Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Липецкой области «Специальная школа-интернат» г. Ельца
Рассмотрено: Утверждено:
Председатель методического Совета Директор школы-интерната
школы-интерната
_____________ Ермолаева Е.В. ___________ Остянко Л.А.
Протокол №___ от______2021г. Приказ №____ от______2021г.
ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих занятий
«Развитие графомоторных навыков и сенсорных процессов»
для обучающихся 5 «б» класса (Вариант 2) с ТМНР
Составитель: учитель-дефектолог
Фролова Юлия Александровна
Срок реализации программы –2021-2022 уч.год.
Принято на заседании
педагогического
Совета школы-интерната.
Протокол №_ от _____2021 г.
Пояснительная записка
Программа коррекционных занятий с учителем-дефектологом по развитию графомоторных навыков и сенсорных процессов для обучающихся 5 «б» класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми и множественными нарушениями развития (ФГОС О УО, 2 вариант).
Основной задачей образовательного процесса в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями является преодоление психофизических недостатков обучающихся, препятствующих успешному освоению учебных навыков.
Цель: данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности. В свою очередь, оптимизация психического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.
Задачи курса коррекционных занятий следующие:
— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
— коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
— формирование пространственно-временных ориентировок;
— развитие слухоголосовых координаций;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
— совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
— обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
— исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
— формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие умственной деятельности школьников.
Общая характеристика коррекционного курса
Часы коррекционной программы представлены индивидуальными и подгрупповыми коррекционными занятиями, направленными на преодоление или ослабление проблем в моторном и сенсорном развитии, а также развитие мотивационно-волевой сферы. На коррекционные занятия отводится 40 мин. Занятия проходят в индивидуальной и подгрупповой форме.
Место коррекционного курса в учебном плане
Данная коррекционно-развивающая программа реализуется через урочную деятельность с учетом индивидуальных психофизических особенностей и потребностей обучающихся с тяжелой умственной отсталостью.
Курс изучения программы рассчитан на детей с тяжелой умственной отсталостью в 5 «б» классе, обучающихся по СИПР. Программа рассчитана на 68 часов.
Адресат программы:
Список учащихся, зачисленных на коррекционно-развивающие занятия по результатам первичной диагностики
На коррекционно-развивающие занятия зачислены все 4 человека 5 «б» класса:
№ п/п | Ф.И.О. | Класс | Дата рождения | Форма занятия |
1 | Перелевченко Максим Дмитриевич | 5 «б» | 10.05.2009. | подгрупповое |
2 | Перелевченко Вадим Дмитриевич | 5 «б» | 10.05.2009. | подгрупповое |
3 | Некрасова Виктория Дмитриевна | 5 «б» | 21.12.2007. | индивидуальное |
4 | Лебедев Дмитрий Алексеевич | 5 «б» | 28.01.2008. | подгрупповое |
5 | Скопинцев Анатолий Игоревич | 5 «б» | 10.01.2009 | подгрупповое |
Психолого-педагогическая характеристика детей:
Дети данной группы в самообслуживании не самостоятельные, не ориентируются в пространстве, нарушено зрительное и слуховое восприятие, координация движений. Память опосредованная, кратковременная, преобладает зрительное запоминание. У большинства мышление конкретное, отсутствуют операции анализа и синтеза и все элементы логического мышления. Внимание неустойчивое, отсутствует способность распределять и концентрировать свое внимание. Речь 90% детей носит характер отдельных, нечленораздельно – звучащих звуков, сочетание звуков, вокализацию или просто обрывки слов.
Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы
Данная коррекционная программа должна обеспечить достижение обучающимися с тяжелой степенью умственной отсталости двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости в культуру, овладение ими социокультурным опытом, включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению:
— ориентироваться на сенсорные эталоны;
— узнавать предметы по заданным признакам;
— сравнивать предметы по внешним признакам;
— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
— составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
— давать описание объектов и явлений;
— различать противоположно направленные действия и явления;
— видеть временные рамки своей деятельности;
— определять последовательность событий;
— ориентироваться в пространстве;
— целенаправленно выполнять действия по инструкции;
— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
— опосредовать свою деятельность речью.
Формы организации занятий
Методика предусматривает проведение занятий в индивидуальной и подгрупповой форме (по 2 человека).
Методы, используемые на занятиях:
- цветотерапия (релаксация с помощью цвета);
- упражнения на моторику,
- сохранение зрения,
- дыхательные упражнения,
- стимулирующие упражнения (повышающие энергетический потенциал: хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, стоп, массаж кистей рук, работа с пальцами рук).
Содержание коррекционного курса
В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. Заметим, что работа по формированию сенсорных действий не является самоцелью, а представляет лишь часть общей работы и занимает в ней определенное место.
Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.
В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Учитель-дефектолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную.
В содержание обучения вводятся специальные разделы, способствующие успешному выполнению разных видов деятельности, обучающие ребенка познавать окружающую действительность.
Диагностическое обследование (с 1-15 сентября и с 16-30 мая).
Исследование двигательных функций, слухомоторных координаций, зрительного гнозиса, речевых функций, мнестических функций, мыслительных операций: памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления.
В развитие графомоторных навыков входят следующие разделы:
1. Развитие движений, различных видов праксиса.
2. Развитие произвольности психической деятельности.
Модуль Развитие сенсорной сферы включает следующие разделы:
3. Развитие пространственного восприятия.
4. Развитие временных представлений..
5. Развитие перцептивно-гностических функций..
6. Развитие слухового восприятия.
7. Развитие зрительного восприятия.
Данная рабочая программа имеет концентрический характер: при переходе из класса в класс задания усложняются и по объёму, и по сложности, что позволяет добиться прочного закрепления сформированных условных связей на основе ранее изученного материала.
Тематическое планирование
коррекционно-развивающих занятий
№ п.п | Название раздела | Количество часов |
1. | Диагностическое обследование детей. | 4 |
2. | Развитие моторики, графомоторных навыков. | 10 |
3. | Тактильно-двигательное восприятие. | 3 |
4. | Кинестетическое и кинетическое развитие | 4 |
5. | Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. | 10 |
6. | Развитие зрительного восприятия. | 8 |
7. | Восприятие особых свойств предметов. | 6 |
8. | Развитие слухового восприятия. | 6 |
9. | Восприятие пространства. | 8 |
10. | Восприятие времени. | 5 |
11. | Обобщающее занятие. | 1 |
12. | Проверка имеющихся знаний и умений учащихся. Диагностика развития наглядно-образного мышления и пространственного восприятия. | 3 |
Итого: | 68 |
Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности
Для закрепления знаний, полученных на коррекционных занятиях необходим специальный подбор дидактического материала, а также преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности.
Дидактический материал:
N п/п | Название |
| Картотека на коррекцию и развитие мышления |
2 | Картотека на коррекцию и развитие памяти |
3 | Картотека на коррекцию и развитие воображения |
4 | Картотека на коррекцию и развитие мелкой моторики пальцев рук |
5 | Картотека пальчиковых гимнастик |
6 | Картотека на коррекцию и развитие внимания |
7 | Картотека дыхательных гимнастик |
8 | Игры на коррекцию внимания |
9 | Картотека минут релаксации |
10 | Диагностический набор |
11 | Разрезные картинки разной конфигурации |
12 | Игра «Сравни и отличи» |
13 | Набор геометрических форм и предметов |
14 | Набор картинок на диагностику пространственной ориентировки |
15 | Карточки с целью профилактики глазных заболеваний обучающихся |
16 | Раздаточный материал |
Перечень учебно-методического обеспечения программы:
1. Антонова С.Л. Движение тела- движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа./С.Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32. - //Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып.34. – С.4-6.
2. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей/Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина. – М.: Издательство «Гном и Д», 2006.
3. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). Часть I. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2006.
4. Чистякова М.И. Психогимнастика. -М.: Просвещение, 1995.
Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов»// научно-методический журнал «Коррекционная педагогика», №3.-2005.
5. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. Учреджений VIII вида. – М.: Просвещение, 2009.
6. Моисеева, Л. О подготовке руки к письму [Текст] / Л. Моисеева, Е. 7. Рахманова, Н. Фунтикова. –М. : 2006 –С. 33 –34
8. Носкова, А. П. Воспитание аномальных детей [Текст] / Под ред. А. П. Носковой. –М. : Прогресс, 1993. –303 с.
9. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. –2005. –No1. –С. 60-64.
10. Соколова Е. В. Тренируем пальчики [Текст] /Е. В. Соколова, Н. Н. Нянковская. –Ярославль, 2008. –120 с.
Соловьев, И. М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы [Текст] / И. М. Соловьев. –М. : АПН РСФСР, –1953. –320 с.
Приложение к программе
Календарно-тематическое планирование подгрупповых
коррекционно-развивающих занятий в 5 «б» классе
(2 часа в неделю)
№ п.п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Форма контроля |
I Четверть (17 часов) |
1. | Диагностическое обследование детей. | 4 | |
1.1. | Диагностическое исследование двигательных функций и слухо-моторной координации. | 1 | 03.09. | | Практ. работа |
1.2. | Диагностическое исследование зрительного гнозиса и речевых функций. | 1 | 08.09. | | Практ. работа |
1.3. | Диагностическое исследование памяти, мышления. | 1 | 10.09. | | Практ. работа |
1.4. | Диагностическое исследование внимания, воображения. | 1 | 15.09. | | Практ. работа |
2. | Развитие моторики, графомоторных навыков. | 10 | |
2.1. | Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.) | 2 | 17.09. 22. 09. | | Практ. работа |
2.2. | Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад), словесный отчет о выполнении. Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку). | 2 | 24.09. 29.09. | | Практ. работа |
2.3. | Графический диктант с усложненными заданиями. | 2 | 01.10. 06.10. | | Практ. работа |
2.4. | Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник). Дорисовывание симметричной половины изображения. | 2 | 08.10. 13.10. | | Практ. работа |
2.5. | Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко). | 2 | 15.10. 20.10. | | Практ. работа |
3. | Тактильно-двигательное восприятие. | 3 | |
3.1. | Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий). | 1 | 22.10. | | Практ. работа |
3.2. | Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами). Игры с мелкой мозаикой. Работа с пласитилином. | 2 | 27.10. 29.10. | | Практ. работа |
С 01 – 07 ноября – каникулы II Четверть (14 часов) |
4. | Кинестетическое и кинетическое развитие | 4 | |
4.1. | Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий. Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. | 2 | 10.11. 12.11. | | Практ. работа |
4.2. | Формирование точности выполнения движений: игра «Каток», игра «По доске», «Сборщик». | 2 | 17.11. 19.11. | | Практ. работа |
5. | Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. | 11 | |
5.1. | Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом. | 2 | 24.11. 26.11. | | Практ. работа |
5.2. | Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте). Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 3—5 предметов. | 2 | 01.12. 03.12. | | Практ. работа |
5.3. | Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки). Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет». | 2 | 08.12. 10.12. | | Практ. работа |
5.4. | Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы). Узнавание предмета по одному элементу. | 2 | 15.12. 17.12. | | Практ. работа |
5.5 | Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию». Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5—8 предметов. | 2 | 22.12. 24.12. | | Практ. работа |
С 27 декабря -09 января -каникулы III Четверть (19 часов) |
5.6. | Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали с разрезами по диагонали). | 1 | 12.01. | | Практ. работа |
6. | Развитие зрительного восприятия. | 8 | |
6.1. | Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок). Развитие зрительного гнозиса «сложи, разрезанную на части картинку». | 2 | 14.01. 19.01. | | Практ. работа |
6.2. | Нахождение нелепиц на картинках. Дидактическая игра «Лабиринт». | 2 | 21.01. 26.01. | | Практ. работа |
6.3. | Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти». Профилактика зрения. Гимнастика для глаз. | 2 | 28.01. 02.02. | | Практ. работа |
6.4. | Развитие зрительного внимания: игра «Найди различие и сходство», игра «Что пропало?». | 2 | 04.02. 09.02. | | Практ. работа |
7. | Восприятие особых свойств предметов. | 6 | |
7.1. | Упражнения в измерении веса предметов на весах. | 2 | 11.02. 16.02. | | Практ. работа |
7.2. | Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный). | 2 | 18.02. 25.02. | | Практ. работа |
7.3. | Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть — закрыть, расстегнуть — застегнуть, одеть — раздеть). | 2 | 02.03. 04.03. | | Практ. работа |
8. | Развитие слухового восприятия. | 5 | |
8.1. | Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук». | 2 | 09.03. 11.03. | | Практ. работа |
8.2. | Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук». | 2 | 16.03. 18.03. | | Практ. работа |
с 21-27 марта- каникулы IV Четверть (18 часов) |
8.3. | Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит». | 1 | 30.03. | | Практ. работа |
9. | Восприятие пространства. | 8 | | | |
9.1. | Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции. Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. | 2 | 01.04. 06.04. | | Практ. работа |
9.2. | Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений. | 2 | 08.04. 13.04. | | Практ. работа |
9.3. | Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом). | 2 | 15.04. 20.04. | | Практ. работа |
9.4. | Формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела: «Покажи правильно», «Мое тело». | 2 | 22.04. 27.04. | | Практ. работа |
10. | Восприятие времени. | 3 | | | |
10.1. | Определение времени по часам. Работа с календарем и моделью календарного года. Дидактическая игра «Когда это бывает?» | 2 | 29.04. 04.05. | | Практ. работа |
10.2. | Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей | 1 | 11.05. | | Практ. работа |
11. | Обобщающее занятие. | 1 13.05. |
12. | Проверка имеющихся знаний и умений учащихся. | 4 | |
12.1. | Диагностика развития наглядно-образного мышления и пространственного восприятия. | 1 | 18.05. | | Практ. работа |
12.2. | Диагностика памяти, внимания. | 1 | 20.05. | | Практ. работа |
12.3. | Диагностика слухомо-моторной, зрительно-моторной координации. | 1 | 25.05. | | Практ. работа |
12.4. | Диагностика динамического праксиса, зрительного восприятия. | 1 | 27.05. | | Практ. работа |
Итого: | 68 |