СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающегося с УО (ИН) (Вариант 2) 9 класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы Э.Я Удаловой и Л.А Метиевой - курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Программно-методический материал включает следующие разделы: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)», «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов», «Развитие моторики, графомоторных навыков», «Тактильно - двигательное восприятие», «Восприятие пространства», «Восприятие времени».

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающегося с УО (ИН) (Вариант 2) 9 класс»


Пояснительная записка

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

При оценке результативности обучения обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития особо важно учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. Для выявления возможной результативности обучения должен быть учтен ряд факторов:

  • необходимо учитывать особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;

  • в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные обучающемуся средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные технологии) и речевые средства (устная, письменная речь);

  • формы выявления возможной результативности обучения должны быть вариативными для различных детей, разрабатываться в тесной связи с практической деятельностью детей;

  • способы выявления умений и представлений детей с умственной отсталостью могут носить как традиционный характер, так и быть представлены в другой форме, в том числе в виде некоторых практических заданий;

  • в процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся должна оказываться необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер (дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение ребенком задания по образцу, по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно с взрослым);

  • при оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе с взрослым);

  • выявление результативности обучения должно быть направлено не только на определение актуального уровня развития, но и «зоны ближайшего», а для многих обучающихся «зоны отдаленного развития», т.е. возможностей потенциального развития;

  • выявление представлений, умений и навыков обучающихся с умственной отсталостью в каждой образовательной области должно создавать основу для конкретизации плана дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы Э.Я Удаловой и Л.А Метиевой - курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Программно-методический материал включает следующие разделы: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)», «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов», «Развитие моторики, графомоторных навыков», «Тактильно - двигательное восприятие», «Восприятие пространства», «Восприятие времени».

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.


1.Планируемые личностные и предметные результаты

1.1. Личностные результаты:

- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, проявление доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


1.2. Возможные (примерные) планируемые предметные результаты:

- проявлять сенсомоторную активность в разных проявлениях (эмоциональных и двигательных) в ответ на альтернативные и вербальные средства коммуникации, на ситуацию с пальчиковыми и дидактическими играми;

- определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;

- определять названия основных цветов, форм предметов;

- конструировать предметы из геометрических фигур;

- узнавать предмет по части;

- определять характеристики величин предметов;

- определять на ощупь разные свойства предметов;

- находить различия у двух сходных сюжетных картинок;

- различать «наложенные» изображения предметов;

- различать вкусовые качества;

- дифференцировать запах с помощью обоняния;

- сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;

- различать характер мелодии;

- ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;

- ориентироваться на плоскости бумаги и на собственном теле;

- Выделять части суток и определять порядок дней недели;

- определять названия дней: вчера, сегодня, завтра;

- соотносить времена года с названиями месяцев.


1.3. Базовые учебные действия

1. Подготовка ре­бе­н­ка к на­хождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, ко­м­му­ни­ка­ти­вному взаимодействию с группой обучающихся.

  1. Формирование учебного поведения:

  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

  • умение выполнять инструкции педагога;

  • использование по назначению учебных материалов;

  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени,

  • от начала до конца,

  • с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.


3.Содержание коррекционного курса «Сенсорное развитие»

Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.

Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено. При исследованиях обнаружены пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности как младших, так и старших школьников; асинхронность и несогласованность движений рук, импульсивность, поспешность, недостаточная сосредоточенность всей деятельности и соответственно большое количество ошибок при распознавании объектов. Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожно-механического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности.

Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.

Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Такие дети затрудняются в различении, дифференциации общих, особых и единичных свойств, в последовательности обследования и различения форм. Им свойственны фрагментарность, обедненность восприятия, слабая направленность процессов анализа и сравнения. Эти же особенности проявляются и при знакомстве с величиной предметов. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.

Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы — восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем.

Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в познании. Органом осязания служат руки. Осязание осуществляется целой сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного, двигательного (кинестетический, кинетический), зрительного.

Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Дети обычно рано и правильно реагируют на интонацию обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать обращенную к ним речь. Причина — в задержанном созревании фонематического слуха — основы для восприятия речи окружающих. Определенную роль играют и характерная общая инактивность познавательной деятельности, неустойчивость внимания, моторное недоразвитие. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия».

Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальных нарушениях. Важное место занимает обучение детей ориентировке в ограниченном пространстве — пространстве листа и на поверхности парты, что также с большим трудом осваивается учащимися с интеллектуальной недостаточностью в силу особенностей их психического развития.

Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. Временные представления менее конкретны, чем, например, пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал.

Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).

Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

Рабочая программа рассчитана на учебный год, общая трудоёмкость - 33 ч. (очно), 33 ч. – заочно.

п/п

Основное содержание курса

Количество часов

Очно

Заочно

Разделы занятий

Виды и формы занятий

1.

Зрительное восприятие

Рассматривание себя в зеркало, работа над значением частей тела, лица.

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Группировка предметов (по показу: большой-маленький, круглый-некруглый)

6

6

2.

Слуховое восприятие

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, шум дождя, скрип снега, шум шин).

Прослушивание музыкальных произведений.

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов.

6

6

3.

Кинестетическое восприятие

Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра).

Движения и позы головы по показу.

Имитация движений (оркестр, повадки зверей).

Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего.

8

8

4.

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений,времени, пространства итд)

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный - горячий), обозначение словом.

Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый).

Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести (вата, брусок)

Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый).

Секунда, минута, час.


Пространство на листке, на парте, кабинете.

12

12

5.

Повторение.

1

1


Итого:

33

33















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 класс

урока п/п

Тема

Кол-во часов

Очно

Заочно


Зрительное восприятие

6

6

«Солнышко лучистое» (аппликация из пластилина-цвет и форма)

1

1

«Помоги Незнайке» (классификация предметов по форме)

1

1

«Что больше, что меньше?» (классификация по величине фигур, размер и форма)

1

1

«Милашки-неваляшки» (величина, цвет и форма - аппликация)

1

1

«Мячики» (лепка из пластилина цвет, форма. размер)

1

1

«Домики для зверей» (конструирование)

1

1


Слуховое восприятие

6

6

«Звуки окружающего мира»

1

1

«Угадай музыкальный инструмент по звуку»

1

1

«Шумящие коробочки»

1

1

«Веселая и грустная музыка»

1

1

«Угадай животное по голосу (звуку)»

1

1

«Угадай вид транспорта»

1

1


Кинестетическое восприятие

8

8

«Дорожка препятствий»

1

1

«Вместе весело шагать» (маршируем под музыку разного ритма, скорости)

1

1

«Наши ладошки» (игры с руками, хлопанье в ладоши- работа в парах)

1

1

«Веселые старты» (хождение через различные препятствия: веревку, обручи, бревна и др.)

1

1

«Как двигаются животные» (имитируем движения животных)

1

1

«Покажи животное» (имитируем движения животных и угадываем)

1

1

«Дорожки» (хождение по линиям)

1

1

«Повторяй за мной» (повторяем за учителем позы тела, ходьбу)

1

1


Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений, времени, пространства и т.д.

12

12

«У самовара» (пробуем травы, чай, выпечку»)

1

1

«Ароматные коробочки», «Съедобное, несъедобное»

1

1

«Угадай продукт по запаху», «Приятные и неприятные запахи»

1

1

«Ароматы природы»

1

1

«В стране ароматов» (показываем и называем источник аромата)

1

1

«Мои любимые запахи»

1

1

«Что спрятано в коробочке?»

1

1

«В нашей столовой» (определяем вкус блюд из столовой: горькие, соленые, сладкие, кислые)

1

1

«Что приготовил повар на обед?» (исследование запахов различных приготовленных блюд: салаты, супы, каши, компоты, котлеты)

1

1

«Фрукты и овощи» (сравнение вкуса и запаха)

1

1

«Угадай по вкусу продукты» (пробуем продукт с закрытыми глазами и называем, показываем)

1

1

«Сравнение соленых и сладких продуктов, горьких и кислых»

1

1

Повторение.

1

1
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!