СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ по предмету Окружающий природный мир ученика 9 года обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая по программа по предмету "Окружающий природный мир" разработана для  обучающегося 9 класса (2 вариант) с интеллектуальными нарушениями, находящегося на индивидуальном обучении.

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ по предмету Окружающий природный мир ученика 9 года обучения»

КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА- ЮГРЫ «МЕГИОНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»


Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МС Методист КОУ Директор КОУ

Протокол №__1___ «Мегионская школа для «Мегионская школа для

от __29.08.2022 г. обучающихся с ограниченными обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья возможностями здоровья»

Н.Г.Ковальчук Е.В. Масленников

____________ ________________

Приказ № 292 - О

от «29» 08.2022 года


АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

по предмету

Окружающий природный мир
ученика 9 года обучения

Гасымова Рауфа

на 2022 – 2023 учебный год

Согласовано Учитель: Шахова Ирина Владимировна

Родители ученика

-------------------Гасымов Ариф

Зияд Оглы

Мегион 2022


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету « Окружающий природный мир» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

1.Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;

3.Приказа Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 10.08.2015 № 8193 «Об утверждении примерных учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ»;

4.Приказа Департамента образования и науки ХМАО- Югры от 22.03.2022 года №10-П-368 «О внесении изменения в приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО –Югры от 25.02.2022 года №10-П-221 « Об утверждении регионального плана мероприятий («дорожная карта») по введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального и общего образования в общеобразовательных организациях ХМАО - Югры на 2022 год»;

5. Приказа КОУ «Мегионской школы для обучающихся с ОВЗ» от 28.04.2022 года «О подготовке к переходу на ФГОС основного общего образования -2022»;

6.Адаптированной основная образовательной программы

КОУ «Мегионской школы для обучающихся с обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) на 2022-2023 учебный год» ;

7.Авторской программы Т.М. Лифановой. Е.Н. Соломиной «Природоведение» и в соответствии с Программами специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида, Сборник 1.,Москва, 2021г. под редакцией В.В. Воронковой, учебного плана образовательного учреждения и

8.Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в о образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2022-2023 учебный год.

Программа воспитания разработана на основании методических рекомендаций Института стратегии развития образования РАО, утвержденных протоколом ФУМО от 02.06.2020 32/20, на основе Федерального закона от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года ( Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р) и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг.(Рапоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 №400), федеральных государственных образовательных стандартов (далее -ФГОС)начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31. 05.2021 №286),основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31. 05.2021 №413), рассмотрена на МС №1 от 29.08.2022 года, принята на Педагогическом совете .

Цель обучения - формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.



Общая характеристика учебного предмета

Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Программа представлена следующими разделами:

  • Объекты природы.

  • Временные представления

  • Растительный мир

  • Животный мир

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе - сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

По возможности, в организации создаются «живые уголки» для непосредственного контакта с живыми обитателями природы (аквариумными рыбками, птицами, хомячками, морскими свинками и т.д.). При наличии соответствующих ресурсов в организации может быть создан небольшой скотный двор, в котором содержатся домашние животные и птицы, разбит учебный огород и/или поставлена теплица. Подобные хозяйства обеспечивают условия эффективного формирования представлений об окружающем мире, навыков трудовой деятельности обучающихся. Кроме того, организованные занятия с животными и растениями способствуют нормализации эмоционального состояния детей в процессе их непосредственного контакта с живой природой. В случае отсутствия возможности выращивать растения и содержать животных в учреждении необходимо организовывать учебные поездки детей в зоопарк, на ферму, в тепличные хозяйства и т.д.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Предметная область

Учебный предмет

Количество часов в неделю

Всего

Естествознание

Окружающий природный мир

1

34



Планируемые результаты освоения учебного предмета

  1. Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

Интерес к объектам и явлениям неживой природы.

Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).

Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

  1. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

Интерес к объектам живой природы.

Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).

Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.

Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

  1. Элементарные представления о течении времени.

Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года. Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.


Содержание рабочей программы

Объекты природы.

  1. Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса - модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.

  2. Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте.

  3. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание некоторых полезных ископаемых (например: уголь, гранит, известняк, песок, глина и др.), знание способов их добычи и значения в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.

Временные представления

  1. Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца

  2. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности.

  3. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.). Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.).

  4. Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года.

  5. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.


Растительный мир.

  1. Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).

  2. Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника.

  3. Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов. Узнавание/различение садовых цветочно­декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика).

  4. Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем года. Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека. Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, ромашка, календула и др.). Знание значения лекарственных растений в жизни человека.

  5. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека. Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Знание особенностей растений природных зон холодного пояса. Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса.

Животный мир.

  1. Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.

  2. Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).

  3. Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова).

  4. Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых.

  5. Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха,комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание строения морских обитателей. Установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей.

  6. Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).



Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий природный мир»

Разделы программы

Кол.-во

часов

Из них:

экскурсии

1.

Объекты природы.

8

1

2.

Временные представления

3


3.

Растительный мир

8

1

4.

Животный мир


15



Итого

34

2





Календарный график на 2022-2023 учебный год

«Окружающий природный мир»

(68 ч в год, 2 ч в неделю)

Четверть

Количество

часов по программе (в том числе контрольные работы)

Первая

8

Вторая

8

Третья

10

Четвертая

8

Итого

34











Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Окружающий природный мир» предполагает использование:

- мебель: школьная доска, шкафы, стол учителя, стул учителя, парты, стулья для учащихся;

- комплект учебников: «Природоведение».

- программно-методическое обеспечение: методические рекомендации для учителя;

- технические средства обучения;

- печатное оборудование: карточки, картины, плакаты, карты;

- полезные ископаемые;

- микроскопы;

- гербарий;

- оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин т.п.);

- муляжи (фрукты, овощи, дикие и домашние животные).

Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия с окружающим миром в рамках содержательной области «Естествознание» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, Интернет-ресурсов и печатных материалов, муляжей предметов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с миром живой природы (растительным и животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, пришкольный участок.

Список имеющихся плакатов :



Природа мира.

Государственные символы России.

Наблюдаем за погодой.

Мы познаём мир.

Формы земной поверхности.

Почва – кладовая Земли.

Взаимосвязи в природном сообществе.

Луна – спутник Земли.

Солнечная система.

Искусственное природное сообщество – поле.

Луг – природное сообщество.

Лес – природное сообщество.

Болото – естественный водоём.

Земля – «голубая планета».

Звёзды и созвездия. Кометы и метеоры.

Многообразие водоёмов.

Смена времён года, дня и ночи на Земле.

Явления природы.

Тела природы.

Горные породы.

Животные Красной книг

Учебно – методическое обеспечение уроков «Окружающий природный мир»

Предмет


Программа

Учебники и учебные пособия

Окружающий природный мир

Т. М. Лифанова, Е.Н Соломина . «Программа по природоведению «Неживая природа» ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями» Вариант 1

3-е издание, Москва, «Просвещение» 2021г.,310с


    1. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина Природоведение 5 кл. VIII в. Просвещение, 2020 г.

    2. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина Природоведение 6 кл. VIII в. Просвещение, 2020 г.

    3. О.А. Хлебосолова, Днев. набл-й по природоведению 5 кл. VIII в. ВЛАДОС, 2016 г.

    4. О.А. Хлебосолова, Тет. для сам-ых раб. по природоведению 5 кл. VIII в. ВЛАДОС, 2017 г.

    5. Т.М. Лифанова, О.А. Дубровина «Природоведение» Рабочая тетрадь, . 5 класс. Пособие для учащихся специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, « Просвещение», 2021

    6. Т.М. Лифанова. Е.Н. Соломина «Природоведение». Программы специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида , Москва, Просвещение. 2021г

    7. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина «Природоведение» Методические рекомендации 5- 6 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение», 2017


Календарно- тематическое планирование уроков «Окружающий природный мир»

( 1 час в неделю)

34 недели -34 часа

2022-2023 учебный год


Тема урока

Кол.

час.

Тип урока

Целевая установка

Основные понятия

Модуль «Школьный урок»

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

1 четверть(8 ч)

Объекты природы(8 часов)

1.

1.

Небесные тела: планеты, звезды.

1

Урок изучения новых знаний

Формировать представления о небесных телах

Небесные тела. Звезды. Планеты. Солнце. Земля. Луна. Астрономия ( астрономы)

Принятие и освоение социальной роли обучающегося , формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование интереса к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, её населению, традициям, обычаям, культурным и историческим достопримечательностям;


Стр. 8-9, читать , отв. на вопросы, знать названия планет.

07.09


2.

2.

Полеты в космос.

1

Комбинированный урок

Познакомить учащихся с исследованием космоса, формировать представления о полетах человека в космос и первых космонавтах

Космические корабли. Космонавты. Ю.А. Гагарин. В.В Терешкова

Осознание себя как гражданина России; Формирование чувства гордости за свою Родину;


Стр. 14-16, читать , отв. на вопросы

14.09


3.

3.































Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.


1

Урок изучения новых знаний

Формировать представления о воздухе, уточнить и обобщить знания о значении воздуха для человека, животных, растений. Формировать представления о мероприятиях, проводимых с целью охраны чистоты воздуха.

Воздух. Значение для человека, животных, растений.

Стр. 23-25, читать , отв. на вопросы

21.09


4.

4.

Движение воздуха в природе. Ветер.

1

Комбинированный урок

Формирование представлений о движении воздуха- ветре, силе ветра и использовании ветра человеком

Ветер. Сила ветра. Ураган. шторм. Использование силы ветра человеком.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Формирование знаний безопасного (правильного) поведения в природе и в быту (например, соблюдение техники безопасности при пользовании газовой плитой, проветривание помещений, мер, принимаемых для очистки воды и поддержания чистоты воздуха, измерение температуры воды, воздуха

Стр. 34-38, читать , отв. на вопросы, изготовить макет флюгера

28.09


5.

5.

Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи.

1

Урок изучения новых знаний

Формировать представления о полезных ископаемых, их видах и значении

Полезные ископаемые. Месторождения. Способы добычи. Виды полезных ископаемых (твердые, жидкие , газообразные; горючие, негорючие). Значение полезных ископаемых. Охрана.

Развитие навыков с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Формирование умения обращаться за помощью к учителю или одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении практических работ, заданий в тетрадях на печатной основе, работе со статьей учебника, наглядным материалом (иллюстрациями, образцами полезных ископаемых, гербариями и пр.) Формирование готовности обращаться к взрослым и сверстникам в бытовых ситуациях на прогулке, в парке, в столовой;


Стр. 48-50, читать , отв. на вопросы

05.10


6.

6.

Вода в природе Роль воды в питании живых организмов.

1

Урок изучения новых знаний

Формирование представлений о воде в природе и о значении воды для растений и животных

Вода. Вода на земле. Значение воды для жизни животных и человека.

Стр. 84-86, читать , отв. на вопросы

12.10


7.

7.

Воды суши: ручьи, реки.

1

Комбинированный урок

Формирование представлений о водах суши: ручьях и реках

Воды суши. Вода пресная и соленая. Естественные и искусственные водоемы. Ручей. Река. Образование. Назначение. Охрана.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося , формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование интереса к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, её населению, традициям, обычаям, культурным и историческим достопримечательностям;


Стр. 108-109, читать , отв. на вопросы

19.10


8.

8.

Равнины, холмы, овраги. Тестовый контроль за Iчетверть

1

Урок изучения новых знаний

На основе имеющихся знаний формировать представления о формах поверхности Земли, внешнем виде равнин, холмов, оврагов и их использовании человеком

Равнины. Холмы. Овраги. Внешний вид. Роль в жизни человека. Поверхность своей местности.


Стр. 116-117, читать, отв. на вопросы

26.10


2 четверть(8 ч)

Временные представления (3часа)

9.

1.

Смена дня и ночи.

1

Комбинированный урок

Формирование представления о суточном вращении Земли и смене дня и ночи

Вращение Земли, смена дня и ночи, день, ночь, сутки

Развитие навыков с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Формирование умения обращаться за помощью к учителю или одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении практических работ, заданий в тетрадях на печатной основе, работе со статьей учебника, наглядным материалом (иллюстрациями, образцами полезных ископаемых, гербариями и пр.) Формирование готовности обращаться к взрослым и сверстникам в бытовых ситуациях на прогулке, в парке, в столовой;


Стр. 17-18, читать , отв. на вопросы

09.11


10.

2.

Смена времен года. Сезонные изменения в природе.

1

Комбинированный урок

Формирование представления о годовом движении Земли

Вращение Земли вокруг Солнца, смена времен года, времена года.

Стр. 18-21, читать , отв. на вопросы, работа с рисунками с.20

16.11


11.

3.

Долгота дня летом и зимой

1

Комбинированный урок




23.11


Растительный мир (8 часов)

12.

4.

Разнообразие растительного мира

1

Изучение новых знаний

Формирование представлений о многообразии растительного мира

Растения. Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения. Значение растений.

Осознание себя как гражданина России; Формирование чувства гордости за свою Родину;






Развитие навыков с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Формирование умения обращаться за помощью к учителю или одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении практических работ, заданий в тетрадях на печатной основе, работе со статьей учебника, наглядным материалом (иллюстрациями, образцами полезных ископаемых, гербариями и пр.) Формирование готовности обращаться к взрослым и сверстникам в бытовых ситуациях на прогулке, в парке, в столовой;


Стр. 6-7, читать , отв. на вопросы

30.11


13.

5.

Среда обитания растений.

1

Комбинированный

Формирование представлений о среде обитания растений и многообразии растительного мира

Многообразие растений. Растения леса (деревья, травянистые растения). Растения луга (травы: клевер, васильки, лютик). Растения водоемов (камыш, рогоз, кувшинки).Растения полей, садов и огородов (пшеница, рожь, овощи, фрукты)

Стр. 8-11, читать , отв. на вопросы

07.12


14.

6.

Строение растений.

1

Комбинированный

Формирование представлений о частях растений и их функциях

Растение. Части растения: цветок, стебель, лист, корень. Внешний вид. Значение.

Развитие навыков с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Формирование умения обращаться за помощью к учителю или одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении практических работ, заданий в тетрадях на печатной основе, работе со статьей учебника, наглядным материалом (иллюстрациями, образцами полезных ископаемых, гербариями и пр.) Формирование готовности обращаться к взрослым и сверстникам в бытовых ситуациях на прогулке, в парке, в столовой;


Стр. 12-14, читать , отв. на вопросы. Выполнить в тетради рисунок «Строение цветкового растения»

14.12


15.

7.

Деревья, кустарники, травы.

1

Комбинированный

Закрепление, уточнение и расширение представлений о деревьях, кустарниках, травах.

Деревья, кустарник, травы. Внешний вид, признаки

Развитие навыков с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Стр. 15-16, читать , отв. на вопросы

21.12


16.

8.

Лиственные деревья. Хвойные деревья

Тестовый контроль за II четверть

1

Комбинированный

Закрепление, уточнение и расширение представлений о лиственных деревьях, формирование представления о видах лиственных деревьев

Закрепление, уточнение и расширение представлений о хвойных деревьях

Деревья. Признаки лиственных деревьев. Листопад. Лиственные деревья (береза, липа, осина, клен, яблоня, груша).Дикорастущие и культурные лиственные деревья.

Признаки хвойных деревьев. Хвойные деревья ( ель, сосна, лиственница). Использование человеком. Хвойный лес. Тайга

Стр. 17-19, читать , отв. на вопросы. Нарисовать лист одного из лиственных деревьев ( по собственному выбору)

28.12


3 четверть (10 часов)

17.

1.

Декоративные растения.

1

Комбинированный

Формирование представлений о декоративных растениях

Декоративные растения. Признаки декоративных растений сада. Цветоводство. Цветы: астры, анютины глазки, пионы, флоксы, гвоздики, розы. Внешний вид. Декоративные деревья и кустарник: клен, сирень, жасмин. Внешний вид. Значение.

Осознание себя как гражданина России; Формирование чувства гордости за свою Родину;
















Стр. 29-32, читать , отв. на вопросы

11.01


18.

2.

Лекарственные растения.






1

Комбинированный

Формирование представлений о лекарственных растениях и правила их использования

Дикорастущие и культурные растения. Травы. Кустарники. Деревья. Лекарственные растения. Подорожник, крапива, шиповник, алоэ. Лечебные свойства. Правила использования.


Стр. 32-34, читать , отв. на вопросы. Выписать в тетрадь правила сбора лекарственных растений с.34

18.01


19.

3.

Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.

1

Комбинированный

Закрепление, уточнение и расширение представлений о комнатных растениях. Формирование умения ухаживать за комнатными растениями

Комнатные растения. Признаки. Значение для человека. Общие правила ухода. Разнообразие комнатных растений.


Стр. 35-38, читать , отв. на вопросы

25.01


Животный мир (15 часов)

20.

4.

Разнообразие животного мира

1

Изучение новых знаний

Формирование представлений о многообразии животного мира

Животные. Разнообразие животных. Различие животных по внешнему виду, местам обитания, размерам, образу жизни, строению тела.

Формирование стремления поддерживать и соблюдать традиции своего региона и своей страны, формирование бережного отношения к природным богатствам (ресурсам) нашей страны -экологическое воспитание;


Стр. 49-50, читать , отв. на вопросы

01.02


21.

5.

Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

1

Комбинированный

Формирование представлений о среде обитания животных и многообразии животного мира на основе имеющихся у школьников знаний

Разнообразие животного мира. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные , пресмыкающееся, птицы, млекопитающие. Признаки. Среда обитания.

Развитие навыков с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Формирование умения обращаться за помощью к учителю или одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении практических работ, заданий в тетрадях на печатной основе, работе со статьей учебника, наглядным материалом (иллюстрациями, образцами полезных ископаемых, гербариями и пр.) Формирование готовности обращаться к взрослым и сверстникам в бытовых ситуациях на прогулке, в парке, в столовой;


Стр. 54-56, читать , отв. на вопросы

08.02


22.

6.

Рыбы. Морские и речные рыбы.

1

Комбинированный

Уточнение и расширение представлений о рыбах

Формирование представлений о морских и речных рыбах

Рыбы. Строение. Признаки. Места обитания. Значение рыб. Пресноводные и морские рыбы. Морские рыбы: сельдь, треска, камбала, лосось. Пресноводные рыбы: карась, окунь, сом, щука. Охрана рыб.

Осознание себя как гражданина России; Формирование чувства гордости за свою Родину;


Стр. 66-67, читать , отв. на вопросы

15.02


23.

7.

Земноводные. Лягушки, Жабы.

1

Комбинированный

Формирование представлений о земноводных животных на примере жабы и лягушки.

Земноводные. Признаки. Лягушки. Жабы. Внешний вид. Образ жизни. Питание. Размножение.

Развитие навыков с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Формирование умения обращаться за помощью к учителю или одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении практических работ, заданий в тетрадях на печатной основе, работе со статьей учебника, наглядным материалом (иллюстрациями, образцами полезных ископаемых, гербариями и пр.) Формирование готовности обращаться к взрослым и сверстникам в бытовых ситуациях на прогулке, в парке, в столовой;


Стр. 72-73, читать , отв. на вопросы

22.02


24

8.

Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы.

1

Комбинированный

Формирование представлений о пресмыкающихся животных на примере змей, ящериц, крокодилов

Пресмыкающиеся. Признаки. Змеи, ящерицы, крокодилы. Внешний вид. Образ жизни. Питание. Размножение.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем (природа, достопримечательности, население, традиции, обычаи и пр.)


Стр. 74-77, читать , отв. на вопросы

01.03


25.

9.

Птицы.

1

Комбинированный

Уточнение и расширение представлений о птицах.

Птицы. Внешний вид. Признаки. Перелетные птицы. Зимующие птицы. Места обитания. Значение птиц.

Стр. 78-80, читать , отв. на вопросы

15.03


26.

10.

Лебеди, журавли, чайки.

Тестовый контроль за III четверть

1

Комбинированный

Формирование представлений о многообразии птиц. Формирование представлений о лебедях, журавлях, чайках.

Лебеди, журавли, чайки. Внешний вид. Образ жизни. Питание.

Стр. 83-85, читать , отв. на вопросы

22.03


4 четверть (8 часов)

27.

1.

Млекопитающие.

1

Изучение новых знаний

Формирования понятия «Млекопитающие» на основании уточнения и расширения имеющихся представлений

Млекопитающие. Признаки. Внешний вид. Детеныши. Травоядные., всеядные, хищники. Среда обитания (суша и вода)

Развитие навыков с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Стр. 88-90, читать , отв. на вопросы

05.04


28.

2.

Млекопитающие суши.

1

Комбинированный

Формирование представлений о млекопитающих суши на основе имеющихся знаний

Млекопитающие. Животные лесов, степей, пустынь

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем (природа, достопримечательности, население, традиции, обычаи и пр.)


Стр. 90-92, читать , отв. на вопросы

12.04


29

3.

Сельскохозяйственные животные: лошади.

1

Комбинированный

Расширение и уточнение знаний о лошадях. Формирование представлений о сельскохозяйственных животных.

Животноводство. Лошади. Жеребята. Внешний вид. Питание. Использование человеком.


Стр. 99-100, читать , отв. на вопросы. Сообщение про породы лошадей ( по желанию)

19.04


30.

4.

Сельскохозяйственные животные: коровы.

1

Комбинированный

Расширение и уточнение знаний о коровах. Формирование представлений о сельскохозяйственных животных.

Животноводство. Коровы. Внешний вид. Питание. Использование человеком. Уход и содержание.

Развитие навыков с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Стр. 101-103, читать , отв. на вопросы

26.04


31.

5.

Сельскохозяйственные животные: козы, овцы, свиньи

1

Комбинированный

Расширение и уточнение знаний о козах, овцах, свиньях. Формирование представлений о сельскохозяйственных животных.

Животноводство. Свиньи, козы, овцы, бараны. Внешний вид. Питание. Использование человеком. Уход и содержание

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем (природа, достопримечательности, население, традиции, обычаи и пр.)







Стр. 104-105, читать , отв. на вопросы. Сообщение про любое домашнее животное по теме ( по желанию)

03.05


32.

6.

Домашние птицы: куры, утки, индюки.

1

Комбинированный

Расширение и уточнение знаний о курах, утках, индюках. Формирование представлений о сельскохозяйственных птицах.

Птицеводство. Птицы. Куры, утки, индюки. Внешний вид. Использование человеком. Уход и содержание.

Развитие навыков с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Стр. 106-108, читать , отв. на вопросы

10.05


33.

7.

Уход за животными в живом уголке или дома.

1

Комбинированный

Формирование представлений о живом уголке, правилах ухода за животными в живом уголке.

Живой уголок. Общие правила ухода за животными в живом уголке или дома.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем (природа, достопримечательности, население, традиции, обычаи и пр.)


Стр. 109-110, читать , отв. на вопросы. Составить правили ухода за животными в «Живом уголке « или дома.

17.05


34.

8.

Животный мир нашей страны.

Тестовый контроль за IVчетверть

1

Комбинированный

Формирование представлений о многообразии животного мира России.

Разнообразие животного мира. Арктика (белый медведь, тюлень). Тундра (северный олень, песец). Леса (медведь, волк, лиса). Степи, пустыни, полупустыни (змеи, верблюд). Горы ( серна, орел). Взаимосвязь образа жизни и природных условий. Охрана природы.

Развитие навыков с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Стр. 133-135, читать , отв. на вопросы. Подготовка к итоговому тестированию за четверть с.88-135.

24.05















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!