного движения; о пешеходном переходе и правилах перехода улицы без светофора и со светофором;

  • об общественном транспорте, правилах безопасного поведения в общественном транспорте.

  • о телефонах первой помощи, экстренных служб которыми можно воспользоваться в случае возникновения опасных ситуаций.


К концу обучения в 4 классе учащиеся должны уметь:

Достаточный уровень:

  • правильно называть изученные объекты и явления;

  • сравнивать и различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия;

  • различать культурные и дикорастущие цветковые растения;

  • правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, используемых в быту;

  • различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека;

  • узнавать, называть и различать полезных насекомых и насекомых – вредителей;

  • соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе;

  • определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека;

  • планировать свои дела, составлять для себя режим дня;

  • соблюдать правила поведения дома, в школе;

  • соблюдать правила безопасного поведения на дороге; правила перехода улицы по пешеходному переходу без светофора и СС светофором;

  • соблюдать правила безопасного поведения в общественном транспорте;

  • звонить по телефону (первой помощи, экстренных служб) в случае возникновения опасных ситуаций.

Минимальный уровень:

  • правильно называть изученные объекты и явления;

  • сравнивать и различать растения сада, огорода, леса, поля, называть 2-3 растения; рассказывать об их использовании человеком;

  • различать диких и домашних животных, птиц; описывать их повадки; определять их значение в жизни человека;

  • узнавать, называть полезных насекомых и насекомых – вредителей;

  • бережно относиться к природе и к людям;

  • различать времена года, названия месяцев и их основные признаки, особенности жизни растений, животных и человека в разное время года;

  • составлять для себя режим дня;

  • соблюдать правила поведения дома, в школе;

  • соблюдать правила перехода улицы по пешеходному переходу без светофора и со светофором;

  • соблюдать правила безопасного поведения в общественном транспорте;

  • звонить по телефону (первой помощи, экстренных служб) в случае возникновения опасных ситуаций.


V. Содержание учебного предмета.

V.1. Содержание программы


Раздел 1. Сезонные изменения в природе (времена года).

Сезонные изменения в неживой природ.

1. Календарь. Порядок месяцев в сезоне; году. Месяцы осенние, зимние, весенние, летние.

2. Время года - осень. Название осенних месяцев. Основные признаки осени.

3. Время года - зима. Название зимних месяцев. Основные признаки зимы.

4. Время года - весна. Название весенних месяцев. Основные признаки весны.

5. Время года - лето. Название летних месяцев. Основные признаки лета. (Наблюдения за погодой, природными явлениями, птицами, растениями, их словесное описание).

Растения и животные в разное время года.

Сад, огород, поле, лес в разное время года.

Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.

1. Растения и животные осенью. Труд людей осенью.

2. Растения и животные зимой. Труд людей зимой.

3. Растения и животные весной. Труд людей весной.

4. Растения и животные летом. Труд людей летом.

(Наблюдения за растениями сада, огорода, поля и леса в разное время года. Увядание и появление цветов и трав).


Раздел 2. Неживая природа.

Почва.

1.Почва. Состав почвы: песок, глина, камни, перегной.

2. Простейшие свойства почвы: их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т.д.

Рельеф.

1.Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.

Раздел 3. Живая природа.

Растения.

1. Растения огорода, леса, сада, их сравнение. Уход за цветами в саду.

2. Растения культурные и дикорастущие.

3. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана.

4. Парк (сквер). Создание человеком парков.

5. Растения поля: рожь, пшеница. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека.

6. Строение полевых растений: корень, стебель- соломина, лист, цветок, колос, метёлка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.

Животные.

1.Домашние животные. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных.

2.Птицы. Разнообразие птиц. Птицы - друзья сада. Охрана птиц.

3. Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни.

4. Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними. Сравнение с дикими уткой и гусем.

5. Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.

6. Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчёл. Пасека. Насекомые – вредители.

Человек.

1.Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга.

2. Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

3. Охрана природы. Редкие растения и исчезающие животные. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.

Безопасное поведение.

  1. Правила поведения дома и в школе. Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.

  2. Правила дорожного движения. Дорога. Пешеходный переход.

3. Транспорт. Мы – пассажиры. Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Повторение.

1. Обобщение знаний по изученным темам. Экскурсия – наблюдение за изменениями в жизни растений и животных осенью.

2. Обобщение знаний по изученным темам. Экскурсия – наблюдение за погодой; зимующими птицами. Подкормка птиц.

3. Обобщение знаний по изученным темам. Экскурсия – наблюдение за погодой весной, перелётными птицами.

4. Обобщение знаний по изученным темам. Экскурсия – наблюдение за погодой; растениями и животными (устное описание наблюдений).


V.2. Тематический план.

№ п/п

Название разделов

Кол-во час

1.

Неживая природа.

  • Почва

2ч.

  • Рельеф.

1ч.

2.

Сезонные изменения в природе (времена года).

  • Сезонные изменения в неживой природе

5ч.

  • Растения и животные в разное время года.

Сад, огород, поле, лес в разное время года.

Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.

4ч.

3.

Живая природа.

  • Растения.

5ч.

  • Животные.

6ч.

  • Человек.

3ч.

4.

Безопасное поведение.

2ч.

5.

Повторение.

4ч.

Всего – 32 ч.




VI. Календарно-тематическое планирование.

Мир природы и человека

4 класс

1 час в неделю.

п\п

Тема урока

Дидактическая цель

Основные виды деятельности

Кол-во часов

Дата

планируемая

фактическая

Раздел 1. Сезонные изменения в природе (времена года).

Сезонные изменения в неживой природе.

1.

Календарь. Порядок месяцев в сезоне; году. Месяцы осенние, зимние, весенние, летние.


Закрепить знания о календаре. Отрабатывать умение работать с календарём; находить и называть месяцы, дни недели.

Работа с учебником.

Практическая работа с календарём.

Работа с карточками.

Работа в тетрадях.

1ч.

06.09


2.

Время года - осень. Название осенних месяцев. Основные признаки осени.


Расширить знания о времени года – осени; систематизировать знания о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, холодный ветер, моросящий дождь, пасмурно, ясно, туман, заморозки, листопад.

Работа с учебником.

Работа с иллюстрациями.

Работа с карточками.

Работа в тетрадях.

Работа с загадками.

Практическая работа с календарём.

1ч.

13.09


Растения и животные в разное время года.

Сад, огород, поле, лес в разное время года.

Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.

3.

Растения и животные осенью. Труд людей осенью.



Расширить и уточнить знания о жизни растений и животных осенью; о труде людей в городах и сельской местности.

Изучение презентации.

Работа с учебником.

Работа с иллюстрациями.

Работа с карточками.

Работа в тетрадях.


1ч.

20.09


Неживая природа.

Почва.

4.

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни, перегной.


Познакомить с понятием «почва», её составом, значением для жизни животных и человека.

Изучение презентации.

Работа с учебником.

Работа с иллюстрациями.

Работа с карточками.

Работа в тетрадях.

Практическая работа.

1ч.

27.09


5.

Простейшие свойства почвы: их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т.д.

Формировать элементарные представления о свойствах элементов почвы: песка, глины, камней, перегноя; способах её обработки.

Изучение презентации.

Работа с учебником.

Работа с иллюстрациями.

Работа с карточками.

Работа в тетрадях.

Простейшие опыты (как вода проникает через песок, глину; как сыплется песок, ощутить вязкость глины).

1ч.

4.10


6.

Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.


Формировать первичные представления о формах поверхности земли.

Изучение презентации.

Работа с учебником.

Работа с иллюстрациями.

Работа с карточками.

Работа в тетрадях.

Практическая работа (моделирование на участке или в песочнице форм поверхности земли).

1ч.

11.10


Живая природа.

Растения.

7.

Растения огорода, леса, сада, их сравнение. Уход за цветами в саду.

Расширить и уточнить знания о растениях огорода, леса, сада; об уходе за цветами в саду.

Изучение презентации.

Работа с учебником.

Работа с иллюстрациями.

Работа с карточками.

Работа в тетрадях.

Работа с таблицами

1ч.

18.10


Повторение.

8.

Обобщение знаний по изученным темам. Экскурсия- наблюдение за изменениями в жизни растений и животных осенью.


Обобщить знания

по изученным темам; отрабатывать умение наблюдать за высотой солнца над горизонтом осенью: направлением солнечных лучей, количеством тепла и света; за изменениями в жизни растений и животных; умение наблюдать, производить их словесное описание.

Наблюдения за объектами.

Работа с карточками.

Составление словесных описаний.

Иллюстрирование наблюдений.


1ч.

25.10


п\п

Тема урока

Дидактическая цель

Основные виды деятельности

Кол-во часов

Дата

планируемая

фактическая

Живая природа.

Растения

9.

Растения культурные и дикорастущие. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана.



Познакомить с понятиями «культурные» и «дикорастущие» растения. Ввести понятие «сорт».

Изучение презентации.

Работа с текстом в учебнике.

Работа с рисунками.

Работа в тетрадях.

Практическая работа с семенами огурцов разных сортов.

1ч.

8.11


10.

Парк (сквер). Создание человеком парков.


Познакомить с понятиями «сквер», «парк»; их назначением.

Изучение презентации.

Работа с учебником.

Работа с рисунками.

Работа с карточками.

Составление рассказа с опорой на вопросы.

1ч.

15.11


11.

Растения поля: рожь, пшеница. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека.

Закрепить понятия «растения поля». Познакомить с их внешним видом. Отрабатывать умение узнавать, называть и распознавать растения поля.

Изучение презентации.

Работа с учебником.

Работа с

иллюстрациями.

Работа в тетрадях.

Отгадывание загадок.

Работа с гербарием полевых растений.

1ч.

22.11


12.

Строение полевых растений: корень, стебель- соломина, лист, цветок, колос, метёлка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.


Формировать представления о строении полевых растений; отрабатывать умение называть части полевых растений.

Изучение презентации Работа с учебником.

Работа с разрезными картинками.

Работа с карточками.

Работа у доски с иллюстрациями,

Работа с семенами полевых растений (рожь, пшеница, овёс, гречиха).

1ч.

29.11


Сезонные изменения в природе (времена года).

Сезонные изменения в неживой природе.

13.

Время года - зима. Название зимних месяцев. Основные признаки зимы.


Расширить знания о зиме; систематизировать знания о явлениях и состояниях неживой природы в зимнее время года.

Работа с учебником.

Работа с иллюстрациями.

Работа с карточками.

Работа в тетрадях.

Работа с загадками.

Практическая работа с календарём.

1ч.

6.12


Растения и животные в разное время года.

Сад, огород, поле, лес в разное время года.

Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.

14.

Растения и животные зимой. Труд людей зимой.

Уточнить и расширить представления о жизни растений и животных зимой; о труде людей в городе и сельской местности зимой.

Изучение презентации.

Работа с учебником.

Работа с рисунками.

Работа с карточками.

Работа в тетрадях.

Работа в парах (изготовление кормушки из пустого молочного пакета).

1ч.

13.12


Повторение.

15.

Обобщение знаний по изученным темам. Экскурсия – наблюдение за погодой; зимующими птицами. Подкормка птиц.


Обобщить знания по изученным темам; отрабатывать умение наблюдать за зимующими птицами; производить подкормку птиц.

Наблюдения за птицами,

подкормка птиц.

Работа в тетрадях

Оформление наблюдений (иллюстрирование).

1ч.

20.12



п\п

Тема урока

Дидактическая цель

Основные виды деятельности

Кол-во часов

Дата

планируемая

фактическая

Раздел 3. Живая природа.

Животные.

16.

Домашние животные. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных.


Уточнить и расширить знания о домашних животных; уходом за домашними животными. Познакомить с разнообразием пород домашних животных.



Изучение презентации.

Работа с учебником.

Работа с рисунками.

Работа с карточками.

Отгадывание загадок.

Составление рассказов по плану (устное описание).

1ч.

27.12


17.

Птицы. Разнообразие птиц. Птицы - друзья сада. Охрана птиц.


Уточнить и расширить знания о птицах, их разнообразии в природе, их охране. Познакомить с понятием «водоплавающие птицы».

Изучение презентации.

Работа с учебником.

Работа с рисунками.

Работа с карточками.

Отгадывание загадок.

Работа с таблицами.

Практическая работа (опыт с масляной бумагой).

1ч.



18.

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни.


Уточнить и расширить знания о диких птицах на основе

знакомства с уткой, гусём, лебедем. Отрабатывать умение узнавать, называть и различать диких птиц по их внешнему виду.

Изучение презентации.

Работа с учебником.

Работа с рисунками.

Работа с карточками у доски (подобрать к рисункам птиц их названия).

Работа с карточками для индивидуальной работы.

1ч.



19.

Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними. Сравнение с дикими уткой и гусем.


Уточнить и расширить знания о домашних птицах на основе знакомства с курицей, уткой, гусём. Отрабатывать умение узнавать, называть и различать домашних птиц по их внешнему виду

Изучение презентации.

Работа с учебником.

Работа с рисунками.

Работа с карточками у доски (подобрать к рисункам птиц их названия).

Работа с таблицей.

Отгадывание загадок.

Работа в тетрадях.

1ч.



20.

Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание

Уточнить и расширить знания о насекомых, о их

внешнем виде, образе жизни, питании.

Изучение презентации.

Работа с учебником.

Работа с рисунками.

Работа с разрезными картинками.

Работа с карточками у доски (подобрать к рисункам насекомых их названия).

Отгадывание загадок.

1ч.



21.

Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчёл. Пасека. Насекомые – вредители.


Уточнить и расширить знания о полезных насекомых и о насекомых- вредителях. Ввести понятие «пасека».

Изучение презентации.

Работа с учебником.

Работа с рисунками.

Работа с таблицей.

Отгадывание загадок.

Составление рассказа о пчелах.

Работа с карточками для индивидуальной работы.

1ч.



Человек.

22.

Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга.


Формировать элементарные представления о значении мозга человека, о его строении и работе.

Изучение презентации.

Работа с учебником.

Работа с рисунками.

Работа с карточками.

Работа в тетрадях (составление правил профилактики травматизма головного мозга).

1ч.



Сезонные изменения в природе (времена года).

Сезонные изменения в неживой природе.

23.

Время года - весна. Название весенних месяцев. Признаки весны.

Уточнить и расширить представления о времени года - весне, о названии весенних месяцев; о явлениях и состояниях неживой природы в весенний период.

Изучение презентации.

Работа с учебником.

Работа с рисунками.

Работа с карточками.

Отгадывание загадок.

Работа в тетрадях иллюстрирование.

1ч.



Растения и животные в разное время года.

Сад, огород, поле, лес в разное время года.

Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.

24.

Растения и животные весной. Труд людей весной.


Уточнить и расширить представления о жизни растений и животных весной; о труде людей в городе и сельской местности весной.

Изучение презентации.

Работа с учебником.

Работа с рисунками.

работа с карточками

работа в тетрадях

1ч.



Повторение.

25.

Обобщение знаний по изученным темам. Экскурсия – наблюдение за погодой, перелётными птицами.


Обобщить знания по изученным темам. Отрабатывать

умение наблюдать за перелётными птицами, погодой; оформлять наблюдения.

Наблюдения за перелётными птицами, погодой.

Работа с карточками.

Иллюстрирование наблюдений.

1ч.




п\п

Тема урока

Дидактическая цель

Основные виды деятельности

Кол-во часов

Дата

планируемая

фактическая

Живая природа.

Человек.

26.

Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.


Формировать представления о правильной организации своей жизни; о составлении и соблюдении режима дня.

Изучение презентации.

Работа с учебником.

Работа с таблицей.

Работа с карточками.

Работа с рисунками.

1ч.



27.

Охрана природы. Редкие растения и исчезающие животные. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.

Уточнить и расширить представления о редких растениях и исчезающих животных. Ввести понятия «зоопарк», «заповедник», «лесничество».

Изучение презентации.

Работа с учебником.

Работа с рисунками.

Работа с карточками для индивидуальной работы.

1ч.



Безопасное поведение.

28.

Правила поведения дома и в школе. Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.


Расширить знания о правилах поведения дома и в школе;

Изучение презентации. Работа с учебником.

Практическая работа звонки по телефону экстренной помощи, первой помощи.

Игра.

Работа с карточками.

1ч.



29.

Правила дорожного движения. Дорога. Пешеходный переход. Транспорт. Мы – пассажиры. Правила безопасного поведения в общественном транспорте.


Уточнить и расширить знания о правилах безопасного поведения на дороге; о общественном транспорте; правилах безопасного поведения в общественном транспорте, правилах перехода улицы по пешеходному переходу без светофора и с помощью светофора.

Изучение презентации. Работа с учебником.

Работа с карточками.

Работа с рисунками.

Практическая работа с макетами светофоров.

1ч.



Сезонные изменения в природе (времена года).

Сезонные изменения в неживой природе.

30.

Время года - лето. Название летних месяцев. Признаки лета.

Уточнить и расширить представления о времени года – лете; о названиях летних месяцев; о явлениях и состояниях неживой природы в летний период.

Изучение презентации.

Работа с учебником.

Работа с кроссвордом.

Отгадывание загадок.

Работа с рисунками.

Работа с карточками.

Работа в тетрадях иллюстрирование.

1ч.



Растения и животные в разное время года.

Сад, огород, поле, лес в разное время года.

Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.

31.

Растения и животные летом. Труд людей летом.


Уточнить и расширить представления о жизни растений и животных летом; о труде людей в городе и сельской местности в летний период.

Изучение презентации.

Работа с учебником.

Работа с рисунками.

Работа с карточками для групповой работы.

Работа в тетрадях.

1ч.



Повторение.

32.

Обобщение знаний по изученным темам. Экскурсия – наблюдение за погодой, растениями, животными.


Обобщить знания по изученным темам. Отрабатывать умение наблюдать за погодой, растениями, животными в летнее время года; производить словесное описание объектов наблюдения.

Наблюдения за погодой, растениями, животными.

Работа с карточками.

Иллюстрирование наблюдений.

1ч.



VII. Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности.

Освоение учебного предмета «Мир природы и человека» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

Демонстрационные и печатные пособия:

  • наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте начального образования по миру природы и человека;

  • таблицы (строение растений поля);

  • муляжи овощей и фруктов;

  • гербарии растений, наборы семян, плодов;

  • таблицы животных и их детёнышей;

  • таблицы домашних водоплавающих птиц;

  • таблицы диких водоплавающих птиц;

  • «Режим дня»;

  • набор знаков дорожного движения;

  • таблицы городской транспорт;

  • макет светофора;

  • макет «Часы»;

  • демонстрационные карточки: «Мир животных», «Лесные животные»,

«Птицы зимующие и перелётные», «Хищные птицы », «Певчие птицы», «Домашние водоплавающие птицы», « Дикие водоплавающие птицы», «Растения поля», «Овощи», «Полезные насекомые»,»Насекомые – вредители», «Ягоды садовые и лесные», «Фрукты», «Лекарственные травы », «Цветы полевые и садовые», «Дикие животные», «Времена года», «Одежда», «Головные уборы», «Природные явления», «Садовый инвентарь», «Транспорт», «Человек».

Технические средства обучения

  • персональный ноутбук;

  • многофункциональное устройство;

  • мультимедиа проектор в комплекте с креплением;

  • интерактивная доска;

  • цифровая видеокамера;

  • документ- камера;

  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике по изучаемому учебному предмету.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

Матвеева Н.Б, Попова М.А., Куртова Т.О., Ярочкина И.А. .Мир природы и человека 4 класс. В 2 частях. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы. - М.: Просвещение, 2018.


Учебно – методическая литература:

1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0 - 4 классы», «Живой мир» автор Матвеева Н.Б.под редакцией И.М. Бгажноковой. М.: Просвещение, 2011.

2. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие. – М.: Глобус, 2007.

3. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями.- М.: Просвещение, 2010.

4. Епифанова О.В. Развитие речи. Окружающий мир: дидактический материал. - Волгоград: Учитель, 2008.

5. Кудрина С.В. Программно – методическое обеспечение к урокам «Окружающий мир» по курсу «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в 1 - 4 классах специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя. – М.: Владос, 2010.

6. Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Ознакомление с окружающим миром.- М.: Мозайка – Синтез, 2009 г.

7. ПодрезоваТ.И. Материал к занятиям по развитию речи. Домашние животные и птицы. Одежда. Посуда. Продукты питания. Овощи. Фрукты и ягоды. М.: Айрис пресс, 2008.

8. Петрова В.Г. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – М: Просвещение, 1982.

9.Руднянская Е.И. Экскурсии в природу. Осень. Зима. Весна. 1 – 4 классы. Волгоград: Учитель, 2009 .

10. Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 1994.

11. Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в 3 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида: Методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2009.

12. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.

13. Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они? – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003.

14. Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они? – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.

15. Шорыгина Т.А. Инструменты. Какие они? – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.

16. Шорыгина Т.А. Травы. Какие они? – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.

17. Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они? – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003

18. Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они? – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.

19. Шорыгина Т.А. Овощи. Какие они? – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.

20. Шорыгина Т.А. Рыбы. Какие они? – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.

21. Шорыгина Т.А. Дикие животные. Какие они? – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.

Таблица достижения предметных результатов обучения

по предмету «Мир природы и человека» в 4 «б» классе




п\п






Планируемые результаты

Фамилия, имя учащегося





Индивидуальная работа


Этапы диагностики

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

















Раздел 1. Сезонные изменения в природе.
















1.

имеет преставление о понятии «долгота дня и ночи»; об изменении продолжительности дня и ночи в разные времена года;

с

















п
















и
















2.

имеет преставление о влиянии солнца на смену времён года.

с

















п
















и
















3.


иметь представление о временах года; различать времена года по их основным признакам; называет месяцы каждого времени года;

с

















п
















и
















4.

иметь представление о календаре, его назначении; умеет пользоваться календарём;

с

















п
















и
















5.

имеет представление о жизни растений, животных, человека в разное время года;

с

















п
















и
















6.

имеет представление о труде человека в разное время года ( работа в саду, огороде, поле, лесу);

с

















п
















и
















7.

имеет представление о сезонной одежде детей; различает одежду в зависимости от времени года;

с

















п
















и
















Раздел 2. Неживая природа.


1.

имеет представление о понятиях «живая» и «неживая» природа.

различает объекты живой и неживой природы; правильно называет изученные объекты и явления;

с

















п
















и
















2.

имеет представления о почве, её составе; простейших свойствах; её значении в жизни растений, животных человека;

с

















п
















и
















3.

имеет представления о способах обработки почвы

с

















п
















и
















4.

И имеет представление о формах поверхности Земли: о равнинах, о низменностях, о холмах, горах.

с

















п
















и
















Раздел 3. Живая природа.

Животные.


1.

имеет представление о понятии «домашние» животные; узнает, называет и различает домашних животных по их внешнему виду;

с

















п
















и
















2.

имеет представление о разнообразии пород домашних животных; уходе за ними;

с

















п
















и
















3.

имеет представление о том, какую пользу домашние животные приносят людям;

с

















п
















и
















4.






имеет представление о диких водоплавающих птицах, их внешнем виде, повадках, местах обитания, о приспособлении к природным условиям;

находит, называет, узнаёт и различает диких водоплавающих птиц среди других;

с

















п
















и
















5.

имеет представление о домашних птицах; о строении их тела; находит, различает и называет домашних птиц среди других;

сравнивает диких и домашних водоплавающих птиц;

с

















п
















и
















6.

имеет представление о насекомых, их внешнем виде, образе жизни, питании.

с

















п
















и
















7.

различает полезных насекомых и насекомых- вредителей;


с

















п
















и
















Раздел 3. Живая природа.

Растения.


1.

имеет представление о понятиях: растения сада, огорода, леса, поля; выполняет их сравнение.

с

















п
















и
















2.

имеет представление о культурных и дикорастущих растениях; правилах ухода за ними;

с

















п
















и
















3.

имеет представление о лекарственных растениях ; о редких и исчезающих животных и растениях;

с

















п
















и
















4.

имеет представление о растениях поля; узнаёт, различает и называет растения поля; уходе за ними;

с

















п
















и
















5.

имеет представление строении полевых растений; влиянии сезонных изменений на жизнь полевых растений;

с

















п
















и
















Раздел 3. Живая природа.

Человек.


1.

имеет представление о значении мозга человека; о правильной организации своей жизни;

с

















п
















и
















2.

имеет представление о режиме дня; о предупреждении перегрузок, правильном чередовании труда и отдыха;

с

















п
















и
















3.


имеет представление об охране редких и исчезающих животных; о понятиях: «зоопарк», «заповедник», «лесничество»;

с

















п
















и
















Раздел 4. Безопасное поведение.


1.




соблюдает правила поведения дома (при обращении с газом, электроприборами, горячей водой и т.д.)

с

















п
















и
















2.

умеет звонить в случае возникновения опасных ситуаций по телефону экстренной помощи; по телефонам первой помощи;

с

















п
















и
















3.

соблюдает правила поведения в школе, в столовой, на лестнице; в раздевалке;

с

















п

















и

















4.

соблюдает правила безопасного поведения на дороге; перехода улицы по пешеходному переходу без светофора, с помощью светофора;

с

















п

















и

















5.

имеет представление о общественном транспорте;

соблюдает правила безопасного поведения при поездке в общественном транспорте;

с

















п

















и


















Мониторинг разработан для учащихся 4 «б» класса.


Результаты анализа представлены в форме условных единиц:

0 баллов – не проявил данное умение (не научился).

1 балл – демонстрирует умение только с помощью учителя (частично научился).

2 балла – допускает ошибки при демонстрации умений, требуется частичная помощь учителя.

3 балла – демонстрирует в работе данное умение самостоятельно.


С – 1 – й этап стартовая диагностика (на начало изучения темы);

П – 2 –й этап промежуточная диагностика ( в течение изучения темы);

И – 3 –й этап итоговая диагностика (на конец изучения темы).


На каждом этапе диагностики по итогам мониторинга (если результаты анализа не соответствуют 3 бальной оценки), планируется индивидуальная работа с учащимися по конкретному разделу программы (теме).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!