СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа коррекционных занятий "Развитие графо-моторных навыков и сенсорных процессов" для обучающихся с ТМНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа коррекционных занятий с учителем-дефектологом по развитию графомоторных навыков и сенсорных процессов для обучающихся 5 «б» класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми и множественными нарушениями развития (ФГОС О УО, 2 вариант).  Основной задачей образовательного процесса в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями является преодоление психофизических недостатков обучающихся, препятствующих успешному освоению учебных навыков. Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности.  В свою очередь, оптимизация психического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа коррекционных занятий "Развитие графо-моторных навыков и сенсорных процессов" для обучающихся с ТМНР»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Липецкой области «Специальная школа-интернат» г. Ельца



Рассмотрено: Утверждено:

Председатель методического Совета Директор школы-интерната

школы-интерната

_____________ Ермолаева Е.В. ___________ Остянко Л.А.

Протокол №___ от______2021г. Приказ №____ от______2021г.





ПРОГРАММА

коррекционно-развивающих занятий

«Развитие графомоторных навыков и сенсорных процессов»

для обучающихся 5 «б» класса (Вариант 2) с ТМНР



Составитель: учитель-дефектолог

Фролова Юлия Александровна



Срок реализации программы –2021-2022 уч.год.


Принято на заседании

педагогического

Совета школы-интерната.

Протокол №_ от _____2021 г.








Пояснительная записка


Программа коррекционных занятий с учителем-дефектологом по развитию графомоторных навыков и сенсорных процессов для обучающихся 5 «б» класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми и множественными нарушениями развития (ФГОС О УО, 2 вариант).

Основной задачей образовательного процесса в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями является преодоление психофизических недостатков обучающихся, препятствующих успешному освоению учебных навыков.

Цель: данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности.  В свою очередь, оптимизация психического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.

Задачи курса коррекционных занятий следующие:

— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

— коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

— формирование пространственно-временных ориентировок;

— развитие слухоголосовых координаций;

-  формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

— совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

— обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

— исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

— формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие умственной деятельности школьников.


Общая характеристика коррекционного курса

Часы коррекционной программы представлены индивидуальными и подгрупповыми коррекционными занятиями, направленными на преодоление или ослабление проблем в моторном и сенсорном развитии, а также развитие мотивационно-волевой сферы. На коррекционные занятия отводится 40 мин. Занятия проходят в индивидуальной и подгрупповой форме.


Место коррекционного курса в учебном плане


Данная коррекционно-развивающая программа реализуется через урочную деятельность с учетом индивидуальных психофизических особенностей и потребностей обучающихся с тяжелой умственной отсталостью.

Курс изучения программы рассчитан на детей с тяжелой умственной отсталостью в 5 «б» классе, обучающихся по СИПР. Программа рассчитана на 68 часов.

Адресат программы:

Список учащихся, зачисленных на коррекционно-развивающие занятия по результатам первичной диагностики

На коррекционно-развивающие занятия зачислены все 4 человека 5 «б» класса:

п/п

Ф.И.О.

Класс

Дата рождения

Форма

занятия

1

Перелевченко Максим Дмитриевич

5 «б»

10.05.2009.

подгрупповое

2

Перелевченко Вадим Дмитриевич

5 «б»

10.05.2009.

подгрупповое

3

Некрасова Виктория Дмитриевна

5 «б»

21.12.2007.

индивидуальное

4

Лебедев Дмитрий Алексеевич

5 «б»

28.01.2008.

подгрупповое

5

Скопинцев Анатолий Игоревич

5 «б»

10.01.2009

подгрупповое

Психолого-педагогическая характеристика детей:

Дети данной группы в самообслуживании не самостоятельные, не ориентируются в пространстве, нарушено зрительное и слуховое восприятие, координация движений. Память опосредованная, кратковременная, преобладает зрительное запоминание. У большинства мышление конкретное, отсутствуют операции анализа и синтеза и все элементы логического мышления. Внимание неустойчивое, отсутствует способность распределять и концентрировать свое внимание. Речь 90% детей носит характер отдельных, нечленораздельно – звучащих звуков, сочетание звуков, вокализацию или просто обрывки слов.


Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы


Данная коррекционная программа должна обеспечить достижение обучающимися с тяжелой степенью умственной отсталости двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости в культуру, овладение ими социокультурным опытом, включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению:


— ориентироваться на сенсорные эталоны;

— узнавать предметы по заданным признакам;

— сравнивать предметы по внешним признакам;

— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

— составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

— давать описание объектов и явлений;

— различать противоположно направленные действия и явления;

— видеть временные рамки своей деятельности;

— определять последовательность событий;

— ориентироваться в пространстве;

— целенаправленно выполнять действия по инструкции;

— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

— опосредовать свою деятельность речью.

Формы организации занятий


Методика предусматривает проведение занятий в индивидуальной и подгрупповой форме (по 2 человека).

Методы, используемые на занятиях:



- цветотерапия (релаксация с помощью цвета);

- упражнения на моторику,
- сохранение зрения,
- дыхательные упражнения,
- стимулирующие упражнения (повышающие энергетический потенциал: хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, стоп, массаж кистей рук, работа с пальцами рук).


Содержание коррекционного курса


В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. Заметим, что работа по формированию сенсорных действий не является самоцелью, а представляет лишь часть общей работы и занимает в ней определенное место.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.

В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Учитель-дефектолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную.

В  содержание обучения вводятся специальные разделы, способствующие успешному выполнению разных видов деятельности, обучающие ребенка познавать окружающую действительность.


Диагностическое обследование (с 1-15 сентября и с 16-30 мая).

Исследование двигательных функций, слухомоторных координаций, зрительного гнозиса, речевых функций, мнестических функций, мыслительных операций: памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления.


В развитие графомоторных навыков входят следующие разделы:


1. Развитие движений, различных видов праксиса.

2. Развитие произвольности психической деятельности.


Модуль Развитие сенсорной сферы включает следующие разделы:


3. Развитие пространственного восприятия.

4. Развитие временных представлений..

5. Развитие перцептивно-гностических функций..

6. Развитие слухового восприятия.

7. Развитие зрительного восприятия.

Данная рабочая программа имеет концентрический характер: при переходе из класса в класс задания усложняются и по объёму, и по  сложности, что позволяет добиться прочного закрепления сформированных условных связей на основе ранее  изученного материала.


Тематическое планирование

коррекционно-развивающих занятий


п.п

Название раздела

Количество

часов

1.

Диагностическое обследование детей.

4

2.

Развитие моторики, графомоторных навыков.

10

3.

Тактильно-двигательное восприятие.

3

4.

Кинестетическое и кинетическое развитие

4

5.

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.

10

6.

Развитие зрительного восприятия.

8

7.

Восприятие особых свойств предметов.

6

8.

Развитие слухового восприятия.

6

9.

Восприятие пространства.

8

10.

Восприятие времени.

5

11.

Обобщающее занятие.

1

12.

Проверка имеющихся знаний и умений учащихся. Диагностика развития наглядно-образного мышления и пространственного восприятия.

3

Итого:

68



Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности

Для закрепления знаний, полученных на коррекционных занятиях необходим специальный подбор дидактического материала, а также преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности.


Дидактический материал:


N п/п

Название

  1.  

Картотека на коррекцию и развитие мышления

Картотека на коррекцию и развитие памяти

Картотека на коррекцию и развитие воображения

Картотека на коррекцию и развитие мелкой моторики пальцев рук

Картотека пальчиковых гимнастик

Картотека на коррекцию и развитие внимания

Картотека дыхательных гимнастик

Игры на коррекцию внимания

Картотека минут релаксации

10 

Диагностический набор

11

Разрезные картинки разной конфигурации

12 

Игра «Сравни и отличи»

13 

Набор геометрических форм и предметов

14 

Набор картинок на диагностику пространственной ориентировки

15 

Карточки с целью профилактики глазных заболеваний обучающихся

16 

Раздаточный материал


Перечень учебно-методического обеспечения программы:


1. Антонова С.Л. Движение тела- движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа./С.Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32. - //Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып.34. – С.4-6.

2. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей/Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина. – М.: Издательство «Гном и Д», 2006.

 3. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). Часть I. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2006.  

4. Чистякова М.И. Психогимнастика. -М.: Просвещение, 1995.

Метиева Л.А., Удалова Э.Я.  Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов»// научно-методический журнал «Коррекционная педагогика», №3.-2005.

5. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. Учреджений VIII вида. – М.: Просвещение, 2009.

6. Моисеева, Л. О подготовке руки к письму [Текст] / Л. Моисеева, Е. 7. Рахманова, Н. Фунтикова. –М. : 2006 –С. 33 –34

8. Носкова, А. П. Воспитание аномальных детей [Текст] / Под ред. А. П. Носковой. –М. : Прогресс, 1993. –303 с.

9. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. –2005. –No1. –С. 60-64.

10. Соколова Е. В. Тренируем пальчики [Текст] /Е. В. Соколова, Н. Н. Нянковская. –Ярославль, 2008. –120 с.

Соловьев, И. М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы [Текст] / И. М. Соловьев. –М. : АПН РСФСР, –1953. –320 с.



















Приложение к программе

Календарно-тематическое планирование подгрупповых

коррекционно-развивающих занятий в 5 «б» классе


(2 часа в неделю)


п.п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Дата по плану

Дата по факту

Форма контроля

I Четверть (17 часов)

1.

Диагностическое обследование детей.

4


1.1.

Диагностическое исследование двигательных функций и слухо-моторной координации.

1

03.09.


Практ.

работа

1.2.

Диагностическое исследование зрительного гнозиса и речевых функций.

1

08.09.


Практ.

работа

1.3.

Диагностическое исследование памяти, мышления.

1

10.09.


Практ.

работа

1.4.

Диагностическое исследование внимания, воображения.

1

15.09.


Практ.

работа

2.

Развитие моторики, графомоторных навыков.

10


2.1.

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.)

2

17.09.

22. 09.


Практ.

работа

2.2.

Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад), словесный отчет о выполнении. Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку).

2

24.09.

29.09.


Практ.

работа

2.3.

Графический диктант с усложненными заданиями.

2

01.10.

06.10.


Практ.

работа

2.4.

Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник). Дорисовывание симметричной половины изображения.

2

08.10.

13.10.


Практ.

работа

2.5.

Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко).

2

15.10.

20.10.


Практ.

работа

3.

Тактильно-двигательное восприятие.

3


3.1.

Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий).

1

22.10.




Практ.

работа

3.2.

Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами). Игры с мелкой мозаикой. Работа с пласитилином.

2

27.10.

29.10.


Практ.

работа

С 01 – 07 ноября – каникулы II Четверть (14 часов)

4.

Кинестетическое и кинетическое развитие

4


4.1.

Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий. Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

2

10.11.

12.11.


Практ.

работа

4.2.

Формирование точности выполнения движений: игра «Каток», игра «По доске», «Сборщик».

2

17.11.

19.11.


Практ.

работа

5.

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.

11


5.1.

Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом.

2

24.11.

26.11.


Практ.

работа

5.2.

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте). Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 3—5 предметов.

2

01.12.

03.12.


Практ.

работа

5.3.

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки). Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет».

2

08.12.

10.12.


Практ.

работа

5.4.

Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы). Узнавание предмета по одному элементу.

2

15.12.

17.12.


Практ.

работа

5.5

Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию».

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5—8 предметов.

2

22.12.

24.12.


Практ.

работа

С 27 декабря -09 января -каникулы III Четверть (19 часов)

5.6.

Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали с разрезами по диагонали).

1

12.01.


Практ.

работа

6.

Развитие зрительного восприятия.

8


6.1.

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок).

Развитие зрительного гнозиса «сложи, разрезанную на части картинку».

2

14.01.

19.01.


Практ.

работа

6.2.

Нахождение нелепиц на картинках. Дидактическая игра «Лабиринт».

2

21.01.

26.01.


Практ.

работа

6.3.

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти». Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

2

28.01.

02.02.


Практ.

работа

6.4.

Развитие зрительного внимания: игра «Найди различие и сходство», игра «Что пропало?».

2

04.02.

09.02.


Практ.

работа

7.

Восприятие особых свойств предметов.

6


7.1.

Упражнения в измерении веса предметов на весах.

2

11.02.

16.02.


Практ.

работа

7.2.

Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный).

2

18.02.

25.02.


Практ.

работа

7.3.

Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть — закрыть, расстегнуть — застегнуть, одеть — раздеть).

2

02.03.

04.03.


Практ.

работа

8.

Развитие слухового восприятия.

5


8.1.

Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук».

2

09.03.

11.03.


Практ.

работа

8.2.

Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук».

2

16.03.

18.03.


Практ.

работа

с 21-27 марта- каникулы IV Четверть (18 часов)

8.3.

Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит».

1

30.03.


Практ.

работа

9.

Восприятие пространства.

8




9.1.

Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции. Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве.

2

01.04.

06.04.


Практ.

работа

9.2.

Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений.

2

08.04.

13.04.


Практ.

работа

9.3.

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом).

2

15.04.

20.04.


Практ.

работа

9.4.

Формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела: «Покажи правильно», «Мое тело».

2

22.04.

27.04.


Практ.

работа

10.

Восприятие времени.

3




10.1.

Определение времени по часам. Работа с календарем и моделью календарного года. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

2

29.04.

04.05.


Практ.

работа

10.2.

Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей

1

11.05.



Практ.

работа

11.

Обобщающее занятие.

1 13.05.

12.

Проверка имеющихся знаний и умений учащихся.

4


12.1.

Диагностика развития наглядно-образного мышления и пространственного восприятия.

1

18.05.


Практ.

работа

12.2.

Диагностика памяти, внимания.

1

20.05.


Практ.

работа

12.3.

Диагностика слухомо-моторной, зрительно-моторной координации.

1

25.05.


Практ.

работа

12.4.

Диагностика динамического праксиса, зрительного восприятия.

1

27.05.


Практ.

работа

Итого:

68





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!